Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Школа вежливых наук для 1-2 классов.

I.Пояснительная записка

Данная рабочая программа специального курса внеурочной деятельности «Школа вежливых наук» для 1-2 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также на основе авторской адаптационной педагогической разработки «Школа вежливых наук». Программа внеурочной деятельности. Автор: Петрова Л.Н., утверждённой ЭМС МАУ «ЦРО» (протокол №7 от 17.05.2012 года) и в соответствии с положением о рабочих программах МБОУ «СОШ №1».
Внеурочная деятельность курса «Школа вежливых наук» организуется по направлению духовно- нравственного воспитания детей, которое является одним из приоритетных направлений содержания образования. Ключевые идеи его реализации определены в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников и Примерных программах воспитания и социализации младших школьников. Согласно данным документам, под духовно-нравственным развитием личности понимается «процесс последовательного расширения ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных  норм и нравственных идеалов».  
Духовно-нравственное воспитание младших школьников необходимо осуществлять не только в учебной деятельности детей, но и во внеурочной. Этому способствует курс «Школа вежливых наук».
Содержание программного материала отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Инновационный характер курса в том, что он обеспечивает выполнение ФГОС в рамках внеурочной деятельности обучающихся, способствует формированию навыков общения и культуры поведения, развитию и совершенствованию нравственных качеств и коммуникативных умений, которые пригодятся им в жизни и в процессе обучения.
Младший школьный возраст – это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности. Усвоение связанных с этими новыми ситуациями норм речевого поведения помогает ребенку адаптироваться к новым условиям, преодолевать трудности, с которыми в повседневной жизни сталкивается каждый ребенок, избегать конфликтных ситуаций в общении со сверстниками.
Развитые коммуникативные умения предполагают способность школьника в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, т.е. уметь говорить и слушать других. Основа культуры общения – соблюдение этических норм речевого поведения. Речь и поведение – взаимосвязаны. Освоение ребенком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения.
Правила речевого поведения сопряжены с общими этическими нормами, в основе которых лежат нравственные понятия и принципы: деликатность, доброта, внимание.
Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние. Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Курс «Школа вежливых наук» должен быть эмоциональным, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. На занятиях важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Цель программы:
Формирование навыков общения и культуры поведения младших школьников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Задачи:
1.Обучить навыкам общения и сотрудничества.
2.Сформировать у младших школьников первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения.
3.Развивать коммуникативные умения в процессе общения.
4.Ввести в мир человеческих отношений и нравственных ценностей.
5.Способствовать формированию положительных качеств личности сначала в игре, затем в повседневной жизни детей.
6.Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.
7.Научить приёмам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Формы занятий:
-презентации;
-беседы;
-сюжетно - ролевые и развивающие игры;
-анализ и моделирование ситуаций;
-конкурсы;
-чтение рассказов и сказок;
-проигрывание этюдов (отрывков из сказок, сценок из жизни)
-рисование эпизодов из сказок, раскрашивание;
-речевые разминки;
-инсценировки

В соответствии с планом внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №1» на внеурочную деятельность в 1-х классах отводится 0,5 часа. Занятия проводятся в первом полугодии,1 раз в неделю по одному часу в каждом классе. Соответственно программа рассчитана на 17 часов в год в 1 классе.








II. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

В системе воспитания подрастающего поколения наряду с умственным, трудовым, физическим, эстетическим воспитанием по-прежнему важное место занимает духовно - нравственное воспитание, являющееся одним из основных условий гуманизации образования на современном этапе. При этом особенность духовно-нравственного воспитания состоит в схожести некоторых его существенных аспектов с целеполаганием современной школы, таких как: целостное самоопределение, нравственно-волевая регуляция, развитие нравственных чувств, передача этических знаний, формирование нравственности личности, научение гуманистическому отношению к миру и ряду других.
В педагогической литературе под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс освоения индивидом моральных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.
Я же под духовно-нравственным воспитанием понимаю труд учителя по созданию условий для формирования нравственных качеств учащихся и их деятельности, направленных на удовлетворение потребности, в совершенствовании человеческих качеств. Труд учителя должен быть нацелен на создание таких условий, в которых личность имела бы возможность развить собственные потребности и испытывала востребованность нравственных качеств и проявляла их в деятельности.
Нравственность личности, ее стремления, намерения, цели, мечты, их осуществление не слагаются механически из отдельных качеств (прилежности, аккуратности, честности, вежливости и т.д.), а находятся в неразрывном единстве и взаимодействии. И осуществлять духовно-нравственное воспитание необходимо с первых лет обучения в школе и не отдельными, хотя и хорошими мероприятиями, не при помощи каких-то универсальных приемов, а воздействием комплекса разнообразных средств и методов в разных видах деятельности, т.е. через посредство системы педагогических влияний. Осуществляя духовно-нравственное воспитание младших школьников, педагог решает задачи разностороннего развития личности.
Наиболее эффективный путь усвоения моральных качеств – через сказку, которая в этом возрасте сделает доступным и понятным для детского восприятия ряд моральных норм и правил, качеств, поступков.
Рассматривая духовно-нравственное воспитание как один из важнейших компонентов развития личности ребенка, нельзя не задуматься о формировании детского характера. Как уже не раз отмечалось, цель духовно - нравственного воспитания – формирование нравственного поведения, причем не от случая к случаю, а в повседневной жизни. Известный педагог В.А. Сухомлинский справедливо считал: "Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку".
Курс «Школа вежливых наук» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в начальной школе в рамках внедрения ФГОС НОО второго поколения. Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения младших школьников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Предлагаемый материал поможет ребенку задуматься о нравственных качествах, отличить хорошее от плохого, почувствовать на себе высокомерие и доброту. Робкий ребенок, может быть, впервые попробует стать смелым, агрессивный – добрым, несобранный – аккуратным. Следует отметить, что речь пойдет о тех качествах личности, которые получают в обществе моральную оценку.
Для изучения выбраны те качества и отношения, которые знакомы, понятны школьникам, а именно:
-отношение к людям (добрый – злой, уважение – высокомерие);
-отношение к труду (трудолюбивый – ленивый);
-отношение к вещам (аккуратный – неряха, щедрый – жадный);
-честность (честный – лживый);
-смелость (смелый – трусливый).
В программе используются драматизация и ролевые игры по сюжетам литературных произведений. Ребенок, действуя в воображаемой ситуации за другого, присваивает черты другого, начинает чувствовать себя другим и становится другим в игре. При организации трудовой деятельности детей надо стремиться к тому, чтобы перед ее участниками вставала необходимость в реальном сотрудничестве, взаимопомощи.
Ценностные ориентиры содержания курса:
1.Нравственность как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
2.Культура общения как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
3.Человечество как многообразие народов и культур;
4 Семья как основа духовно- нравственного развития;
5.Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.


III. Содержание учебного курса


 Основные разделы программы в 1 классе:
Я среди людей.(7 часов)
1. Вводное занятие. Кто я и как я выгляжу.
2. Зачем быть вежливым.
3. Плохо одному. Добрые дела.
4. Товарищи и друзья. Правила поведения в школе.
5. В дружбе сила. Правила поведения дома и на улице.
6. Правила поведения в столовой, в библиотеке, в музее.
7. Верность слову.

II.Речевой этикет.(7 часов)
Что такое этика и этикет.
Роль мимики, жестов и позы в общении.
Чудесные превращения слов. «Волшебные слова».
Слова приветствия и слова прощания.
Правила этикета: как вести себя в театре.
Правила этикета: вы идёте в гости.
Правила благодарности и отказа. Слова извинения.
III.Культура поведения.(3 часа)
Культура общения с окружающими.
Как правильно разговаривать по телефону.
Праздник вежливых ребят.
Основные разделы программы во 2 классе:
I. Культура поведения. (12 часов)
1. Этика- наука о морали. Отношение к старшим.
2. Отношение к учителю.
3. Отношение к малышам.
4. Культура поведения и такт.
5. Что в имени твоём. Человек и его имя.
6. Как правильно составить поздравление.
7. Искусство делать подарки.
8. Речь- средство передачи мыслей и чувств.
9. Техника речи. Дикция, интонация, темп.
10. Как вести себя в общественных местах.
11. Как решить конфликт.
12. Праздничный этикет.
II. В мире сказок. (4 часа).
Добро и зло в сказках. Сказка о вежливости.
Волшебство в русских народных сказках.
Дружба среди сказочных героев.
Сказка- ложь, да в ней намёк.
III.Итоговое занятие. ( 1час)
1.Обобщение по курсу «Школа вежливых наук»
Воспитательные идеи программы:
Старайся делать добро!
Бойся обидеть человека!
Люби и прощай людей!
Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
Познай себя и мир!
Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Для реализации данной программы имеется кабинет, дидактический материал, методическая литература, справочники и словари, литература по развитию речи и культуре поведения, проектор и учительский ноутбук ASUS , ученические нетбуки, интерактивная доска «SMART Board 480».














