Презентация применения технологии УДЕ на уроках биологии


Бухаевой Ирины Борисовны Использование систематизирующих таблиц(матриц) на обобщающих уроках биологии2015г Цели: создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширение биологического кругозора;формирование глубоких и прочных знаний, умений и навыков; необходимость рассматривания целостных групп взаимосвязанных понятий;ускоренное изучение программного материала. Актуальность темы.— Причинами, которые побудили меня искать новые методы и формы обучения, являются противоречия: - между большим объемом теоретического материала по биологии, огромной информационной загруженностью тем и ограничением во времени, отводимом на его усвоение;- между объемом и сложностью изучаемого материала и недостаточным уровнем сформированности интеллектуальных умений;- между достигнутым уровнем развития мировоззренческих знаний ученика и выдвигаемых ходом обучения еще более сложных мировоззренческих задач; неодинаковой индивидуальной потребностью в приобретении знаний. Технологии УДЕ Эрдниев Пюрвя Мучкаевич 15.10.1921, педагог, математик-методист, академик РАО, доктор педагогических наук (1973), профессор(1972), заслуженный деятель науки РСФСР (1981). На педагогической работе с 1939 года. Участник Великой Отечественной войны. Окончил Барнаульский пед. институт (1949), работал учителем в Алтайском крае. После отмены спецпоселения калмыков (1957) преподавал в Ставропольском пед. ин-те. С 1964 зав. кафедрой в Калм. пед. ин-те (ныне Калм. гос. ун-т) в Элисте. В 50-70-х гг. на материале школьной математики разработал систему укрупнения дидактических единиц (УДЕ) Технология УДЕ позволяет: - применять обобщения в текущей учебной работе на каждом уроке; - устанавливать больше логических связей в материале; - выделять главное и существенное в большой дозе материала; - понимать значение материала в общей системе ЗУН; - выявить больше метапредметных связей; - более эмоционально подать материал; - сделать более эффективным закрепление материала. « Укрупнение дидактических единиц, – пишет П. М. Эрдниев - это путь повышения сознательности усвоения знаний посредством разумного сочетания логической (словесной) и образной (рисуночной) подачи одного и того же содержания» Сущность УДЕ сводится к объединению знаний во времени (урок, лекция) или в пространстве (разворот учебника и тетради). Элементы знания, распределённые ранее по разным разделам и годам обучения, объединяются и образуют тем самым целостный сплав структурно – новых знаний. Правило УДЕ: не повторение, а преобразование… Укрупнение дидактических единиц достигается особымструктуированием учебного материала, а также струк-турой уроков. Увеличение объема изучаемого матери- ала, объединение его в крупные блоки создают резерв времени для закрепления,повторения, доведе-ния навыков до автоматизма.Одним из средств укрепления знаний учащихся служитматричная система фиксации учебной информации.Хорошей таблицей , позволяющей наглядно показать подаваемый материал , является матрица. Матрица-это таблица с двумя входами .На этом принципе устроена таблица Пифагора, периодическая системаМенделеева. В учебниках по системе УДЕ учебный материал подается крупными блоками. Работающие по этой технологии учителя давно сделали вывод, что детям интереснее целостные знания, чем элементарно простые. Понятия, отношения, операции, сведены впары, каждая из которых берется как одна и та же укрупненная дидактическая единица. Матричные таблицы на уроках биологии Сравнительная таблица Органоиды Растительная  клетка Животная клетка 1 Ядро 2. Плазматическая  мембрана 3. Цитоплазма 5. Митохондрии 6. Рибосомы 7. Пластиды 8.Вакуоль 9.Эндоплазматическая сеть 10. Комплекс Гольджи Таблица 1. Сравнение растительной и животной клетки Аналитические текстовые таблицы Вид Приспособления К климатическим условиям к характеру пищи к добыванию пищи Травяная лягушка Прыткая ящерица Деревенская ласточка Дельфин -белобочка Таблица 2Приспособленность позвоночных животных  к образу жизни Экологическая группа птиц Виды Образ жизни и приспособления  к месту обитания Птицы леса Птицы открытых пространств Водоплавающие птицы Птицы побережий, водоемов и болот Таблица 3Приспособленность экологических групп птиц  к  местам обитания Обобщающие таблицы № Низшие высшие споровые семенные водоросли мхи хвощи плауны папоротники голосеменные покрытосеменные 1 строение (органы) Слоевище. Нет разделений на органы и ткани. Лист, стебель Лист, стебель, корень Лист, стебель, корень Лист, стебель, корень Лист, стебель, корень, семя Лист, стебель, корень, семя, цветок, плод. 2 вода для размножения Да, необходима нет 3 Гаметофит Тело –n(одинарный набор хромосом),зигота - 2n(диплоидный набор хромосом) Взрослое растение Заросток (женский гаметофит - архегонии – яйцеклетка,Мужской гаметофит – антеридии - сперматозоиды). Женские шишки – архегонии (семязачаток) яйцеклетка, мужские шишки – пыльцевые зерна- спермии Женский семязачаток(восьмиядерный зародышевый мешок яйцеклетка), мужской пыльцевые зерна -2 спермияДвойное оплодотворение. 4 Спорофит Коробочка на ножке Взрослое растение 5 Тип питания Автотрофы (продуценты) – сами создают себе питательные вещества (органические из нерганических- фотосинтез) 6 Представители Зелные (Одноклеточные –хламидомонада, многоклеточные –спирогира, колониальные - вольвокс )-пигмент хлорофилл, красные (порфира)пигмент фикоцианы и фикоэритрины, бурые (ламинария – морская капуста)-пигмент каратиноиды. Зелный мох- кукушкин лен, белый мох сфагнум Отделы растений Интерактивные таблицы. Демонстрация. Строение сердца. Анимация «Кроссинговер» 3D модель«Строение ядра». Заключение Таким образом, при применении технологии УДЕ заметно повышается качество знаний, притом, что учебное время по сравнению с существующими нормами сокращается в среднем на 20%. УДЕ развивает логическое мышление ребят, учит их приемам свертывания и развертывания информации, помогает безошибочно вычленять главное. Матричная система способствует развитию логических умений  анализировать, конкретизировать знания, приводить их в систему, а также самостоятельности при работе с любым информационным материалом. Спасибо за внимание