Программа элективных курсов «Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России»
Воронежская область, Верхнехавский муниципальный район
МКОУ «Углянская СОШ»
Программа элективных курсов
Духовно-нравственное воспитание
личности гражданина России.
Составитель: Мищенко В.А., учитель истории и обществознания.
Направление: духовно-нравственное
Вид деятельности: проблемно-ценностное общение.
Форма проведения: факультатив.
Количество часов: 18
Категории участников: обучающиеся 9-11 классов;
родители обучающихся, педагоги, работающие в
классе, школьный психолог, библиотекарь.
2014 г.
Пояснительная записка
Духовнонравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационноволевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Цели курса:
1. Воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к правам и свободам человека.
2. Воспитание нравственных чувств молодых граждан России.
3. Формирование у учащихся понятий о базовых ценностях общества.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Задачи курса:
1. Создание условий для развития личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.
Формирование коммуникативного и эстетического потенциалов школьника.
Гармоничное духовно-нравственное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.
Обеспечить формирование активной жизненной позиции через участие в общественных делах своего социума.
Предполагаемым результатом данной духовно-нравственной воспитательной программы является:
Планируемые результаты для учащегося:
Осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей.
Готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам.
Развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности.
Забота о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия.
Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, воспитание экологической культуры.
Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.
8. Убеждённость в том, что настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса:
Требования к личностным результатам:
1. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии
культур.
2. Воспитание уважения, любви, гордости, к своей Малой родине и всему Отечеству.
3. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах;
4. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
5. Наличие мотивации интереса к базовым ценностям общества.
6. Развитие желания быть убеждённым патриотом и гражданином России, умение отстаивать свою точку зрения по любому вопросу.
Требования к метапредметным результатам:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, а также находить средства ее осуществления.
Адекватное использование речевых средств и средств информационно –
коммуникативных и познавательных задач.
Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных
заданий.
Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий, построения
рассуждений, отнесение к известным понятиям;
Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь и излагать собственную точку зрения.
Требования к предметным результатам:
1. Знание, понимание учащимися таких понятий как: Отечество, долг, патриотизм, гражданственность, базовые ценности общества, ценности семьи и отдельного человека.
2. Формирование представлений об истинных и мнимых ценностях общества и отдельного человека.
3. Знание содержания Конституции РФ, как основного правового акта России.
4. Осознание роли ценностей нравственности и духовности в человеческой жизни.
Компетенции, формируемые у учителей- предметников:
1.Универсальные:
- общенаучные;
- инструментальные;
- социально-личностные;
- общекультурные.
2.Профессиональные:
- педагогическая деятельность;
- методическая деятельность;
- проектная деятельность;
- научно-исследовательская.
Методы организации учебно- познавательной деятельности:
-словесные: беседа, лекции, рассказ;
- практические: практическая творческая работа, исследовательская деятельность, проекты, презентации, волонтёрские движения, экскурсии, акции;
-проблемно- поисковые: диспуты, дискуссии.
Способы проверки результатов освоения программы:
самостоятельные творческие работы по темам, выполнение практической работы, семинары, составление проектов и презентаций.
Формы проведения занятий: лекция, беседа, ролевые игры, диспуты, урок творчества, экскурсии, семинары, конкурсы, викторины, акции, проекты, круглые столы, волонтерская и исследовательская деятельность, конференции.
Тематическое планирование.
№ п/п
Тема занятия
Форма проведения
к-во час
1
Духовно-нравственное воспитание гражданина России. Источники и проявление нравственных ценностей в обществе.
Этическая беседа.
2
2
Национальные базовые ценности. Истинные и мнимые ценности общества и человека.
Этическая беседа. Диспут.
2
3
Человек и личность. Как стать личностью.
Лекция. Дискуссия. Презентации.
2
4
Патриотизм и гражданственность.
Семинар.
2
5
Понятие Малой родины. Семья.
Этическая беседа. Проект.
2
6
Здоровый образ жизни. Труд в жизни человека.
Проекты. Урок творчества.
2
7
Моя Родина – многонациональная Россия. Традиционные российские религии.
Семинар. Исследовательская деятельность.
2
8
Экология. Проблемы экологии.
Экскурсии. Проекты. Акции.
2
9
Чем я могу помочь моей Родине и народу?
Конкурсы. Волонтёрское движение.
1
10
Обобщающий урок
Круглый стол.
1
Итого - 18 часов
Материально-техническое обеспечение.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Аудио-видео записи в соответствии с тематикой курса.
Электронные образовательные ресурсы.
Содержание занятий.
Тема 1
Понятие духовно-нравственного воспитания. Нравственные ценности – жизнь, свобода, патриотизм, долг, совесть, национальное самосознание, уважение прав другой личности, толерантность, веротерпимость. Традиционные источники нравственности: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Проявления моральных ценностей: в сознательных действиях, поступках, нравственной жизни, в различии добра и зла в повседневной жизни.
