Конспект открытого урока по музыке ТЕМА УРОКА: «Симфонический оркестр и дирижёр» 4« А» класс.
Конспект открытого урока по музыке
ТЕМА УРОКА: «Симфонический оркестр и дирижёр» 4« А» класс.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
Способствовать расширению знаний о музыкальных инструментах, входящих в состав симфонического оркестра.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ :
Способствовать развитию музыкальной памяти, вокально-хоровых навыков, творческому мышлению, умению слушать и анализировать музыку.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ :
Способствовать воспитанию устойчивого интереса к музыке, музыкальным инструментам.
ТИП УРОКА :
Углубление и расширение знаний.
ВИД УРОКА :
Урок-путешествие.
ПРОБЛЕМА УРОКА :«Какие инструменты в симфоническом оркестре самые главные»
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
«Симфонический оркестр», «дирижер», «струнные», «духовые», «ударные», «антракт», «симфония».
ОБОРУДОВАНИЕ:
1.Мультимедийная доска.
2.Презентация (21 слайд)
3.Карточки для работы.
4.Тестовые задания.
5.Игра «Своя игра».
6. Баян
Слайд №1 Заставка.
ХОД УРОКА:
МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП:
(учащиеся входят в класс, рассаживаются по группам)
Музыкальное приветствие:
-Здравствуйте, ребята!
-Здравствуйте, учитель!
Слайд №2. Бизе «Кармен». Играет симфонический оркестр.
- Я приглашаю вас отправиться в музыкальное путешествие.
- Как вы думаете, куда мы попали?
( в театр, наверное на концерт)
- Как бы вы назвали ансамбль, который вы видите на сцене.
(симфонический оркестр)
- Почему?.( в его состав входят инструменты симфонического оркестра)
- Правильно! И тема нашего урока:
Слайд № 3. «СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР»
ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах».
Инструментов знаем много музыкальных, голос каждого – особый, уникальный.
Музыканты долго думали: “Как быть?” И решили всех по группам разделить.
Чтоб не путались в оркестре никогда и садились сразу на свои места.
На какие группы можно разделить инструменты в симфоническом оркестре? (ответы детей)
В состав симфонического оркестра входят четыре группы: струнные смычковые, духовые -деревянные, духовые- медные , ударные.
-Сколько же нужно музыкантов для такого оркестра.
Оркестр – это коллектив, котором должно быть не менее 20 человек. В симфоническом оркестре может быть и 100 музыкантов
- Путешествуя по симфоническому оркестру и знакомясь с инструментами, нам нужно решить проблему:
Слайд № 5 «КАКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ В СИМФОНИЧЕСКОМ ОРКЕСТРЕ САМЫЕ ГЛАВНЫЕ»
2.ОПЕРАЦИОННО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП.
- И сегодня я не зря рассадила вас по группам. Каждая группа будет представлять определенную группу музыкальных инструментов. Например:
№1. Струнно-смычковых инструментов. Струнно – смычковая группа. Какие инструменты входят в состав этой группы?
Что мы с вами знаем про эту группу? Она является фундаментом в оркестре.
При помощи чего извлекается звук на этих инструментах? (смычка)
Различие? ( размер и звучание)
№2. Деревянно-духовых инструментов. Деревянно – духовая группа: Какие инструменты входят в состав этой группы?
Как извлекается звук на этих инструментах?
Какой из инструментов самый низкий по звучанию? (фагот)
Звучание, какого инструмента напоминает нам птичьи трели?
(флейта)
№3 Медно-духовых инструментов. Медно – духовая группа: Какие инструменты входят в состав этой группы?
Из чего изготавливаются эти инструменты?
О чём напоминают звуки этих инструментов? (о походах, о военных маршах)
На какие две подгруппы делятся инструменты в этой группе? (с определённой высотой и неопределённой) Например:
№4 Ударных инструментов. И последняя ударная группа, самая разнообразная, какие инструменты этой группы вы знаете?
Путешествуя по этим группам, попытаемся выяснить: кто же лучше всех, кто самый главный. ( расставляю карточки на столы)
- Я попрошу представителей от каждой группы подойти к столу и выбрать карточки с названием тех инструментов, которые относятся к вашей группе. ( выходят, разбирают)
- Я попрошу назвать ваши инструменты.(называют)
- Вашим домашним заданием была подготовка информации о музыкальных инструментах, входящих в состав симфонического оркестра. Вы должны убедить всех, что ваша группа инструментов в оркестре самая главная. Речь должна быть краткой и убедительной.
