Проект Модель взаимодействия педагогов с родителями Тандем Единомышленников в образовательном процессе в МБОУГ№1 г. Светлограда
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОАВТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 1
Модель
взаимодействия педагогов с родителями «ТАНДЕМ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ»
в образовательном процессе
МБОУ гимназии №1
Авторы проекта:
Нестеренко Наталья Ивановна-учитель начальных классов МБОУГ№1 г.Светлограда,
стаж работы- 37 лет, высшая категория
Колодезная Ирина Ивановна- учитель начальных классов МБОУГ№1 г.Светлограда,
стаж работы- 26 лет, первая категория
Николаенко Ольга Николаевна- учитель начальных классов МБОУГ№1 г.Светлограда,
стаж работы- 20 лет, вторая категория
Светлоград
2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение
2-4
Актуальность
Концепция и принципы педагогической деятельности
в работе педагога с родителями
2.Основная часть
4-14
Описание модели взаимодействия педагогов с родителями в образовательном процессе МБОУ гимназия №1
Цель и задачи
Модель взаимодействия педагогов с родителями в образовательном процессе МБОУ гимназия №1.
3.Заключение
14-15
4.Список литературы
15
5.Приложения
Введение.
Актуальность проблемы.
В последнее десятилетие у всех возрастных групп детей значительно уменьшился объем непосредственного эмоционального общения со взрослыми и сверстниками. У значительного числа современных детей, наряду с достаточно высоким уровнем умственного развития, обнаруживается задержка в их личностном развитии.
«Все негативные явления, по мнению ученых, связаны с катастрофой человеческой души, с деформацией системы духовно-нравственных ценностей».
В связи с этим назрела необходимость модернизировать воспитательно-образовательную систему.
Основная цель модернизации сложившейся в последние десятилетия системы образования – повышение качества образования, которое отвечало бы актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Очевидно, что успехи в развитии общества сегодня должны быть связаны не только с научно-техническими достижениями и новыми информационными технологиями, но и с нравственным преображением личности.
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.
В России семейная политика признаётся одним из приоритетных направлений социальной политики.
Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребёнка из-под влияния семьи. И если школа не будет уделять должного внимания совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов, произойдёт отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов – от семьи, семьи – от интересов творческого и свободного развития личности ребёнка.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 1 уделяет повышенное внимание вопросу взаимодействия педагогов с родителями в образовательном процессе. Одним из ведущих направлений гимназия определяет развитие воспитательного потенциала коллектива родителей. В учреждении сложилась своя система работы c родительским коллективом. Педагоги стараются повысить интерес родителей к образовательному процессу, в котором заняты их дети. Однако практика показывает, что некоторые родители испытывают трудности в установлении контактов с детьми, не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни.
Проблема заключается в том, что родители нуждаются в педагогических знаниях, имеющиеся знания их не удовлетворяют. Они отмечают, что испытывают трудности из-за недостатка времени, терпения, такта, опыта, из-за незнания методов воспитания и обучения ребенка, его возрастных особенностей. Знания, воспринимаемые родителями из разных источников, не помогают им по следующим причинам: они слишком общие, не касаются лично их ребенка и даются в сложной форме. В таблице представлены результаты анкетирования родителей.
Настоящая модель определяет структуру, взаимодействие, формы работы педагогов с родителями на начальной ступени обучения, а также цель, задачи и ожидаемые результаты по данному направлению.
Исходя из актуальности проблемы, определилась цель и задачи создания модели взаимодействия педагогов с родителями в образовательном процессе как ключевой идее нового стандарта.
Концепция и принципы педагогической деятельности в работе педагога с родителями.
Взаимодействие педагогов и семьи – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребёнка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.
Формирование сотруднических отношений между педагогами и семьёй – длительный процесс. Успешность которого зависит от того, какие принципы положены в основу этих отношений. В процессе взаимодействия с семьёй гимназия опирается на следующие принципы:
Обеспечение субъективной позиции всех участников педагогического процесса.
Организация совместного творчества педагогов, учащихся и их родителей.
Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьёй.
Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей.
