Методический семинар Реализация проектно-дифференцированного обучения в предметной области Технология
Методический семинар Реализация проектно-дифференцированного обучения (ПДО) в предметной области «Технология»Касаткина Ольга Александровнаучитель технологииМБОУ СШ с.п. Селекционной станцииквалификационная категория: перваяСтаж : 13 летE-mail: kasatkinaoa78@gmail.com
Формирование компетенций инновационной деятельности, обеспечение широких возможностей для осуществления проектной деятельности Направление стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года Актуальность педагогического опытаТребования ФГОС ООО к результатам освоения ООППроектная компетентность- ведущий метапредметный результат Требования образовательной программы школы в части достижения метапредметного результатаРеализация проектно-дифференцированного обучения в различных предметных областях Требования к программе по технологииРеализация проектной деятельности на уроках технологии как способа формирования проектной компетентности
Проблемное полеОтсутствие механизмов и инструментов реализациипроектно-дифференцированного обучения на предметном содержании технологииНеобходимость формирования проектной компетентности у обучающихся через реализацию проектно-дифференцированного обучения во всех предметных областях Разработать и апробировать методические инструменты реализации проектно-дифференцированного обучения на предметном содержании технологии, обеспечивающие формирование проектной компетентности обучающихся Цель
Ведущая педагогическая идеяЦеленаправленная системная деятельность учителя, основанная на реализации проектно-дифференцированного обучения на предметном содержании технологии, обеспечит формирование проектной компетентности школьников, как ведущего метапредметного результата.А также будет способствовать достижению планируемого уровня качества обучения по технологии, достижению личностных результатов, включающих: повышение познавательного интереса и активности в изучении технологии;развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Условия формирования личного опыта1. Наличие сотрудничества с лабораторией научно-методического обеспечения ПДО ГБОУ ДПО НИРО.2. Наличие методической литературы, обеспечивающей методическое сопровождение реализации ПДО в образовательной деятельности педагога. Научно-методичес-кие условияОрганиза-ционныеусловия1. 2011 – 2014 г – школа – опытно-экспериментальная площадка лаборатории научно-методического обеспечения ПДО ГБОУ ДПО НИРО по теме «Организация проектно- дифференцированного обучения в ОУ»2.С 2014г. - инновационная площадка по теме «Разработка и апробация методического обеспечения управления ПДО».3. Реализация ПДО в школе в условиях командной работы педагогов.
Этапы формирования личного опыта1.Апробация механизмов и инструментов реализации ПДО: проектных модулей и внеурочных проектов в 5-м классе .2.Разработка механизмов и инструментов реализации ПДО: проектных модулей , внеурочных проектов в 6-7-х классах.1 этап:2011-2013гг 3 этап:2015-2016гг 2 этап:2014-2015гг Разработка методической системы реализации ПДО при преподавании технологии в 5-7- х классах.Разработка механизмов и инструментов реализации ПДО в 5-м классе.Обучение на курсах лаборатории научно- методического обеспечения ПДО ГБОУ ДПО НИРО.Работа в проектной группе педагогов, участвующих в разработке ПДО.Изучение методической литературы по проблеме, выпущенной лабораторией научно-методического обеспечения ПДО.
ПДО как система деятельности учителя при обучении технологии в 5-7классах Ожидаемые результаты:сформированность проектной компетентности школьников на повышенном уровне;достижение планируемого уровня качества обучения по технологии;повышение познавательного интереса и активности на уроках технологи и во внеурочное время, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Образовательная деятельностьреализация проектных модулей по технологии;реализация внеурочных проектов;Методические условия- разработка рабочих программ по технологии;-разработка проектных модулей, разработка внеурочных проектов;Организационные условияМониторинг образовательных результатов
Инструменты реализации ПДО на предметном содержании технологии{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Этап образова-тельной деятельностиОсновная педагогическая цельИнструменты формирования проектной компетентностиОжидаемый образовательный результат5 классСоздать условия для формирования групповых проектных умений под руководством учителя1. Проектный модуль «Здоровое питание».2. Внеурочный проект «Подарок маме».(мотивированные обучающиеся)Сформированность проектных действий обучающихся на уровне умений реализации групповой проектной деятельности 6 классСоздать условия для развития уобучающихся навыков групповой работы при реализации проекта1.Проектный модуль «Сервировка стола к обеду».2. Внеурочный проект «Подарок маме».3. Внеурочный проект «С Днем учителя!»
