Урок — Международное разделение труда


План-конспект урока: 11 класс
Тема урока: Основные этапы развития мирового хозяйства. Международное разделение труда
Цели урока:
Познавательная – Cформировать и углубить знания учащихся о мировом хозяйстве. Рассмотреть причины, вызывающие кризисы экономики и меры борьбы с ними.
Развивающая – Формировать умение работы с разными источниками информации. Развивать творческие способности учащихся.
Воспитательная– Продолжить формирование навыков общения, коллективной работы.
Тип урока –комбинированный.
Методы обучения: исследовательский, эвристический.
Оснащенность урока: политическая карта мира
Межпредметные связи –основные этапы развития мирового хозяйства (обществознание, 9 класс)
Литература:
Основная:Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров «Глобальная география»,
Дополнительная:В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира 10 класс. М., 2005 год; Школьный географический атлас для учащихся 10 класса.
Ход урока
План урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный момент.
Приветствие учеников, смотр подготовленности учащихся к уроку.
На доске – план урока:
Этапы развития мирового хозяйства.
Международное разделение труда. Учащиеся приветствуют учителя, готовятся к уроку.
2.Актуализация ранее пройденного материала.
Беседа с учащимися по вопросам пройденной темы;
Приведите примеры классификаций стран. Какие основные признаки легли в их основу?
«Геополитика, как наука. Геополитические теории»,
«Геополитическое положение России, ПМР, изменение его во времени». Типология стран мира – выделение отдельных групп государств по сходным признакам:
1)По территории;
2)По национальному составу;
3)По ресурсообеспеченности;
4)По географическому положению;
5)По религиозному составу;
6)По показателям населения, экономики;
7)По уровню и характеру развития производственных отношений;
8)По уровню социально –экономического развития;
9)По степени удовлетворения потребностей граждан в материальных и социальных благах;
10)По форме правления;
11) По административно – территориальному делению.
(учащиеся приводят примеры стран, относящиеся к разным группам; работа с политической картой мира).
Учащиеся выступают с короткими эссе по теме.
3.Изучение нового материала. I) Этапы развития мирового хозяйства:
1) первая индустриальная революция;
2) вторая промышленная революция;
3) третья промышленная революция.
II) Международное разделение труда.
- Вспомните виды разделения труда.
-Приведите примеры общественного разделения труда(ОРТ).
- Чем представлено территориальное (географическое) разделения труда (МГРТ)?
- Назовите, что является высшей формой территориального разделения труда?
- Вспомните, какие условия приводят к МГРТ?
Дополнение к теме:
Хозяйственный облик многих стран определяется их международной специализацией. Степень вовлечения любого государства в МГРТ зависит в первую очередь от уровня развития его производительных сил. Влияет также и географические факторы: ГП, природные ресурсы и т.д.
- Дайте определение - Мировое хозяйство. Учащиеся работают с учебником, определяя главные черты и особенности каждого из этапов развития мирового хозяйства
( стр.102 – 103):
1769-1872 гг.- техника + демократия = незаменимые рычаги.
1873 – 1-я половина XX века- «электрическая», «нефтяная», «тейлоровская», «фордовская» революция.
1971 г.- «информационная, компьютерная, электронная» революция . Разделение труда
Общественное территориальное
разделение (географическое)
труда разделение труда
ОРТ - разделение труда между мужчинами и женщинами;
Между детьми, взрослыми, стариками; разделение труда как внутри общества, так и между отраслями экономики, отдельными предприятиями и даже отдельными работниками.
МГРТ – процесс специализации территорий и обмена между ними специализированной продукцией, услугами.
- международное разделение труда, т.е. специализация хозяйства отдельных стран на производстве определённых видов продукции, которыми они обмениваются.
1) страна, участвующая в МГРТ, должна обладать какими – ни будьпреимуществами перед частью странв производстве определённой продукции.
2) должны существовать страны, нуждающиеся в этой продукции.
3) затраты на доставку продукции к месту продажи должны быть выгодны стране – производителю определённой продукции.
Мировое хозяйство – система взаимосвязанных национальных хозяйств, основу которой составляют МГРТ, различные экономические и политические отношения.
3.Домашнее задание. Тема 5. Стр.101 -107, ответить на вопросы1,2,3, стр.123. Подготовить сообщение на тему: «Экономические союзы стран мира». Подготовить сообщения:
1 вариант – ЕС;
2 вариант – НАФТА;
3 вариант – Азиатско – тихоокеанское содружество.