Методическая разработка урока по географии на тему Что у Земли внутри? (5 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 39Ленинского района городского округа
город Уфа Республики Башкортостан
Методическая разработка
урока географии
Тема: «Что у Земли внутри?»
5 класс
Автор: Архипова Н.А.,
учитель географии
высшей категории
УФА - 2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Урок «Что у Земли внутри?» - это продолжение изучения природы, начатое учащимися 5 класса еще в начальной школе. Содержание урока раскрывает перед учащимися дополнительные способы познания природы человеком и изучения ее истории, представляя основные естественные науки и выделяя специфическую роль каждой из них в исследовании окружающего мира.
Человечеству давно хотелось узнать, что находится в глубине Земли. Содержание и ход урока раскрывают перед учащимися гипотезу о том, что наша планета полая внутри, выдвинутую еще в XVII веке астроном Эдмундом Галлеем, узнают о похожих взглядах великого математика Леонарда Эйлера и о представлении немецкого геолога и физика Петра Поля о том, что Земля
· это живой организм с полой структурой внутри, знакомятся с различными приборами, с помощью которых ученые исследуют глубины Земли, выясняют, что это не так-то легко и пока что людям удалось пробурить скважину глубиной всего 15 км (на Кольском полуострове).
Урок построен с использованием опережающего задания, которое учащиеся получили на предыдущем занятии по темам: «Ядро Земли», «Мантия Земли», «Земная кора».
Использование ИКТ, позволяет добиваться максимальной концентрации внимания учащихся и активизации их познавательной активности, что приводит к повышению качества учебно-воспитательного процесса в целом.
«Технологическая карта урока» помогает учителю значительно повысить эффективность осуществления контроля достижения учащимися планируемых результатов на каждом этапе урока.
Тема урока: Что у Земли внутри?
Тип урока: комбинированный
Цель урока: добиться эффективного усвоения учащимися знаний о внутреннем строении Земли через раскрытие основных научных методов его изучения и актуализацию знаний о земных оболочках.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
· научить грамотно использовать дополнительные источники информации и продолжить формирование навыков работы с документами,
· раскрыть особенности метода изучения Земли,
· формировать умения: выделять главное, работать по плану, работать с текстом, таблицами и контрольно-измерительными материалами.
Развивающие:
· развивать умение работать в паре и вести диалог,
· развивать умение работать с рисунками,
· развивать внимание и речь,
· развивать элементы воображения.
Воспитательные:
· воспитывать позитивное отношение к будущему планеты Земля,
· развивать инициативу творчества,
· воспитывать позитивное отношение к себе и одноклассникам через предоставление возможности самореализации на уроке.
Используемые методы обучения:
по виду источника информации: словесные (объяснение, беседа с учащимися, сообщения учащихся), наглядные (плакаты, иллюстрации, раздаточный материал, использование мультимедийных презентаций), практические (работа с мультимедийной презентацией, с раздаточным материалом);
по виду учебной деятельности: проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем), работа с учебником, метод развития критического мышления.
Используемые формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная. В ходе урока они сменяли и дополняли друг друга.
Используемые формы контроля: текущий, эвристическая беседа.
Оснащение урока: технологическая карта урока (приложение 1), дидактический раздаточный материал (приложения 3,4,5), глобус, таблица «Внутреннее строение земли», схемы, раскрывающие строение Земли, мультимедийная презентация (приложение 2).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
приветствие;
подготовка класса к работе (раздаточный материал на столах: оценочные листы, характеристика слоев Земли).
II. Проверка домашнего задания
Учитель: Повторим домашнее задание. Какую тему мы изучили на прошлом уроке (свои ответы фиксируйте в бланках, которые у вас на столах)?
(приложение 3)
фронтальный опрос:
Что такое гипотеза?
Какие есть предположения о возникновении Земли?
Какого мнения придерживаются современные ученые? (слайд 2)
Сравнить гипотезы образования Земли – доклады 2-х учеников (слайды 3,4)
Отгадать ребус (слайды 5, 6):
Фамилии, каких ученых зашифрованы в этих ребусах?
