Внеклассное занятие на тему Песни, опалённые войной..


Песни, опалённые войной…
Цель мероприятия:
формирование у обучающихся представления о жизни людей во время Великой Отечественной войны, о значении культуры и искусства в годы войны, о значении музыки и песни на войне.
Задачи:
Сформировать у обучающихся представления о жизни людей во время Великой Отечественной войны и о значении культуры и искусства в годы войны, о значении музыки и песни на войне.
Познакомить с историей создания популярных в годы войны песен.
Развивать творчество обучающихся.
Воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению, сумевшему выстоять и добыть Великую Победу в годы Великой Войны.
Прививать любовь и уважение к своей Родине и народу.
Звучит песня “Журавли” – 1 слайд презентации.Ведущий. Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война.
Итак, мы начинаем…
В далеком 1941 году на улицах городов собралось много людей оттого, что изо всех уголков
доносилось … (звучит речь Левитана- 2 слайд презентации.)
Дети: Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
 
Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!
 
Ведущий. 22 июня 1941 года был солнечный летний день, но ранним утром, когда огромные полчища врагов без объявления войны перешли нашу границу, всё изменилось навсегда. Самолёты начали сбрасывать бомбы на спящие города и сёла. Враги, солдаты фашистской Германии, напали на нашу страну. Началась Великая отечественная война  — все мужчины и многие женщины одели военную форму, взяли оружие и пошли защищать Родину.
1 чтец
Мы в мирное время с тобой рождены,
Суровых препятствий в пути не встречали,
Но эхо далекой суровой войны
Нам в песнях поры той звучали.
2чтец
Вам об этой войне на уроках расскажут,
Фотоснимки живых и погибших покажут.
Если помнит еще поколенье войну,
Не нарушит оно никогда тишину.
Ведущий. Трудно было. А выжить помогала песня. Особенно дороги нам песни военных лет. Песни Великой Отечественной войны: они и теперь, по прошествии более чем полувека, по-прежнему волнуют души ветеранов, любимы людьми сегодняшнего поколения. С первого дня войны и до праздничного победного салюта всегда были с солдатами, помогали преодолевать трудности, поднимали боевой дух воинов, сплачивали их. Как верный друг, песня не покидала фронтовика, она шла с солдатом в бой.
1чтец. Кто сказал, что надо бросить Песню на войне? После боя сердце просит Музыку вдвойне!
Ведущий. Эти слова поэта В. Лебедева-Кумача полно выразили ту тягу к песне, которую испытывали в грозную годину советские люди, особенно фронтовики. Было написано великое множество боевых, призывных, суровых, лирических, шуточных песен.22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. 24 июня 1941 года газеты опубликовали стихотворение В.И.Лебедева-Кумача:
2чтец. Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой. С фашисткой силой темною, С проклятою ордой!..
Ведущий. Стихи произвели такое сильное впечатление на руководителя Краснознамённого ансамбля песни и пляски А.В.Александрова, что он сразу же сел за рояль. И уже вечером 26 июня, на шестой день войны на Белорусском вокзале перед частями, уходящими на фронт, впервые была исполнена песня «Священная война»...
Звучит песня. В.И.Лебедев-Кумач. А.В.Александров. «Священная война»
Ведущий.  Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной. Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердца на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто остался у станков и в поле
Многие фронтовые песни были рождены самой жизнью.
Так произошло с песней "В землянке".
Песня действительно родилась в "белоснежных полях под Москвой" в ноябре 1941 года во время оборонительных сражений за столицу. Однажды поэт Алексей Сурков, выходя из вражеского окружения, попал на минное поле. Было действительно "до смерти четыре шага", даже меньше... ... После всех испытаний он послал жене письмо со стихами Правда, когда поэт писал стихотворение "Бьется в тесной печурке огонь", он не предполагал его публиковать и там более не думал, что оно может стать песней. Но композитор Константин Листов в начале 1942 года написал на стихи музыку. Мелодия новой песни запоминалась с первого раза.
Звучит песня. Алексей Сурков. Константин Листов. «Землянка»
Ведущий. Песни военных лет!.. От самых первых залпов и выстрелов и до победного майского салюта, через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю. Для тех, кто прошел и пережил войну, песни эти сродни позывным из той незабываемой далекой поры. Стоит раздаться звукам одной из них, и распрямляются плечи, исчезают морщины на лицах людей, загораются задорным блеском или наполняются глубоким раздумьем глаза.
Ведущий. Более 20 миллионов жизней унесла та война. Но эти жертвы не были напрасными, фашисты были разбить. 9 мая 1945 года Берлин, последний оплот фашизма, пал. Все небо взорвалось салютом долгожданной победы.
Звучит песня “День Победы”. Демонстрируются кадры кинохроники тех лет. Ученик .В девятый день ликующего мая,Когда легла на землю тишина,Промчалась весть от края и до края:Мир победил! Окончена война!
Ведущий. В 70-й раз День Победы наша страна будет праздновать так же, как и в далеком уже 45-м. Этот праздник остается радостным и трагическим. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую за нее заплатил наш народ.
Рифлексия- Мы с вами много говорим о войне. Давайте попробуем определить какое это слово – доброе или злое?
- А каким цветом тёплым или холодным можно его обозначить?
- Можем ли мы сравнить слово «война» с чёрной тучей? (вешаю рисунок тучи).
- Слово «мир» доброе или злое?
- Каким цветом тёплым или холодным можно его обозначить?
- Можем ли мы сравнить слово «мир» с солнышком? (вешаю рисунок солнышка без лучиков на доску)
- Скажите, а солнце может разогнать тучи?
- Что для этого не хватаем у нашего солнышка? (лучиков)
- Давайте на лучиках мы напишем пожелания чего-то доброго, хорошего всем людям. Ведь добро всегда побеждает зло.
- Что мы можем пожелать? (ответы детей устные, затем пишут варианты ответов на бумажных «лучиках» и вешаем их к солнышку. Туча убирается.)- Мы должны стремиться, чтобы все люди были добрыми и счастливыми. Тогда страшная война больше не повторится.