Разработка родительского собрания Тема: «Портрет будущего первоклассника»
Разработка родительского собрания
Выполнила: Шабуня Ольга ВикторовнаПЛАН-КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
в подготовительной группе
Тема: «Портрет будущего первоклассника»
Задачи:
1. Познакомить родителей с составляющими готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.
2. Расширить представления родителей о возрастных психофизических особенностях детей 6-7 лет.
3. Обогатить педагогический опыт родителей разнообразными методами и приёмами формирования готовности детей к школьному обучению, дать родителям полезные советы и рекомендации.
Форма проведения: лекция.
Участники: родители, воспитатели группы, психолог.
Материал: фрагменты видеозаписей занятий по математике, развитию речи, ИЗО деятельности с детьми; папки-раскладушки, посвящённые теме собрания; подборка педагогической литературы для родителей; анкета для родителей «Портрет будущего первоклассника», буклеты по теме собрания.
Части собрания:
1. Вводная часть (5-7 мин.).
Представление воспитателем темы и участников собрания.
Включение и просмотр фрагментов видеозаписей занятий по математике, развитию речи, изобразительной деятельности с целью привлечения внимания родителей к проблеме подготовки детей к школе.
Представление родителям рабочих тетрадей и продуктов детской деятельности для ознакомления.
2. Основная часть(30-35 мин.).
Выступление воспитателя группы по теме: «Какими умениями, знаниями, навыками должен обладать будущий первоклассник?» используя папки-раскладушки (10-15 минут). (конспект выступления прилагается).
Выступление психолога «Возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста, кризис семи лет», дать родителям полезные советы и рекомендации по подготовке детей к обучению в школе. (10-15 мин.)
Заполнение родителями анкеты на тему данного собрания. (5 мин.)
3. Разное (7-10 мин.).
Представление родителям библиотеки педагогической литературы по теме собрания с аннотацией книг.
Обсуждение вопросов содержания детей в детском саду, проведения досугов, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ.
4. Подведение итогов (3-5 мин.).
Подведение итогов анкетирование родителей с целью определения качества родительского собрания.
Выдача родителям буклетов по теме собрания.
Литература для подготовки к собранию:
1. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
2. Тихомирова Л.Ф., Басова А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1996.
3. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли Ваш ребенок к школе. – М.: «Знание», 1994.
4. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В. Детский сад и семья. – М.: «Мозаика-Синтез», 2007.
5. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.
КОНСПЕКТ ВЫСТУПЛЕНИЯ
на родительском собрании по теме
«Какими умениями, знаниями, качествами
должен обладать будущий первоклассник?»
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Венгер Л.А.
Добрый день, уважаемые мамы и папы! Осталось не так много времени, лето пролетит быстро, и 1 сентября Ваши дети переступят порог школы, чтобы задержаться здесь на 11 лет. Первый раз в первый класс! Дошкольник становится школьником, а его родители – это теперь родители ученика.
Ваш ребёнок идет в первый класс, вы счастливы и горды. И вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он неплохо готов к школе (читает, считает, хорошо рассказывает, пишет печатными буквами), вас всё равно не покидает какое-то беспокойство.
Ещё большее волнение испытывает ребенок, ведь он находится на перепутье между дошкольной и школьной жизнью. Дети 6-7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: нарушается устойчивость к стрессам, растёт напряженность. И с таким ребёнком, конечно, нелегко. Поэтому так важно понять это состояние детей и помочь им быстрее привыкнуть к новой жизни.
Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Очень важно, чтобы ребёнок был готов к этим переменам, был готов к обучению в школе.
Выражение «подготовить ребенка к школе» – это не только покупка новенькой формы, портфеля и тетрадей. Это ещё и определённый уровень знаний, которыми будущий первоклассник должен овладеть до того, как переступит порог учебного заведения. Взволнованная мама хватается за голову: «Что же делать?». И начинает экзекуции обучением. Но так ли они уместны? И настолько ли «не готов» в школу ребёнок, который плохо читает? Как определить, готов ли ребёнок идти в школу и что для этого нужно?
Ребёнок должен хотеть идти в школу. Если слышите от будущего первоклассника «Я не хочу в школу», значит, вы не правильно определили мотивацию. Будущего первоклассника надо заинтересовать не новыми портфелем, книгами и ручками. Ребёнка должны влечь познания в школе чего-то нового и интересного. Для этого к школьной жизни чадо следует готовить не за месяц-два, а гораздо раньше – с трёх-четырех лет.
