Классный час Пагубное воздействие алкоголя, наркотиков и курения на организм
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Гремячевская школа №1
Классный час
Номинация: «Методическая разработка по профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди детей и молодежи».
Тема: «Пагубное воздействие алкоголя, наркотиков и курения на здоровье человека»
Автор – составитель:
Социальный педагог
Тихомирова Юлия Александровна,
р.п. Гремячево, 2016 год.
Пояснительная записка.
В настоящее время проблема наркозависимости, алкоголизма и табакокурения является актуальной для современного общества. Очень много соблазнов подстерегает подростков в СМИ, интернете, при общении со сверстниками. В связи с этим профилактическая работа по предупреждению употребления ПАВ среди подростков имеет большое значение.
В возрасте младшего подростка ведущей деятельностью является общение. На эмоциональное состояние ребенка начинает влиять то, как складываются его отношения со сверстниками. Их мнение становится очень важным для подростка. Именно в этом возрасте необходимо оказать правильное воздействие на ребенка. Правила, которые он впитывает в этот период становятся для него наиболее значимыми на всю оставшуюся жизнь. Поэтому я разработала данное мероприятие для школьников 5-6 классов.
Новизна мероприятия заключается в применении новых эффективных методов и форм работы, способствующих не только формированию негативного отношения к ПАВ, но и потребность в здоровом образе жизни: интерактивная игра, информационно-коммуникативные технологии, исследовательская деятельность.
Данный материал может быть использован в работе классных руководителей на классных часах по профилактике употребления ПАВ и формированию привычки к здоровому образу жизни.
Содержательная часть.
Тема: «Пагубное воздействие алкоголя, наркотиков и курения на здоровье человека».
Цель: формирование у несовершеннолетнего представления о вреде употребления ПАВ и развитие у них осознанной мотивации для отказа от употребления.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с пагубным влиянием ПАВ на организм человека.
2. Воспитывать потребность ведения здорового образа жизни.
Форма проведения: совещательная группа, тематический лекторий
Оборудование: газеты и журналы, клей, ножницы, карандаши, ватман, макеты органов, мультимедийное оборудование, цветные кружочки для деления на группы.
Оформление: в классе (зале) на стенах плакаты с надписями: «Нет алкоголю», «Нет наркотикам», «Нет курению», плакат «Определение ПАВ», рисунки детей, на доске: тема занятия, высказывания, экран для просмотра презентации.
Подготовительная работа: беседа с психологом, три человека готовят доклад по темам «Влияние алкоголя, наркотиков и курения на организм», остальные дети приносят рисунки по теме «Мы против алкоголя, наркотиков и курения».
Гости: медицинский работник школы.
План занятия:
Приветствие, обсуждение правил работы в группе, сообщение темы занятия.
Этап спонтанной игры «Головокружение».
Этап целенаправленного занятия «Что важнее?».
Этап целенаправленного занятия «Где больнее?»
Этап целенаправленного занятия д/з «Доклад».
Этап самостоятельной работы коллаж «Антиреклама».
Просмотр презентации «Влияние алкоголя на организм человека».
Подведение итогов занятия, пожелания, релаксация, прощание.
Ход занятия.
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы поговорим с вами на злободневную тему – «Пагубное воздействие алкоголя, наркотиков и курения на здоровье человека». Готовясь к этой встрече, мы провели большую подготовительную работу: просмотрели компьютерные презентации, нашли много полезной информации. Что вы думаете по поводу тех высказываний, что написаны на доске?
Самый действенный способ не злоупотреблять алкоголем - это не употреблять его. (Тойшибеков Бауржан). Согласны ли вы с автором? (Ответ)
Не вздумайте садиться на иглу: такой ошибки жизнь не прощает. (Георгий Александров). Как вы понимаете это высказывание. Согласны ли вы с автором? (Ответ)
Можно сказать, что, сколько мужья выпили водки, столько их жены и дети пролили слез Н. Семашко. Как вы понимаете это высказывание. Согласны ли вы с автором? (Ответ)
Чтобы наше общение было более продуктивно, давайте разделимся на три группы с помощью цветных кружочков. Каждая группа располагается за отдельным «круглым столом».
(Дети делятся на группы и рассаживаются).
Учитель: Сегодня мы очень часто будем употреблять слова «алкоголь, курение и наркотики» и поэтому мы будем заменять их словом ПАВ.
ПАВ – это психоактивные вещества - химические, поражающие преимущественно центральную нервную систему, непосредственно затрагивающих функции мозга, в результате временного изменения в восприятии, настроение, сознание и поведение.
