Занятие кружка Моя малая Родина. Тема Земледелие у сибирских татар

Занятие кружка «Моя малая Родина». 4 класс.
Тема «Земледелие у сибирских татар» (защита исследовательского проекта).
Цель
Образовательная: узнать как наши предки занимались земледелием, как пекли хлеб. Изучить историю возникновения хлеба. Изучить историю возникновения земледелия у сибирских татар. Узнать, почему хлеб называют хлебом. Собрать сведения о мифологическом значении слова «хлеб» Узнать, как хлеб приходит на наш стол. Изучить пищевую ценность хлеба.
Развивающая: Развивать навыки исследования, коммуникативные навыки.
Воспитательные: Понять и оценить роль хлеба, особенно в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение к тем, кто растит и печет хлеб, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Универсальные учебные действия
ЛИЧНОСТНЫЕ
Самоопределение
Формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как сибирский татарин, гражданина России)
Формирование картины мира культуры земледелия как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека
Развитие «Я-концепции» и самооценки личности (адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, роли участия в проекте)
Смыслообразование:
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:
развития познавательных интересов, учебных мотивов;
формирования границ собственного знания и «незнания»
Морально-этическая ориентация:
знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, цена хлеба)
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Общеучебные универсальные действия
осуществление поиска необходимой информации для выполнения проекта с использованием дополнительной литературы;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
структурирование знания в виде презентации.
Логические учебные действия
уметь выделять существенную информацию из выступления экскурсоводов;
умение осуществлять анализ полученных в ходе проекта сведений с выделением существенных и несущественных признаков
умение осуществлять синтез как составление целого из частей (Презентация)
умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;
умение устанавливать причинно-следственные связи;
умение строить рассуждения в форме связи простых суждений о занятиях сибирских татар, его этапах, особенностях;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование
Постановка и решение проблем
Формулирование проблемы;
Самостоятельное создание способов решения проблем
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
принимать и сохранять учебную задачу,
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне оценки;

КОММУНИКАТИВНЫЕ

понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственно, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь формулировать собственное мнение и позицию;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
уметь задавать вопросы;
уметь контролировать действия партнера;
уметь использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Оборудование: Презентация. Коллекция зерновых культур. Ручной жернов. Выставка рисунков учащихся Сельскохозяйственные орудия труда.
Вступительное слово педагога.
Малая Родина. Два ученика вашего класса Айтмухаметов Денис и Айтмухаметов Марат участвовали в районном конкурсе сочинений «Моя малая Родина». Их сочинения были опубликованы в книге, посвященному 90 – летию Вагайского района Вот строки из сочинений Беседа о малой Родине. Литература по теме урока (выставка). Видеофильм «Карагай»
Обьявление темы занятия. Сегодня мы завершаем нашу исследовательскую работу
«Земледелие у сибирских татар»
Обсуждение цели и задач занятия.
Экскурсия в школьный музей «Земледелие у сибирских татар»
Одним из первых письменных свидетельств о существовании земледелия у тарских татар (Карагай относится к тарским татарам) до прихода русских является отписка тарского воеводы А.Воейкова в Москву от 4 сентября 1598 года в которой указано, что Кучум имел посевы где-то между Иртышом и верховьями Оби: "пошел Кучум с Черных вод на Обь реку, где у него хлеб сеен".
К.В. Волкова писала в своей книге "Экономика управления и культура Сибири 16-19в.в." о хозяйстве тарских татар: "Основным занятием была охота на пушных зверей и рыболовство ... Земледелие в 16веке у тарских татар было лишь подсобным промыслом.
Татарское земледелие в дорусский период отличалось низким уровнем земледельческой техники и крайне малыми посевными площадями.
Еще в 1599 году русское правительство позаботилось об усилении между сибирскими татарами земледелия, о котором они мало заботились... Царь Борис назначил вместо ясака взымать с них хлебом.
В ХIХ веке общая площадь возделываемых земель была невелика. Уже в самом конце ХIX веке, татарское земледелие сделало известные шаги в своем развитии

До русское земледелие характеризовалось всюду немногочисленным составом культур (курлык, просо, ячмень). Очень малыми посевами с очень малыми сборами. Поэтому повсеместно оно восполнялось собирательством дикорастущих съедобных растений. Но земледелие растет и развивается и к началу 20в. До присоединения Сибири к России у татар было самого примитивного типа мотыжное земледелие. Данный тип земледелия наряду с корнекопанием может быть достаточным дополнением к рациону питания, полученного от охоты и рыболовства.

