Статья Создание условий для развития одаренных детей на занятиях декоративно-прикладным творчеством
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
НА ЗАНЯТИЯХ СТУДИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
В ходе моей педагогической деятельности в качестве руководителя студии декоративно-прикладного творчества мне не раз приходилось сталкиваться с детьми, проявляющими выдающиеся художественно–творческие способности, глубоко увлеченными творческой деятельностью. В связи с этим возникла необходимость организовать занятия в студии таким образом, чтобы развить индивидуальность одаренных детей, не растерять, не затормозить рост их способностей. С этой целью дополнительно к образовательной программе была составлена подпрограмма индивидуальных занятий, ориентированная на учащихся среднего и старшего школьного возраста с высоким уровнем творческого потенциала.
Ставя целью развитие интеллектульно-творческого потенциала личности ребенка в системе художественных средств ДПИ, программа решает следующие задачи:
развитие умственных качеств ребенка;
развитие личностных качеств ребенка;
развитие интегративных качеств;
формирование знаний, умений, навыков декоративно-прикладной деятельности.
Данная программа построена на основе «концентрического» принципа. Это позволяет детям, постоянно используя ранее сформированные методы и приемы умственной и художественной деятельности, постепенно расширять и углублять круг собственных возможностей в данной сфере. Периодически происходит возврат к ранее усвоенным видам деятельности,но каждый раз это делается на более высоком уровне.
Данная программа ориентирована не только на то, чтобы дать детям определенные знания из области художественной деятельности и сформировать какие-то специальные умения и навыки, ее главная задача – откорректировать процесс формирования творческих способностей, сделать его оптимальным. Поэтому помимо традиционных техник декоративно-прикладной деятельности программа включает в себя блок заданий, которые позволяют решать как психодиагностические задачи, так и задачи коррекции и развития интеллектуально-творческих характеристик ребенка. Программа рассчитана на 72 часа. Занятия проводятся два раза в неделю по 1 часу.
Занятия с детьми выстроены в соответствии с дидактическими принципами научности и доступности, систематичности и последовательности, при этом соблюдаются следующие методические условия:
Отбор содержания соответствующий интересам ребенка, предусматривающий углубленное изучение проблем и тем.
Приобщение детей к развивающемуся знанию и новой информации, способствующее формированию у детей стремления к приобретению знаний.
Поощрение инициативы и самостоятельности детей в учебе и развитии.
Развитие сознания и самосознания детей, понимания связей с другими людьми, природой, культурой.
Применительно к одаренным детям я использую стратегию обогащения обучения, что позволяет ускорить продвижение к высшим познавательным уровням и расширить область получаемых знаний. Одаренный ребенок не только продвигается быстрее, он получает дополнительный материал к общему курсу, большие возможности развития мышления, креативности, умения работать самостоятельно.
Кроме того, успешность развития в рамках данной программы обеспечивается тем, что психодиагностика, обучение, воспитание и развитие детей находится в тесной интеграции. Диагностическая работа проводится не обособленно от воспитательно-образовательной практики, как это обычно происходит, а непосредственно в процессе педагогической работы с детьми. Она становится базой для надежного прогнозирования и создает реальные возможности для корректировки процессов обучения и развития.
Интеллектуально-творческий потенциал личности не может быть сведен к какой-то одной характеристике, это сложная система психических характеристик. Для выявления уровня развития этого потенциала необходимо:
Оценить уровень развития каждой характеристики;
Сопоставить уровни развития характеристик личности с эталоном.
В результате мы получим нечто вроде «портрета личностного потенциала ребенка».
Выделим в три группы черты личности ребенка, которые могут быть легко наблюдаемы педагогом:
Характеристики сферы умственного развития:
оригинальность мышления (способность выдвигать новые идеи),
гибкость мышления (способность легко переходить от явлений одного класса к другому, устанавливать ассоциативные связи),
продуктивность (беглость, генерирование большого числа идей),
способность к анализу и синтезу (способность решать логические задачи и проблемы),
высокая концентрация внимания (склонность к сложным и долговременным задачам),
память (способность запоминать факты, абстрактные символы, знаки)
Характеристики сферы личностного развития:
увлеченность содержанием задачи (интерес к содержанию),
перфекционизм (стремление добиваться высокого качества продукта собственной деятельности),
нонконформизм (стремление к самостоятельности, независимости),
соревновательность (склонность к конкурентным формам взаимодействия),
широта интересов (стремление попробовать свои силы в разных видах деятельности).
Интегративные характеристики:
любопытство (познавательная потребность),
сверхчувствительность к проблеме (способность выявлять проблему),
способность к прогнозированию (способность предвидеть результат),
словарный запас (умение выстраивать сложные синтаксическиеконструкции, придумывать новые слова для обозначения воображаемых событий),
способность к оценке (критическое мышление).
Оценка данных характеристик потенциала ребенка проводится по пятибалльной шкале. Оценивание предполагает наблюдение за ребенком, беседы с ним, изучение продуктов его изобразительной деятельности, анализ особенностей его общения со взрослыми и сверстниками. Результаты сводятся таблицы и представляются графически.
Формы проведения занятий:
Коллективная и групповая работа.
Главная цель, достигаемая при этом,– выработка умения общаться. Дети, решая изобразительные задачи, стараются организовывать свою деятельность так, чтобы достичь взаимодействия друг с другом. Результат коллективной деятельности может быть достигнут лишь при адекватности восприятия и обмена информацией, операциями, функциями, позициями.
Учебный проект.
Часть самостоятельных творческих заданий выполняется обучающимися в форме учебного проекта. Дети учатся ставить проблему, искать возможные пути ее разрешения, планировать ход работы, собирать необходимый материал, защищать свой проект.
Мастер-классы.
Студийцы, получившие достаточно высокий уровень знаний в каких-либо видах декоративно-прикладной деятельности, проводят мастер-классы для школьников района и города. Такие занятия проходят в студии, школах района, во время образовательных выставок на «Сибирской ярмарке».
Игры.
Важнейшим элементом в развитии является для детей игра. Играя, дети приобретают новые знания, умения и навыки, развивают восприятие, творческие способности, учатся взаимодействовать. Среди множества игр, предлагаемых детям на занятиях можно выделить:
Игры на развитие мышления
Логические задачи
Тренировка внимания
Умение действовать в уме
Развитие воображения
Мониторинг успешности развития интеллектуально-творческого потенциала одаренных детей, который я провожу на протяжении двух десятилетий, показывает, что выбранные мной формы, методы и приёмы являются эффективными и дают положительные результаты, пробуждая к дальнейшему профессиональному развитию.