Инструменты реализации ПДО на предметном содержании технологии{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Этап формирования проектной компетенцииОсновная педагогическаяцельИнструменты формирования проектной компетентностиОжидаемый образовательный результат7 классСоздать условия для приобретения обучающимися опыта самостоятельной реализации группового проекта по технологии и перехода на демонстрацию умения реализовать индивидуальный проект1. Проектный модуль «Мучные сладости» (по разделу «Кулинария»).2. Внеурочный проект «Подарок маме».3. Внеурочный проект «С Днем учителя!»4. Внеурочный проект «С Днем рождения».Сформированность проектных действий на уровне навыка реализации проектной деятельности в совместно-распределительной форме с переходом на индивидуализацию как демонстрацию достижения повышенного уровня проектной компетентности достижение планируемого уровня качества обучения по технологии; повышение познавательного интереса и активности на уроках технологии и во внеурочное время.
Система проектных модулей по русскому языку и литературе в 5-7 классах {21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}КлассТема модуляПроблемаЦелесообразностьПродуктПрогно-зируемый результат5 Проектный модуль «Здоровое питание».Ребята часто нарушают правила питания, так как имеют недостаточно знаний о здоровом питании:1 группа: не знаем, чем опасны некоторые вкусные, но вредные продукты; 2 группа: не знаем, чем именно полезны некоторые фрукты; 3 группа: недостаточно знаний о гигиене питанияПредметное содержание позволяет сформулировать проблему, работа в модуле дает возможность формировать умение вырабатывать критерии к продукту, отработать умение планировать деятельность по реализации цели, формирование рефлексивных умений.Возможность отработать алгоритм проектной деятельности под руководством учителя.1 группа: памятка «Опасные продукты».2 группа: плакат «Фрукты – полезные продукты».3 группа: презентация на тему «Здоровое питание»1.Формирование базового уровня проектных действий.2. Новые знания о здоровом питании.3. Формирование интереса к изучению технологии.6Проектный модуль «Сервировка стола к обеду».Не можем правильно накрыть стол для обеда, т. к. не имеем инструкций с правилами сервировки стола.Предметное содержание позволяет сформулировать проблему, работа в модуле позволяет формировать умение реализовать проектную деятельность в групповой работе при помощи учителя. Возможность освоить различные способы обработки и представления информации, развивать рефлексивные умения1. Правила сервировки стола к обеду, оформленные в виде инструкционной карты.2. Сервировка стола, выполненная с учетом правил.1. Отработка базового уровня и формирование повышенного уровня проектных действий .2.Формирование и систематизация знаний и умений по теме «Сервировка стола к обеду».3 . Развитие познавательного интереса к изучению технологии.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}реализованный модульпланируемый модуль
Система проектных модулей по технологии в 5-7 классах (продолжение) {21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}КлассТема модуляПроблемаЦелесообразностьПродуктПрогно-зируемый результат7Проектный модуль «Мучные сладости ».Всем нам хорошо знакомы изделия из теста. В каждой семье есть свои рецепты. Но особенно ценно, когда вкусное блюдо готовиться быстро, и рецепт был под рукой. Существует огромное количество кулинарных книг, но такой, где бы были только проверенные рецепты у нас нет.Предметное содержание позволяет сформулировать проблему, работа в модуле позволяет приобрести опыт групповой работы. Брошюра проверенных рецептов на тему «Мучные сладости».1.Развитие повышенного уровня владения проектными действиями.2. Знакомство и систематизация знаний о сладких блюдах из муки.3. Осознание значения изучения технологии при получении школьного образования.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этап проектной деятельностиУчебная деятельность№Деятельность на урокеПроектный продуктАктуализация1-2Формулируют проблему, цель и задачи проекта.Проблема: ребята часто нарушают правила питания, так как имеют недостаточно знаний о здоровом питании:1 группа: не знаем, чем опасны некоторые вкусные, но вредные продукты; 2 группа: не знаем, чем именно полезны некоторые фрукты; 3 группа: недостаточно знаний о гигиене питанияЦель: приобрести новые знания о здоровом питании :1 группа: узнать, чем опасны некоторые вкусные продукты; 2 группа: узнать, чем именно полезны некоторые фрукты;3 групп: систематизировать и углубить знания о гигиене питанияРазрабатывают образ проектного продукта и критерии его оценки.Сформулирована проблема, цель деятельности.Определены итоговые продукты и выработаны критерии к ним.ПроблематизацияЦелеполаганиеКонцептуализацияМоделированиеПланирование3-41.Планируют деятельность.2.Выполняют проектные продукты.3.Готовятся к защите итоговых продуктов.Составлен план деятельности в проекте.Частично созданы проектные продукты.Определен порядок защиты проектных продуктов (памятка для защиты).Реализация (разработка проектного продукта) –частично, этап реализации учащиеся заканчивают домаПрезентация проектного продукта5-6Проводят защиту проектных продуктов.Участвуют в оценке продуктов на основании ранее выработанных критериев.Оценивают степень реализации цели (решает ли созданный проектный продукт заявленную проблему ).Проводят рефлексию собственной деятельности в проекте.Выполнена оценка проектных продуктов, а так же работы группы по их защите. Проведена рефлексия.ОценкаРефлексияПроектный модуль - основной инструмент реализации ПДО«Здоровое питание» , 5 класс