Открытость образовательного учреждения для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
Диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Взаимодействие гимназии и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие гимназии и семьи – источник и важный механизм их развития.
Основными проявлениями, характеристиками взаимодействия являются: взаимопонимание, взаимопознание, взаимоотношения, взаимовлияние.
2.Основная часть.
Описание модели взаимодействия педагогов с родителями в образовательном процессе МБОУ гимназия №1
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности через повышение психолого-педагогической компетентности родителей и вовлечение их в единое образовательное пространство.
Задачи:
вести работу с родителями, добиваться реализации того, чтобы в основу этой работы лёг вопрос о культуре общения между поколениями, о престиже народных традиций в воспитании;
формировать у родителей правильные представления о своей роли в воспитании ребёнка, о необходимости участия в учебно – воспитательном процессе гимназии и класса;
способствовать повышению педагогической культуры родителей;
формирование субъективной позиции родителей в работе гимназии и класса, при проведении различных форм работы с семьёй и детьми.
привлекать специалистов к педагогическому просвещению родителей;
применять эффективные формы взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Обобщая все вышесказанное, хотелось бы привести предлагаемую нами модель взаимодействия с родителями, в основу которой положены уровни взаимодействия, характеризующие степень вовлеченности родителей (законных представителей) в совместную с образовательным учреждением работу.
Модель «ТАНДЕМ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ»
взаимодействия педагогов с родителями в образовательном процессе
МБОУ гимназии №1
1-й уровень – информационно-аналитический.
Данный уровень характеризуется не только информированием родительской общественности о жизнедеятельности образовательного учреждения, но и диагностической работой в отношении состава семей, обработкой и анализом имеющейся информации.
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого – педагогической диагностики:
наблюдение;
беседу;
тестирование; (Приложение 1)
анкетирование; (Приложение 2)
деловые игры; (Приложение 3)
анализ детских рассказов, рисунков о семье, других предметов творчества;
сочинение как метод изучения семьи: «Любимые увлечения семьи», «Мой выходной день»;
метод характеристик – за 10 минут до конца собрания родители пишут характеристику на собственного ребёнка.
проективные методики
Изучение семьи – дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.
Педагогу важно соблюдать следующие правила:
Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.
Изучение должно быть целенаправленным, полномерным и систематическим.
Методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания.
Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.
При изучении семьи школьника педагога, прежде всего, интересуют следующие данные:
общие сведения о родителях, других членах семьи; жилищные условия, материальное обеспечение;
интересы к делам образовательного учреждения;
общие сведения о детях;
воспитательные возможности семьи; уровень педагогической культуры родителей; микроклимат в семье;
ситуации семейного воспитания.
Позднее для себя мы выделили качественные показатели определённых семей их инициативность, ответственность, отношение мам и пап к совместной, новой для них деятельности. Анкетирование и общение с родителями позволили выделить следующие группы родителей:
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
Значимую роль в информационном сопровождении родителей, кроме традиционных форм взаимодействия, играет Интернет-сайт школы, который включает информационные рубрики для родителей:
форумы для обсуждения;
полезные ссылки (переход на электронный дневник, сайт класса, сайт департамента образования, на портал государственных услуг);
материалы для родителей (материалы для подготовки к уроку, задания повышенной сложности, объявления, новости школы и класса);
интернет – магазины для родителей. (Приложение 4)
Предполагаемые результаты: обеспечение взаимопонимания образовательного учреждения и семьи в развитии личности ребенка.
2-й уровень – организационный.
Данный уровень предполагает участие родителей (законных представителей) обучающихся в организации и проведении различных мероприятий в рамках образовательного процесса, а также, с другой стороны, участие образовательного учреждения, его отдельных педагогических работников (педагога-психолога, социального педагога, учителей, выполняющих функции классного руководителя и др.) в решении проблем семейного воспитания.
В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. При этом процесс такого сотворчества, его особенности определяются прежде всего типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива. В нашем образовательном учреждении коллектив представляется как единое целое, как большая семья, которая сплачивается и интересно живёт только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Чаще всего нашим педагогам приходится мириться с данностью семейного микроклимата обучающихся, помогать им в решении личных проблем на основе педагогической поддержки, вовлечения ребёнка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации их творческих интересов. Мы считаем, что очень важно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.
