Образование и предметно-развивающая среда в условиях реализации ФГОС начального общего образования МБОУ «Мало-Куналейская СОШ»
Л.И.Некипелова,
зам.директора по УВР
Образование и предметно-развивающая среда в условиях реализации ФГОС начального общего образования МБОУ «Мало-Куналейская СОШ»
Вопрос о повышении качества образования относится к разряду вопросов государственной важности. Перед школой стоит стратегическая цель: повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям развития экономики, потребностям общества и каждого гражданина. Достижению этой цели подчинены все реформы, происходящие в российском образовании, в том числе введение новых образовательных стандартов.
С 1сентября 2010года наша школа перешла на ФГОС НОО, главным результатом которого является выпускник, способный реализовать себя в высокотехнологическом и конкурентном мире, зрелая личность, мотивированная на образование и развитие на протяжении всей жизни.
С целью успешного введения ФГОС НОО в школе проведены следующие мероприятия:
- Создание базы данных. Изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих его введение.
-Анализ соответствия условий, имеющихся в образовательном учреждении, анализ запросов участников образовательного процесса.
- Деятельность рабочей группы по составлению плана введения и реализации ФГОС начального общего образования.
-Создание школьной нормативной базы, регламентирующей переход на ФГОС.
-Разработка, составление, экспертиза и утверждение образовательной программы школы.
Особое внимание уделено созданию условий: нормативно-правовых, кадровых, материально-технических, санитарно-гигиенических, информационных, организационных, финансово-экономических. Кадровые условия
Начальная школа на 100% укомлектована кадрами. Это 4учителя с высшим и 2учителя со средне-специальным образованием. Среди них 3 учителя имеют высшую категорию, 3 учителя – первую категорию.
Материально-техническое оснащение кабинетов
(обеспечение учебной литературой на 100%)
Условия для организации внеурочной деятельности: актовый зал, спортзал интерактивная доска, лингафонный кабинет.
Санитарно-гигиенические условия - водоснабжение, теплые туалеты, организация горячего питания, предметно-пространственная среда.
Реализация предметно-пространственной среды в начальной школе позволяет обеспечить качество образования в соответствии с требованиями новых Федеральных государственных образовательных стандартов.
Создание предметно-развивающей среды образовательного учреждения помогает обеспечить целостность учебно-воспитательного процесса и создает окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка.
Создает творческую атмосферу в работе педагогов, обеспечивает комфортное пребывание детей в школе.
В нашей работе мы предусматриваем пространства, постоянно доступные детям и различающиеся по своей функции и атмосфере, по-разному окрашенные эмоционально:
предназначенные для общения и для уединения; предназначенные для подвижных игр и для спокойной работы и общения;
предназначенные для пробы своих возможностей и для демонстрации своих достижений. Мы также предусматриваем предоставление возможности детям с самого начала своей школьной жизни участвовать в оформлении помещений, создании и преобразовании предметно-развивающей среды. Это даст ребёнку ценностный опыт творческого преобразования действительности.
Положительным для учителя является умение организовать в своём кабинете несколько центров активности с расположенными в них соответствующими материалами для работы.
Предметная зона - представлена тремя центрами: математический, развитие речи, я познаю мир.
Зона отдыха - (игровой и зеленый уголок).
Творческая зона.
Информационные условия
Информационное сопровождение ФГОС НОО осуществляется через работу школьного сайта, персональные сайты учителей, школьную газету.
Основная образовательная программа
На ступени начального общего образования реализуется основная образовательная программа, утвержденная протоколом педсовета школы, рассмотренная на заседании Управляющего совета и введенная в действие приказом по школе.
Её структура:
- Пояснительная записка
-Планируемые результаты обучающихся основной образовательной программе НОО
- Учебный план НОО
-Программа формирования Универсальных Учебных Действий у обучающихся на ступени начального общего образования-Программа отдельных учебных предметов, курсов
-Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО
- Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
-Программа коррекционной работы
-Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО
Обучение осуществляется по программам «Школа России» и развивающей программе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
Данные УМК полностью включают в себя полные наборы пособий, обеспечивающие достижение требований ООП НОО: программы и учебники по всем предметам, учебные тетради, методические и дидактические пособия, пособия по внеурочной деятельности и пр. Они учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, поддерживают самоценность данной ступени как фундамента всего последующего образования.
Для учащихся 1-4 классов разработан учебный базисный план, который определяет максимальный объём учебной нагрузки, состав учебных предметов.
Разработаны рабочие программы по внеурочной деятельности, включая спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, познавательное, художественно-эстетическое направления. Различные формы занятий позволяют ребятам выбрать область интересов, развить свои способности, а учителю осуществить взаимосвязь и преемственность начального, общего и дополнительного образования. Для ребенка стараемся создать особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Организация внеурочной деятельности по направлениям
Внеурочная деятельность представлена предметно-развивающими центрами: центр краеведения, центр точных наук, центр творчества, спортивный центр. Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к образовательному учреждению, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.
Дальнейшая работа заключается в организации образовательной среды в начальной школе в целях создания единого образовательного пространства школы.
Система оценивания достижений учащихся (мониторинг)
Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, смена цели во ФГОС вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности.В основу становится деятельностный подход. Но это не значит, что мы отказываемся от «багажа» знаний. Просто меняются приоритеты. Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта.Важнейшая ориентация идет на результат образования.
