Реферат на тему: «Активизация развития творческих способностей учащихся 5 -го класса на уроках изобразительного искусства»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная В-Вознесенская школа
Реферат
Тема:
«Активизация развития творческих способностей учащихся 5 -го класса
на уроках изобразительного искусства»
Реферат подготовила: Демьяненко Евгения Николаевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Место работы: МБОУ В-Вознесенская СОШ
23 октября 2016 год
В-Вознесенка, Ростовская область
Российская Федерация
Оглавление: С.
Введение 3
1.Особенности развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства. 5
1.1. Понятие творческих способностей. 5
2. Особенности развития творческих способностей пятиклассников на уроках изобразительного искусства. 7
2.1.Современный урок изобразительного искусства и роль учителя в организация развития творческих способностей 7
2.2.Формы и методы, влияющие на формирование творческих способностей пятиклассников на уроках изобразительного искусства 8
2.3.Нетрадиционные техники рисования в развитие творческих способностей 10
3.Реализация творческих способностей на уроках изобразительного искусства 12
3.1.Особенности урока декоративно-прикладного искусства. 12
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Введение
«В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей,
которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу,
произвели самые превосходные результаты»
Август Бебель
Если ты хочешь быть успешным, то перед тобой жизнь всегда поставит задачу непрерывного образования и всестороннего развития. Востребована гибкая, предприимчивая и творческая личность. Как же такую личность воспитать?
Исследования ученых все чаще напоминают, что человек по своей природе творец. Только его творческие способности находятся в дремлющем состоянии и реализуются лишь в малой степени. Создавая условия, которые будут побуждать человека к занятиям искусством, можно разбудить эти творческие наклонности, дремлющие в нем до поры до времени. Творчество требует от человека определенных усилий, координации всех нравственных сил. Этот всплеск активности очень благотворно действует на психику человека, на его здоровье, и быть может даже на будущую жизнь.
Человек, развитый искусством чувствует красоту окружающего мира. Его органы чувств более чуткие и глаза, в буквальном смысле видят в вещах гораздо больше значимого, чем неразвитый глаз. Именно искусство обладает таким воздействием на человека, что формирует и развивает его разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор и формирует нравственные принципы. В этом отношении искусство участвует в развитии не только художественных, но и универсальных способностей человека. Слесарь и строитель, хирург и биолог, геолог и агроном – все профессии, где нужна тонко развитая, а значит, и быстро реагирующая наблюдательность, - получают от подобного образования несомненную пользу.
Психологами установлено, свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются еще в детстве. А значит, перед учителем изобразительного искусства встаёт задача активизации развития у ребёнка его творческих возможностей.
Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной.
Актуальность
Ребенок, как и взрослый человек, стремится к самовыражению и самореализации своих способностей, но не каждый способен самостоятельно открыть дорогу к созиданию и развивать эти способности, совершенствовать их. Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в современном обществе, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Поэтому для своевременного выявления и дальнейшего плодотворного развития детского творчества, целостного развития нестандарномыслящей, творческой личности ребенка нужны благоприятные условия, непосредственная помощь и поддержка взрослых.
Проблема: раскрыть особенности формирования творческой свободы пятиклассников на уроках ИЗО.
Цель: развитие воображения и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.
Задачи:
Использование потенциала инновационных педагогических технологий для развития творческих способностей учащихся;
Использование потенциала учебно-познавательной деятельности как средство стимулирования учащихся к выполнению творческих заданий на уроке ;Развитие личности учащихся в процессе организации деятельности
1глава. Основы развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства
1.1 Понятие творческих способностей
Человек всегда осознанно или неосознанно стремится созидать. В каждом из нас заложен огромный творческий потенциал и безграничные возможности для его реализации. Создавая что-то новое, меняя окружающий мир, человек непрерывно растёт и меняется сам. Поэтому поиск новых идей и оригинальных решений — это одно из проявлений непрерывного поиска себя, самопознания и личностного роста.