К психоактивным веществам, относят в частности:
кофе
алкоголь
кокаин
героин
никотин
Мы сегодня будем говорить о влиянии этих вредных веществ на организм человека.
Чтобы настроиться на работу, именно по теме занятия, давайте, выполним небольшое упражнение, которое называется «Головокружение». Все группы выходят в центр комнаты (зала). Теперь, я попрошу вас немного покружиться (несколько секунд). Достаточно. Садимся на свои места. Расскажите нам о ваших ощущениях после кружения.
(Дети рассказывают).
Учитель: а вот что о головокружении знают врачи. Слово предоставляется медицинскому работнику школы.
Медработник: - Для кого-то из вас ощущение головокружения, это весело и интересно. Всё это так если, головокружение вызвано механическим или физическим путем: катание на каруселях, на качелях или так, как вы это делали сейчас.
Люди, принимающие алкоголь, наркотики так же испытывают похожие ощущения. Только это уже называется состояние алкогольного и наркотического опьянения. Состояние похожее на головокружение, потеря координации, нарушение концентрации слуха и зрения, невнятная речь – всё это вызвано нарушением работы головного мозга. Эти признаки говорят о том, что в этот самый момент погибают клетки головного мозга. Поэтому и происходят такие нарушения: шатающаяся походка, замедленные движения, головокружение и т.д. Ведь головной мозг, это очень важный орган человека. И если у нас с вами две руки, две ноги, два уха и два глаза, то мозг у нас один. Берегите его ребята и никогда не принимайте и даже не пробуйте алкоголь, наркотики и тем более не курите. Желаю вам всем крепкого здоровья!
Учитель: Большое спасибо!
А сейчас мы проверим, что о человеке в целом знаете вы. Я предлагаю выполнить задание «Что важнее?». В центре комнаты мы поставили стол, на котором разложены макеты внутренних органов человека из бумаги. Вам необходимо, каждой группе, в порядке очереди подойти к столу и выбрать наиболее важные органы для человека.
(Дети группами по очереди подходят к столу и выбирают).
Учитель: Теперь объясните, пожалуйста, почему вы выбрали именно эти макеты?
(Дети отвечают по очереди).
Учитель: Молодцы! Все справились с этим заданием.
Следующее задание для вас посложнее. Нужно, всё из тех же макетов выбрать те, которые, по вашему мнению, больше всего страдают, то есть подвергаются негативному воздействию ПАВ. В порядке очереди подходим и выбираем.
(Дети группами по очереди подходят к столу и выбирают).
Учитель: Теперь объясните свой выбор. Почему вы выбрали именно эти макеты?
(Дети отвечают по очереди).
Учитель: Спасибо! А теперь, чтобы проверить, на сколько вы правильно справились с заданием, я попрошу ребят, которым давалось домашнее задание выступить с докладом.
1 ученик: доклад на тему «Влияние алкоголя на организм».
2 ученик: доклад на тему «Влияние наркотических средств на организм».
3 ученик: доклад на тему «Влияние никотина на организм».
Учитель: Молодцы! Большое спасибо вам за проделанную работу. (Обращается к группам). Ну что, правильно вы выбрали макеты? (Ответ).
Настало время поработать самостоятельно. У вас на столе лежат журналы и газеты, ножницы и клей. Всё это вам понадобится для того, чтобы составить коллаж на тему «Антиреклама ПАВ». На выполнение этого задания вам отводится 10 минут. Данная работа будет оцениваться нашим гостем (медработник). Начинаем работать.
(Дети делают коллаж).
Учитель: Молодцы! Потрудились хорошо. А пока наш гость оценивает ваши работы, мы с вами немного отдохнем и посмотрим презентацию на тему «Мы за здоровый образ жизни».
(Просмотр презентации, приложение1 и 2).
Учитель: Вот ребята, как вредно для жизни употребление алкоголя!
Судья готов вынести вердикт по выполненной работе «Коллаж»?
Медработник: Да. Все работы хорошие и интересные. Видно, что фантазия у детей работает хорошо, но для небольшого соревновательного эффекта я распределила бы ваши работы по местам. И так:
1 место
2 место
3 место
Учитель: Молодцы ребята! Все работы мы вывесим на школьный стенд, чтобы ребята школы увидели результат вашего труда.