Некоторые родители под готовностью к школе понимают только умение ребенка читать, считать. Чтение и счёт – это учебные умения, которые ребёнок приобретает в ходе обучения. Безусловно, это хорошо, замечательно и конечно облегчит ему учёбу в 1 классе, но это не самое важное. Важнее на данном этапе психологическая готовность ребёнка к школьному обучению. Чем выше уровень психологической готовности ребёнка к школьному обучению, тем он быстрей и без труда адаптируется к новым условиям, что немало важно для успешного обучения.
Что же такое психологическая готовность к школе (или школьная зрелость)? Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
Интеллектуальная зрелость предполагает определённый уровень развития мышления, памяти, восприятия, речи и мелкой моторики. Будущий первоклассник должен уметь: рассуждать; выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка; сравнивать предметы; находить различия и сходство; выделять целое и его часть; группировать предметы по определенным признакам; делать простейшие выводы и обобщения, удерживать в памяти определенное количество информации, уверенно владеть ручкой.
Эмоциональная зрелость ребёнка предполагает, что у ребёнка формировалось такое качество, как произвольность, т.е. уменьшается количество импульсивных реакций (когда сделал, а потом подумал, или не подумал вообще) и возникает способность выполнять длительное время не очень интересное задание. К началу обучения дети должны ориентироваться на школьные требования (т.е. «надо» уже может пересилить «хочу») Зрелость также подразумевает способность ребёнка справляться со своими отрицательными эмоциями.
Не менее всего важна и социальная зрелость. Умение и желание общаться с взрослыми, сверстниками. Нормально развивающийся ребёнок должен понимать, что с взрослыми в школе и в других местах нужно вести себя не так как с родителями, бабушкой и дядей. Он должен уметь соблюдать достаточную дистанцию в общении с педагогом. И даже если учитель шутит или играет с детьми, то им всё равно не следует выходить за рамки своей роли ученика. У ребёнка должно быть желание учиться в школе.
Ваши дети сейчас хотят идти в школу. А почему? При этом предполагается, что ваш сын или дочь хотят идти в школу не потому, что там учится старший брат или сестра и не потому, что хочется всем похвастаться своим новым портфелем, хотя в этих мотивах нет ничего плохого. Однако вы можете быть уверены в том, что ваш ребёнок достиг личностной зрелости только тогда, когда за его желанием пойти в школу стоит, во-первых, стремление получить новые знания, умения и навыки, а во-вторых, потребность участвовать в серьёзной деятельности.
Для успешной адаптации к школе достаточно умение слушать, выполнять порученные задания, контролировать свое поведение и наличие терпения. Ведь ни для кого не секрет, что даже умеющий читать и писать ребенок, часто не умеет долго сидеть на месте и слушать рассказ учителя. Отсюда первые разочарования и нежелание учиться.
Учить или нет ребенка читать, писать и считать до школы должны решать Вы сами, родители, с учётом способностей своего ребёнка. Одни приходят в первый класс, знают и умеют очень многое, но дальше звёзд с неба не хватают, а другие – приходят, не умея ничего, и быстро постигают азы науки и далее обгоняют всех в знаниях. Всё зависит от способностей ребёнка, опыта педагога и отношения самих родителей. Если же ребёнок не имеет возможности посещать детский сад и воспитывается дома, то родителям следует его научить навыкам знаний, которые должен уметь каждый ребёнок. Эти знания заключаются в следующем:
1. Ребенок обязательно должен знать буквы. Читать не обязательно.
2. Он должен уметь распознавать звуки на слух, различать согласные и гласные звуки.
3. При произношении вами слов он должен находить нужный звук, также придумывать слова, где присутствует этот звук.
4. Считать до десяти и обратно. Желательно считать до 20 и даже до 100, но это необязательно, действуйте с учётом способностей ребёнка.
5. Он должен знать свои имя, фамилию, отчество и домашний адрес. Желательно, чтобы знал имена, фамилии и отчества своих родителей.
6. Ребёнок должен уметь называть отличие и признаки времен года, знать название месяцев и дней недели, а также назвать сегодняшней день и число.
7. Он должен уметь объяснить, в чём отличие диких животных от домашних, птиц и животных, какую пользу приносят разные домашние животные человеку. Желательно умение называть детёнышей животных и птиц.
8. Необходимо научить ребенка правильно перечислять наименование фруктов, овощей, ягод, деревьев, кустарников. Он уже должен знать, какой у них цвет и вкус, где они растут.
