Реферат Виды и способы колокольного звона на Руси
Виды и способы колокольного звона
на Руси
Содержание Введение1
Глава I. История появления колокола на Руси.
1. Способы колокольного звона2-4
2. Колокольня Ивана Великого4-9
3. Храм Александра Невского в Самаре.9-10
Глава II. Виды звона.
1.Благовест.10-11
2.Собственно звон.11-12
3.«Малиновый» звон..12-13
Заключение..13-14
Библиографический список....15
Примечание.16-18
Введение. Актуальность. Возрождение духовности и церкви в нашей стране дало толчок возрождению старых и постройке новых храмов. Православная Церковь ассоциируется с золотыми куполами и колокольным звоном. Колокольный звон в настоящее время возвещает о расцвете Православия в России. Цель моей работы: выяснить какую роль отводится колокольному звону в богослужении Православной Церкви. С поставленной целью основными задачами представляются: 1)проследить историю появления колокола и колокольного звона на Руси. 2)рассказать о видах звона и значение колокольного звона для Православной Церкви. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Непреходящее значение для изучающих виды церковного звона и Православия в целом, имеет «Закон Божий», составителем которого является протоиерей Серафим Слободской. Среди современных работ, можно выделить статью В. В.Кавельмахера «Способы колокольного звона и древнерусские колокольни», работу С.Р.Тосина «Колокола и звоны в России» и другие.
1
Глава I История появления колокола на Руси . 1. Способы колокольного звона. Впервые колокола, как известно, появились в Западной Европе. Есть предание, по которому изобретение колоколов приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому (411),т.е. в конце IV или в начале V века. Есть несколько сказаний об этом. По одному из этих сказаний, Св. Павлин во сне увидел полевые цветы - колокольчики, которые издавали приятные звуки. После своего сна епископ велел отлить колокола, имевшие форму этих цветов. Но, очевидно, Св.Павлин не ввел колоколов в практику Церкви, т.к. ни сам он в сочинениях, ни современные ему писатели не упоминают о колоколах . Только в начале VII в. Римскому Папе Савиниану удалось придать колоколам христианское значение. С этого времени колокольный звон стал постепенно употребляться христианами, и в течение VIII и IX веков в Западной Европе колокола прочно вошли в практику христианского Богослужения. Русь заимствовала колокола из Европы, где они вошли в употребление уже с VII в. Колокола известные в Византии с IX в. Первое упоминание о колоколах на Руси находится в III Новгородской летописи под 1066 г. Никакими ясными указаниями на приемы размещения колоколов в домонгольский период мы не располагаем. Колокола могли размещаться под кровлею храма, в окнах или на паперти. Название колокол, которое происходит от немецкого слова GIOCKE, на церковном языке именуется "КАМПАНЪ" - от названия римской провинции Кампании, где из меди были отлиты первые колокола. Единственным способом звона в этот период для Европы , Византии и Руси было раскачивание колокола.
2
Существуют три способа заставить колокол звучать: встряхивая его или качая, ударяя по нему молотом или колотушкой и ударяя языком в край.
Древний способ - звон посредством раскачивания колокола при свободном
положении языка. Этот вид звона бытует у народов Западной Европы вплоть до наших дней.[2] Второй прием звона посредством удара молотом от механического привода - уже несколько столетий служит для производства часового боя в башенных часах всех стран и народов, в том числе у нас в России.
Колотушкой ударяют по колоколу в Китае, Японии, Бирме и т.п. Редко употребляется в мировой практике звон в колокол посредством раскачивания языка при неподвижном положении колокола. Этот вид звона получил распространение на Руси, особенно во второй половине XVII в. В середине XIX в. исследователи колокольного звона отмечали особенное свойственное только этому способу ритмическое многообразие. Считалось, что этот вид звона в колокол существовал лишь на Руси. Древняя Русь знала все три указанных способа звона, причем на протяжении длительного времени применяла их одновременно, нередко в одних и тех же сооружениях, часто в весьма причудливых сочетаниях. Доминирующим и, по- видимому, изначальным способом звона был звон посредством раскачивания колокола при свободном положении языка. Этот способ был заимствован нами из Европы вместе с колоколами и колокольнями и колокололитейным искусством. На протяжении столетий в приемах русского звона происходили изменения. С известной долей условности можно выделить три основных периода в истории древнерусского колокольного звона. Первый, от которого не осталось ни материальных памятников, охватывает время от появления на Руси колоколов до нач. XIV в.
3
Второй период -время образования Московского государства, от начала XIV в. до первой трети -середины XVII в. Именно эта пора характеризуется одновременным употреблением всех трех вышеперечисленных способов звона. Последний период: с середины XVII в.- когда исчезает многообразие способов звона и постепенно звон «в языки» становится единственным. Тогда, если верить историческим свидетельствам, расцветает национальное русское искусство звонить в колокола.[4]
2 .Колокольня Ивана Великого в Москве. С постройкой в Кремле Успенского (1475 - 1479) и Благовещенского (1484 – 1489) соборов, а также с началом строительства Архангельского собора появилась необходимость в возведение для них общей колокольни - звонницы. Колокольня, существовавшая здесь раньше, была разобрана. Очевидно, ни по масштабам, ни по состоянию она не соответствовала новым соборам и не могла вместить все необходимые колокола. Эта старая колокольня совмещалась с церковью Иоанна Лествичника. Отсюда, по преданию, и произошло название вновь построенной колокольни –«Иван Великий» .
Колокольня Ивана Великого, построенная в 1505 -1508 гг. первоначально выглядела иначе. Ее три яруса поднимались на 60 м. Каждый вышележащий ярус, резко уменьшаясь в гранях и медленно убывая по высоте, становится стройнее по пропорциям и легче по массе. Завершающий ярус - цилиндрический , надстроен он при Борисе Годунове в 1600 г . На верхнюю площадку колокольни ведут 409 ступеней .В старину у колокольни читали царские указы - громогласно , «во всю Ивановскую» , как тогда говорили . В 1532 -1543 г г. по проекту зодчего Петрока Малого с северной стороны к колокольне Ивана Великого пристроили звонницу Новгородского - Псковского типа с храмом .
4
В 1642 г., в царствование Михаила Федоровича Романова и патриаршество его отца Филарета, у этой звонницы Важен Огурцов возвел так называемую Филаретовскую пристройку. В 1812г., при отступлении армии Наполеона из Москвы, звонница и пристройка были взорваны. [5]
В 1818-1819г. их восстановил архитектор Жилярди, привнеся некоторые элементы архитектуры XIX в.
На Филаретовской пристройке и звоннице до наших дней сохранились три Большой колокол (который называли Успенским, Праздничным, Царь-колоколом) весит 65т. 320 кг. Он был перелит в 1817-1819 гг. из колокола весом 58 т. 165 кг, изготовленного мастером К.М. Слизовым в 1760г.
Слизовский колокол разбился при взрыве Филаретовской пристройки наполеоновскими солдатами. Вновь отлитый девяностолетним мастером Яковом Завьяловым Успенский колокол был самым большим из действующих русских колоколов, самым лучшим по тону и по звуку . На нем есть надпись : «Лит сей колокол на заводе московского 2-й гильдии купца Михаила Гаврилова Богданова мастером оного завода Яковом Завьяловым и при С.- Петербургского арсенала пушечным мастером 14 класса Русиновым под распоряжением преосвященного архиепископа Августина». Интересны некоторые подробности того, как Богданов поднимал Большой Колокол на колокольню. Когда в 1819г. было все готово к поднятию колокола, в Москву прибыл митрополит Серафим. Ему кто-то сообщил, что каланча, построенная Богдановым для подъема нового колокола на колокольню Ивана Великого, нетверда и брусья на колокольне недостаточно надежны. Вопрос был настолько серьезный, что митрополит потребовал консультации архитекторов и механика.