Творческое мышление — ключ к успеху практически во всех областях жизни. Умение мыслить нестандартно отрывает широкие возможности для самореализации.
Слово “творчество” происходит от слова “творить” и в общественном смысле это означает искать, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном. Общие возрастные особенности у каждого ребенка проявляются по-разному, в зависимости от его индивидуальности.
Творческие способности - это индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию, к приложению усилий. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.
Сами по себе художественные способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. От задатков к способностям - в этом и состоит путь развития личности. Знание педагогом особенностей художественных способностей и их учет в педагогическом процессе делает путь развития личности эффективнее. Творчество детей всегда насыщенно яркими положительными эмоциями. Благодаря этому творчество обладает большой притягательной силой. Творческая работа – это возможность выразить языком различных материалов свой восторг перед окружающим миром или показать его неприятие.
Творческая работа на уроке изобразительного искусства – это своего рода связующее звено между ребенком и взрослым. Деятельность творческого воображения почти никогда не возникает без помощи и участия учителя, его роль - совместно с детьми построить занятие так, чтобы дети могли создать и реализовать замыслы своих творческих работ. Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.
Нужно сделать все возможное, чтобы сохранить у ребенка тягу к изобразительной деятельности, и если ее нет, то пробудить, а затем и развить познавательные интересы. Повышенная склонность учащихся к изобразительной деятельности является показателем пробуждающихся у них способностей к художественному творчеству и развитие к нему интереса.
Глава 2. Особенности развития творческих способностей пятиклассников на уроках изобразительного искусства.
Современный урок изобразительного искусства и роль учителя в организации развития творческих способностей.
Основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок. В чём новизна стандарта второго поколения и современного урока?
Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Важное значение имеет характер отношений между участниками образовательного процесса. Положительный характер отношений стимулирует познавательную деятельность обучающихся, повышает её результативность. Учитель на уроке должен сочетать требовательность к обучающимся с проявлением педагогического такта, уважения и чуткости к детям. В настоящее время учитель больше выступает в роли инструктора, наставника, занимает позицию куратора, управленца. Ученик же становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем. Необходимо усилить мотивацию к познанию, показать, что школьные знания – это не получение отвлечённых от жизни знаний, а – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни.
Психологи считают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть. Следовательно, нужна целенаправленная работа по развитию творческого мышления школьников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям», так писал В.А. Сухомлинский. В школе необходимо учить творчеству, то есть «выращивать» у учащихся способность и потребность самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и вне учебных задач, расковывать мысль школьника, научить его стремиться к созданию нового, ориентировать на самоопределение. Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность. Сами по себе художественные способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. От задатков к способностям - в этом и состоит путь развития личности. Знание педагогом особенностей художественных способностей и их учет в педагогическом процессе делает путь развития личности эффективнее. Творчество – постоянный спутник детства. Рисование является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, так как функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства в 5 классе являются:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений декоративно-прикладного искусства и окружающего мира;
- формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностной значимой ценности;
-воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её декоративно-прикладном искусстве;
-развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
-овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами.
2.2. Формы и методы развития творческих способностей пятиклассников на уроках изобразительного искусства.
Для активизации развития творческих способностей детей необходимо использовать новое, интересное, нестандартное, это способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний. Стремление развить познавательный интерес учащихся к предмету, побуждает искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно, результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность школьников по овладению знаниями.
Для активизации развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства мной используются методы обучения:
– использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;
– использование игровых методов;
– формирование информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области изобразительного искусства.
-Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.
-Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из всех возможных.
-Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники.
-Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках стараюсь демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи.
Творческие мастерские. Мастерская выступает как совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные знания, формирует ценности, культуру.
Игра – это уникальный феномен человеческой культуры, ее исток и вершина, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует. Игра помогает раскрытию творческого потенциала ребенка, поэтому она стала неотъемлемой частью и союзником воспитания и обучения учащихся
На уроках изобразительного искусства для развития творческих способностей использую компьютер.
