Заседание в семейном клубе Мама — целительница на тему Логопедические чуфырки
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Росинка» пгт.Пионерский
Заседание в семейном клубе «Мама-целительница»
на тему
«Логопедические чуфырки»
(подготовительная к школе группа для детей с нарушениями речи)
Подготовила: Мусинова Л.Ю.
Учитель- логопед
высшая кв. категория
Цели данного мероприятия:
*Продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора (песенками, закличками, считалками, прибаутками, поговорками, загадками) через интеграцию образовательных областе “Коммуникация” – “Музыка”.
*Совершенствовать уровень речевой активности на этапе автоматизации звуков через художественное исполнение русских народных песен, хороводов, игр.
*Развивать слуховое восприятие, общую и мелкую моторику во время игры на народных инструментах.
*Развивать личностные качества ребенка, его творческие способности.
*Воспитывать любовь к русскому народному творчеству, художественно-эстетический вкус.
С родителями
*Привлечение семей воспитанников к участию в совместных мероприятиях в семейном клубе “Мама – целительница”.
*Способствовать активному участию родителей в распространении собственных знаний о малых формах фольклора, умению исполнять колыбельные песенки, потешки, принимать участие в обсуждении, беседе.
*Развивать традиции приобщения родителей к художественным формам народной речи (считалкам, дразнилкам, прибауткам и т.п.)
*Пропогандировать среди семей воспитанников малые формы фольклора через картотеку с текстами пестушек, колыбельных песен и т.д.
*Создать атмосферу доверительного общения, поддержки, симпатии всех участников данного мероприятия.
Оборудование:
Комната – горница, кукла – мальчик, народные музыкальные инструменты, шумовые инструменты изготовленные своими руками из бросового материала, элементы русских народных костюмов, аудиозапись народных мелодий.
Предварительная работа:
Разучивание с детьми песенок, потешек, загадок, пословиц в процессе игровой деятельности и непосредственно образовательной деятельности.
Статьи для родителей через информационый стенд о значении в жизни ребенка малых форм фольклора.
(в зале оформлена горница-изба, в центре сидит воспитатель-бабушка, рядом стоит кровать-люлька в которой лежит кукла-мальчик)
Хозяюшка: (логопед-зазывает детей и родителей)
-Пожалуйте, гости дорогие! Давно мы вас ждем поджидаем,
Праздник без вас не начинаем.
У нас для каждого найдется местечко и словечко.
Сегодня будут игры, песни, танцы, смех
Радости хватит на всех.
(дети, родители проходят в зал и садятся на стульчики)
Хозяюшка:
-Здравствуйте уважаемые родители. Не случайно мы собрались с вами на очередное занятие семейного клуба “Мама –целительница” в этой горнице. Сегодня оно посвящено фольклору – устному народному творчеству, существующему в виде сказок, пословиц, считалок, поговорок, загадок, дразнилок, песенного искусства - потешек, пестушек. Фольклор не остается неизменным, он развивается, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее. Поэтому он всегда самобытен и современен. Использование видов и жанров устного народноготворества способствует обогащению образной речи, эмоционального состояния ребенка, развивает и активизирует познавательную, мелкую и общую моторную активность, слуховое и звуковое восприятие, инонационную выразительность речи. У каждого народа есть свои традиции, свои песни, сказки, игры, танцы. Хоровод заведем, песню звонкую споем.
Хоровод “Метелица”
Бабушка: (воспитатель с куклой на руках)
-Доброго вам здоровья! Мы с моим внучком долго ждали вас да устали. Сон – дрема пришел да мово Ванюшку увел. Засыпает он уже, я спать его уложу, а потом с вами посижу.
(укладывает Ванюшку в люльку и поет колыбельную песню)
“Баю – баюшки, бай – бай
Поскорее вырастай
Ко работе привыкай
Тяте с мамой помогай”
Хозяюшка:
-Ну, вот и уложили дитятко малое. А теперь мы поведем с вами разговор о том чувстве, которое испытывает каждая мама из нас, оставаясь наедине со своим ребенком.