5
Назначенные чиновники осмотрели сооружения, но, боясь взять на себя малейшую ответственность, нашли каланчу ненадежной и предложили построить новую.
Ясно, что для этого нужны были новые средства и время. Несмотря на выводы комиссии, Богданов был твердо уверен, что построенная им каланча достаточно прочна и надежна. К счастью
Богданова, нашелся опытный архитектор, который, осмотрев каланчу и перекладины на колокольне, подтвердил их надежность, предложив на всякий случай сделать дополнительные крепления. Только тогда митрополит все-таки разрешил Богданову поднять колокол. ...Колокол пошел очень ходко и ровно вверх, уже был на половине высоты, как внезапно раздалось по всем концам площади: «Иван Великий шатается, каланча падает!»
Заколебались толпы народные, подобно морским волнам, послышались вопли женщин и детей, давимых теснотой, к счастью, обер-полицмейстер Шульгин не потерялся, с удивительным присутствием духа кинулся в толпу теснящегося народа близ семи воротов, которыми поднимался колокол, и решительным, уверенным голосом объявил, что это неправда, что это выдумка мошенников. Народ, увидя своими глазами, что ни «Иван Великий» не шатается, ни каланча не падает, успокоился. Богданов во время самой суматохи управлял действиями многих воротов посредством колокольчика и палочки с повязанным на ней платком; не отходя сам от колокола, он сумел удержать рабочих на своих местах и пример
·ною расторопностью отвратить большую беду. В тот же день колокол благополучно был поднят и на другой день колокол окончательно надежно утвержден на перекладинах, к которым было прибавлено несколько новых брусьев.[3]
6
В день поднятия колокола митрополит пригласил М.Г. Богданова к своему столу, к которому он и после был приглашаем. Но никакие награды за труд не могли утешить Богданова.
«Ну, если бы я не согласился позволить тебе поднять колокол и представил бы то на разрешение в Петербург, -спросил его преосвященный Серафим, - что бы ты стал делать ?» – « Я уже решился,- отвечал Богданов, - я бы ночью привез колокол и поднял его потихоньку своими рабочими, а там бы воля вашего высокопреосвященства наказать меня!»
Рассказывают, что когда Богданов готовился поднимать колокол из ямы после отливки, к нему приходил известный иностранный механик и, из сожаления к неучёному русскому литейщику, доказывал ему, что невозможно поднять такую тяжесть на столь ненадежные перекладины. «Приходи завтра звонить в колокол»,- ответил ему Богданов. И действительно, на другой день колокол уже висел на перекладинах и оставался на них до самого подъема на колокольню. Так был поднят самый большой в то время колокол.
Колокол Реут, расположенный на звоннице, весит 32 т. 760 кг. Он был изготовлен по указу царя Михаила Федоровича в 1622 г. лучшим литейным мастером Чоховым Колокол этот отличается особенной формой и необыкновенной толщиной краёв. Во время взрыва французами Филаретовской пристройки от колокола отбились уши, но их так искусно приделали, что у колокола не изменился даже тон звучания.
В 1855 г. во время звона Реут упал, пробив три каменных и два деревянных свода. При этом было убито несколько человек. Колокол подняли и поставили на прежнее место, где он оставался в действии до 1885 г. [1]
Третий колокол на пристройке колокольни Ивана Великого весом 13 т. 71 кг. отлит русским мастером Иваном Моториным в 1704 г.
7
Колокол вначале назывался Вседневным, а позднее - Семисотным. Не менее интересны колокола, находящиеся на самой колокольне Ивана Великого.
Всего их 18 . В нижнем ярусе размещено шесть колоколов.
Колокол Медведь ( вседневный ) весит 7 т. 223 кг., отлит русским литейным мастером Иваном Алексеевым в 1501 г. и перелит в 1775 г. мастером Семеном Можжухиным. Колокол Лебедь весит 7 т. 371 кг. Он перелит из старого колокола в 1775 г. с сохранением прежней формы и надписи. Лебедем колокол был назван якобы потому, что его звон напоминал громкий лебединый крик. Новгородский колокол весит 6 т. 880 кг. Отлит в Новгороде в 1556 г. для Софийского собора, перелит в Москве в 1730 г. Колокол Широкий весит 4 т. 914 кг. отливали русские мастера Василий и Яков Леонтьевы в 1679 г.
