Урок литературного чтения для 1 класса на тему «Сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка»»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ: СКАЗКА - ЦЕПОЧКА. Русская народная сказка «Репка»
Серенькая Ольга Анатольевна, учитель начальных классов МОУ-СОШ с.Подлесное Марксовского района Саратовской области
им. Ю.В. Фисенко
Предмет: литературное чтение
Класс: 1.
Тема урока: Сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка»
Учебник: Литературное чтение Н.А.Чуракова, учебник с. 35-37, рабочая тетрадь с.24-25 №1-3.
Цель: создать условия для формирования понятия «сказка-цепочка», развития умения глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное; способствовать расширению словарного запаса, привитию любви к устному народному творчеству.
Универсальные учебные действия (УУД)
личностные УУД: формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия; развитие познавательных интересов, учебных мотивов, знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность). познавательные УУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтенияв зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; установление причинно-следственных связей; построение логических цепей рассуждений.
регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
коммуникативные УУД: ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника; взаимоконтроль и взаимопомощь.
предметные УУД: научатся понимать содержание коротких произведений, рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста; получат возможность научиться различать сюжетно-композиционные особенности кумулятивной (сказка-цепочка) и докучной сказок.
Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор.
Структура и ход урока:
Этап урока Возможные методические приёмы, развивающие компоненты, задания, формы работы. Действия учителя Действия учащихся УУД
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Проверить готовность обучающихся, их настрой на работу. В сказке дивной очутиться
Каждый хочет, ты поверь.
В книге сказок приоткрыться
Может сказочная дверь.
Если сказки кто читает,
Туда, бывает, попадает.
Про всех сказочных героев
Все он там узнает. Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Постановка учебной задачи
Сформировать представление детей о том, что нового они узнают на уроке Звучит грамзапись «Песня о сказке» («В мире много сказок добрых и смешных...»).
Задание 1
На доске два столбика. В первом – иллюстрации сказок, во втором – названия.
1) Сестрица Аленушка и братец Иванушка.
2) Маша и медведь.
3) Волк и семеро козлят.
4) Колобок.
5) Сивка-Бурка.
Соотнесите иллюстрации с названиями сказок.
Задание 2.
Помогите героям сказок:
Иванушке позвать Аленушку.
Маше наказать медведю не съедать пироги.
Спеть песню Мамы-козы.
Спеть песню Колобка.
Позвать Сивку-Бурку.
– Ученый кот приготовил для вас интересные задания. Посмотрим, знаете ли вы русские народные сказки.
Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует тему урока, формулирует цель.
– Догадались, о чем мы поговорим на уроке? Отвечают на вопросы учителя, аргументируют свой ответ.
О сказках. Познавательные УУД: осуществление поиска и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями).Регулятивные УУД:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно.
2. Актуализация знаний и
фиксация
затруднения в деятельности
Создать соответствующую эмоциональную атмосферу, опираясь на жизненный опыт детей.
1. Работа по учебнику (с. 35).
Ждет нас сказочный, прекрасный
Долгий-долгий трудный путь!
Отгадайте, кого мы сразу повстречали:
«Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что все так обернется. Я думал, что все такие же добрые, как мои дедушка и бабушка, но оказалось, что в мире есть и злые, и хитрые...»
– Рассмотрите иллюстрацию.
– Как называется сказка?
– Каких персонажей сказки нарисовал художник?
– О чем рассказывается в этой сказке?
– Расскажите первый эпизод – встреча Колобка с Зайцем – с подробностями.
Аналогичная работа с остальными эпизодами.
– Кого забыл художник изобразить?
– Отличается ли встреча Колобка с Медведем от двух предыдущих?
Колобка
Отвечают на вопросы, обосновывая ответы.
Рассказывают эпизоды опираясь на иллюстрации и свои знания.