Ассортимент культур был небольшим: ячмень, овес, полба. Посевы были очень небольшими с очень малыми сборами урожая.
Пашенное земледелие появилось прежде всего у “служилых” татар к концу первой половины 17 века. Но не были изжиты еще примитивные формы обработки земли, свойственные полукочевому быту, среди которых пахота наездом – выезд на время полевых работ в “летние юрты”. В 18 веке тарские татары Тобольской губернии сеяли озимые и яровые хлебы, пахали землю под посев и пары и удобряли ее навозом, этот способ был перенят у русских. Ясачные татары, занимавшиеся хлебопашеством, поля в дубровных и лесных местах и небольшие участки чернозема не унавоживали, а неплодородные земли удобряли. В конце 18 века удобрение земли навозом было довольно распространенным явлением.

В 19 веке татары некоторые орудия труда, а также элементы земледелия стали перенимать у русских переселенцев. Тарские татары стали использовать такие сельскохозяйственные орудия, как серп (урак), коса-литовка (цалгы), деревянные двурогие и трехрогие вилы (агацсенек), деревянные ручные грабли, деревянные лопаты (агацорек).

В 19 веке в некоторых районах еще применялась деревянная соха и узкие длинные бороны с деревянными зубьями. Начиная со второй половины 19 века в хозяйстве татар основными пахотными орудиями были простая одноконная деревянная соха с железным сошником, а также “вилочуха”, “колесянка”, “сабан”. Различия между ними были небольшими “колесянка” и “сабан” – это виды сохи передковой (на колесах), запрягаемыми не менее чем двумя лошадьми. “Рогалюха” и “вилочуха” – сохи без передка, запрягаемые одной лошадью. С конца 19 века татары, как и русские крестьяне, начинают применять сохи “пермянки”, у которых все части были железными, за исключением оглоблей. С этого же времени в хозяйстве татар появились деревянные бороны, но с железными зубьями. Появившиеся в период развития капитализма в Сибири сельскохозяйственные машины (железные плуги, веялки, жнейки, молотилки) были доступны только состоятельной прослойке татарского населения.4

С 19 века тарские татары стали применять удобрения (навоз, золу). Но универсальным приемом восстановления плодородия полей в это время стал перелог. Суть его заключалась в том, что распахав залежь, использовав ресурсы естественного плодородия почвы, земледельцы оставляли затем поле пустым, предоставляя природе возможность самостоятельно восстанавливать его.
Татарами обработка земли под яровые культуры начиналась в середине мая. Под озимые поля вспахивались в начале июня, после окончания сева яровых и до наступления сенокоса. Семена насыпались в берестяное лукошко, которое вешалось через левое плечо сеятеля. Посевы татарами пропалывались редко.

Жатва начиналась примерно с середины августа. На жатву выходили все трудоспособные члены семьи, даже женщины с детьми. Уборка хлеба проводилась серпами или косой. Косили в основном мужчины, а жали женщины. Серпом хлеб убирали и мужчины и женщины. Сжатые хлеба вязали в снопы, которые складывались в разнообразной формы кладки для просушки. Наиболее распространенной формой у тарских татар была кладка из пяти снопов. При такой форме кладки четыре снопа ставились вертикально (колосьями вверх), а на них горизонтально клали пятый сноп, чтобы предохранить колосья от дождей. После просушки, которая при хорошей погоде длилась несколько дней, снопы перевозились на ток на двуосной телеге, которая запрягалась одной лошадью, или в бричках, специально приспособленных для перевозки снопов, сена, соломы. Привезенные на ток снопы складывались в скирды.

