Конспект урока Расы человека 8кл

Урок 5 Тема: «Расы человека» Цель урока: ознакомить с расами человека, как этап становления человека как вид Homo sapiens

Задачи:
- обучающие: сформировать знания о расах, расоведении и расизме, об экологии человека;
-развивающие: продолжить развитие таксономических понятий, навыков проблемного изложения, частичного поиска
-воспитательные: развитие гуманистических принципов обучения и экологического мышления

Тип урока: комбинированный урок с элементами индивидуального устного опроса и изучение нового материала
По содержанию: раскрывающий содержание урока
По положению в теме:

Методы:
Словесные: беседа, объяснение
Наглядные: демонстрация рисунков, таблиц
Практические: Работа с учебником, тетрадью

Структура урока: 
орг. момент – 1-2 минуты
проверка домашнего задания
изучение нового материала – 25 минут
закрепление – 15 минут
домашнее задание – 2-3 минуты
Оборудование: таблицы, рисунки с изображением людей различных рас
Ход урока:
1.орг. момент
2. Проверка домашнего задания
1.Индивидуальный рассказ.
2.опрос по вопросам на с. 21
3.письменная работа по карточкам (отдельные учащиеся на листочках)
Карточка № 1.
 Выбери правильный ответ.
1.         Какие обезьяны были предками человекообразных обезьян?       а) Проплипиотеки б) Дриопитеки      в) Парапитеки
 
2.         К каким людям относят питекантропа, синантропа, а также гейдельбергского человека
  а) Древнейшие люди     б) Древние         в) Новые люди
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]3. У каких людей возникли социальные отношения:                      а) Синантропов    б) Кроманьонцев   в) Питекантропов
4. Что появилось раньше:   а) Общество         б) Речь
5. Какие из первых людей первыми овладели речью:
                     а) Неандертальцы б) Синантропы      в) Кроманьонцы
6. Какой человек стал именоваться Человеком разумным                       а) Питекантроп б) Синантроп в) Кроманьонец   г) Неандерталец
7. Распределите. Останки, каких  ископаемых людей были найдены в следующих местах
Ископаемые люди :                                           места находок:
1. синантроп                                            А. Франция
2. питекантроп                                         Б. Африка
3. австралопитек                                      В. Остров Ява.
4. неандерталец                                        Г. Германия
А
Б
В
Г

 
 
 
 


1.Актуализация опорных знаний.
Фронтальная работа с терминами:
изменчивость, миграция, наследственность, изоляция, борьба за существование, вид, естественный отбор
   Какая связь существует между всеми этими понятиями?
(Это биологические факторы антропогенеза главные движущие силы эволюции. Именно благодаря им организм древней человекообразной обезьяны претерпел ряд крупных морфологических изменений. Они имели решающее значение на ранних этапах антропогенеза.)
   Что такое вид?
 Вид (от лат. species  эталон, единица измерения) совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, занимающих в природе определенную область распространения - ареал.
2.      Постановка проблемы.
Все человечество принадлежит к одному виду  Homo sapiens, который имеет следующие признаки:
1)сходство строения тела (единство строения черепа, мозга, внутренних органов и т. д.);
2)физиологическое сходство (одни и те же группы крови, болезни, защитные реакции и т. д.);
3)возможности для неограниченного скрещивания, в результате появляется плодовитое потомство;
4)все едины по происхождению.
Таким образом, к одному виду принадлежат и двухметровый чернокожий баскетболист, краснокожий индеец и миниатюрная вьетнамка. Как это можно объяснить? Причины такого многообразия нашего вида следует искать у истоков его образования.
Человеческие расы и их происхождение. Человечество подразделяют на три расы. В антропологии принято выделять европеоидную, монголоидную и негроидную. Иногда выделяются австралоидная и американоидная расы. Каждая большая раса делится на малые, их около 30. Есть много сравнительно небольших расовых групп промежуточного, переходного или смешанного характера, вследствие чего между большими расами нет четких границ. Смешение рас, или метизация, сопровождается появлением здорового потомства, что усиливает единство человечества.                 
Учитель обращает внимание на таблицы, рисунки с изображением людей различных рас (в учебнике рис. 10, с. 22), предлагает сравнить их между собой и выявить черты сходства и различия, вспомнить их географическое распространение. Признаки рас отразить в виде схемы, опорные блоки которой находятся в конверте (работа в малых группах). Схема либо выкладывается на столе, либо прикрепляется на лист бумаги при помощи скрепок или клея.
Человеческие расы
|         Европеидная            I         I   Негороидная  |                     | Монголоидная          |
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]13INCLUD
·EPICTURE "../../../../DOCUME~1/F1AB~1/LOCALS~1/Temp/msohtml1/01/clip_image015.gif" \* MERGEFORMATINET 1415                       
Признаки:                                    Признаки:                                                  Признаки:
Узкое лицо                                 Лицо узкое и низкое                      Уплощенное, широкое лицо
Губы обычно тонкие                            Губы толстые     
Сильно выступающий нос       Нос широкий                              Сильно выступающие
Широко открытые глаза                                                                   скулы
                                                                                                             Уплощенный нос                                                                                                              ' Глаза узкие, раскосые
Светлый и смуглый цвет        Кожа темная                                     Кожа с желтоватым кожи                                         Складка верхнего века                                      оттенком
Складка верхнего века         развита слабо                                                 Верхнее веко закрыто развита слабо                    |                                                                            кожной складкой   
Мягкие волосы                  Курчавые черные волосы                   Жесткие, прямые,
Сильно рас                          Борода и усы растут слабо                темные волосы
и усы                                                                                                  Борода и усы растут слабо
 
