Разработка урока русского языка на тему: Правописание парных согласных на конце слова» ( 2 класс)


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа №4
Конспект урока
по русскому языку,
проведенный во 2-а классе
УМК «Перспектива»
Тема урока: « Правописание парных согласных
на конце слова»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Колпакова Н. Е.
высшая квалификационная
категория
2013-2014 г.
Конспект урока по теме: «Правописание парных согласных на конце слова »
Предмет: Русский язык
Класс: 2 « А»
Тема: «Правописание парных согласных в середине слова »
Цель урока: создание условий для исследовательской деятельности учащихся ,
открыть способы проверки парных согласных в середине слова.
Задачи урока:
развивать умение слышать звучащее слово;
наблюдать за оглушением звонких согласных;
актуализировать знания детей о парных согласных;
развивать умение учащихся находить слова с парными согласными в конце и середине слова;
Предметные:
формировать умение видеть орфограмму;
уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;
развивать орфографическую зоркость;
Метапредметные:
развивать внимание, мышление, речь;
уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;
уметь контролировать и корректировать свою работу;
Коммуникативные:
уметь строить работу с партнёрами;
уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;
Личностные:
уметь оценить свою работу и работу товарища;
уметь находить причину успеха работы.
Тип урока: урок открытия нового знания
Применяемые технологии: технология деятельностного метода, технология проблемного диалога,
элементы игровой деятельности.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая
Методы работы:
объяснительно-иллюстративный,
проблемный,
работа по учебнику, игра, практическая работа,
самостоятельная работа,
работа в паре
Литература:
Русский язык 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
В 2ч.Ч.1/Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина М:. Просвещение, 2013 .
Оборудование:
схема с основными вопросами урока;
алгоритм проверки парной согласной;
карточки с заданиями;
сигнальные карточки;
карточки для самооценки
Планируемый результат обучения:
В результате изучения темы обучающиеся должны
знать:
- правило написания проверяемой согласной на конце слова;
- способ проверки написания слов с проверяемой согласной на конце;
уметь:
- видеть орфограмму в слове и графически еѐ обозначать;
- определять опасное место в слове;
- правильно писать слова с проверяемой согласной на конце;
- выполнять задания творческого характера: редактировать написанное,
составлять текст.
Этапы урока Формируемые
УУД Деятельность учителя
Мотивация к учебной деятельности
Регулятивные УУД:
формирование
способности к организации своей
деятельности Начинаем урок русского языка
- Прозвенел звонок и смолк,
Начинаем наш урок.
Чтобы сделать открытие,
Мы не должны лениться.
Давайте же вместе
На отлично трудиться.
Посмотрите друг на друга,
улыбнитесь.
Мы спокойны, добры, приветливы
вдохните в себя свежесть зимнего дня
я желаю вам успехов и удачи на уроке
Актуализация
знаний и
фиксация
затруднений в
деятельности
Познавательные УУД:
осмысление понятий связанных с данной темой, работа с информацией, анализ, выбор.
Коммуникативные УУД:
умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи
Регулятивные УУД:
планирование своих действий Посмотрите, на доске записаны буквы
Б-п д- ? ?-ш з-с г- ? ?-ф
Что это за буквы? ( это буквы парных согласных звуков.)
Назовите пропущенные буквы.
Почему именно эти буквы попали на страницы чистописания сегодня?
Запишите парные согласные в тетрадь.
В нашем русском языке
ходят пары налегке
Часто хитрые подружки
подменять хотят друг дружку,
Как узнать, писать какую
Эту букву иль другую
Предстоит сегодня вам,
Все расставить по местам
Создание проблемной ситуации. Работа в парах Познавательные УУД:
осмысление понятий
связанных с данной
темой, работа с
информацией, анализ,
выбор..
ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/ незнания)
Коммуникативные
УУД:
умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи
Регулятивные УУД:
Выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала
Отгадайте, какое время года придет к нам на урок?
Послушайте загадку.
Запорошила все дорожки
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила ( зима)
Доброй хозяйкой пришла к нам зима. За одну ночь строит она себе серебряный дворец. Смотришь вокруг- дух захватывает от этой красоты.
Прочитайте слова, записанные на доске:
Моро…, доро…ки. сугро… сне…, сне…ки, ле…
Разделите слова на две группы.
- По какому принципу можно разделить эти слова?
- Как можно проверить парную согласную в конце слова?
- Какие слова попали в эту группу? Объясните их правописание.
Мороз
сугроб
снег
лед
Постановка учебной задачи определение темы урока
Познавательные УУД:
осмысление понятий связанных с данной темой, работа с информацией, анализ, выбор..
Коммуникативные
УУД:
умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи
Назовите слова, которые попали во вторую группу?
доро…ки
сне…ки
Можем ли мы проверить написание этих букв? ( нет)
- Где находятся парные согласные?
( на партах детей карточки, работа в парах)
Сложите из слов фразу и назовите тему урока. Если задание выполнено верно, то на обратной стороне карточек получится фраза ВЕРНО
ПРОВЕРКА
ПАРНЫХ
СОГЛАСНЫХ
В СЕРЕДИНЕ
СЛОВА
Сегодня мы будем учиться определять парную согласную в середине слова и проверять ее, пользуясь разными способами, чтобы грамотно писать слова
Совместное открытие нового.
Работа в
парах.
Познавательные УУД:
моделирование
выдвижение
гипотезы, поиск
решения проблемы
Коммуникативные
УУД:
инициативное
сотрудничество в
поиске и выборе
информации - Понаблюдайте, как произносятся парные согласные в конце слов? ( они оглушаются )
Мы знаем правила проверки парных согласных на конце, а можно ли эти правила применить к парным согласным в середине слова?