Основания скирды укладывалось на землю, в центр основания обычно укладывалась жердь, вокруг которой складывались снопы. Основание хлебной скирды обычно представлял собой круг, диаметром 3-4 метра, который расширялся по мере роста скирды, а затем скирда начинала перекрываться, приобретая форму конуса. В целях предохранения хлебов от проникновения влаги, скирда покрывалась соломой. Высота скирды составляла 3-3,5 метра.

Для тока обычно выбиралась ровная открытая площадка, намечались его границы.. Вся площадь тока тщательно подметалась метлой. Около открытых токов иногда устраивались и закрытые, где молотьба проводилась в ненастную погоду. Татары проводили молотьбу двумя способами: цепами и лошадьми. Способ молотьбы цепами у татар ничем не отличался от русского. Снопы раскидывались на току, затем по ним ударяли цепами. В процессе молотьбы снопы часто переворачивались. При помощи лошадей молотьба проводилась следующим образом: лошадей привязывали друг к другу (к хвосту идущей впереди) и гоняли по кругу, застланному снопами. Очистка намолоченного зерна производилась веянием на ветру деревянными лопатками. После очистки, если зерно было достаточно сухое, оно засыпалось в закрома (пура).
Размол производился в собственных ветряных мельницах. Водяных мельниц было очень мало. Сибирским татарам издавна были известны простейшие орудия и способы размола зерна.
Выставка литературы
Защита проекта. Выступления учащихся. Презентация.
Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые слова Забывать мы не вправе: "Хлеб всему голова!" - В поле, в доме, в державе!
Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб – всему голова» - гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Ведь хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого на всех языках люди произносят с любовью и теплотой
Цель исследования: узнать как наши предки занимались земледелием, как пекли хлеб.
Задачи исследования: 1. Изучить историю возникновения хлеба. 2. Изучить историю возникновения земледелия у сибирских татар. 3. Узнать, почему хлеб называют хлебом. 4. Собрать сведения о мифологическом значении слова «хлеб» 4. Понять и оценить роль хлеба в годы Великой Отечественной войны. 5. Узнать, как хлеб приходит на наш стол. 6. Изучить пищевую ценность хлеба. 7. Посетить хлебопекарню в Карагае. 8. Провести анкетирование среди учащихся класса.
Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад
Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемые «клибанос».

О хлебе в народе говорили как о живом существе: Есть только одно слово равнозначное слову «хлеб»-это слово «жизнь». Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению какое может нанести человек.
Его сравнивали с золотом, с солнцем, самой жизнью.
Недаром у многих народов в древности хлеб,как солнце и золото, обозначался одним символом- кругом с точкой посередине.
хлеб-кормилец, хлеб-батюшка

Хлеб всегда считается символом благополучия и достатка. Этот продукт питания-самое надежное средство защиты людей от голода.

Хлеб берегли, в честь хлеба слагали гимны, хлебом-солью встречали гостей. Хлеб- практически единственный продукт который не теряет своей привлекательности, сохраняет способность оставаться полезным и самым необходимым продуктом.

Не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно Потрудились на земле!

Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий.
В сутки рождается около 100 тысяч буханок ароматного хлеба.


СЛАВА МИРУ НА ЗЕМЛЕ! СЛАВА ХЛЕБУ НА СТОЛЕ! СЛАВА ТЕМ, КТО ХЛЕБ РАСТИЛ, НЕ ЖАЛЕЛ ТРУДОВ И СИЛ!