IV. Результаты освоения учебного курса (личностные, метапредметные и предметные)

Личностными результатами изучения курса «Школа вежливых наук» в 1-2 классах является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.


В области метапредметных результатов будут формироваться регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты (сказки), называть их основную тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
-овладеть нормами речевого этикета и культуры поведения;
-понимать и объяснять понятия «этика», «этикет», «правила поведения», «мимика», «жесты», «вежливость».
-определять базовые понятия нравственных ценностей человеческой жизни , семейной жизни, культурно- регионального сообщества;
-различать законы культуры и нормы поведения, формулировать адекватные суждения относительно моральных норм;
-определять как главные ценности добросовестное и творческое отношение к труду и учёбе;
-определять характер взаимоотношений между людьми, находить примеры положительного влияния этих отношений на здоровье и безопасность человека.
-обогащать личный опыт общения детей.

В результате прохождения программного материала, к концу года обучающиеся должны
Знать: 1. Отличие понятий «этика» и «этикет». 2. Правила вежливости и красивых манер. 3. Заповеди и соответствующие притчи. Уметь: 1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими. 2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах. 3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими. 4. Быть доброжелательными. 5. Соблюдать заповеди. 6. Сострадать животным, не обижать их. 7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома. 8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради. 9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию. 10. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице. 11. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении. 12. Быть сострадательными к чужому горю. 13. Не обижать животных и птиц. 14. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию. 15. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках. 16. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
Для достижения поставленной цели на занятиях широко используются формы активного обучения: подвижные и ролевые игры; анализ ситуации; игры – упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления; психологические упражнения, адаптированные для младших школьников; работа в парах, микрогруппах; презентации, инсценировка ситуаций.









V. Календарно - тематическое планирование в 1 классе

Календарные сроки
№ урока
Раздел программы. Тема занятия
Форма занятия
Планируемые виды деятельности учащихся.

6.09
1



«Я среди людей» (7 часов)
Вводное занятие. Кто я и как выгляжу?
Беседа- диалог
Познакомить с понятиями «я», «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь). Показать значение внешнего вида и необходимость бережного отношения к своим вещам , умение поддерживать порядок на своем рабочем месте в школе и дома.




13.09
2

Зачем быть вежливым.

Беседа, анализ ситуаций.
Ввести в кругозор учащихся понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение», «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок». Вежливость – самая нужная и необходимая привычка.


20.09
3

Плохо одному. Добрые дела.
Беседа, игра «Угадай, кто я».

Показать необходимость человека в общении. Речь- важнейшее средство общения.

27.09
4

Товарищи и друзья. Правила поведения в школе.

Беседа, сюжетно – ролевая игра.
Презентация.

Познакомить с понятиями «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.


4.10
5

В дружбе сила. Правила поведения дома и на улице.

Анализ ситуаций, их моделирование.
Презентация.

Познакомить с понятием «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Верность слову

11.10
6
Правила поведения в столовой, в библиотеке, в музее.

Деловая игра.
Конкурсы. Игра- практикум.
Дать понятия «класс», «коллектив класса», «столовая», «библиотека». Необходимость вежливого общения и взаимопомощи в классе. Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее.


18.10
7
Праздники в жизни человека.


Беседа, обсуждение ситуаций.
Познакомить с обычаями и традициями русского народа, с понятиями «настоящий друг», «верность и бескорыстие» в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Верность слову.


25.10
8
«Речевой этикет» (7 часов)
Что такое этика и этикет.

