Методическая разработка по теме Что у Земли внутри
МАОУ «Калининградский морской лицей»
Предмет: природоведение
Автор: Чернышева И.Ю.,
учитель высшей квалификационной категории.
Тема урока: Что у Земли внутри?
Цель:
1. Сформировать представление о внутреннем строении Земли. Ознакомиться со следующими частями и их характеристиками: ядро, мантия, земная кора.
2. Развивать логическое и пространственное мышление; способствовать обучению школьников умению выделять главную мысль в содержании текста учебной статьи; способствовать осознанию учебного материала; создать условия для развития речи учащихся.
3. Воспитывать познавательный интерес к изучению темы. Воспитывать умение прислушиваться к мнению одноклассников.
Тип урока: комбинированный.
Формы урока: беседа, объяснение, самостоятельная работа.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы обучения, применяемые на уроке: объяснительно-иллюстративный, информационно-развивающий, дедуктивный.
Использование иллюстраций оживляет урок, способствует конструктивной и эмоциональной атмосфере его проведения, заинтересовывает учащихся, длительное время держит их внимание, что способствует повышению качества знаний.
Оснащение урока: Интерактивный комплекс (mimio).
Оборудование: Учебник, рабочая тетрадь, глобус, раздаточный материал.
Структура урока.
1. Организационный момент.
Цель: проверить готовность учащихся к уроку.
Приветствие. Организация учебного места. Настроить учащихся на насыщенный урок.
Повторение изученного на прошлом уроке.
Цель: проверить усвоение материала прошлого урока.
Один ученик выполняет задание у доски - разделите гипотезы о возникновении Земли на 2 группы (слайд 1). Объясните.
Остальные учащиеся отвечают на вопроы учителя по материалу прошлого урока:
- Что такое гипотеза?
- Как люди в древности объясняли происхождение Земли?
- Каковы современные представления о возникновении Земли?
- Зачем людям необходимо знать происхождение Земли?
- Чьи гипотезы изображены на слайде? (слайд 2)
Определение темы урока. Вызов информации.
Цель: пробудить познавательный интерес у учащихся к изучаемому материалу.
Учитель показывает макет Земли – глобус и спрашивает у учащихся: «Хотели бы вы оказаться на противоположной стороне Земли, где сейчас тепло и красиво – на Новой Зеландии? Какие варианты возможны для такого путешествия? Какой путь самый короткий?» Один из вариантов ответов – прокопать туннель сквозь Землю – этот путь наиболее короткий (слайд 3).
- Вы копали землю? Что там внутри? Хотели бы вы заглянуть внутрь Земли и узнать, что там? Что вы знаете о строении нашей планеты?
Идёт индивидуальная работа учащихся: в рабочих тетрадях они записывают словосочетания по данной теме, знакомые им из курса окружающего мира начальной школы. Можно составить тексты из ключевых слов. Некоторые учащиеся могут представить свой текст аудитории. Эти тексты будут разными, не всегда похожими друг на друга. Именно это обстоятельство внесёт некоторую интригу перед объяснением нового материала.
Учитель спрашивает, догадались ли учащиеся, о чём пойдёт речь на уроке и что они хотели бы узнать. Затем объявляет тему урока (слайд 4).
Изучение нового материала.
Цель: сформировать представление о внутреннем строении Земли. Ознакомиться со следующими частями и их характеристиками: ядро, мантия, земная кора.
Эпиграф (слайд 5):
Земля – наша милая, Добрая мать! Ведь всё, что мы любим, Всё связано с нею – И горы, и реки, И лес, и цветы, И осень, и лето, И дождик, и ты.
Учитель просит одного из учеников прочитать это стихотворение Я. Абидова о Земле, в котором автор такими красивыми словами описывает нашу планету.
На этом уроке я предлагаю вам совершить воображаемое путешествие вглубь Земли. Представим, что мы движемся с поверхности, проходя толщу Земли в каком-нибудь фантастическом снаряде вместе с героями книги Жюль Верна «Путешествие к центру Земли».
Как видно из рисунка, Земля имеет следующее строение (слайд 6). В центре Земли расположено ядро. Затем следует мантия и земная поверхность.
Как настоящие путешественники свои наблюдения необходимо занести в таблицу. Таблица начерчена на доске (слайд 7). По мере изучения материала учащиеся заполняют таблицу в тетрадях.
Внутренние оболочки Земли
Характеристика оболочек Земли
Состав
Состояние
Температура
Начнем наше путешествие с самого верхнего слоя Земли, который называется ЗЕМНАЯ КОРА. Изучение материала происходит самостоятельно с помощью учебника. Учащиеся читают на стр. 60 4-ый и 5-ый абзац. Если сравнить Землю с яблоком, то земная кора будет только его тонкой кожицей (слайд 8). Толщина земной коры не везде одинакова: от 5 км до 75 км. Но именно эта «кожица» интенсивно используется человеком. На ее поверхности построены города, заводы и фабрики, из её недр добывают различные полезные ископаемые (слайд 9), она дает человеку воду, энергию, одежду и многое-многое другое. Поскольку земная кора самый верхний слой Земли, то и изучена лучше всех. В её недрах залегают очень ценные для человека горные породы и минералы, который он научился использовать в хозяйстве. Земная кора имеет еще и определенный состав. На следующем уроке мы выясним, из чего состоит земная кора.
Проходит немного времени, и мы вступаем в новый, самый толстый слой Земли (учёные говорят «самый мощный») – МАНТИЮ (слайд 10). Учитель даёт время на самостоятельное чтение 3-его абзаца на стр. 60. Никто никогда не видел ее. Ученые предполагают, что состоит она из магния, железа и свинца. Измерим температуру за бортом нашего снаряда +2000° С! Мантия °разделяется на 3 слоя: верхний и нижний слои из-за большого давления находятся в твёрдом состоянии, а средний слой несколько размягчён. Из–за высоких температур этот слой может перемещаться, но очень медленно. Мантия простирается от ядра до Земной коры на 2900 км.
