Варианты формирования малых групп младших школьников и различные способы группового взаимодействия


Варианты формирования малых групп младших школьников и различные способы группового взаимодействия
Место работы учащихся в малых группах в учебном движении можно представить так: такая работа действительно необходима как промежуточный этап между открытием нового способа действий, происходящим в форме дискуссии всего класса, и индивидуальной работой детей по освоению нового способа. Работа в группах позволяет детям освоить новое, перейти к индивидуальной работе с пониманием и некоторым накопленным опытом действий. В ходе групповой работы всегда решаются два вида задач: освоение собственно предметного материала урока;  формирование и отработка навыков по уяснению нового способа действий.
В первую очередь, необходимо научить детей правильно строить свои высказывания: и в частности: как выразить свою точку зрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнить высказывание одноклассника и т. д. Кроме этого необходимо выработать и зафиксировать совместно с детьми правила работы в группе. А поскольку все группы в своём развитии проходят стадию конфликтных отношений, то учителю нужно научить детей различным способам выхода из конфликтных ситуаций. Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы. Опыт показывает, что высокую результативность дают не все группы, целесообразно так же знать, какие опасности могут подстерегать учителя. Мы в течение нескольких лет систематически занимались подбором и апробацией различных вариантов формирования групп младших школьников. Результат этой работы представлен ниже. 
Деление учащихся на малые группы
         Группа по желанию - учащиеся сами выбирают тех, с кем они хотели бы работать, т. е. объединяются по взаимному выбору.
Задание на формирование группы по желанию может даваться в двух вариантах:  разделитесь на группы по … человек в каждой или  разделитесь на … одинаковые группы.
         «Случайная» группа – группа, формируемая по принципу случайности.
Формирование «случайной» группы: из тех, кто сидит рядом – на одном ряду, за соседними столами, всякого рода жребий. Это может быть билетик с номером или названием группы, полоски бумаги разного цвета, различные геометрические фигуры; фанты; считалки, а также деление по порядку дней рождений (группы образуются из детей родившихся зимой, весной, летом и осенью); расчёт по росту, цвету волос, полу и т.д.
         Группа, сформированная лидером (капитаном, командиром).
Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидер набирает себе группу. Эту работу можно провести так:
а) первые 4 человека, заявившие о своём желании работать в определённой группе, становятся её участниками. Можно предложить желающим поднять руки или записаться под названием групп на листочках или на доске;
б) лидеры по очереди набирают себе команды, (каждый называет по одному человеку, затем по второму, и так далее до полного набора группы).  Если же выбор лидеров производится учащимися, то учитель говорит: «Для работы нам понадобится разделиться на группы. Давайте выберем лидеров, которые эти группы сформируют. Кого бы вы хотели видеть лидерами?» Учащиеся называют кандидатов в лидеры, обсуждают варианты и принимают решение (в крайнем случае, с помощью голосования).
         Группа, сформированная учителем в соответствии с поставленными целями.
Например, в такую группу можно объединить лидеров или особо успешных учеников с целью либо получения хорошего результата (например, на конкурсе или олимпиаде), либо для того, чтобы исключить их из общей работы, тем самым, создав условия остальным для самостоятельной работы. «Медленных» участников тоже можно выделить в отдельную группу, чтобы дать им возможность работать с «собственной скоростью». Можно разбить класс на группы по различным трудностям и проблемам. Так удобнее проводить коррекционную работу. По типу работы Одна группа проектирует, другая проводит исследование, третья решает проблему.
         По теме работы. Группы выполняют задания, отличающиеся по теме работы.
         По уровню сложности задания Учащиеся в малых группах выполняют задания различной степени трудности, которые либо учитель предлагает учащимся, учитывая достигнутый ими уровень усвоения знаний, либо каждый ученик выбирает для себя наиболее оптимальный вариант.
* группы можно сформировать различными способами, но общее правило таково: малые группы необходимо формировать так, чтобы они не повторяли уже сложившиеся в классе группировки и были по настоящему рабочими.
Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые ставит учитель в данный момент. Например, для того, чтобы школьники научились работать вместе, целесообразно использовать тщательно подобранные учителем группы, которые могут оставаться без изменения достаточно долго (5-6 недель). Когда дети уже усвоят основные навыки работы в группах, учитель может поставить перед ними задачу – научиться устанавливать нормальные рабочие отношения с любыми людьми, даже если они вам не нравятся. В этом случае самый подходящий способ формирования групп – по принципу случайности.
Организовать взаимодействие учащихся в группах можно самыми разными способами. Учителю важно знать об особенностях различных способов группового взаимодействия, чтобы эффективно использовать их для достижения конкретной цели. В своей практической деятельности мы осваивали один из возможных способов работы в малых группах и использовали его всякий раз, когда для этого представлялась возможность. Опыт показывает, что отработанные формы существенно упрощают организацию работы в группах.
 
Различные способы группового взаимодействия учащихся
         «Мозговой штурм»
Каждый участник высказывает как можно больше идей о том, как ре-шить задачу, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от «группы». При проведении «мозгового штурма» возможны следующие варианты организации работы:
а) «Круглый стол»: члены группы (в произвольном порядке) высказываются. Пока один говорит, остальные слушают. Возможный вариант: говорящий держит жезл спикера. Передать жезл другому члену группы, значит, передать ему слово.