Медведя
Нет, текст сказки полностью повторяется, изменился только герой, с которым повстречался Колобок. Познавательные УУД: осуществление поиска и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями).Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке
3. Выявление
места и причины затруднений
(постановка учебной задачи)
На доске иллюстрации каждого эпизода, а также иллюстрация цепочки с одинаковыми звеньями. На что похожа эта сказка?
Эта сказка похожа на цепочку: эпизоды текста похожи друг на друга, меняются только персонажи (звери), которых встречает Колобок на своем пути, а текст сказки остается прежним. Как у цепочки все звенья одинаковые, так и эпизоды сказки похожи друг на друга. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме
Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы
Динамическая пауза Зайка маленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапоньки согреть.
Вот так, вот так,
Надо лапоньки согреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так,
Надо зайке поскакать.
Организует динамическую паузу Дети выполняют движения, проговаривая вслух стихотворение наизусть. 4. Построение
проекта выхода
из затруднения
Работа в рабочей тетради с. 24, № 3.
Ребята пишут название сказки, проставляют порядковый номер каждого эпизода и рисуют получившуюся цепочку.
Познавательные
УУД: логические – анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: анализ композиционных особенностей сказки-цепочки (кумулятивной сказки) с целью обнаружения ее жанровых признаков: каждое следующее звено цепочки повторяет предыдущее, обогащенное очередным новым элементом.
5. Реализация
построенного
проекта
Работа по учебнику (с. 36).
Слушание или просмотр сказки «Репка»
Игра «Найди иллюстрацию эпизода к схеме».
– Почему сказку «Репка» легко запомнить?
– Попробуйте изобразить персонажей сказки с помощью схемы. Договоримся, что для больших, крупных и сильных персонажей следует рисовать большой квадрат (или треугольник, или круг), а для слабых, маленьких, легких – маленький квадрат (или треугольник, или круг).– В учебнике пронумеруйте иллюстрации эпизодов сказки от 1 до 6.
Учитель показывает схему, ученики называют номер эпизода.
Например:
Эпизоды сказки похожи. Прежде чем очередной персонаж присоединится к цепочке героев, все персонажи перечисляются еще раз в заданном порядке.)
Дед
Бабка
Внучка
Жучка
Кошка
мышка
Дети работают самостоятельно в учебнике на стр.36
Эпизод 4. Дедка, бабка, внучка, Жучка. Познавательные УУД: логические – подведение под понятие: формирование понятия «сказка-цепочка» через анализ фрагментов-«звеньев» текста и изучение дидактической иллюстрации; установление причинно-следственных связей между наличием повторов в жанрах устного народного творчества и выводом: эти тексты легко запомнить.
Познавательные УУД: осуществление поиска и выделение необходимой информации (работа с текстом, дидактическими иллюстрациями). 6. Первичное
закрепление
Научить понимать содержание коротких произведений.
Работа в парах
Работа по учебнику стр.37
Чтение «цепочкой» – Нарисуйте схему любого эпизода сказки, предложите соседу по парте отгадать номер эпизода.
– Как вы думаете, почему сказку «Репка» можно назвать сказкой-цепочкой? – спросил Кот.
Работают в тетрадях, обсуждая с соседом по парте.
Сказка «Репка» – сказка-цепочка потому, что состоит из похожих законченных частичек (эпизодов). Эти частички (эпизоды) напоминают звенья длинной цепи.
Чтение сказки «Репка» по цепочке с опорой на цветные пометки в учебнике. Коммуникативные: умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности; договариваться, находить общее решение; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Работа в рабочей тетради с. 24, № 1,2.
Узнают и записывают названия сказок, подчёркивают сказки цепочки. Регулятивные:
умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
– С какими сказками познакомил нас ученый Кот?
– Почему сказки-цепочки легко рассказывать?
– Кто знает другую сказку-цепочку?
Миша сказал: «Это "Колобок"». Маша добавила: «Это еще и "Теремок"». А вы как думаете: оба правы?
– Кто доволен сегодня своей работой? В сказках есть повторяющиеся эпизоды.
Правы оба.
Поднимают смайлики своего настроения. Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
Регулятивные:
умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию