Самоанализ урока по теме Симфонический оркестр
Самоанализ урока по музыке во 2 классе
по теме «Симфонический оркестр».
Данный урок относится к комбинированному типу. Урок является частью системы уроков в разделе изучения инструментов симфонического оркестра и опирается на знания, полученные на предыдущих уроках. Вид урока: урок-игра (с применением проектной деятельности и мультимедийных технологий).
Проект рассчитан на учащихся 2 –ого класса.Состав проектной группы – класс.Тип проекта – групповой.По содержанию – межпредметный.По срокам выполнения – среднесрочный.По результатам выполнения - практический.Задача проекта. Расширить и углубить знания дошкольников о музыкальных инструментах, их видах, группах.
Проблема проекта. «КАКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ В СИМФОНИЧЕСКОМ ОРКЕСТРЕ САМЫЕ ГЛАВНЫЕ»
Работа над учебным проектом состоит из нескольких этапов: подготовительный, на котором происходила концерт – встреча с инструментами, музыкальная сюжетно-ролевая игра и практический -сбор материала и защита, которая предполагает устное выступление, содержащее краткую характеристику инструментов своей группы в виде презентации.
Я делаю акцент на осуществление детьми поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, книг, телепередач, интернета.
Обработка информации. Анализ литературных источников, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы.Результат. Мультимедийный продукт, рисунок.На мой взгляд, такие уроки являются средством формирования образованного, духовно развитого человека, наличия интереса к предмету«Музыка»,развивают воображение, творческие способности, формируют умение строить речевые высказывания о музыке, побуждают учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности, учат сопереживать, соразмышлять, формируют музыкальный вкус детей на основе лучших образцов мировой классической музыки.
Планируя этот урок, я поставила перед собой следующие цели: формирование знаний в области музыкального искусства, расширение знаний о музыкальных инструментах, входящих в состав симфонического оркестра, умение слушать и запоминать учебный материал, развивать навыки вокально-хорового пения. На уроке учащиеся работали с наглядностями, что позволило усвоить информацию не только на слух, но и визуально.Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Способствовать расширению знаний о музыкальных инструментах, входящих в состав симфонического оркестра;
Способствовать развитию коммуникативных навыков (работать в парах, малых группах, уметь слушать и проявлять инициативу).
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Способствовать развитию музыкальной памяти, вокально-хоровых навыков, творческому мышлению, умению слушать и анализировать музыку; Формирование творческих умений и навыков (создание художественного образа в музыкальном движении, рисунке и т.п.)
Закрепление у детей музыкальных навыков: певческих, движения под музыку.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Способствовать воспитанию устойчивого интереса к музыке, музыкальным инструментам.
Прививать любовь к классической культуре, формировать музыкальный вкус детей на основе лучших образцов мировой классической музыки.
Выбранная мною форма проведения – урок-игра, в ходе которого все учащиеся максимально вовлечены в процесс решения поставленных во время занятия задач и получают возможностьсамореализации благодаря применению ра Урок музыки особенный, потому что на этом уроке мы касаемся души ребёнка, помогаем ему подняться выше в духовном развитии. Вижу современный урок музыки более демократичным, позволяющим ученику раскрыть себя. Для этого нужно сделать ученика соавтором урока. Я думаю, что педагог должен предъявить учащимся не технологию, а сотворчество, то есть такой вид деятельности, который предполагает планирование и осуществление практической деятельности проблемного характера, обогащающей опыт школьников и приносящей конкретную пользу.
Поэтому структура урока следующая:I. Мотивационный момент: подготовка учащихся к восприятию учебного материала .II. Операционно - деятельностный этап , где каждая группа представ-
ляла определенную группу музыкальных инструментов. Ответ на основополагающий вопрос
III. Этап обобщения и систематизация знаний и умений, связь новых с раннее полученными и сформированными.
IV. Подведение итогов в упражнении с применением знаний и умений в изменённых условиях.V. Рефлексия.VI. Инструктаж по выполнению домашней работы.
На уроке учащиеся учились анализировать, обобщать, классифицировать. Осуществлялась внутри предметная и межпредметная связь с уроками русского языка, литературного чтения.
Содержание урока способствовало эстетическому развитию учащихся, развитию интереса к пению, слушанию музыки, пробуждало интерес к познанию музыкального искусства.
На уроке использован принцип обучения на оптимальном уровне сложности, раскрывающем потенциальные возможности учащихся. Целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся класса, в том числе и слабых; дети смогут на практике применить знания и умения по слушанию музыки в домашней обстановке или в концертном зале.
С учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся были выбраны как репродуктивные – объяснительно-иллюстративный, так и продуктивные – частично-поисковый (эвристический) методы обучения.
На уроке использовалась речевая деятельность, исполнение музыкальных произведений, исполнение песни. На уроке применялись информационные технологии, т.к. у нынешних школьников есть определённое смещение в сторону зрительного ряда, то есть им непросто воспринимать только аудиоматериал. В связи с этим в приложении отдано предпочтение видеоматериалам.
На уроке учащиеся были активными. Из-за возрастных особенностей использовалась частая смена деятельности: слушание (рассказ учителя, музыки), анализ музыкального произведения, исполнение песни, игра на шумовых инструментах, игра на внимание, разгадывание ребусов, движения под музыку, дыхательная гимнастика.
Результативность урока была основана на соблюдении основных правил организации учебного процесса и осуществлялась с учётом новейших психолого-педагогических достижений. Учебный процесс строился с учётом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся. Стимулировался и формировался познавательный интерес учащихся. Происходила организация оперативной обратной связи, формировались отношения сотрудничества учителя и учащихся.
Формировались познавательные умения выявлять основной смысл музыкального произведения, событий; вести наблюдения, анализировать и делать выводы.
На уроке формировалось умение выражать себя, мир своих чувств и представлений в разных видах творчества. Умение вести диалог, владеть языком как средством коммуникации, понимать сходства и различия языков искусства.На уроке действовал принцип толерантности – я учитывала мнение любого ученика, не выделяя сильных и слабых.Конечную цель вижу в том, чтобы научить ребенка самостоятельно мыслить, знания должны стать для него не скучным сводом правил, а радостным открытием.