III. Актуализация знаний
Учитель: Я знаю, вы все любите сказки, и сегодня предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие. Смотрите и слушайте! (слайд 7).
В некотором царстве, в некотором государстве жил - был царь. Был у него сын – удалой добрый молодец Иван – царевич. Тяжело царю править стало, состарился он.
Решил царь испытать своего сына. Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам дает наказ: «Отправляйся, Иван – царевич, мир повидать да себя показать. Отыщи ты мне ключ Земли, а потом будешь ты царем».
Отправился Иван в путь – дорогу. Долго ли шел, коротко ли, дошел до чужого царства – государства. Видит: перед ним 4 белых дворца стоят, а над ними надпись - «Атмосфера», «Гидросфера», «Биосфера», «Литосфера». Прочитал Иван надписи и призадумался, что это такое.
Вопрос учащимся: Что обозначают эти слова? (ответы детей), слайд 8.
По ходу беседы на доске составляется схема «Оболочки Земли».
Учитель: Определяем тему урока и план изучения темы.
Откроем тетрадь: запишем число и тему урока (слайд 9).
Изучение нового материала.
План.
Внутреннее строение земли.
Выявление структуры внутреннего строения Земли.
Методы изучения.
Учитель: А теперь, давайте вновь вернемся в сказку (продолжение сказки).
Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает: «Что, мил человек, голову повесил? »
«Да вот, ключ Земли мне нужно сыскать, да только не могу определить куда мне направиться. Помоги мне, добрый человек.
Старец объяснил, что нужно идти Ивану во дворец под названием «Литосфера».
« Есть ли в этой стране ключ Земли?»- спрашивает царевич. «Есть- то есть, но найти его непросто. Хранится он глубоко под землей, а стережет его прекрасная царевна».
«А как же мне туда попасть?»- спрашивает Иван.
«Нужно вырыть глубокий колодец», - отвечает ему старик».
Взял Иван в руки лопату и начал рыть колодец. Сначала царевичу легко было рыть, породы попадались легкие, рыхлые. Глубже роет Иван, тверже становятся породы. Увлекся работой Иван – царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. Очутился Иван в большой пещере. Стены ее блестят, переливаются драгоценными камнями. А в центре зала на троне сидит прекрасная царевна. Поклонился ей Иван и говорит: « Люди молвят, что скрываешь ты ключ Земли, а он мне нужен, обещал я батюшке добыть его!»
«Ну что ж, отгадаешь мои задания, отдам тебе заветный ключ!»- ответила царевна.
«Загадывай, - сказал Иван – царевич, - попробую отгадать!».
Вопрос учащимся: Каково внутренне строение Земли? (Ответы детей)
Учитель (делает обобщение): Внутреннее строение Земли сложное. Предлагаю вам отгадать загадку:
Может разбиться.
Может и вариться,
Если хочешь – в птицу
Может превратиться. (Яйцо)
Ответы детей (слайд 10).
А как вы думаете, почему загадка про куриное яйцо? (Ответы детей)
Правильно, своим строением оно похоже на строение Земли. Сравнительный анализ (слайд 11)
Оно состоит из скорлупы, белка и желтка. Скорлупа - это словно дышащая земная кора. Она очень тонкая. Белок – мантия. Желток – ядро. (слайд 12)
Давайте, ребята, зарисуем в тетради схему внутреннего строения Земли и подпишем названия (слайд 13).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 14)
Проводит физорг класса (под музыку).
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Учитель: А теперь, ребята, разберем внутреннее строение Земли.
Вопрос учащимся: Что представляет собой ядро?
Учитель: Ответ на этот вопрос мы сможем найти в учебнике на с. 60.
(чтение текста учебника одним из учащихся с последующим обсуждением)
Дополнительная информация (сообщение учащегося):
Ядро делится на два слоя: внутренне ядро -твердое, внешнее -жидкое. Состоит из железа и никеля.