Колокол Слободской весит 5 т. 62 кг. перелит из старого Слободского в 1641 г.
Ростовский колокол весом 3 т. 276 кг.отлит в 1687 г. для Белогостинского монастыря Ростовской губернии мастером Филиппом Андреевым. В среднем ярусе столпа колокольни девять колоколов.
Колокол Новый весит 3 т. 276 кг.раньше назывался Успенским. Отлит в Москве в 1679 г. мастером Федором Моториным .
Колокол Немчин весит 3 т .112 кг. Отлит в 1550 г. западноевропейским мастером.
Безымянный весит 2 т. 457 кг. Даниловский колокол отлит в 1678 г. переславльзалесским мастером для Свято - Троицкого Даниловского монастыря.
Колокол Глухой весом 1 т. 638 кг. отлит в 1621 г. мастером Андреем Чоховым и Игнатием Максимовым.
8
Корсунский весом 655 кг. перелит из старого Корсунского колокола мастером Нестером Ивановым в 1554 г.
Марьинский колокол отлит, как гласит надпись на нем, « лета 7176» ( 668 г.)
Здесь же весят еще два небольших колокола. Это корсунские, зазвонные весом 160 и 123 кг. Они издают чистый мелодичный звук и имеют беловатый цвет. Поэтому есть основания предполагать, что в состав сплава вошла большая доля чистого серебра. В верхнем ярусе колокольни три колокола, все безымянные. Самый большой из них, весом 1 т. 71 кг., был отлит мастером Филиппом Андреевым в 1687 г. Второй, весом 573 кг., отлит в 1647 г. Третий колокол отлит 1621 г.[9]
Колокола на колокольне Ивана Великого первоначально висели на деревянных балках, а во второй половине XIX в. были перевешены на железные. На Филаретовской пристройке и на звоннице колокола были перемещены с деревянных балок на металлические в начале XX в.
Храм Александра Невского в Самаре.
Я живу в Самаре, в поселке городского типа Зубчаниновке. Долгое время в
нашем сравнительно большом поселке не было храма, чем жители были очень недовольны. И вот наконец, в 1996 году нашу просьбу услышали власти, и началось строительство долгожданного храма.
Первый камень основания храма Александра Невского заложен 6 декабря 1996 года в присутствии Владыки Самарского и Сызранского Сергия и жителей поселка Зубчаниновка. Строительство храма велось на месте разрушенной в 30-е годы двадцатого столетия церкви во имя благоверного князя Александра Невского.
Основным спонсором строительства храма является Сурков Виктор Иванович, а также большой вклад в строительство внесли и жители поселка Зубчаниновка.
В 2001 году Высокопреосвященнейшим Сергием, архиепископом Самарским и Сызранским, освящается храм в честь благоверного князя Александра Невского.
Настоятель храма протоиерей Владимир является не только настоятелем, но и духовным наставником для всех жителей посёлка Зубчаниновка.
Первая служба в храме состоялась седьмого апреля 1997 года на Благовещение Пресвятой Богородицы. При храме имеется колокольня, колокола которой повесили лишь три года назад. И теперь колокольным звоном все жители поселка оповещаются о начале церковной службы.
Накануне престольного праздника в храме Александра Невского (12 сентября 2005 года) открылась воскресная православная школа для детей. 20 воспитанников школы сели за парты в новом помещении воскресной школы при храме Александра Невского.
Глава II Виды звона. Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: 1.благовест 2.собственно звон. Звон в колокола не одинаков, он соответствует службе: праздничный, воскресный, полиелейный, будничный, великопостный, заупокойный... 1. Благовест Благовестом называется звон к началу Богослужения одного или нескольких колоколов вместе. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения.
Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола ), а затем уже следуют мерные удары.