Взаимодействие семьи и образовательного учреждения осуществляется через:
разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
семейные туристско - краеведческие и экскурсионные программы;
систему социально – правовых и медико – педагогических занятий для родителей;
традиционные встречи многодетных семей;
встречи опекунов детей, оставшихся без родителей;
семейные клубы и мастерские. (Приложение 5)
Установление контактов с семьёй, с родителями учащихся – начало всех начал. «Вхождение» в семью является не только необходимым, но и главным условием, отвечающим всем родительским чаяниям, - видеть в наставнике своего ребёнка прежде всего Человека, которому можно доверить самое дорогое. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие педагогов с родителями в нашем образовательном учреждении. Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, а затем выстраивается система работы:
1.Повышение педагогической культуры родителей:
знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта;
изучение закономерностей развития ребенка;
содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям;
университете педагогических знаний
обобщение и распространение опыта семейного воспитания.
2.Повышение правовой культуры родителей:
изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;
изучение Конвенции ООН о правах ребенка;
изучение Закона РФ “Об образовании”;
изучение ФГОС второго поколения..
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей через родительские собрания и консультации.
встречи с медицинскими работниками;
встречи Родительского комитета с администрацией школы, учителями;
встреча с психологом;
исследование – получение знаний на исследовательской основе с применением различных схем организации (встреча с проблемой, эвристические вопросы, интересные задания);
психологические тренинги, игры (ситуативно – ролевые, разогревающие и т.д.).
4.Массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся:
участие родителей в конкурсах, выставках, праздниках и других мероприятиях, проводимых в классе , школе.
совместные выходы учащихся и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки;
музейные уроки;
совместные мероприятия с Петровским методическим центром (кинотеатр Дружба).
5. Проведение открытых мероприятий для родителей;
литературно – музыкальное оздоровительное состязание «Дружная семья»;
конкурс матерей и дочерей, бабушек и внучек “А ну-ка, девушки!”;
поздравление бабушек и дедушек с Днём пожилого человека
фестиваль «Браво, Вы талантливы!»;
день открытых дверей «Мифы и легенды Гимназии» ;
академия «ПервоКЛАССные Родители»;
праздник «Здравствуй, гимназия!».
6. Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:
организация деятельности Родительского комитета; (Приложение 6)
создание фонда развития школы для поддержки инновационных процессов;
беседы с учителями по обмену мнениями и пожеланиями совершенствования образовательного процесса;
ознакомление родительской общественности с Уставом школы;
проведение классных родительских собраний, в рамках которых происходит ознакомление с основными положениями ФГОС и Концепциями.
7.Пропаганда здорового образа жизни в семье:
организация режима дня и сбалансированного питания детей в семье;
семинары по ОБЖ ребенка в условиях семьи;
совместное изучение правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах.
Что касается основных способов общения родителей и классных руководителей, то выделяются следующие способы взаимодействия:
организация родительских конференций, собраний, индивидуальных встреч родителей и учителей; (Приложение 7)
организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителем или получить консультацию по поводу домашнего задания и способов его выполнения;
создание родительских клубов;
проведение неформальных встреч родителей, детей, и педагогов( праздники, трудовые десанты, спортивные соревнования и т.д.);
уважительное общение с учетом культурной, религиозной и этнической принадлежности
Таким образом, можно сказать, что в основе работы образовательного учреждения с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Должно быть доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания гимназии. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей. От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Наша гимназия помогает родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования – организуя родительские университеты, лектории, конференции, семинары, объединения родителей. Привлекая родителей к активному участию в учебно – воспитательном процессе, коллектив гимназии обращает внимание на поощрение самых активных родителей. Эта традиция сохраняется в течение всего времени обучения ребёнка в гимназии. Формы поощрения самые разнообразные: грамоты, благодарственные письма, изготовление сувениров самими учащимися, дипломы и многое другое. Поощрение - это огромный стимул для дальнейшего продуктивного сотрудничества родителей и образовательного учреждения.