доро… ка- дороженька
сне…ки – снежочек
- Какая буква следует после согласной? (гласная)
-Какой вывод можно сделать?
На ваших партах карточки, расположите их так ,чтобы получилось правило- стихотворение.
ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ
САМЫЕ ОПАСНЫЕ
ТЫ ИХ ПРОВЕРЯЙ
РЯДОМ ГЛАСНЫЙ
ПОДСТАВЛЯЙ
Сверим свое открытие с образцом в учебнике с. 117
Дети читают правило в учебнике и доказывают правильность своих предположений
Физ. минутка Личностные УУД:
умение применять
правила охраны своего
здоровья Я буду называть звуки, если вы услышите парные согласные звуки, то поднимите руки вверх, если нет-нужно сделать хлопок
[ в, у ,д ,р, ж ,а,б, и, у, ш, з, м, ф, с, к ]
Применение нового знания Регулятивные УУД:
умение адекватно
оценивать свою
деятельность и
деятельность своих товарищей
Познавательные УУД:
осуществлять анализ учебного материала
ориентироваться в учебнике Посмотрим, насколько работает составленное правило.
Выполение упр. 174 с. 116, ( 1 ученик выполняет у доски с комментированием)
Выполнение упр. 175, с. 117- устно
А в какие игры вы играете зимой?
Сейчас на уроке мы будем «одевать» снеговика.
Девочки наши ласковые, добрые назовите ласкательные слова с парной согласной в середине.
Что есть у снеговика ( глазки, губки, ножки, сережки, зубки, бровки, ушки) Вот какой красавец, снеговик!
Ну, а мальчики, конечно, будут одевать снеговика, чтобы он не замерз ( шубку, шапку, варежки, сапожки, пуговки)
Включение в
систему знаний и
повторений Познавательные
УУД:
моделирование
логической цепи
рассуждений,
доказательство,
выдвижение гипотез и
обоснование.
Коммуникативные
УУД:
инициативное
сотрудничество в
поиске и выборе
информации.
Регулятивные УУД:
планирование своих
действий в
соответствии с
поставленной задачей;
прогнозирование. Долго мы ждали прихода снежной зимы, Засыпала зима снегом, завалила сугробами. Пока мы одевали снеговика, подул сильный ветер, перемешал все слова, теперь ваша задача- восстановить текст.
Сне…, выпал, пуш…стый
Морозы, тр…скучие , на, стояли ,улице.
Таня, каждое, корм, утро, насыпала.
В, к…рмушку, гости, прилетали, сразу.
(Ученики работают в карточках, расставляя цифры над словами, соблюдая последовательность, вставляют буквы)
Беседа о птицах:
- Кто из вас делал кормушку и подкармливал птиц зимой?
Что страшнее птицам холо… или голо… Объясняют написание букв, показывая ответы на магнитной доске
Информация о домашнем
задании Познавательные
УУД:
построение
самостоятельного
процесса поиска. Дома попробуйте написать сочинение- миниатюру.
Миниатюра- это очень маленькое, короткое сочинение.
Я даю опорные слова, а вы составите предложения так, чтобы сочинение приобрело интересное содержание. Сочинение нужно озаглавить.
Опорные слова: холодная зима, сильный мороз, пушистый снег, белоснежными шапками, уснули крепким сном.
Подведение
итога урока
Рефлексия
Личностные УУД:
самоконтроль,
устанавливать связь
между целью
деятельности и её
результатом
Регулятивные УУД:
совместно с учителем
и одноклассниками
давать оценку своей
деятельности на
уроке
Коммуникативные
УУД:
строить
монологическое
высказывание,
умение с достаточной точностью выражать свои мысли - Какую цель вы перед собой ставили?
Удалось ли достичь цели?
-Кто из вас смог сам открыть новое знание? Докажите.
Кто встретил трудности? В чем? Почему?
- Чему научились на уроке?
- Какое задание больше всего понравилось?
- Как проверять слова с парным согласным звуком в середине слова?
( дети читают наизусть стихотворные строки )
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг
Парный сразу проверяй-
Слово смело изменяй:
Зуб на зубы,
Лед на льды,
Будешь грамотным и ты!
Самостоятельная работа с взаимопроверкой
в парах. Регулятивные УУД:
отличать верно выполненное задание от неверного,
осуществлять самоконтроль
Коммуникативные УУД:
сотрудничать товарищами при выполнении задания в паре: устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках
А теперь посмотрим, насколько вы хорошо усвоили материал урока.
Выполнение теста.
Тест
Обведи парные согласные.
Б, р, с, х, д.
2.Найди и обведи проверочное слово к слову дуб
Дубок, дубки
3 найди и обведи слова, где нужно писать букву Д
улы…ка, тетра…ка, гри…, горо…
4. Вставь пропущенные буквы.
Зу…ки, мё…., поез…., бага…., гла…..ки, ду…
У кого возникли затруднения при выполнении задания?
Какие слова у вас вызвали затруднение?
Каким правилом вы должны были воспользоваться?
Выставление оценок Самооценка собственной деятельности на уроке Регулятивные УУД:
совместно с учителем
и одноклассниками
давать оценку своей
деятельности на
уроке
- С каким настроением вы уходите с урока? (Оценка с помощью светофоров)
Покажите свои светофоры зависимости от того, как вы поработали: радостное настроение – зеленый цвет;
было что-то непонятно – желтый цвет;
печальное – красный цвет.
– Я тоже испытала радость оттого, что мы дружно справились со своей задачей. Благодарю всех за работу.
Ребята, помните, что каждое общение с природой, обогащает человека бодростью и здоровьем, дает новые силы.