Беседа, моделирование ситуаций, конкурс рисунков
Рассмотреть понятия «этика» и «этикет». Показать необходимость этих правил для организации урока. Специфика речевого общения.

1.11
9
Роль мимики, жестов и позы в общении.
Рассказ учителя, беседа, чтение и разыгрывание ситуации.
Презентация.

Раскрыть понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям.


8.11
10
Чудесные превращения слов. «Волшебные слова».


Беседа, игры «Эхо», «Флот помог», «Спрятавшиеся слова».

Познакомить с основными правилами вежливого общения. Наблюдение за чудесными превращениями слов. Показать важность каждой буквы в слове. Дать понятие «метаграмма».

15.11
11
Слова приветствия и слова прощания.

Речевая гимнастика, беседа, чтение и анализ стихов, обсуждение речевых ситуаций.

Знакомство со словами приветствия. Практика в употреблении различных форм приветствия в зависимости от ситуации. Составление памятки «Помни». Знакомство со словами прощаниями. Введение новой этической формы – «Счастливого пути!».


22.11
12
Правила этикета: как вести себя в театре.

Речевая гимнастика, моделирование ситуаций, игры «Узнай голосок», «Отгадай слово».

Знакомство с правилами поведения в театре и кино.

29.11
13
Правила этикета: вы идёте в гости.
Анализ и моделирование ситуаций. Инсценировка.
Дать понятия « день рождения», «гость», «именинник». Знакомство с правилами поведения в гостях. Научить дарить и принимать подарки в день рождения. Убедить, что с хорошими друзьями не бывает грустно.


6.12
14
Правила благодарности и отказа. Слова извинения.
Чтение рассказа Н. Семина «Расколдованное слово», беседа, игры «Слово рассыпалось», «Найди слово в слове», «Аукцион вежливых слов».

Знакомство с правилами извинения. Знакомство с правилами благодарности и отказа. Моделирование ситуаций.

13.12
15
«Культура поведения» (3 часа)
Культура общения с окружающими.
Беседа, разыгрывание ситуаций, игра «Повтори быстро».
Игра- практикум.



Познакомить с русскими традициями. Прививать чувство любви и уважения к семье, родителям и окружающим. Отношение поколений в семье. Проявление заботы, помощи, сострадания в семье.


20.12
16
Как правильно разговаривать по телефону.
Речевая разминка, беседа, ролевая игра «Мы говорим по телефону»

Познакомить с понятием «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону.»


27.12
17
Праздник вежливых ребят.
Игра- путешествие.
Закрепить полученные знания о вежливости. Путешествие по «Стране вежливых наук»








V. Календарно-тематическое планирование во 2 классе
Календарные сроки
№ урока
Раздел программы. Тема занятия

Форма занятия
Планируемые виды деятельности учащихся


1.
Культура поведения.(12 часов)
Этика- наука о морали. Отношение к старшим.
Беседа- диалог.
Урок-игра.
Познакомить с понятиями «семья», «родители», «родные». Отношение поколений в семье. Проявление любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции в отношениях к старшим.


2.
Отношение к учителю.
Урок- путешествие.
Инсценировка .
Рассмотреть проблемную ситуацию: как надо относиться к учителю. Этикет в отношениях с учителями.


3.
Отношение к малышам.
Урок- путешествие.
Инсценировка.
Рассмотреть проблемную ситуацию: как надо относиться к малышам. Помощь и забота по отношению к младшим по возрасту.


4.
Культура поведения и такт.
Игра- практикум.
Речевая гимнастика.
Познакомить с понятием «такт», с правилами поведения культурного человека.


5.
Что в имени твоём. Человек и его имя.
Сюжетно- ролевая игра.
Работа со словарём.
Познакомить с понятиями «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Не имя красит человека, а дела и поступки.


6.
Как правильно составить поздравление.
Презентация.
Конкурс на лучшее поздравление.
Анализ готовых поздравительных открыток. Формировать навыки самостоятельно составлять поздравления друзьям, родным, знакомым.


7.
Искусство делать подарки.
Анализ и проигрывание ситуации.
Познакомить с правилами этикета. Как правильно выбрать и подарить подарок.


8.
Речь- средство передачи мыслей и чувств.
Рассказ учителя. Презентация. Составление диалога.
Рассмотреть новые понятия «речь», «диалог», «монолог». Научить передавать свои мысли литературным языком.