(высказывания родителей)
Хозяюшка:
- Его жизнь целиком в ваших руках. Еда, сон, настроение, здоровье, микроклимат в семье – все это зависит от вас, дорогие мамы.
(раздается плач ребенка)
Хозяюшка:
-Эмоциональное напряжение снимают различные стишки, попевки.
Бабушка: (напевает)
“Ах, ты котенька – коток
Котик серенький хвосток.
Приди котик ночевать
Маво Ванечку качать.
Я тебе коту
За работу заплачу.
Дам кусочек пирога и
Кувшинчик молока.
Платок беленький свяжу
И на шейке повяжу”
Хозяюшка:
-Не случайно образ котика часто встречается в народных колыбельных песенках, пестушках. Красивое, ласковое животное приносит в дом уют, а его “музыкальное” мурлыканье способствует спокойному сну. Поэтому и принято было, прежде чем положить ребенка в колыбель, класть в нее кота.
-Скажите мамы, а вы поете своим детям колыбельные песни? Помогают ли они вам?
(мамы исполняют две – три колыбельные песни, девочки берут кукол и исполняют колыбельные песни)
В зал вбегают 3 – 4 ребенка
Дети (хором): -Здравствуй бабушка!
Бабушка:
-А вот и еще внучата прибежали, тоже спали – ночевали. Иди ко мне Аленушка, причешу тебя.
Хозяюшка:
-Издавна считается “длинная коса – девичья краса”. Вот и старались мамы, чтобы волосы у дочки росли длинными, красивыми, густыми, шелковистыми.
Бабушка (заплетая):
“Расти коса до пояса
Не вырони ни волоса.
Расти косынька до пят
Все волосенки в ряд”
Ребенок (жалуется): - Бабушка, у меня зуб болит.
Бабушка (приговаривает): “У лисы боли, у волка боли.
У Андрейки боль на березку в лес улети”
Ребенок (жалуется): - Бабушка, у меня зуб выпал.
Бабушка: - А ты зуб возьми, в норку брось и такие слова скажи
“Мышка, мышка на тебе зубишко
На тебе репяной, а мне дай костяной”
Хозяюшка:
- А знают ли мамы приговорки от боли, чтобы утешить ребенка, облегчить его страдания?
(высказывания мам)
Хозяюшка:
-Предлагаю поиграть. А что нужно сделать чтобы выбрать водящего в игре?
(ответы детей)
-Конечно же рассчитаться! Считалки бывают разные и со смыслом – которые учат считать и совсем бессмысленные.
(дети ведут две-три считалки)
Бабушка:
-Существует много подвижных, настольных игр. Но сегодня нас интересуют те, в которых есть приговорки или песенки. Давайте поиграем в одну старинную русскую игру, которая называется “Барашеньки – крутороженьки”.
(под музыку взрослые и дети играют в игру “Барашеньки – крутороженьки”)
Хозяюшка:
-Одной из форм малого фольклора являютс потешки и пестушки. Как вы понимаете значение слова “пестовать”?
(обмен мнениями родителей)
“Пестовать” – значит воспитывать. Оба слова имеют родство с корнем слов “питать” – “пища”. Так что пестушки – особая пища для растущей души маленького человека – веселая, радостная, приятная и очень ласковая. Потешки учили считать, узнавать о взаимоотношениях людей и т.д.
(дети рассказывают потешки на автоматизацию некоторых звуков см. приложение)
Бабушка:
- Есть в фольклоре дразнилки. Они высмеивают такие качества: как жадность, трусость, хвастовство. Не только мы взрослые учим вас уму – разуму, но и вы сами ребята, можете воспитывать друг друга, исправлять недостатки.
(дети называют две – три дразнилки, см. приложение)
Бабушка:
- Своеобразной умственной игрой являются поддевки. Здесь выигрывает тот, кто находчивее, у кого больше фантазии. Начинается все просто.
-Ольга Николаевна, скажите “Кортик”
-У вас на носу “Чертик” и т.д.