Формы работы с родителями
Индивидуальные
посещение на дому;
приглашение в школу;
индивидуальные консультации педагога;
тематические консультации;
общение через электронный дневник
Групповые
родительский лекторий;
тематические консультации;
классные детские мероприятия;
родительские тренинг
Коллективные
классные родительские собрания;
общешкольные родительские собрания;
дни открытых дверей;
концерты;
выставки учебных работ;
творческие отчеты;
родительские вечера обмена опытом;
родительские ринги;
родительские чтения.
Время показывает, что родители, которые неправильно строят свои отношения с детьми, не умеют использовать приемы воспитательного воздействия, подают отрицательный личный пример, однако считают себя сведущими в вопросах воспитания, не осознают своих ошибок. В помощь таким родителям в нашем учреждении разработаны и действуют социально – педагогическая и психологическая службы, где социально – психологическая работа с семьями учащихся и их родителями ведётся давно и плодотворно. Работа этих служб направлена на коррекцию детско-родительских отношений и реабилитацию семьи.
Недостатки семейного воспитания, возможно преодолеть лишь в том случае, если меры воздействия на родителей выбраны в соответствии с их индивидуальными особенностями, осуществляются на протяжении длительного периода времени и по определённой системе. Для того чтобы знать, как именно работать с данной семьёй, надо всесторонне изучить ее. Выявить положительные и отрицательные особенности внутрисемейных отношений, определить реальные пути их оздоровления. Работа социально-педагогических и психологических служб в МБОУГ № 1 направлена на коррекцию детско-родительских отношений и реабилитацию семьи.
Главной целью деятельности социально-педагогической и психологической службы МБОУГ №1 является необходимость своевременной комплексной личностно ориентированной, социально-педагогической, психологической помощи обучающимся и воспитанникам в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения.
Основные направления профилактической работы:
повышение роли семьи в воспитании детей и профилактике девиантного поведения детей (изучение основ взаимоотношений в семье, причин возникновения внутрисемейных конфликтов, возможностей предупреждения и путей преодоления, основ семейного воспитания на различных этапах возрастного развития ребенка, семейного права, нормативных правовых актов, регламентирующих права и обязанности детей и родителей);
создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях, морально-психологического климата семьи;
предупреждение ошибок в семейном воспитании;
формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции;
воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства;
недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным;
недопущение приобщения детей к спиртным напиткам, курению, азартным играм;
побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой.
Знание типологии семей поможет сделать сотрудничество с родителями и детьми эффективным и поможет избежать ошибок.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Психолого-педагогическое просвещение родителей направлено на повышение культуры родителей, ответственности родителей за воспитание детей.
Основные формы и методы, используемые в работе социально – психологического центра:
Организуется работа "Телефона доверия".
Консультации для родителей по определенному графику.
Приглашение родителей и учащихся (по необходимости) на индивидуальные беседы с юристом, педагогом, психологом.
Работа по профилактике отрицательных привычек: курение, токсикомания, наркомания.
Психолого-педагогические консультации на темы: «Роль семьи в развитии ребенка», «Семейная атмосфера», «Супружеский конфликт и эмоциональное состояние ребенка», «Детско-родительский конфликт и способы его преодоления», «Семейная жестокость» и т.д.
Педагогические поручения, например, организация труда в семье, семейного праздника, режима дня ребенка, семейного чтения или написание письма своему ребенку и т.д.
Педагогические практикумы на следующие темы: «Какой вы родитель», «Как помочь ребенку учиться», «Какой у вас ребенок», «Претензии к моему ребенку» и т.д.
выступления на родительских собраниях инспектора ПДН, психолога школы, социального педагога, врача – нарколога и других специалистов;
Предполагаемые результаты: объединение возможностей и ресурсов гимназии и родительской общественности для решения обоюдно значимых задач.
3-й уровень – управленческий.
Данный уровень предполагает участие родителей (законных представителей) обучающихся в процессе выработки и принятия стратегических для образовательного учреждения решений, в формировании уклада школьной жизни (как совокупности норм, правил, сохраняющих и развивающих устойчивый, сложившийся порядок отношений между участниками образовательного процесса, состав функций и традиции школы), а также участие представителей образовательного учреждения в управлении социально значимыми некоммерческими организациями, общественными объединениями, работу в качестве участников общественных советов по реализации социальных проектов коммерческих организаций и т.д.