9.
Техника речи. Дикция, интонация, темп.
Урок- практикум. Разыгрывание ситуаций.
Проигрывание и моделирование ситуации, используя разную интонацию голоса и темп речи. Показать, что в общении главным является не столько речь, сколько тон, интонация и темп речи.


10.
Как вести себя в общественных местах.
Инсценирование ситуации. Урок-игра.
Поставить проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.


11.
Как решить конфликт.
Анализ и моделирование конфликтной ситуации.
Научить элементарным правилам психологии и грамотному «выходу» из конфликтных ситуаций.


12.
Праздничный этикет.
Урок- викторина.
Презентация.
Закрепить полученные знания о культуре поведения. Дать понятия «праздник», особенности праздников в школе, в классе, в стране.


13.
В мире сказок. (4 часа)
Добро и зло в сказках. Сказка о вежливости.

Урок- путешествие.
Речевая гимнастика.
Научить различать добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках- победа добра над злом.


14.
Волшебство в русских народных сказках.
Чтение сказок.

Чтение русских народных сказок. Дать понятие, что такое волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках- мечты людей. Почему в сказках всегда побеждает правда.


15.
Дружба среди сказочных героев.
Урок- игра.
Презентация.
Научатся сравнивать дружбу между людьми в реальной жизни и в сказках между героями. Дать понятие «что такое дружба»


16.
Сказка- ложь, да в ней намёк.
Урок- викторина.

Научить отличать сказку от рассказа. Познакомить в духовным смыслом сказок. Красота героев сказок- их поступки во имя добра и справедливости.


17.
Итоговое занятие.( 1 час)
Урок- обобщение по курсу «Школа вежливых наук».
Урок- путешествие.
Обобщить знания детей, полученные при изучении курса «Школа вежливых наук».






VI. Информационное обеспечение учебного курса:
Литература для учителя:
Григорян Л.Т. «Язык мой – друг мой :Материалы для внеклассной работы по русскому языку». –М.: Просвещение, 1988
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости».- М., 1984;
Волина В.В. «Откуда пришли слова». Занимательный этимологический словарь.– М.: АСТ – ПРЕСС, 1996;
Волина В.В. «1000 игр с буквами и словами».- М.: Новая школа, 1993;
Дорохов А. «О культуре поведения».- М., 1986;
Журнал «Педсовет», №5, №10 – 1996, №11 - 1997
Камычек Я. «Вежливость на каждый день».- М., 1975;
Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности».- Журнал «Завуч начальной школы», №5- 2004;
Ладыженская Т.А.«Речь, речь, речь».- М.: Педагогика, 1983;
Смолка К. «Правила хорошего тона».- М., 1980;
Суслов В.Н. «Этикет. Учусь правилам поведения 1-4 классы». Легион. Ростов-на-Дону, 2012г.




Литература для учащихся:

1. Волков В.С. «Школа вежливости или как себя вести». Издательство: Ярославль,2004г.
2. Ганул Е.А. «Правила поведения на природе».Изд.дом «Литера». Санкт- Петербург, 2010г.
3. Дмитриева В.Е.«Уроки вежливости для самых умных малышей». Электронное издание. 2008г.
4. Крутецкая В.А. «Правила успеваемости и режима дня школьника». Изд.дом «Литера». Санкт- Петербург, 2013г
5. Селиванова М.С. «Правила поведения в школе».Изд.дом «Литера». Санкт- Петербург,2010г.
6. Крутецкая В.А. «Правила успеваемости и режим дня школьника».Изд.дом «Литера». Санкт- Петербург, 2013г.
7. Элькин Г.Н. «Правила безопасного поведения на дороге». Изд.дом «Литера». Санкт- Петербург, 2013г.
8.Крутецкая В.А. «Правила здоровья и оказания первой помощи». Изд.дом «Литера». Санкт- Петербург, 2010г.
9. Шинкарчук С.А. «Правила безопасности дома и на улице». Изд.дом «Литера». Санкт- Петербург, 2010г.
10.Соколова О.В. «Правила поведения в опасных ситуациях». Изд.дом «Литера». Санкт- Петербург, 2013г.

                    
15