Вот это самые основные требования, который должен знать будущий первоклассник, готовящийся идти в обыкновенную школу с любой программой.
Ребенок считается неготовым к школе, если он:
настроен исключительно на игру;
недостаточно самостоятелен;
чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
имеет серьезные нарушения речевого развития;
не умеет общаться со сверстниками;
не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязно себя ведёт.
Как узнать самостоятельно, без помощи специалиста, готов ли ребёнок к школе?
Тест для родителей «Хочет ли ваш ребёнок идти в школу?»
Привлекает ли вашего ребёнка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
Может ли ваш ребёнок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
Верно ли, что ваш ребёнок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
Умеет ли ваш ребёнок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
Может ли ваш ребёнок рассказать наизусть несколько стихотворений?
Умеет ли он изменять существительные по числам?
Умеет ли ваш ребёнок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
Умеет ли ваш ребёнок считать до 10 и обратно?
Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
Верно ли, что ваш ребёнок имеет твердую руку?
Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
Может ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
Знает ли ребёнок названия диких и домашних животных?
Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
Любит ли ваш ребёнок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:
15-17 баллов – можно считать, что ребёнок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
10-14 баллов – вы на правильном пути, ребёнок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
9 и меньше – почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребёнком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.
Если у вас высокие баллы, то это хорошо но если низкие не стоит отчаиваться. У вас есть еще 3 месяца, что бы помочь вашему ребёнку подготовится к школе.
Рекомендации родителям: Как подготовить ребенка к обучению в школе:
Уважаемые родители! Успехи и неудачи в учебе во многом зависят от готовности ребёнка к школе. Лучший способ, для того, что бы подготовить ребёнка к школе тренировать – игра. Сейчас разработано множество игр и упражнений, которыми родители могут пользоваться, занимаясь со своим ребёнком.
Совместные занятия ребёнка с взрослым, включающие познавательные элементы, - это основное средство восстановления учебной мотивации (взрослый стимулирует познавательный интерес у ребёнка). Но не стоит давить на ребёнка, т.к. это может отбить желание учиться вовсе.
Памятка для родителей
В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:
- поддерживать уверенность ребёнка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых;
- правильно строить общение с ребёнком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в неё не ранее, чем на этапе отработки навыка;
- проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона;
- на этапах подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков и закреплению звукопроизношения проводить специальные занятия;
- проследить, чтобы ребёнок занимался самостоятельно, проявлял инициативу в проведении свободного времени, так как это влияет не только на развитие его познавательных способностей, но и является условием полноценного эмоционального развития.
Родителям важно знать:
- ясная, чёткая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребёнком – одно из обязательных условий правильного речевого развития;
- выполнение всех условий правильного речевого и общего воспитания является самой хорошей профилактикой речевых расстройств и избавит родителей и ребёнка от тревог и переживаний, связанных с недостатками речи детей;
- занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны для ребёнка. Если в занятия включаются однообразные упражнения, то ребёнка следует убедить, что они необходимы;
- занятие не должно продолжаться свыше 15 минут, более длительная работа утомляет ребёнка. Если на занятии проводятся упражнения, требующие значительного напряжения артикуляционных и дыхательных органов, то повторение их более 4-5 раз подряд может вызвать головную боль. Эти упражнения следует чередовать с другими видами работ;
- занятие не следует перегружать заданиями;
- на этапе подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков надо выбрать соответствующий комплекс упражнений;
- к последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.
Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать, считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звуком не менее важно, чем знать азбуку. Например, первоклассник должен ясно слышать, есть ли звук «д» в слове «дом». Уметь определять, где он находится – в начале, в середине, в конце слова; какой звук идет раньше – «д» или «м». Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других – самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом. Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления.
Так же хотелось бы вам порекомендовать литературу, которая поможет вам в подготовке ваших детей к школьному обучению. Это следующие книги:
• Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.
• Серия «Книги для талантливых детей и заботливых родителей»
• Черелюшкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль, 1996.
• Подготовка к школе (развитие внимания).
• Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться. – М., 1994.
Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.
Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребёнка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребёнка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и садить его за стол, а постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься.
Кроме этого, занимаясь с ребёнком дома, родители должны знать, что в шесть-семь лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребёнок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например, сначала вы в течение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения, потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры и т.п.
Спасибо за внимание. Желаю Вам всем удачи.