Внеурочный проект как инструмент формирования проектной компетентности«Подарок маме», 5 класс{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Этапы проектной деятельностиПроектный продуктВнеурочная деятельностьАктуализацияЦелеполаганиеКонцептуализацияМоделированиеПланирование1 Сформулирована проблема : 30 ноября – День матери. Многие ли в этот день говорят теплые слова свои мамам? Мы помним о них, когда нам становится плохо, мы вспоминаем их, когда у них День рождения, а в остальные дни? Очень хочется, чтобы слова, сказанные в этот день, остались не просто звуком в памяти дорогих нам людей, а подарком, напоминающим именно этот день, когда сын или дочь учились в пятом классе.Поставлена цель: придумать и изготовить подарок для мамы своими руками.Определен образ будущего продукта: открытка , сделанная своими руками.Разработаны критерии оценки продукта и составлен план деятельности.Реализация2-3Подготовка необходимых составляющих открытки.Подготовка поздравления для мамы.Сборка открытки.Оценка продукта на основании критериев и подготовка к защите.Презентация продукта, оценка, рефлексия4Проведена защита проектного продукта , отрефлексирована деятельность в проекте.
Результативность реализации ПДО при обучении технологии в 5 –м классе Мониторинг уровня сформированности проектной компетентности (%)
Результативность реализации ПДО при обучении технологии в 5-м классеОпрос обучающихся «Мое отношение к проектной деятельности»
Результативность педагога в освоении проектно-дифференцированного обучения Дипломы участника и победителя профессионального конкурса методических разработок «Учебный проект: от “школы знаний” к “школе деятельности” (ГБОУ ДПО НИРО, 2015 г., 2016г.)Сертификаты и дипломы за подготовку победителей и призеров конкурсов, конференций
Тиражирование педагогического опыта28.01.2016 – открытый урок по теме «Развивающая игрушка» в рамках целевого семинара директоров ОУ Кстовского района «ПДО как механизм достижения планируемых образовательных результатов ООП ООО».22.03.2016 - выступление на заседании педсовета МБОУ СШ с.п. Селекционной станции «Из опыта организации проектной деятельности обучающихся во внеурочное время»24.03.2016 - Мастер – класс по теме «Механизмы достижения образовательных результатов при реализации проектно-дифференцированного обучения в учебном предмете «Технология» в рамках реализации программы стажировки руководящих и педагогических работников Нижегородской области «Внедрение проектно-дифференцированного обучения в практику образовательной организации»Представление проектного модуля в рамках профессионального конкурса методических разработок «Учебный проект: от “школы знаний” к “школе деятельности” (ГБОУ ДПО НИРО, 2015г.)- диплом участника.Представление проектного модуля в рамках профессионального конкурса методических разработок «Учебный проект: от “школы знаний” к “школе деятельности” (ГБОУ ДПО НИРО, 2016г.)- диплом победителя.
ЛитератураСтратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 8.12.2011 г. № 2227-р.Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897Плетенева О.В. Целевые установки и оценка ожидаемых результатов проектно-дифференцированного обучения школьников в основной школе – Нижегородское образование, 2012. – № 4. – с. 72-80.Проектирование образовательного процесса в проектно-дифференцированном обучении: рабочая программа, учебное занятие, урок: методическое пособие / О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова, М.В. Шуклина. – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014.- 172 сПроектно-дифференцированное обучение как способ формирования проектной компетентности школьников в условиях реализации требований ФГОС основного общего образования: Сборник методических материалов / Авт.-сост. О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова, М.В. Шуклина. – М.: ИД «Методист», 2014. – 52 с.Формирование проектной компетентности школьников в условиях реализации требований ФГОС основного общего образования: методическое пособие / авт.-сост.: О.В.Плетенева, О.В.Тулупова, В.В.Целикова, В.Я.Бармина. – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013. – 134 с.Плетенева О.В., Белаш Е.А., Целикова В.В. Организационно-управленческие условия формирования проектной компетентности школьников: Методическое пособие– Нижний Новгород, 2015.- 100 с.