Развивающее значение компьютера для развития творческих способностей младшего школьника очень велико. Применение компьютеров на уроке ИЗО создает эмоциональный настрой, это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.
Использование различных форм и приемов работы на уроке изобразительного искусства позволяет ребенку активно включаться в творческий процесс
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
От того, как сам учитель будет показывать принципы рисования, зависит качество творческой работы ученика. Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен "увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский "в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо” Искусство – уникальное явление человеческого бытия, которое проявляется в художественном творчестве, имеет силу в правде и красоте и формирует культуру восприятия человеком окружающего мира.
2.3. Нетрадиционные техники рисования в развитие творческих способностей.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на активизацию развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
В процессе проведения занятий заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес детей к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.
Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
В ходе занятий школьники выполняют задания разные по тематике и требующие применения различных приёмов работы. Что помогает школьникам быстро осваивать работу разными художественными материалами и развить навыки по изобразительному искусству. Усложнение заданий проходит постепенно, регулярно.
Я стараюсь внушить учащимся, что все они способны к творчеству, только одни рисуют лучше карандашами, другие фломастерами, третьи красками. Применение различных техник на уроках ИЗО позволяет раскрыть творческие способности учащихся. Творчество не является уделом избранных, оно является необходимым условием для существования человека. Н. Рерих способность личности к творчеству охарактеризовал, как птицу, «которая не может не петь, ибо её песнь есть выражение её сущности». И задача учителя изобразительного искусства помочь каждому ученику раскрыться, самоопределиться, реализоваться как творческим личностям.
В 5 классе использую следующие техники:
Компрессорика - это выдувание краски (туши) из трубочки (пустого стержня). Оттиск смятой бумагой, набрызг, создавая работы на тему : «Древо жизни», «Бал во дворце», «Народные праздничные обряды»
Кляксография, метод монотипии, при создании работ на свободную тему импровизации в разделе «Ты сам мастер»
Рисование по-сырому и «Лессировка», при создании творческих работ - «Пасхальное яйцо», «Народный костюм», «Декоративное панно», «Витраж»
Коллаж, граттаж - используем при создании декоративного панно.
Глава3. Реализация творческих способностей на уроках изобразительного искусства.
В своей работе с детьми стараюсь уделять большое внимание применению методов и методических приемов обучения декоративно-прикладному искусству, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся. Для успешного развития творческих способностей учащихся работаю над:
развитием способностей, склонностей и интересов каждого учащегося с учетом их возможностей;
приемами осознанного решения различных творческих задач;
направляю и активизирую творческие способности учащихся через практическую деятельность.
3.1.Особенности урока декоративно-прикладного искусства.
Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тон¬ким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом.
Это искусство обладает способностью вносить в жизнь радость, яр¬кие краски, бодрые ритмы, утверждать положительные идеалы.
В искусстве каждого народа отчетливо проступает его самобытность, нравы, обычаи, образ мышления, культура, история. Все это богатство в ярчайшей, максимально выразительной форме искусства обращено к чувствам и мыслям людей. Эмоциональный язык искусства — самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Б.М. Неменский говорил: «Национальное искусство — тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства..»Колыбельная песня, сказки ритмы и мелодии красочных узоров, расшитых полотенец, ажурных кружев воспринимаются в единстве, если они в детстве окружают ребенка.
На уроке изобразительного искусства особое значение имеет использование подлинных произведений народного искусства. Присутствие подлинников на уроке играет очень важную роль, так как создается возможность организации особой эмоциональной среды, благоприятной для восприятия. В этом помогают экскурсии в школьный музей, где есть такие подлинники. Знакомство детей с декоративно – прикладным искусством позволяет показать традиции и особенности каждого вида, вариативность узоров и побуждает желание в создании композиции, развить творческие способности.