Тема 2
Понятие базовых национальных ценностей. Составляющие базовых ценностей современной России: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Истинные и мнимые ценности человечества.
Тема 3
Понятие человека и личности. Социальный статус личности. Социальная роль личности. Кого можно назвать личностью. Как стать личностью. Неоднозначность деятельности личности. Историческая оценка личности Петра I, Екатерины II, Наполеона, Сталина, Горбачёва.
Тема 4
Понятие патриотизма и гражданственности. Можно ли назвать эти слова синонимами? В чём их различие? Кого в наше время можно назвать патриотом?
Тема 5
Что мы называем Малой родиной? Почему у нас слово Родина чаще всего отождествляется со своим городом, селом, улицей, домом, где ты вырос и где твоя семья? Как вы понимаете выражение «Отчий дом»?
История вашей семьи. Ваши предки. Что такое «Генеалогическое дерево». Составление семейного «Генеалогического дерева». Традиции и обычаи вашей семьи. Семейные праздники.
Тема 6
Здоровье человека – как базовая ценность общества. Физкультура и спорт в жизни каждого человека. Вредные привычки. Как от них избавиться.
Труд в жизни человека. Экономическая и социальная составляющая труда. Культура труда.
Тема 7
Мой дом – Россия. Цивилизационное развитие России: от Киевской Руси – к современной России. Россия – дом многих народов. Основы конституционного устройства России. Причины межнациональных конфликтов и их разрешение. Национальная терпимость (толерантность) – основа мирной жизни россиян.
Разнообразие традиционных российских религий. Религиозная терпимость и уважение к людям другой веры. К чему приводят религиозные конфликты.
Тема 8
Природа и общество – взаимное влияние. Человек – «царь» природы или добрый хозяин?
Экологические проблемы в мире и России. Причины экологических проблем – нерациональное поведение человека. Как предотвратить дальнейшее углубление экологического кризиса.
Тема 9
Я - гражданин России. Моё участие в делах государства и общества. Чтобы моя Россия была сильной надо? Мой посильный вклад в развитие моего города, села, улицы.
Тема 10
Итоговое занятие
Обсуждение вопросов духовно-нравственного развития современного общества..
Методические рекомендации для учителей.
Все предложенные темы занятий в элективном курсе учащиеся 9-11 классов изучают по предмету «Обществознание». Учителю, ведущему данный элективный курс необходимо опираться на эти знания и при необходимости дополнять их справочными материалами. Темы отдельных занятий можно использовать в качестве блоков в воспитательной работе, классных часах, общешкольных или внеклассных мероприятиях по отдельным предметам.
К теме 1
Первое занятие является вводным ко всему курсу. Учащимся разъясняются основные понятия курса, ставятся цели и задачи занятий.
Справка для учителя
Духовно-нравственное развитие личности осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностносмысловой сферы личности, фор
мирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.
Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурнотерриториальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
Нравственность русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «мораль» и «этика» как их синоним. Нравственность есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.
Нравственные (моральные) ценности это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы. Нравственные (моральные) регулятивы это правила поведения, ориентированного на указанные ценности. Нравственные регулятивы разнообразны. Каждый индивид выбирает (осознанно или неосознанно) в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. Среди них могут быть и такие, которые не одобряются окружающими. Но в каждой более или менее стабильной культуре имеется определенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали.
Понятно, что нравственные ценности и идеалы, с одной стороны, и нравственные регулятивы и нормы, с другой, неразрывно связаны между собою. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов нацеленного на нее поведения. А любой нравственный регулятив подразумевает наличие ценности, на которую он направлен. Если честность есть нравственная ценность, то отсюда вытекает регулятив: «Быть честным». И наоборот, если человек в силу своего внутреннего убеждения следует регулятиву: «Быть честным», то для него честность есть нравственная ценность. Такая взаимосвязь нравственных ценностей и регулятивов во многих случаях делает ненужным их раздельное рассмотрение.
Второе занятие целесообразно провести в форме конференции. Вопросы к ней можно дать на первом занятии. Важнейшей особенностью нравственности является финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов. Это значит, что принципы нравственности самоценны. То есть на вопросы, например: «Для чего нужны нравственные ценности?», «Зачем стремиться к нравственным ценностям?», «Почему человек должен соблюдать нормы нравственности?» нельзя ответить иначе, как признать, что цель, ради которой человек следует нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. Здесь нет тавтологии: просто следование нравственным принципам это самоцель, т.е. высшая, финальная цель и нет никаких других целей, которые хотелось бы достичь, следуя нравственным принципам.
