Обобщение педагогического опыта по теме «Формирование умений учебной деятельности у школьников при подготовке их к итоговой аттестации в новых формах»


Обобщение педагогического опыта по теме «Формирование умений учебной деятельности у школьников при подготовке их к итоговой аттестации в новых формах»

Современная стратегия математического образования сориентирована на формирование духовно богатой, гармонически развитой личности с четким математическим стилем мышления, проявляющимся во владении достаточным арсеналом интеллектуальных умений и навыков.
Современное общество ставит перед нами задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний.
Сегодня школьникам уже не достаточно овладеть суммой знаний, необходимо научить школьников учиться, а психологически это означает - научить их хотеть учиться.
В условиях модернизации математического образования одним из приоритетных направлений преподавания математики является изменение акцентов в учебной деятельности учащихся, усиление самостоятельности школьников, более широкое использование в обучении видов деятельности, направленных на   повышение качества математического образования, подготовку  учащихся к новым формам контроля – к сдаче  ЕГЭ,ОГЭ .
Цели и задачи повышения качества математического образования:
1.формирование потребности в овладении новыми знаниями.
2.формирование положительного отношения учащихся к учебной деятельности
3.развитие стремления учащегося к получению более глубоких знаний

Система работы по формированию умений учебной деятельности у школьников при подготовке их к итоговой аттестации в новых формах
подготовке к ГИА (ЕГЭ) опирается на следующие принципы:
принцип научности;
принцип систематичности и последовательности ;
принцип преемственности в обучении;
принцип доступности;
подготовка по принципу соблюдения «правила спирали» - от простых типов заданий к сложным;
тематические задание выстраиваются в виде логической взаимосвязанной системы, где из одного следует другое
тренировочные тесты, задания в режиме «скорости», т.е. с жестким ограничением времени;
принцип максимализации нагрузки;