Также народное декоративно – прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается симметрия, ритм, соразмерность отдельных элементов, и счёт в исполнении орнамента. Это в свою очередь дает материал для развития математических представлений. При рассматривании школьниками подлинных предметов декоративно – прикладного искусства, как правило, формируется связная речь, правильность произношения, умение описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии. В процессе ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством у детей также воспитываются и нравственно – волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у учащихся воспитываются умения объединяться для общего дела, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласовано, и помогать другим. Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. И вместе с тем школьник овладевает такими понятиями, как форма, размер, цвет, а также специфическими художественными навыками. Народное искусство всегда является воплощением представления народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Благодаря народному декоративному искусству, у детей улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание. Выразительность цвета и пластики, декоративность, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов — вот характерные особенности произведений народного декоративно-прикладного искусства. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свои индивидуальные способности.
Особое эмоциональное состояние, которое испытывает ребенок, лежит в основе познания. И поэтому очень важно “не пропустить” этот возраст и попытаться сохранить естественное влечение ребят к прекрасным произведениям народных мастеров. В настоящее время на уроках изобразительного искусства есть возможность через творческую деятельность соприкоснуться с элементами народных промыслов, истоки которых веками не теряют своих традиций и являются одним из проявлений национальной культуры.
На уроках я использую следующие художественные техники: рисование аппликация и коллаж, лепка, бумагопластика, роспись самостоятельно выполненных изделий и др. Во внеурочное время на кружке «Вдохновения», кроме рисования, выполняем работы в технике роспись по стеклу, по дереву, особенно при более подробном изучении Городецкой росписи.
На своих уроках стараюсь использовать дидактические упражнения и игровые моменты, которые, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям. Например, игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий:
1. Продолжите цепочку слов.
Такое упражнение можно проводить в начале урока. Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию. Например: -рубаха, сарафан, платок, понева…
2. Объясните значение слова.
Например: декор – это…., ритм — это…, дизайн — это…
3. Сгруппируйте слова по видам
На доске написаны различные понятия, термины, названия, которые необходимо объединить в смысловые группы.
4. Вычеркните лишнее слово.
Упражнение носит характер обобщающий, контролирующий. Оценка устных ответов.
5. Блиц-контроль (вопрос — ответ).
6. Диагностическое упражнение «Вспомни слово».
Задание постепенно усложняется. Такое упражнение можно использовать в начале урока.
Например: пр_челина (причелина), фр_нт_н (фронтон ), к_р_м_ка (керамика).
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Важным условием развития художественных способностей ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но все, же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Индивидуальную работу с учащимися веду так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.
Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно. Богатство и многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что декоративно – прикладное искусство помогает развивать в детях эстетическое и духовно - нравственное отношение к действительности, прививает любовь к родному краю, а также развивает мышление, воображение, речь. Посредством восприятия изобразительного искусства у детей формируется представление об идеалах современников, о культуре прошлых эпох и нового времени. Овладевая изобразительно - выразительными навыками, дети приобщаются к элементарной творческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности. Приобщение детей к народному искусству на всю жизнь оставит отпечаток прекрасного в душе человека, научит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях.
Считаю, развития творческих способностей учащихся 5 класса на уроках изобразительного искусства позволяют обеспечить рост качественного, обучения в образовательном процессе, учат ребёнка самостоятельному достижению цели, активизирует творческие способности учащихся, повышает эффективность урока.
Список использованной литературы
1. Комаров В.В. Психолого – педагогические предпосылки развития творческой активности учащихся // Школа. – 1997. - №2. – С. 5-8. 7.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1991.
2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование. 1998 – 134 с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.
4.Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.
5. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.-159с.
6. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках
искусства.
7.Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. – 2012. – № 9 (сентябрь). – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm.
8.Неменский, Борис Михайлович. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания Текст : книга для учителя / Б. М. Неменский, 1987. - 253, 2 с.