Об этапах выращивания хлеба мы узнали у хлебороба Нигматуллина Мухаметкалы абый.
Вспахивание поля,
боронование,
высевание семян,
уход за всходами,
сбор урожая,
молотьба,
просушка,
помол,
выпекание
Землю пашут. Чтобы вырастить озимую пшеницу или рожь, в августе-сентябре в поле выходят тракторы. Они тянут за собой плуги, которые пашут землю. Еще землю боронят, чтобы не было комочков.
Затем в поле выходят тракторы с сеялкой, а за сеялкой тянутся по земле бороны.
Пройдет немного времени и над землей появятся маленькие зеленые всходы будущего хлеба. Вот и созрел урожай. Начинается жатва. Выходят на поля комбайны.
Выставка рисунков

Посеяли зернышки, вырастили! На каждом стебельке появится колосок наполненный зернами
Нужно собрать урожай.
После этого зерно везут на элеватор. Элеватор - это место для хранения зерна. По транспортерной ленте зерно отправляется на мельницу. Там его перерабатывают в муку.
С элеватора мука отправляется на хлебозаводы и пекарни, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия. Зерна перемелют в муку.
Помол зерна на ручном жернове
Хлеб на столе- тяжёлый труд тысяч людей. Почёт и честь вам, хлеборобы! За ваш прекрасный урожай! За то, что Родине вы дали Душистый хлеба каравай!

Выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Производство ржаного хлеба было большим искусством, оно основывалось на применении специальных заквасок, или квасов, секрет приготовления которых держался в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение. Об этапах приготовления хлеба мы узнали у наших бабушек.
Показ и рассказ бабушки о выпекании хлеба.
Опару (жидкое тесто) ставят с вечера. Для этого в воду добавляют ржаную муку и дрожжи. Опара киснет до утра, а утром добавляют пшеничную муку, соль и замешивают тесто.
Полученное тесто раскладывают в формы. В каждую форму кладут ровно 800 грамм теста. Для этого пользуются весами.
А вот и хлебушко поднялся. Пора отправлять в печь.
Анкета
1. Как часто вы едите хлеб?
-Каждый день
-Редко
-Вообще не едите.
2. Какой хлеб вы больше любите?
-Пшеничный
-Ржаной
-Пшенично-ржаной
-Никакой не любите
3. Знаете ли вы, что к хлебу нужно относиться бережно?
-Да
-Нет
4. Часто ли вы не доедаете кусок хлеба?
-Да
-Нет
5. Куда девают в вашей семье несвежий, черствый хлеб?
- Выбрасывают
-Скармливают домашним животным
-Сушат сухари
-В вашей семье не остается несвежего, черствого хлеба

Это интересно.
Из зёрнышка пшеницы можно получить около 200 миллиграммов муки первого сорта.
Для выпечки одного батона требуется более 10 тысяч зёрен.
Сколько же надо зёрен, чтобы накормить народ?

Великая Отечественная война. Ленинград.
Блокада: 900 дней и ночей.

Я помню хлеб, военный, горький.
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой корке, в каждой крошке
Был горький вкус людской беды.
И горе было частым гостем
Им были детства дни полны
Особо помним мы, что счастью
Был равен горький хлеб войны.

В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец.
Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города.
А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить –
назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.

Блокадный хлеб.
мельничная пыль,
целлюлоза,
рисовая лузга,
кукурузные ростки,
немного муки.
Кора,
сено,
лебеда,
жёлуди,
коренья,
солома,
отруби.

Помни правила:
Бери хлеба столько, сколько съешь.
Учись готовить из чёрствого хлеба различные блюда.
Никогда не бери хлеб грязными руками.
Не заворачивай хлеб в газету.
Не клади хлеб в сумку с овощами, подвергая себя опасности заболеть.

Проведенное исследование открыло для нас много нового.Мы узнали как занимались земледелием татары. Мы попробовали перемолоть пщеницу на ручном жернове. Мы узнали, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Узнали, что хлеб очень полезен, в нем находятся практически все питательные вещества необходимые человеку. Узнали, что благодаря хлебу смогли выжить многие люди в годы Великой Отечественной войны. Мы поняли, почему люди с давних времен свято почитают и ценят хлеб. Проведенное анкетирование доказало, что хлеб был и остается одним из главных продуктов питания человека.


Таким образом, мы сумели достичь цели нашего исследования и смогли узнать о значении хлеба в жизни человека. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась. Данная работа помогла нам понять всю ценность хлеба. Теперь мы будем еще больше дорожить хлебом и будем учить этому своих друзей.
Подведение итогов