принцип максимального использования имеющихся знаний.
Этапы подготовки к итоговой аттестации
1.Мотивация, стимулирование деятельности
2.Совместная деятельность учителя и учащихся
3.Контроль и корректировка деятельности
4.Совершенствование нравственно-эстетических отношений, формирование активной жизненной позиции
Не маловажную роль играют и следующие факторы в подготовке к ЕГЭ и огэ:
психологическая подготовка выпускников к тестовой форме экзамена;
Как осуществляются эти этапы     
1.Побудителями активной мыслительной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решать проблему, познать истину, оспорить тот или иной факт.
Развитию личности способствует творческий характер УПД, игровой характер проведения занятий.
Стимулирование, мотивация- это поощрения, творческие поиски (участие индивид.-оценочные листы, листы контроля)
2 этап существляется через различные МО и ФОПЗ( использование ИКТ, выполнение работ в программе ексель, презентации, эвристическая беседа,математические задачи творческого характера, выдвижение гипотез, поиск решений на основе анализа гипотез) 
При  подготовке   к   ЕГЭ  у выпускника появляются новые трудности. Главное отличие  ЕГЭ  от выпускного экзамена состоит в том, что при  подготовке  придется повторить весь материал, изучаемый, начиная с   5 по 11 класс.   Для того, чтобы учащиеся не растерялись перед заданиями ЕГЭ и решили правильно больше задач, их нужно готовить не в конце учебного года 11 класса, а намного  раньше – начиная с 5-го класса.
     В каждом классе 3-4 раза в год я провожу уроки-путешествия в «мир ЕГЭ». Раздаю учащимся готовые варианты с заданиями ЕГЭ 9-х и 11-х классов и прошу, чтобы они выбрали те задания, которые могут решить ..
У каждого ученика ограничен круг возможностей. Будет неправильно, если во время  подготовки  не будем учитывать возможности учащегося. Учитывая и желание и возможности ученика, я разделяю класс  на группы: 1-ая  группа - те, которые просто хотят сдать  ЕГЭ , 2-ая группа – те, которые на средние баллы и 3-я группа – те, которые хотят получить высокие баллы. Когда работаю с одной группой, 2 другие группы решают самостоятельно или при помощи сильного ученика.
Система подготовки учащихся к аттестации предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ). ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Применение этих технологий в обучении математике объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются “субъект-субъектные” отношения. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.
использование информационно – коммуникационных технологий на уроках математики способствовует повышению познавательной активности школьников при соблюдении следующих условий:
использование разнообразных форм ИКТ;
использование ИКТ на разных этапах уроках математики;
применение ИКТ не только в учебной деятельности, но и внеучебной деятельности по предмету.
В своей работе я использую современные методы активизации познавательной деятельности (проблемный, блоковый, игровой, поисковый урок-игра;  урок-семинар;  урок-практикум;  урок-лекция;  урок-исследование.), которые позволяют активизировать самостоятельную деятельность учащихся, развивать мыслительные способности, использую различные виды контроля, повышающие эффективность усвоения учебного материала: тесты, рефераты, творческие работы. Используя интернет ресурсы составляем банки заданий, в приложении к банкам учащиеся выполняют презентации, в которых показаны образцы решения типовых заданий ЕГЭ И ОГЭ.
Нетрадицинонные формы проведения уроков –игровые, уроки путешествия, сказки, творческие мастерские, лекции. Беседы, проблемно-поисковые , интегрированные уроки( математика, история, физика, химия)
Учащиеся одного класса имеют разный уровень подготовки, зависящий и от того, намерен ли ученик продолжать обучение, и будет ли его обучение связано с математикой. Все эти различия требуют от учителя разной методики подготовки учащихся к экзамену. Готовность ученика к экзамену включает и собственно умение выполнять предложенные задания, и выбор заданий, которые решить под силу, и способность к самоконтролю, и умение правильно распорядиться отведенным временем, и психологический настрой и концентрация.(примеры заданий 11 класс презентации, 9 класс –глоссарии)
Подготовка означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации. Кроме того, необходимо ликвидировать пробелы в знаниях и постараться решить общие проблемы, хорошо известные каждому учителю: отсутствие культуры вычислений и несформированность приемов самопроверки.
Подготовка должна носит системный характер. По каждой учащиеся составляют краткий справочник (основные определения, формулы, теоремы и пр.), примеры с решениями, тренировочные упражнения (на базовом и повышенном уровнях) и тесты.
Для устранения недостатков в подготовке учеников к ЕГЭ и ОГЭ по математике включать в учебный процесс идеи дифференцированного обучения (дифференциация требований в процессе обучения, разноуровневый контроль); использовать практические разработки по индивидуализации обучения, на каждом уроке занимаюсь не с классом вообще, а конкретно с каждым учеником. Для этого я выбираю формы работы и материал так, чтобы каждый ученик был занят делом и его работу всегда можно было проконтролировать. (ЛИСТЫ КОНТРОЛЯ)
при изучении нового материала обращаю внимание учащихся на тот материал, где наиболее часто допускаются ошибки;
новый материал изучатся в сравнении с ранее изученным, уже знакомым материалом;
при объяснении нового материала ученики сами составляли алгоритмы выполнения того или иного действия, затем сверяли с учебником и выбирали оптимальный для себя вариант. Такая работа приучает их к четкости и конкретности, воспитывает осознанное отношение к выполнению любого задания, чтобы ученик вдумался в смысл задачи, установил закономерности, связывающие величины, наметил пути решения проблемы и только после этого приступал к выполнению задания. При выполнении различных работ учащиеся пользуются методом «пристального взгляда» (вначале визуально оценивать все задание, методы, способы решения, и лишь после этого приступать к его решению);
очень важно научить школьников самоконтролю, то есть умению контролировать решение, действия, а в результате и свои поступки, применяя при этом следующие критерии самооценки:
а) соотношение результата с действительностью;
б) соотношение результата с данными условиями задания;
в) проведение выкладок в обратном порядке;
г) решение различными способами;
д) исследование результата в предельных ситуациях;
только при выполнении самостоятельной работы наиболее прочно усваивается изучаемый материал. Поэтому учащиеся привлекаются не только к выполнению готовых заданий (особенно заданий на рациональный счет). Задания, составленные учащимися, систематизируются;
для формирования устойчивого внимания подбираю задания следующего характера:
а) найдите в решении ошибку;
б) выберите правильный ответ;
в) оцените правильность данной формулировки и так далее
Текущий контроль, проводимый на этом этапе учителем, может заключаться в фиксировании:
а) количества верно выполненных примеров за 1 минуту, 2 минуты и так далее с каждым учеником (результаты вносятся в сводную ведомость класса);
б) промежутка времени, необходимого для безошибочного решения определенного количества примеров;
в) количества ошибок, допускаемых каждым учеником.
Использую различные формы проведения контроля. Наиболее характерные из них – самостоятельные и контрольные работы. При регулярном проведении самостоятельных работ существует реальная возможность выяснить на ранней стадии пробелы в знаниях, прочность усвоения и скорректировать дальнейшую деятельность.
Важной частью занятий на данном этапе является коррекционная работа над ошибками. Мы ее проводим в следующих форме – после проведения контрольного мероприятия учитель указывает на технические ошибки в работах учащихся, а каждый ученик ищет их в своей тетради. Затем учитель вместе с учениками анализирует методы решения и приводит образцы решения , рассматривает вариантность решения в зависимости от изменения условия, отвечает на вопросы учащихся. Через определенное время учащиеся вновь выполняют примеры, в которых были допущены ошибки.
При такой форме работы ни один ученик не останется вне поля зрения учителя.