Раньше считали, что ядро Земли гладкое, почти как пушечное ядро.
Предполагают, что поверхность ядра состоит из вещества, обладающего свойствами жидкости. Граница внешнего ядра находится на глубине 2900км.
А вот внутренняя область, начинающаяся с глубины 5100км., ведет себя как твердое тело. Это обусловлено очень высоким давлением. Даже на верхней границе ядра теоретически рассчитанное давление составляет около 1, 3 млн. атмосфер. А в центре достигает 3 млн. атмосфер. Температура здесь может превышать 10.000 С.
Возможно, вещество внешнего ядра включает относительно легкий элемент, скорее всего серу (слайд 15).
Учитель: подпишите характеристику ядра в тетрадь.
Вопрос учащимся: Какими свойствами обладает вещество мантии?
Учитель: Найдите в тексте учебника место, где описывается состав мантии.
(Чтение текста учебника одним из учащихся с последующим обсуждением).
Вопросы учащимся:
- Что означает в переводе с латинского слово «мантия»?
- На какие слои делится мантия, в каком состоянии они находятся?
- Какой температуры достигает вещество мантии?
Дополнительная информация (сообщение учащегося):
Мантия в переводе с латинского языка означает «покрывало». Она занимает до 83% объема планеты и подразделяется на верхнюю и нижнюю мантию. Вещество мантии из – за большого давления находится в твердом состоянии, хотя температура мантии равна 2000гр. Средний слой мантии немного размягчен, а внутренний и наружный слои находятся в твердом состоянии.
Первая залегает до глубины 670 км. Быстрое падение давления в верхней части мантии и высокая температура приводият к плавлению вещества.
На глубине от 400 км под материками и 10- 150 км под океанами, т. е в верхней мантии, был обнаружен слой, где сейсмические волны распространяются сравнительно медленно. Этот слой назвали астеносферой (от греч. «астенес» слабый). Астеносфера более пластичная, чем остальная мантия, служит «смазкой», по которой перемещаются жесткие литосферные плиты.
Из чего же она состоит? Главным образом из горных пород, богатых магнием и железом. Породы мантии отличаются большой плотностью.
Из чего состоит нижняя мантия, пока остается загадкой.
(слайд 16) Подпишите характеристику мантии в тетради.
Вопрос учащимся: Что такое земная кора?
Дополнительная информация (сообщение учащегося):
Земная кора - это твердая верхняя оболочка Земли. Она в масштабе всей Земли представляет тончайшую пленку и по сравнению с радиусом Земли ничтожна. Она достигает максимальной толщины 75 км над горными массивами Памира, Тибета, Гималаев. Несмотря на маленькую мощность, земная кора имеет сложное строение.
Строение и состав земной коры под океанами и на континентах очень сильно различаются. Поэтому и принято выделять два основных типа земной коры – океаническую и континентальную (материковую)
Земная кора
океаническая материковая
5-10км. 30-80 км. (слайд 17)
Задание учащимся: Подпишите характеристику земной коры в тетради (слайд 18-20).
Учитель: Верхние границы земной коры изучены хорошо при помощи бурения скважин (метод глубинного бурения).
Самая глубока скважина имеет глубину всего лишь 15 км. По сравнению с размерами Земли эта величина очень мала. Но, несмотря на то, что вглубь Земли человек проник всего на несколько километров, кое – какие сведения о внутреннем ее строении ученые получили с помощью геофизических методов. Геофизики на поверхности или на некоторой глубине от поверхности производят взрывы. Специальные, очень чуткие, приборы записывают, с какой скоростью распространяются колебания внутри Земли. Так, геофизики установили, что до глубины в среднем 30 км. земной шар состоит из песка, известняка, гранита и др. пород.
С глубиной в земной коре изменяется и температура. Температура верхнего слоя литосферы изменяется по сезонам года. Ниже этого слоя до глубины около 1000 метров. Наблюдается закономерность: на каждые 100м. глубины температура земной коры возрастает в среднем на 3 градуса.
