Презентация Пермская деревянная скульптура


В собрании Пермской государственной художественной галереи насчитывается более 330 экспонатов, состоящих из 600 с лишним фигур, в основном ХVIII - начала ХХ  века. Коллекция сложилась в двадцатые-сороковые годы XX века во время экспедиций по северу Пермского края. Начинал эту работу Александр Сыропятов (1882-1954), продолжил основатель Пермской галереи Николай Серебренников (1900-1966). Когда поднимаешься по лестнице на третий этаж галереи и входишь в небольшой зал, сердце сжимается — на невысоких постаментах в центре зала сидят шесть деревянных фигур Христа — совершенно живых, в смиренных позах и со скорбными лицами. Пермские страдающие Спасители вызывают чувство необыкновенной жалости к себе. "Живой" Христос почти всегда изображался в один и тот же момент своей жизни — сидящим в темнице перед казнью. Самым распространенным образом Иисуса Христа в пермской деревянной скульптуре стал так называемый Спас в темнице (или Спас полуночный). Этот образ показывает сидящего Иисуса с терновым венком на голове незадолго до распятия на Голгофе. Лики Спасов выражают кротость, смирение, жертвенность, мученичество — те качества, которые вряд ли были присущи языческим идолам. Используя старые традиции сакральной пластики, уходящей в глубину веков,  пермские мастера придали ей новое  духовное содержание. Черты лица  скульптурах, очевидно, в зависимости отнациональной принадлежности самого  художника, чаще соответствуют коми-пермяцкому или башкирскому типу Интересен один факт, связанный с деревянными скульптурами Христа. Дело в том, что канонически церковью строго запрещалось объемное изображение Иисуса – разрешалось только плоское. В истории России были два факта объемного изображения фигуры и лица Иисуса Христа. Т.е. в двух случаях были сделаны исключения: первый – на саркофаге со святыми мощами в Киево-Печерской лавре, а второй на Северном Урале! Христос, страдающий в темнице Этот трогательный жест правой рукой означает, что Иисус закрывается от унизительного наказания. Левая рука иногда прикрывает рану на груди. фигура Спасителя из г. Усолье (XVIII в) вырезана из сосны.  Распятие Это распятие XVII века из села Вильгорьт. Совершенно изумительное рельефное изображение Параскевы Пятницы с предстоящими — святыми великомученицами Екатериной и Варварой. Святой аскетический вид народной любимицы, целительницы самых тяжелых хворей сочетается, как написано у Серебренникова, "с пышным игривым узорочьем легкой рельефности" в одежде. Культ святой Пятницы относится еще к дохристианским временам, поэтому ученый в своей книге пишет, о борьбе, которую блюстители православия вели с верой в Параскеву. Именно такой борьбой Серебренников объясняет уникальность этой рельефной иконы в пермских церквях. Святой Николай Можайский Фигуры Николы Можая (так называли пермяки Св. Николая Можайского) — одни из самых распространенных персонажей в истории пермской деревянной скульптуры. Защитник земли русской, русский Бог изображался всегда с мечом в одной руке и храмом — в другой В пермской деревянной скульптуре можно выделить разные направления в стиле: барокко, классицизм и реализм, наивысшим достижением которого можно считать образом страдающего Христа – распятого или страдающего в темнице. Понятно, что причастность к этим художественным течениям связана с более общими и масштабными движениями в храмовом искусстве. Предстоящие Богоматерь, Марина Магдалина, Иоанн Богослов, сотник Лонгин Господь Саваоф - выдающееся произведение иконостасной пластики начала ХIХ в. - изображен в облаках, в сиянии "славы", с державными атрибутами.  «Снятие с креста», с. Шакшер, XVIII в. На лестнице слева — Никодим, удерживающий тело Христа за кусок ткани, части которой не сохранилось. Как не сохранилась и фигура на лестнице справа — от нее осталась только рука. Внизу слева стоит Мария Магдалина со сложенными на животе руками. Рядом с ней богоматерь и одна из жен-мироносиц Мария Клеопова, вставшая на колени. Справа стоит Иоанн Богослов. «Эрмитажем в миниатюре» назвал Пермскую галерею директор главного музея страны Михаил Пиотровский. И это вполне справедливо: в ее собрании, насчитывающем почти пятьдесят тысяч единиц хранения, есть все, что «полагается»: египетские и греко-римские древности, вазы венецианского стекла и строгановское шитье, Рубенс с Йордансом, солидная подборка русских классиков и интереснейшие авангардные работы начала XX века. Однако основное украшение, ради которого сюда стоит приехать специально, — единственная в своем роде коллекция деревянной религиозной скульптуры XVII—XIX веков.