(дети и родители обмениваются поддевками, которые сочинили сами)
Хозяюшка:
-Кому-то нравится сочинять дразнилки и поддевки, а я люблю больше всего отгадывать загадки. Этот жанр фольклора очень древний. У всех первобытных людей существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода-охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость мальчику надо было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество. Убить хищника, выдержать боль. А ум, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок. Для вас сейчас загадки – это увлекательная игра.
(игры – загадки с родителями)
Хозяюшка:
-Я предлагаю гостям проверить свою сообразительность и разгадать старинные загадки
“Два брюшка – четыре ушка?”... (подушка)
“Куда лестницу не приставишь?”... (небо)
“Две ходули, два махала, два смотрила, одно клевало?” (человек)
“Без меня сундука не отопрут, из меня и воду берут?”... (ключ)
“Не на меру, не на вес, у всех людей есть?” (ум)
Бабушка:
-А сейчас мои загадки, в слове – отгадке должна быть буква “С”:
“Белыми, белыми нитками шит,
Он поначалу идет и лежит.
Ну а потом он течет, чтоб затем
Весною бесшумно исчезнуть совсем?” (Снег)
-Ну а теперь, буква “А”:
“Днем и ночью ходят, если их заводят?” (Часы)
-В следующей загадке буква “Б”:
“Пушиста, а не снег. Греет, а не печка?” (Шуба)
-Буква “Р” пугает нас
“За окном темнеет ночь, ужасы уйдите прочь,
Не уходят охи – ахи. Донимают Таню?”... (Страхи)
Хозяюшка:
-А сейчас вы не зевайте мою загадку отгадайте:
“Сама не ест, а всех кормит?” (Ложка)
-Снова нас зовет игра – поиграем детвора!
Народная игра “Где работа – там еда”
(На расстоянии по кгругу ставятся стульчики, на них лежат ложки. Играют дети и родители. Играющих больше, чем стульев. Не успевший взять ложку и сесть на стул, выбывает из игры.)
Хозяюшка:
-А вот свистульки, трещетки и ложки. Кто хочет поиграть немножко?”
(дети и родители разбирают разложенные на столе изготовленные своими руками шумовые инструменты – баночки, дудочки, коробочки с крупой и т.д.)
Дети и родители аккомпанируют р.н. мелодию “Субботея”
Бабушка:
-Еще одним из жанров народного творчества являются пословицы и поговорки. Все они тесно связаны с укладом жизни. Мои внучата знают такие пословицы о семье:
“В родной семье и каша гуще”
“Машенька родимая – свеча неугасимая”
“При солнышке тепло – при матери добро”
“Детушек воспитывать – не цыплят пересчитывать”
“Родная мать и высоко замахивается, да не больно бьет”
Хозяюшка:
-А сейчас веселый тест: мамам необходимо выбрать для начала пословиц и поговорок правильное окончание
- При солнышке тепло (при матери добро).
- Птица рада солнышку (а младенец матери).
- Нет такого дружка (как родная матушка).
- У ребенка заболит пальчик (а у мамы сердце).
- Материнская ласка (конца не знает).
Затем проводится игра со зрителями “Пантомима”
(Дети обыгрывыают предложенную пословицу, а присутствующие гости должны отгадать по движениям как она звучит)
Хозяюшка:
-Завершая на сегодня разговор наш, я хочу заметить: воспринимая родительское тепло, нежность, доверие, ребенок понесет во взрослую жизнь эти чувства, чтобы потом отдать их своим детям. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, слухового восприятия, побуждает ребенка к познавательной активности, умению координировать слова с движениями. Одним словом играет неоценимую роль во всестороннем развитии личности ребенка.
(раздается плач ребенка – фонограмма)
Бабушка:
-Мне пора к внуку малому, песню заводить. Спасибо, что зашли. Здоровья вам люди добрые! (взяв куклу на руки качает ее напевая колыбельную песню).
Хозяюшка:
-Наше занятие подошло к концу. У вас возникли какие мысли, вопросы?
(высказывания мам)
Хозяюшка:
-Хорошо, по всем вашим предложениям мы подготовим наше следующее занятие.
Все (хором): - Прощай хозяюшка!
15