Согласования между образовательной моделью в гимназии и структурой ее управления - условие гармоничного развития организационных и образовательных процессов. В основу проектирования модели управления гимназии положены Закон РФ "Об образовании", Устав МБОУГ № 1, нормативно-правовые документы Министерства образования и науки, педагогического совета и органов общественного самоуправления школы. Реальная возможность придать педагогическому процессу целостность и оптимальность связана не только с ее совершенствованием, но и с применением принципиально новой - модульной системы, которая строится в соответствии с прогнозируемыми целями. Эта система предусматривает вариативность и оптимальную технологичность содержания, средств, форм и методов обучения, где в управлении активно задействованы не только директор, его заместители и учителя школы, но и сами обучающиеся и их родители.
Децентрализация системы управления образовательным учреждением способствует гармонизации содержательной и управленческой деятельности, причем для каждого отдельного структурного подразделения предусматриваются конкретные цели, оценивается сложность и неоднородность объекта управления. В системе управления гимназии функционируют не отдельные модули, работающие по известным образовательным моделям, а их оптимальная комбинация. Их деятельность определена следующими стратегическими требованиями:
-полный охват направлений работы;
-координация и взаимосвязь деятельности различных подразделений;
-адаптивность управленческой модели к изменяющимся социально-экономическим условиям, открытость, позволяющая субъектам управления своевременно вводить в имеющуюся систему новые структуры, отказываться от устаревших;
-использование в управлении школой современных информационных технологий;
-оптимальное для данной модели привлечение квалифицированных специалистов, в том числе из числа общественности к принятию управленческих решений.
Исходя из целей, принципов построения и стратегии развития построена структура управления, в которой выделяется 4 уровня управления:
Первый уровень - директор - главное административное лицо, воплощающее единоначалие и несущее персональную ответственность за все, что делается в образовательном учреждении всеми субъектами управления. На этом же уровне модели находятся высшие органы коллегиального и общественного управления, имеющие тот или иной правовой статус: Совет школы, педагогический совет, органы самоуправления обучающихся. Субъекты управления этого уровня обеспечивает единство управляющей системы в целом, определяют стратегическое направление развития образовательного учреждения, всех его подразделений. Родители реализуют своё право участвовать в управлении образовательным учреждением через участие в работе Управляющего совета. Функционирует Управляющий совет в рамках Положения об Управляющем совете. Управляющий совет включает в себя различные категории граждан и охватывает все стороны жизни образовательного учреждения. (Приложение 8 )
Второй уровень - заместители директора образовательного учреждения, органы, входящие в сферу влияния каждого из членов администрации.
Каждый член администрации интегрирует определенное направление или подразделение учебно-воспитательной системы согласно своему административному статусу или общественной роли:
учебно-воспитательная работа,
внеурочная-внеклассная работа,
научно-методическая работа,
хозяйственная деятельность.
Этот уровень выступает звеном опосредованного руководства директора образовательной системой.
Его главная функция согласование деятельности всех участников процесса в соответствии с заданными целями, программой и ожидаемыми результатами, то есть добиваться тактического воплощения стратегических задач и прогнозов.
Третий уровень - методические объединения. К управленцам этого уровня относятся руководители методических объединений. Взаимодействие субъектов управления этого уровня осуществляется через специализацию функций при их одновременной интеграции. Руководство на этом уровне основано преимущественно на личных контактах, осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и не формализовано.
Четвертый уровень - учащиеся, родители и учителя. Развитие самоуправления на этом уровне обеспечивает реализацию принципа демократизации. Участие родителей в управлении гимназией осуществляется через:
управляющий совет;
школьный родительский комитет;
классные родительские комитеты.
Законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право на:
ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;
участие в управлении учреждением образования;
защиту прав и законных интересов обучающихся;
ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся;
получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся;
на внесение и обсуждение предложений, принятие решений, оказание помощи по различным вопросам, поднимаемы образовательным учреждением.
Законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны:
обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся;
уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся.
В структурных связях принципиальным является единство управления - соуправления - самоуправления. Вертикальные связи в уровнях управления отражают формулу "власть - подчинение".
В гимназии разработаны функциональные обязанности для управленцев каждого уровня управления, что обеспечивает четкость и слаженность в управлении развитием образовательного учреждения, избавляет от перекладывания ответственности с одного должностного лица на другого.
Такая работа по организации грамотного управления направлена на повышение культуры управленческой деятельности. Конечный результат любых управленческих действий должен ориентироваться на качественную подготовку выпускника гимназии во всем многообразии этого понятия, имея в виду совокупность собственно-образовательных приобретений, нравственных, духовных, а также развития его индивидуальных и творческих способностей. Результаты решения этой задачи с учетом того, что она не должна быть неизменной во времени и в обществе - основной критерий оценки эффективности системы управления.
Предполагаемые результаты: обоюдное признание значимости профессионализма участников образовательного процесса (родительской общественности и работников образовательного учреждения) для принятия решений в рамках среднесрочной и (или) долгосрочной перспектив, взаимное выполнение экспертных функций.
3.Заключение.
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и гимназии являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.
Современные подходы к организации взаимодействия учреждения образования и семьи обусловлены тенденциями развития системы образования Российской Федерации, ее ориентации на запросы учащихся, их родителей, потребности общества в формировании достойных граждан. Осуществление этого требует объединение усилий, интеграции интересов различных социальных институтов, в том числе гимназии и семьи.
Совместная работа специалистов гимназии по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах школьного обучения, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях.
Использование интерактивных методов позволяет расширить диапазон взаимодействия педагогов и родителей. Педагогический опыт ценен тем, что он реален, работает на практике. Он является отражением выработанных форм и методов работы гимназии с учениками и их родителями.
В практическом отношении хотелось бы отметить педагогический опыт в сфере оптимизации взаимоотношений гимназии и родителей. Современные педагоги к данному вопросу подходят не с формальной стороны, а с точки зрения практической полезности и ценности, они заинтересованы в налаживании контактов с родителями. Чем лучше будет налажен диалог между гимназией и семьей, тем успешнее будет осуществляться процесс воспитания подрастающего поколения. И успешность воспитания детей зависит от объединения совместных воспитательных усилий гимназии и родителей. И чем успешнее будет данное сотрудничество, тем выше будет эффективность воспитания подрастающего поколения.
4.Список литературы.
1.Федеральный государственный стандарт начального образования/Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010
2.Аксандрова Е.А. Как сделать общение с родителями живым и предметным //Директор школы. – 2005. - №8. – с.81-85
3.Алымова Н.А., Белибихина Н.А. Сотрудничество педагогов и семьи / Волгоград, 2008
4. Методика воспитательной работы/Под ред. В.А. Сластенина. М., Издательский центр «Академия»,2004. 5.Москвина Н. И. Взаимодействие семьи и школы/Н. И. Москвина//Классный руководитель.2005.№5.С.102- 107. 6. Образование родителей и школа: Учеб.- метод. пособие/Под ред. С.И. Петреевской. М., 1999. 7.Степаненков Н.К. Педагогика: Учебн. пособие. М., 1998. 8.Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности. М., 2006. 9.Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. М., 2000. 10.Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. 3-е изд. М.,1997. 11.Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч)// Издательство«Учитель»,Волглград,2004. 12. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе. – М., 2004. 13. Щуркова Н.Е. Классное руководство. М., 2000.
Интернет - источники
1.Интернет – портал «Сеть Исследовательских Лабораторий «Школа для всех».
2.http://nshjrtal.ru/kostyuchenko-marina-vasilena
3.www.svetgim.ru
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141615
Внешне благополучные семьи (отсутствие истинных нравственных ценностей)
Неблагополучные семьи (активное вмешательство, чтобы защитить интересы детей)
Конфликтные семьи (нуждаются в изменении микроклимата в семье)
Семьи с высоким уровнем нравственных отношений (консультанты)
Типология семьи
Рисунок 1