Изучение земной коры: Сверхглубокая скважина на Кольском полуострове 15 км.
В республике Башкортостан используется метод бурения (да, добыча нефти, бурение водяных скважин)
Учитель: А теперь вернемся снова к сказке. «Молодец, Иван – царевич, правильно отгадал мои задания с ребятами, вот тебе ключ Земли и помни: только знания, как ключ, открывают любые замки и двери», сказала ему царевна.
Поклонился Иван и отправился домой.
V. Проверка усвоения новых знаний (слайд 21, 22):
Выполнить тест (приложение 3).
VI. Закрепление знаний (слайд 23, 24).
Работа в парах: заполнить таблицу. Раздаточный материал (приложение 4).
VII. Рефлексия (слайд 25).
Ответить на вопросы:
- какие знания я получил?
- смогу ли я объяснить эту тему другу?
- доволен ли я своей работой на уроке?
Поставить себе оценку за урок.
VIII. Домашнее задание:
Выучить термины, записанные в тетради.
Группам найти и подготовить интересный материал о горных породах и минералах Республики Башкортостан (слайд 26).
Приложение 1.
Технологическая карта урока
Класс 5. Учитель: Архипова Наталья Анатольевна
Тип урока: комбинированный
Тема урока: Что у Земли внутри?
Цель: добиться эффективного усвоения учащимися знаний о внутреннем строении Земли через раскрытие основных научных методов его изучения и актуализацию знаний о земных оболочках.
Задачи (обучающие, развивающие, воспитательные):
Способствовать формированию знаний о строении Земли, познакомить учащихся с методом изучения Земли, актуализировать знания о земных оболочках.
Способствовать развитию умений выделять главное в тексте, уметь работать с рисунками, развивать внимание и речь.
Формировать познавательный интерес к предмету, воспитывать позитивное отношение к себе и одноклассникам через возможность самореализации на уроке.
Развивать навыки работы в паре, группе.
Этап урока
Деятельность учителя
(методы, приемы и формы обучения)
Деятельность ученика/задания для достижения планируемых результатов
Планируемые результаты (формируемые УУД)
Оценка результатов деятельности ученика
Информационное сопровождение (наглядность, дидактический материал)
Организационный этап
Создание эмоциональной готовности к уроку: приветствие учеников
Целенаправленное наблюдение
Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос:
Что такое гипотеза?
Какие есть предположения о возникновении Земли?
Какого мнения придерживаются современные ученые?
Проверка выполнения индивидуальных заданий: провести сравнительный анализ гипотез происхождения Земли: Ж. Бюффон и И. Кант; П. Лаплас и ОГ.Ю. Шмидт
3. Отгадать ребусы
1) Отвечают на вопросы
2) сравнивают гипотезы о происхождении Земли (ответы 2 учащихся);
3) отгадывают ребусы
Личностные УУД
- позитивное отношение к результатам обучения;
- самоопределение
Метопредметные УУД:
Познавательные
- умение проводить сравнительный анализ и обобщать полученную информацию;
Регулятивные
- умение выполнять учебные задания в соответствии с целью;
Коммуникативные
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении ответов на поставленные вопросы;
- умение работать в паре и оказывать взаимопомощь;
Предметные УУД
- отвечать на поставленные вопросы;
- умение проводить сравнительный анализ, выявлять главное;
- отгадывать ребусы.
Целенаправленное наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль
Презентация (слайды 1-6), выступления учащихся,
карточки для ответов
Актуализация знаний, практических и умственных умений
Игровой метод: сказка «Ключ Земли», которая помогает учащимся понять и усвоить новую тему, вызывает интерес и активное участие в работе на уроке.
Слушают сказку. Определяют сферы Земли, выделяют литосферу и определяют тему урока.