На подготовку я вам даю несколько минут
Слайд №6. Группы симфонического оркестра
Слайд № 7 ГРУППА СТРУННО-СМЫЧКОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
-Я думаю, что наше путешествие мы начнем со СТРУННО-СМЫЧКОВОЙ ГРУППЫ ( ответы детей)
Слайд № 8 ГРУППА ДЕРЕВЯННО- ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ. - Наше путешествие продолжается. Мы сделаем остановку у ДЕРЕВЯННЫХ ДУХОВЫХ (ответы детей)
Слайд № 9 ГРУППА МЕДНО- ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
-А теперь мы готовы встретиться с МЕДНЫМИ ДУХОВЫМИ.(ответы детей)
Слайд № 10 УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, вы готовы себя похвалить.
Нас приглашает в гости самая веселая, самая шумная группа оркестра (ответы детей)
-Каждая группа имела право доказать, что она лучшая и самая главная. А теперь, чтобы убедиться и установить, кто же главнее , я предлагаю вам не просто послушать музыку, а увидеть , как работает настоящий большой СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР. А кто руководит симфоническим оркестром?
Дирижёр.
Дети: Дирижёр - великий мастер владения звуком.
Слайд № 11 ВИДЕОРОЛИК. ИГРАЕТ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР. П.И.ЧАЙКОВСКИЙ. «ВАЛЬС ЦВЕТОВ» ИЗ БАЛЕТА «ЩЕЛКУНЧИК».
- Вам понравилось. А теперь разрешите задать вам несколько вопросов:
Вам это произведение знакомо! Кто его автор и как оно называется.
Какое настроение создает эта музыка.
Если бы вы были художником, какие цвета вы бы подобрали для этой музыки?
Как называют человека, который в оркестре не играет на инструменте.
Каждый из вас увидел и услышал свою группу инструментов. А что произойдет, если убрать одну группу из оркестра? (оркестр будет звучать по-иному, потеряется то неповторимое и уникальное, что присуще данной группе )Так какая же группа самая главная. ( ответы детей)
- Вот мы и решили нашу проблему.
ВСЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОРКЕСТРЕ ГЛАВНЫЕ.
ОНИ ДОПОЛНЯЮТ И УКРАШАЮТ ДРУГ ДРУГА.
Слайд № 12 (прочтите, пожалуйста, стихотворение )Оркестр симфонический вас может угостить:
Поэмой драматической, симфонией эпической,
Фантазией лирической, рапсодией трагической.
Всех инструментов голоса сольются
И тогда услышим, как шумят леса,
И как журчит вода, и как дрова трещат в огне,
И как ветер злится,
И как мечтает о весне продрогшая синица!
- Мы с вами познакомились с музыкальными инструментами симфонического оркестра, побывали на концерте и я думаю, что настало время объявить перерыв.
- Как такой перерыв называется? (Антракт).
АНТРАКТ – ЭТО ПЕРЕРЫВ МЕЖДУ ОТДЕЛЕНИЯМИ КОНЦЕРТА
-Я объявляю АНТРАКТ! Предлагаю вам сесть поудобнее. Во время антракта мы с вами поиграем в игру «Своя игра»
Слайд № 14 Слайды игры.
3.ЭТАП РЕФЛЕКСИИ.
- Наш антракт закончился и мы продолжаем свою работу.
-Мы работали в группах, познакомились со всеми инструментами , чтобы решить проблему: КАКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ САМЫЕ ГЛАВНЫЕ и пришли к выводу, что ВСЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОРКЕСТРЕ РАВНЫ, КАЖДАЯ ГРУППА УНИКАЛЬНА И НЕПОВТОРИМА.
-У вас на столах лежат листочки. Подпишите их, пожалуйста.
Тестирование учащихся.
Слайд № 15.
1..Какая группа музыкальных инструментов самая большая в оркестре.
А) Деревянная духовая
Б) Ударная
В) Струнная
Слайд №16.
2.Какой инструмент называют «царицей музыки»
А) Гитара
Б) Арфа
В) Труба
Г) Скрипка
Слайд №17
3.Какой инструмент имеет длину до 3х метров
А) Контрабас
Б) Валторна
В) Рояль
Г) Тромбон
Слайд №18
4.Какому инструменту легче всего исполнять голоса птиц
А) труба
Б) флейта
В) треугольник
Слайд №19
5.Как называют человека, который руководит оркестром.
А) директор
Б) администратор
В) дирижер
Г) музыкант
Слайд №20. (Правильные ответы.)
- А теперь поменяйтесь листочками, проверьте ответы и поставьте друг другу оценки. ВСЕ ответы правильные – 5, Одна ошибка – 4 Две ошибки – 3, три ошибки – 2.
-Наш урок подошел к концу, но на этом встречи с симфоническим оркестром у нас не завершаются. Тема следующего урока – «Симфония». А это значит, что мы будем еще и еще наслаждаться музыкой этого могучего инструмента, имя которому…
-Симфонический оркестр.
Домашнее задание: Составить кроссворд, где ключевым словом является «оркестр».
Музыкальное прощание.
Слайд №21.