Вот и пришло время подводить итоги нашей встречи. Вы все сегодня очень хорошо работали: дружно, активно, помогали друг другу, показали отличные знания по анатомии! Мне бы хотелось спросить у вас: что нового вы сегодня открыли для себя? (Ответ).
Что вам больше всего запомнилось? (Ответ).
Какой же вывод можно сделать из сегодняшнего занятия? (Ответ).
Правильно ребята! Нужно беречь свое здоровье, и никогда не пробовать ни алкоголь, ни наркотики и не курить!
А что нужно делать чтобы быть здоровым? (Ответ).
Молодцы! Я желаю вам быть здоровыми и никогда не болеть!
Отчет о проведенном мероприятии можно занести в таблицу. (Приложение 3).
Список литературы.
Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 204. – 442с.
Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 480с.
Вредные привычки: профилактика зависимостей: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 272с.
Интернет ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложение 1. См. презентацию
Приложение 2.
Материал к презентации.
слайд. Ребята! Сейчас мы посмотрим презентацию, которая расскажет нам, как счастливо живут люди, не имеющие вредных привычек.
слайд. Употребление ПАВ пагубно воздействует не только на организм, но и на всю жизнь в целом
слайд. Если тебе не чем заняться, и тебя посещают плохие мысли «попробовать» или «нет», попробуй выйти на улицу и погонять мяч с друзьями. Хорошее настроение тебе обеспечено.
слайд. Никогда не замыкайся в себе, иди туда, где тебе помогут найти много друзей и любимое занятие.
слайд. Кушай больше витаминов и питайся правильно. Это очень большой плюс для твоего здоровья.
слайд. Если ты будешь вести правильный образ жизни, не поддашься на искушение со стороны плохих людей, то тебя всегда будут окружать только хорошие и верные друзья.
слайд. Друзья, на которых ты сможешь положиться и которые поддержат тебя в трудную минуту.
слайд. Твоя жизнь в твоих руках!
Приложение 3.
Этап занятия
Деятельность педагога
Деятельность участников
Ожидаемый результат
Время
Подготовительный
Приветствует участников, объясняет правила работы в группе, сообщает тему занятия.
Приветствуют друг друга, обсуждают правила.
- заинтересованность,
- внимание.
5 минут
Основной
Предлагает поиграть в игру «Головокружение». Знакомит участников с правилами игры: Всем участникам предлагается выйти на середину комнаты и покружиться в течение нескольких секунд. Затем, предлагает участникам прокомментировать своё состояние. После чего, предоставляет слово медицинскому работнику, который объясняет, что при принятии ПАВ, такое состояние головокружения объясняется в медицине гибелью клеток головного мозга.
Обсуждение.
Выполняют задание. Обсуждают результат.
- активность,
- положительный эмоциональный настрой,
- включение в работу.
10 минут
Предлагает выполнить задание «Что важнее?»
Предлагает выбрать из разложенных на столе макетов внутренних органов, изготовленных из бумаги, самые важные и объяснить «почему?».
Обсуждение итогов.
Выполняют задание. Обсуждают результат.
- работа в группе,
- рассуждение,
-осознание важности внутренних органов, связанных между собой и зависящих друг от друга.
5 минут
Предлагает выполнить задание «Где больнее?»
Предлагает выбрать, из разложенных на столе макетов внутренних органов из бумаги, те, которые повреждаются при воздействии на них ПАВ.
Выполняют задание. Обсуждают результат.
- работа в группе,
- рассуждение,
- осознание человека, как единого целого.
5 минут
Предлагает продемонстрировать домашнее задание. Доклад по темам.
Обсуждение результатов.
Делают доклады.
Обсуждают результаты.
-внимание,
- добросовестное выполнение задания,
-принятие полезной информации.
15 минут
Предлагает проделать самостоятельную работу. Составить коллаж из газет и журналов на тему – «Антиреклама ПАВ».
Обсуждение результата.
Делают коллаж.
Обсуждают результаты.
- творческая активность,
- сотрудничество.
10 минут
Предлагает посмотреть презентацию о вреде алкоголя-фото с изображением пагубного воздействия на жизнь и здоровье человека.
Обсуждение.
Смотрят презентацию.
Обсуждают увиденное.
-зрительный отпечаток,
- вывод о пагубном воздействии алкоголя на жизнь и здоровье человека.
5минут
Заключительный
Подведение итогов занятия.
Пожелания.
Релаксация.
Прощание.
Обсуждают итоги.
Проводят релаксацию.
Прощаются.
- осознание важности отказа от вредных привычек и необходимости ведения здорового образа жизни
5минут
15