В соответствии с требованиями ФГОС меняется система требований к результатам образования, меняется и система оценивания достижений учащихся. Особое место в новой системе уделяется созданию «портфолио». Внедрение новых образовательных стандартов предполагает, что у каждого ученика в багаже его достижений «портфолио» - будет учитываться не только оценка знаний, но и итоги участия ребенка в тех или иных внеурочных творческих, интеллектуальных и спортивных мероприятиях. Здесь же должны быть отражены результаты педагогических наблюдений, психологического тестирования, которое показывает уровень развития ребенка. Всеми учителями 1-4 классов оформлены «Портфолио» учащихся, составляющими компонентами которого являются:
- лучшие творческие работы ученика;
-стартовая диагностика;
-грамоты, благодарности, дипломы и пр.
В сентябре и мае ежегодно в 1-4 классах проводятся входные и итоговые диагностики по предметам (направлены на выявление состояния зрительного и пространственного восприятия, умения ориентироваться на плоскости, развитие фонематического слуха и восприятия). Полученные данные используются для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку.
В конце второй и третьей четверти проходят промежуточные административные тестовые работы (оценка индивидуальных достижений учащихся по предметам ). Контрольно- измерительные материалы, которые выполняют обучающиеся начальной школы, отличаются от традиционных тем, что они нацелены не на традиционную проверку усвоения детьми знаний и навыков, входящих в содержание учебной программы, а на выявление общепредметных (универсальных) учебных действий.
В целях выявления уровня сформированности УУД в конце года проводятся контрольные(комплексные) мониторинговые работы в 1-4 классах (оценка метапредметных результатов).
По результатам последних работ можно сделать следующие выводы: в 1классе 28% учащихся выполнили менее 50% работы, во 2-х классах – 25%, в 3классе – 18%, в 4-х классах -8%.
Результаты комплексных письменных работ показали, что у обучающихся сформированы основные ключевые умения (умение читать и понимать текст, выполнять инструкции и т.д.), позволяющие успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения. Учителям в соответствии с полученными результатами необходимо на следующий учебный год скорректировать процесс формирования УУД у учащихся.
Как было уже отмечено, важным условием реализации ФГОС является развитие способностей школьников. Одним из направлений такого развития является работа с одаренными детьми и учащимися, имеющими высокую и повышенную мотивацию к познавательной деятельности. Поэтому в школе создаются благоприятные условия, позволяющие выявить талантливых учеников через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
Формы работы с одаренными учащимися
- групповые занятия с учащимися
-индивидуальные занятия
- конкурсы
-кружки по интересам
- олимпиады
-научно-практические конференции
-дистанционные конкурсы, олимпиады, викторины, марафоны и т.д.
Поскольку познавательный интерес младших школьников очень высок, они очень активны.
Наши дети не только участвуют, они становятся победителями и призерами республиканских и муниципальных олимпиад по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, победителями и призерами научно-практической конференции «Первые шаги», лауреатами и дипломантами Всероссийских дистанционных олимпиад, марафонов, конкурсов, викторин.
Анализ внедрения ФГОС показывает, что в целом концептуальные идеи, заложенные в основу обучения и воспитания востребованы в нашем Образовательном Учреждении.
Отмечаются следующие положительные тенденции:
-много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности;
-дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, её интерпретации, представления своих проектов, докладов (участвуют в конференциях);
-наблюдения за учащимися 1-4 классов при посещении уроков показывают:
дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное(услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать свое мнение;
умеют работать в паре и группе; показывают навыки самоорганизации работы в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке;
-наблюдения за работой учителя на уроке свидетельствуют о том, что учителя обладают определенным уровнем методической подготовки, владеют современными образовательными технологиями.
-повысилась заинтересованность родителей в участии в образовательной деятельности, управлении школой; изменился характер взаимодействия с учителем; появилась возможность родителям самим продолжать учиться.
Подводя итоги работы, можно выделить следующие проблемы:
-недостаточно хорошо отработан механизм оценивания личностных и метапредметных результатов;
-затруднения педагогов, связанные с оценкой личностных и метапредметных результатов;
-затруднения в организации внеурочной деятельности, т.к. не все родители могут финансировать горячие обеды детей во второй половине дня;
-недостаточно высокий уровень психологического сопровождения.
Перспективы:
- совершенствие технологии мониторинга личностных и метапредметных результатов;
-создание условий психолого-педагогического сопровождения участников педагогического процесса при реализациии ФГОС;
-индивидуальная работа с родительской общественностью по повышению интереса к дополнительному образованию детей;
- профессиональная и психологическая подготовка педагогов;
- обеспечение основной школы новыми учебниками, соответствующими требованиями ФГОС начального общего образования;
- обеспечение преемственности между начальной и основной школой.
Каждый раз, когда заканчивается очередной учебный год, наступает время анализов и планирования. Эта задача не просто проанализировать достижения и проблемы школы, а удивиться, увидеть «за деревьями лес и новый горизонт».
Для нас новый горизонт – Федеральный государственный стандарт основного и среднего образования. От того, как будет организована работа по введению и реализации новых стандартов, зависит успешность и будущее наших детей, самооценка профессионализма наших педагогов, престиж школы и перспективы её дальнейшего развития.