б) «Обсуждение по кругу». Порядок работы такой же, как на «круглом столе». Отличие в том, что члены группы высказываются в заранее установленном порядке (например, по часовой стрелке)
         Конвейерный тип взаимодействия
Между детьми распределена последовательность операций, составляющих действие по решению задачи. Конвейерный тип взаимодействия удобен, прежде всего, для отработки навыков. Он эффективно работает при освоении операционального состава действия, где каждый участник малой группы отвечает за одну конкретную операцию. До тех пор, пока не будет выполнена одна операция, не может быть начата другая.
         Кооперационный тип взаимодействия
Может быть использован при решении задачи, требующей больших затрат времени. Для ускорения решения задачи члены группы договариваются между собой, кто и что будет делать. Продукт групповой работы складывается из результатов работы каждого участника группы.
         «1-2-все» Каждый член группы выполняет задание самостоятельно. Члены группы обсуждают свои результаты и готовят вариант материала в парах. Пары представляют свои материалы на обсуждение группы. Группы готовит итоговый вариант материала.
         «Трёхшаговое интервью» Группа разбивается на пары. Работа в парах: детям предлагается взять друг у друга интервью на определенную тему, а потом представить мнение друг друга группе. Группа собирается вместе: все члены группы высказываются поочерёдно.
         «Номера» («Цвета») Учитель устанавливает порядок нумерации учащихся в группе. Каждый учащийся в группе получает номер (как вариант карточку определённого цвета). Учитель даёт задание группе. После того, как работа в группе завершена, учитель объявляет номер (цвет) и только один ученик от каждой группы отвечает на поставленный вопрос.
         Ролевое взаимодействие необходимо организовать тогда, когда выполнение задания требует одновременного удерживания нескольких позиций (ролей) например: исполнитель и проверяющий, а это затруднительно ещё особенно для первоклассников.
Возможны следующие ролевые функции участников группы: лидер (координатор, командир), оформитель (секретарь), докладчик (спикер), хранитель времени, завхоз…Такую работу надо проводить, соблюдая определённую последовательность в действиях. Фронтальная работа должна быть для учащихся моделью групповой работы: сначала учитель не только исполняет роли координатора, секретаря и докладчика (обобщает версии учащихся), но и анализирует вслух вместе с учениками смысл и способы выполнения каждой функции. Постепенно процесс фронтальной работы организуется так, что частично или поэтапно эти функции делегируются нескольким учащимся (несколько секретарей фиксируют версии, несколько докладчиков делают обобщения). Затем учащиеся используют этот опыт при работе в группах. Распределение ролей очень полезно при проведении групповой дискуссии. Если роли не распределены, не исключено, что будут солировать всего один-два участника.
         По различным трудностям и проблемам, которые необходимо устранить
1) Эту работу можно организовать так, что в каждой из групп будет отрабатываться одна из операций способа действия. Освоив одну операцию, с которой учащийся испытывал затруднения, он может переходить в другую группу, где идет работа над другой операцией. Ученики, которые хорошо выполняют все операции, либо помогают другим учащимся (выступают консультантами), либо решают задачи по индивидуальным карточкам.
2) А можно, например, так: на первом уроке одна группа детей (у кого в этом есть потребность) работает над темой «Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова», другая группа – над проблемой личных окончаний глаголов. Как правило, у детей есть затруднения и там, и там. Тогда на следующем уроке эти две группы делятся каждая пополам, и начинается работа по «взаимообучению» и т. д. Учитель либо занимает позицию координатора работы групп (консультирует, оказывает помощь в выполнении заданий), либо руководит работой одной из групп.
         Совместные действия детей, воспроизводящие отношение «ученик- учитель» – различные формы взаимообучения, взаимопомощи, консультирования.
Такие способы группового взаимодействия эффективны для формирования самостоятельности школьников в выполнении готовых инструкций, в сличении заданного образца с результатом собственного действия. При этом один из детей в группе занимает позицию учителя: проверяет решение, оценивает работу другого ученика, излагает свою часть учебного материала и пр. (различные способы группового взаимодействия можно комбинировать в уроке, получая новые варианты).
Когда работа завершена, необходимо организовать обсуждение результата работы групп. Первое время после того, как результаты были вывешены на доску, мы давали слово представителям каждой группы, даже если их результаты были практически одинаковы. Однако это затягивало обсуждение, приводило к нерациональному использованию времени на уроке, а также к некоторому однообразию в организации такой работы. Это обстоятельство побудило нас искать различные варианты организации межгруппового взаимодействия, которые представлены ниже.
Как определить порядок выступления групп, если необходимо выслушать каждую из них (например, в случае, когда между группами распределены части одного задания)? Для этого учителю необходимо зафиксировать на доске порядок окончания работы каждой из групп. Первой своё выступление начинает та группа, которая первой закончила свою работу. Иногда бывает достаточно послушать выступление одной из групп. Остальные группы участвуют в общей работе, уточняя, дополняя прозвучавшее выступление или задавая вопросы его авторам и помогая искать на них ответы. Результат, представленный в виде разнообразных схем, позволяет производить сравнение результатов через систему вопросов без рассказа всех представителей групп, что ускоряет процесс решения задачи, позволяет избежать утомляемости детей от выступления каждой группы. Можно предложить детям объединить похожие решения, а затем рассмотреть предложенные способы выполнения задания. При рассмотрении способов выполнения задания выступления лучше строить по степени приближения к правильному решению. Можно построить работу так: предложить детям посмотреть на предложенные варианты и попробовать понять, как рассуждали их авторы. В качестве проверки предположений можно выслушать представителя от той группы, чьё решение обсуждается.