Наши далекие предки не имели необходимого оборудования, не владели методами научного исследования. Они опирались только на наблюдения и высказывали некоторые верные предположения о строении Земли. Учитель ставит перед учащимися вопрос: «Как же удалось людям составить представление о мантии Земли?»
Подземный огонь, внутренние взрывы, которые можно было наблюдать во время извержения вулканов и землетрясений, послужили основой для предположения о том, что внутри Земли находится огненно-жидкое вещество (слайд 11 - застывающее мантийное вещество после излияния из жерла вулкана Килауэа, Гавайи, сентябрь 2002 года).
Наконец, мы добрались до самого центра Земли. Третий слой - ЯДРО (слайд 12). Ученики читают самостоятельно 2-ой абзац на стр. 60. Ядро Земли - пока загадка для науки. Ядро делится на два слоя: внутреннее ядро твёрдое, внешнее – жидкое. С определенной достоверностью можно говорить лишь о его радиусе - примерно 3500 км и температуре - около 6000 °С. Состоит оно из железа и никеля.
Затем учитель даёт задание найти в тексте учебника на стр. 60, как называется одним словом и равнины, и реки, и горы Конечно, это – рельеф. Определение учащиеся записывают в тетрадь.
Рефлексия.
Цель: обобщить изученный материал и проверить уровень его усвоения.
1) Учащиеся возвращаются к словосочетаниям и текстам, составленным в начале урока, и проверяют, верны ли они были.
2) Учащиеся озвучивают заполненную таблицу по одному: «ядро», «мантия», «земная кора».
4) Чтобы разнообразить урок и закрепить полученные на этом этапе знания, было бы желательно использовать тренажёр «Соберите в правильном порядке все оболочки Земли» (слайд 13).
5) Землю по ее внутреннему строению иногда сравнивают с куриным яйцом. Правильно ли такое сравнение? Что хотят показать этим сравнением?
6) Самостоятельная работа - тест для самопроверки (учащиеся выполняют на листочках):
Вопрос : Соотнесите внутреннюю оболочку с её свойствами:
1. Земная кора а/ ближе всего к центру Земли;
2. Мантия б/ толщина от 5 до 75 км;
3. Ядро в/ в переводе с латыни “покрывало”;
г/ температура вещества от +4000 °С до +6000 °С;
д/ верхняя оболочка Земли;
е/ занимает 83 % от объёма Земли;
ж/ состояние вещества особое: твердое и пластичное;
з/ из неё добывают горные породы;
и/ основной элемент состава – железо и никель.
После выполнения учащиеся меняются работами и проверяют их по ключу (слайд 14). Ключ проверки: 1. б, д, з; 2. в, е, ж; 3. а, г, и. Критерии оценки: «5» - 9 – 8 правильных ответов; «4» - 7 – 5 правильных ответов; «3» - 4 – 3 правильных ответа.
7) Парная деятельность учащихся. Выполняют на раздаточном материале.
Учёных всегда интересовало строение нашей планеты. Многие писатели-фантасты описывали в своих произведениях состав и строение Земли. Алексей Николаевич Толстой в романе "Гиперболид инженера Гарина" повествует об инженере, который изобрёл гиперболоид (предок современного лазера) и попытался пробурить земную кору до мантии. Инженер Гарин ожидал, что на определённой глубине (уже в мантии) существует слой расплавленного золота, которое можно извлекать в любых количествах.
Перед Вами отрывок из этого произведения с описанием внутреннего строения Земли.
«Земной шар представляет следующую картину.
Верхний его покров состоит из застывших гранитов и диоритов толщиной от 5 до 25 км. Эта корка содержит уголь и нефть. Кора лежит на второй оболочке земного шара из расплавленных металлов, на Оливиновом поясе.
Толщина этой второй расплавленной оболочки достигает в настоящее время свыше 100 км. В расплавленном Оливиновом поясе нужно различать три слоя, состоящие из таких металлов: железо, никель, золото, платина, свинец, ртуть.
Эти три слоя Оливинового пояса покоятся, как на подушке, на слое сгущенного до жидкого состояния газа гелия. И, наконец, под оболочкой жидкого газа находится земное ядро. Оно твердое, металлическое, температура его около минус 273 градуса.»
А.Н. Толстой «Гиперболоид инженера Гарина. 1937 год
Задание: прочитайте текст и сделайте вывод, какие утверждения учёного Манцева относительно строения Земли верны, а какие предположения ошибочны. Ответ необходимо оформить в виде таблицы.
Фамилия, имя____________________________________________
Практическое задание по теме «Строение Земли»
Верные предположения о строении Земли
Неверные предположения о строении Земли
8) Итоги урока, выставление оценок.
Домашнее задание.
Прочитать стр. 60 в учебнике, ответить на вопросы 1-4 рубрики «Проверьте свои знания» на стр. 63 (слайд 15).
Дополнительное задание: сделать макет строения Земли; сочинить стихотворение о строении Земли.
Литература и другие информационные источники:
Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. «Природоведение. 5 класс: метод. пособие к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина», М.: Дрофа, 2007.
Плешаков А.А., Сонин Н.И. «Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений», М.: Дрофа, 2007.
Плешаков А.А., Сонин Н.И. «Природоведение. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение», М.: Дрофа, 2007.
«Природоведение. 5 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина / авт.-сост. Т.В. Козачек. – Волгоград: Учитель, 2007.
Заголовок 315