Познавательные
- умение определить главное и обобщать полученную информацию;
Регулятивные
- умение определить тему урока;
Коммуникативные
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
целенаправленное наблюдение
Презентация (слайды 7-9),
Изучение нового материала
Дать целостное представление о внутреннем строении Земли:
- Загадка (куриное яйцо);
- провести сравнительный анализ внутреннего строения Земли и куриного яйца;
- определить 3 слоя внутреннего строения Земли;
- зарисовать схему внутреннего строения Земли.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- используя учебник и дополнительную информацию, дать характеристику: ядро, мантия, земная кора;
- познакомить с методом бурения и науками сейсмология и вулканология; (А у нас в Республике Башкортостан используют метод бурения?)
- Отгадывают загадку (яйцо).
- Сравнивают строение Земли со строением куриного яйца.
- Отвечают на вопрос учителя:
Что же у Земли внутри?
Зарисовывают схему строения Земли в тетрадь.
Дежурный ученик проводит физкультминутку.
Получение информации о внутреннем строении Земли из учебника (стр. 60)
Записывают в схему характеристики ядра, мантии, земной коры.
Делают сообщения о ядре, мантии, земной коре.
Знакомятся со сверхглубокой скважиной на Кольском полуострове. Отвечают на вопрос: в РБ используют метод бурения – нефтяные скважины.
Познавательные
- поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания;
Регулятивные
- умение сравнивать, определять главное, прогнозировать;
Коммуникативные
- умение слушать и вступать в диалог, сотрудничество в поиске информации.
целенаправленное наблюдение
Презентация (слайды 10-20), учебник стр. 60, дополнительная информация
Усвоение новых знаний
Ответить на вопросы теста (9 вопросов на установление соответствия), записать ответы в тетрадь.
Отвечают на вопросы теста и ответы записывают в тетрадь
Познавательные
- заполнение таблицы на основе полученных знаний, умение структурировать знания;
Регулятивные
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено на уроке;
Коммуникативные
- умение выражать свои мысли;
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность;
Личностные
- самоопределение;
- проявление интереса к изученной теме;
- позитивное отношение к результатам обучения.
Самоконтроль, взаимоконтроль,
целенаправленное наблюдение
Презентация (слайды 21-22), раздаточный материал
Закрепление знаний
Выполнить задание в парах (раздаточный материал: заполнить таблицу)
Проверить
Работают в парах: заполняют таблицу, затем проверяют и обсуждают
Презентация (слайды 23-24)
Рефлексия
Ответить на вопросы:
- какие знания я получил?
- смогу ли я объяснить эту тему другу?
- доволен ли я своей работой на уроке?
Поставить себе оценку за урок.
Самооценка успешности овладения новыми знаниями
Презентация (слайд 25)
Домашнее задание
Стр. 60, выучить термины.
Подготовить интересный материал о горных породах и минералах Республики Башкортостан
Записывают задания в дневник
Дневник, презентация (слайд 26)
Приложение 2.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
к уроку «Что у Земли внутри», 5 класс
(автор: Архипова Н.А., учитель географии высшей категории МБОУ Гимназия № 39, г.Уфа)
Приложение 3.
Ответить на вопросы
1.
2.
3.
Сравнить гипотезы Ж.Бюффона и И. Канта
Сравнить гипотезы П. Лапласа и О.Ю. Шмидта
Какие гипотезы происхождения планет изображены на рисунке
1.
2.
Отгадать ребусы
1.
2.
Тест
1.
2.
3.
____________________________________________________(Ф.И. учащегося, класс)
Приложение 4.
Приложение 5.
Внутреннее строение Земли
Земная кора
Мантия
Ядро
Размеры
Составные части
Состояние
Температура
13PAGE 15
13PAGE \* MERGEFORMAT141715
Picture 3Рисунок 4Рисунок 3Рисунок 6Рисунок 11Рисунок 10Рисунок 12Рисунок 13Рисунок 15Рисунок 16Рисунок 31Рисунок 28Рисунок 23Рисунок 26Рисунок 115