 
Вывод:
 Расы отчетливо различаются между собой по ряду наследственных признаков: цвету кожи, цвету и форме волос, глаз, форме носа, губ, но сохраняют главные общевидовые особенности.
-Как возникли расы, и какие условия способствовали их образованию? (Рассказ учителя или работа учащихся с текстом § 5, Уч. К.).
Расы человека начали формироваться, как полагают, около 3040 тыс. лет тому назад в процессе заселения человеком земного шара. Предпосылкой для возникновения значительных различий в морфологическом строении является то, что человек разумный - вид уникальный по широте ареала обитания. Уже на заре своего существования он заселил самые разнообразные природные зоны и ландшафты и постоянно расширял среду своего обитания. По мере заселения новых территорий предкам человека пришлось сталкиваться со все большим разнообразием среды, в том числе и мало пригодной для существования. Выживали и давали потомство лишь наиболее приспособленные индивиды.
Поэтому отобранные эволюцией морфологические различия в пределах одного вида Homo sapiens объясняются характером окружающей среды - климатом, пищевыми ресурсами и т. д. Такие физические признаки, как высокий и низкий рост, темная и светлая кожа, прямые и курчавые волосы, складывались на протяжении тысячелетий, когда человеческий организм приспосабливался к жаре или холоду и к определенному количеству солнечного света.
Изменения морфологии человека проявлялись и вследствие появления дополнительных естественных барьеров (горные хребты, водоемы), препятствующих смешению отдельных групп, а также благодаря увеличению расстояний между расселившимися группами.
Важно подчеркнуть, что расы возникли после того, как человек выделился из мира животных, поэтому невозможно установить существенные различия между [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]расами в сознании, мышлении, физиологических и анатомических особенностях,  речи, трудовой деятельности.
Причинами образования рас являются изменчивость, наследственность, борьба  за существование, естественный отбор и изоляция.
Задание. Обобщив полученные знания, сформулируйте определение расы.
Раса  исторически сложившаяся группа человечества, объединенная общностью наследственных физических признаков (цветом кожи, глаз, волос, формой черепа и др.), обусловленных общностью происхождения и первоначального расселения.
 Народ  население государства, жители страны.
Народность  общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений на базе единства языка и территории и развивающейся общности экономической жизни и культуры.
Нация исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территорий, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.
Расизм - теория и политика, утверждающая превосходство одной расы над другой.
Поводом к подобному утверждению явились существенные различия в уровне социального, и культурного развития отдельных народов в эпоху географических открытий. Хотя коренные народы Азии, Африки, Америки и Австралии подарили миру немало выдающихся личностей. Однако и по сей день расисты продолжают использовать факт неодинакового уровня развития культуры как доказательство неполноценности некоторых Расистские теории поддерживаются идеями социал-дарвинизма. Сторонники социал-дарвинизма объясняют причины исторического развития общества биологическими законами борьбы за существование и естественного отбора, то есть они биологизируют общественные процессы и социальное неравенство и деление общества на классы объявляют следствием биологического неравенства людей.
 4. Закрепление изученного материала. Беседа по вопросам на стр. 18 рубрики «Проверьте свои знания». Оценка ответов. 5. Задание на дом. Материал учебника стр. 16–18, повторить стр. 10–13, подготовиться к проверочной работе (тестовые задания). Вопросы на стр. 18–19, задание № 8 в рабочей тетради.
15