Презентация к районному семинару учителей русского языка и литературы на тему Метод проектов


Районный семинар учителей русского языка и литературы образовательных учреждений Володарского муниципального района по теме: «Формирование и развитие ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы средствами проектного обучения в условиях введения ФГОС II поколения» Метод проектовКаленова Ю. А., учитель русского языка и литературы, МАОУ СШ № 8, п. Новосмолинский Востребован метод, который бы: формировал бы активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в учении;развивал бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;формировал бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;был бы приоритетно нацелен на развитие познавательного интереса обучающихся;реализовывал бы принцип связи обучения с жизнью.Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсеналемировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Метод проектов - принципиально иная (хотя и не новая) философия построения образовательного процесса. Она берет свое начало в трудах Джона Дьюи. Именно этот американский ученый сто лет назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность обучающегося, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы обучающийся воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести. Классификация проектов По содержательной специфике: Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, поселка, государства. Палитра разнообразна — от учебного пособия для кабинета физики до пакета реко­мендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор? По комплексности : 1)Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом — учитель другой дисциплины.Такие проекты могут быть, например, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными.2)Межпредметные проекты выполняются и под руководством нескольких специалистовв различных областях знания.Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. По характеру контактов: внутриклассными;внутришкольными;региональными (разного масштаба);межрегиональными (в рамках одного государства);международными.Последние два типа проектов (межрегиональные и международ­ные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий. по продолжительности Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.Краткосрочные проекты, требуют выделения 4-6 уроков.Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.Среднесрочные - недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внекласс­ными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это в сочетании с глубоким «погружением» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.Долгосрочные - годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.Эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект — от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеурочное время. По методам: Классификационные – репродуктивный;Познавательные – частично-поисковый и поисковый;Исследовательские - исследовательский По содержанию: Материальные;Интеллектуальные;Экологические;Сервисные;Комплексные… По количеству участников: Персональные (индивидуальные)Преимущества персональных проектов:план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью;у обучающегося полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого;обучающийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта — от рождения замысла до итоговой рефлексии;формирование у обучающегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.ГрупповыеПреимущества групповых проектов:у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества;проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и, наоборот, каждый обучающийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы;в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта. Примерная направленность творческих проектов: Производство Школа Сервис Досуг Дом Профессиональное самоопределение Направленностьпроектной деятельности Основные требования к проекту (5П+1): наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической …планирования действий по разрешению проблемы ;поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;продукт, который разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. презентация - продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.+Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др. Психологическая основа творческой проектной деятельности включает: Мотив Предмет Результат Способ Цель Разумеется, в практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских проектов и творческих, например, одновременно практико-ориентированные и исследовательские. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!