Этап итогового контроля
Различные виды контролей- устный, парный, взаимоконтроль, самоконтроль, письменный разноуровневый, тестирование в режиме онлайн. Корректировка деятельности осуществляется при помощи консультантов, уроков консультаций, пресс-конференций( 2 типов), уроков индивидуального контроля(схема движения по заданиям индивидуальна) устно-письменного зачет.
Чтобы получить высокие результаты в средней школе, нужно добиться успешного овладения теми результатами, которые формируются в основной школе.
Итак, для успешной подготовки к итоговой аттестации в старших классах необходимо целенаправленное вводное повторение разделов курса алгебры 7-9-х классов (математики 5-6-х классов) и систематический мониторинг продвижения отдельных учеников по ликвидации пробелов за основнушколу,
организовать еще и индивидуальное повторение, учитывающее пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, и с помощью диагностических работ систематически фиксировать продвижение старшеклассника по пути достижения уровня запланированных требований.
Устные упражнения традиционно включаются в учебный процесс на уроках математики в основной школе, но недостаточно используются в старших классах. Устные упражнения, проводимые обычно в начале урока, имеют своей основной целью актуализацию знаний, необходимых для последующего объяснения учителя. Вместе с тем они могут выполнять и другие функции например, использоваться для первичного закрепления материала, при опросе (фронтальном и индивидуальном).
При разработке содержания и формы представления устных упражнений следует позаботиться об обеспечении простоты «технических» преобразований и вычислений, необходимых для их выполнения. Этот подход позволит сосредоточить внимание учащихся на смысловой стороне их выполнения, то есть на определении метода их решения. Кроме того, простота технической стороны устных упражнений позволяет с их помощью моделировать различные нестандартные ситуации применения тех или иных знаний (теоретического материала), в которых центр тяжести сосредоточен на конструировании нового метода и не осложнен сопутствующими (второстепенными) деталями.
Таким образом, учитель сможет связать учебный материал из различных разделов курса, обеспечивая, с одной стороны, систематическое повторение, а с другой стороны, мотивируя более подготовленных учащихся к решению задач повышенной сложности. Отдавая должное вводному и систематическому текущему повторению, нельзя переоценить важность и значение итогового повторения, в ходе которого осуществляется систематизация знаний по мере изучения всего курса.
На этом этапе используются следующие формы работы:
Устный фронтальный опрос по карточкам (на два варианта), проводимый как учителем, так и учащимися.
Письменный опрос (с записью ответа) по подготовленным таблицам.
Письменная самостоятельная работа с последующим анализом над ошибками.
Решение у доски во время опроса.
Разбор образцов решения заданий и их оформления.
Отработка алгоритмов (правил) вычислений.
Рассмотрение примеров на использование рациональных способов решения.
Система упражнений выступает не только в качестве приложения к теоретической части учебного материала, но и способствует формированию основных умений и навыков через их включение в систему ранее усвоенных, позволяет рационально организовать повторение, ставить проблемы для будущего.
Такая система обучения рассчитанная не на простое воспроизведение знаний, а на их поиск в нестандартных ситуациях, наилучшим образом развивает мышление учащихся и позволяет добиться хороших результатов в подготовке учащихся к экзамену. ( результаты)
Ни один из этапов не может быть выполнен если нет взаимопонимания между учителем и учениками, нет сотрудничества.
Все эти факторы в совокупности приводят к развитию творческой личности, которая может сделать самостоятельное приложение сведений в жизни, а это немаловажный фактор в дальнейшее самоопределении и становлении личности в обществе.


15