Если колокол очень большого или огромного размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола.
Если же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивается веревкой довольно близко к его краю, на веревку кладется доска и нажимом ноги производится удары.
Благовест в свою очередь делится на два вида: 1. Обыкновенный или частый и производится самым большим колоколом; и 2. постный или редкий, производится меньшим по величине колоколом, в седмичные дни Великого Поста .[6]
2. Собственно звон. Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов. Звон во все колокола различается на : 1.Трезвон - это звучание нескольких колоколов в три приема ( три - звон ) . Обычно в течение суток благовестят 3 раза : к началу вечернего , утреннего и дневного Богослужения .
2. Двузвон – это звон во все колокола дважды, в два приёма . 3. Перезвон принято называть последовательные удары колокола. В богослужебной практике он производится для того, чтобы подчеркнуть важность предстоящей службы или действа. Так, перезвон в большие колокола совершается в дни больших крестных ходов из Московского Кремля к празднующим престольный день церквям, перед чином коронаций , перед посвящением в епископы .
Перезвон с использованием всех колоколов, от самого большого до самого маленького, совершается перед особым действием, например, перед выносом Плащаницы.
Когда этот звон применяется при чине водоосвящения, он символизирует собою сошествие Благодати Божией на освящаемую воду . [2]
11
4. Перебор - это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному
разу, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз .[10]
3. «Малиновый» звон. Это красивое словосочетание, столь популярное в последние годы, часто по неведению соотносят с православным звоном. У нас в России были некоторые колокола, звон которых порой так и называли, например, колокол «Неопалимая Купина» (32 ,6 т.) в Новгородском Юрьевом монастыре за редкий по красоте звон, дающий "До" большой октавы, новгородцы называют «малиновым». Но это скорей исключение! Исторически название «малиновый звон» сохраняется за колокольным звоном Собора Святого Ромбутса, который находится в бельгийском городе Мехелене ( франц. назв.- Малин ), где еще в VII веке был установлен один из известных карильонов мира, но эта чужая «красота» ( как и карильоны Петербурга ) очень далека от нашего русского церковного звона. Наши устные предания и литература связывают «малиновый звон» со звучанием серебряных колокольчиков ( часто поддужных). Тем не менее, на нашем седом Урале старые мастера - литейщики поведают вам « правдивый» сказ о том, как в старину из города Малина доставляли в Россию колокола на церкви с необычайно красивым звоном, который и прозвали «малиновым».[7]
Словосочетание «Малиновый звон» имеет двойное происхождение.
12
Во-первых, так на Руси называли красивый переливающийся звон колоколов (сочетание малиновый звон имеет значение « очень приятный, мягкий по тембру звон»), во- вторых, оно происходит от французского названия города Мехелен.
В составе сочетания «малиновый звон» второе слово ( звон ) очень древнее , общеславянское . Возникло оно из SVOПЪ .Параллели имеются в латинском и индийском языках . Замена С на З объясняют влиянием глагола " звать ", также имеющего древнее происхождение .[8]
Заключение
В проведенном исследовании я попытался выяснить какая роль отводится колокольному звону в Богослужении Православной Церкви и пришёл к следующим выводам:
1) Что Русь заимствовала колокола и колокольный звон из Западной Европы;
2) На примере колокольни Ивана Великого, рассмотрел какие колокола были и какие сохранились на Руси; 3) Рассмотрел основные способы и виды колокольного церковного звона и выяснил, что звон и церковные колокола является одной из необходимых принадлежностей православного храма. Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы : 1. созывать верующих к Богослужению, 2. выражать торжество Церкви, 3. возвещать неприсутствующих в храме о времени совершения особенно важных частей Богослужений .
4) Выяснил, что кроме церковных видов колокольного звона, существуют и нецерковные виды звонов, например, «малиновый звон».
13
На основании изученных работ, выяснил, что колокольные церковные звоны прошли длительный путь развития и являются принадлежностью нашего быта. Одним словом, российская православная жизнь налаживается.
15