Предлагаемые вопросы на конференцию:
Мораль и нравственность как социальные нормы зародились вместе с человечеством или появились позже, с образованием общества? Почему?
Что будет с человеком, обществом, если моральные нормы не будут выполняться? Приведите примеры из истории и современности.
Кто должен следить за исполнением в обществе моральных норм?
К теме 2
Справка для учителя
Базовые национальные ценности основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социальноисторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;
Воспитательное и обучающее пространство общеобразовательной школы, составляющей основу государственно-общественной системы воспитания, должно наполняться ценностями, общими для всех россиян, принадлежащих к разным конфессиям и этносам, живущих в разных регионах нашей страны. Эти ценности, являющиеся основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности, могут быть определены как базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности могут быть систематизированы в определенные группы по источникам нравственности и человечности, т. е. областям общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений.
Традиционными источниками нравственности являются:
патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству;
социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность - правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания;
семья - любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество - творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость;
наука - познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание;
традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
природа - жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля;
человечество -мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Существуют разные категории ценностей. Их разделяют на материальные, общественно-политические и духовные. Та или иная группа ценностей по-своему важна.
В понятие общественно-политических ценностей входят следующие аспекты: демократия, образование, мир в стране, прожиточный минимум, работа. Нельзя представить сильное государство без этих ценностей. Свобода и демократия не маловажные элементы в категории общественно-политических ценностей. Но главной ценностью и составляющей силой является любовь к Родине. Чтобы не происходило в стране, какие бы проблемы или трудности не возникали гражданственность и патриотизм поднимет страну из руин, залечит, исцелит и даст новое дыхание.
Материальные ценности - это мир «мир мнимых ценностей», мир, в котором деньги и материальные блага являются доминантным составляющим, как дом, который построен на песке (Матф.7:26). Мы не говорим, что материальные блага это плохо, но материальные ценности не должны заменить духовные. Все материальное рано или поздно станет временным, «земля и все дела на ней сгорят» (2Пет.3:10). Ценности этого мира обесцениваются с каждым годом. Обожествление денег, золота, драгоценностей, погоня за успешностью, карьерой, новыми домами, машинами приводит человечество к тому, что планка морали и нравственности опускается всё ниже и ниже.
Что же такое духовные ценности?
«Духовные ценности – это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но, и как правило, возрастает. Речь идет прежде всего о моральных и эстетических ценностях. Они по праву считаются высшими, ибо во многом определяют поведение человека в других системах ценностей». Духовные ценности в наши дни тоже меняются. Меняется мир, и меняются ценности. Больше всего нам надо беречь именно духовные ценности. Именно эта группа ценностей сможет спасти мир. Именно духовные ценности, могут показать нам, как правильно жить и поступать в тех или иных жизненных ситуациях. Но как же современный человек пользуется духовными ценностями?
Во многих школах Америки и Европы, например, детям внушают, что гомосексуализм и лесбиянство – это вполне нормально. Они говорят: «Он такой, какой он есть, и нам надо уважать его сексуальную принадлежность». В Штатах существуют Церкви, где проповедуется, что Бог любит всех, и нет ничего грешного в том, что мужчина ложиться в постель с мужчиной, как с женщиной. В Европе женщина-лесбиянка стала епископом. Стало законным усыновлять детей в семьи родителей с нетрадиционной ориентации. Мы не задумываемся, что дети в подобных семьях не имеют представления о папе или маме, их понятие семьи очень сильно размыто.
Еще одна из насущных проблем нашего общества – это аборты!
Вот статистика на сегодня:
70% беременностей заканчиваются абортом (это больше половины);
10 % делают аборт девушки от 10 до 18 лет;
5000 абортов делается каждые сутки;
около 90% абортов производится между 6-й и 12-й неделями беременности.
1 млн. 236 тысяч – среднестатистический показатель абортов в России, учитывая, что появляется на свет, в среднем, 1,6 миллионов человек.
Кто знает, может быть, один человек из числа нерождённых, мог бы стать тем, кто бы нашел лекарство от неизлечимых болезней и спасти миллионы людей. Мир эгоистичен, жесток, беспощаден. Кто дал человеку право лишать кого-то жизни? Это Божья прерогатива. Человек взял на себя миссию Бога?
А сколько молодых людей курят и пьют, употребляют наркотики! Влияние мнений давит сегодня на молодое поколение. Вспомним недавние события по всей России, когда молодежь била россиян другой национальности. Парни и девушки имеют религиозную и национальную нетерпимость, разные субкультуры захватывают нашу страну, нацизм и фашизм развиваются в закрытых группах. Всё это говорит о нищете духа или полной бездуховности большинства современных людей.
Каждому нужно вовремя расставить жизненные приоритеты и определить ценности, в противном случае мы пожнем то, что посеяли.
На втором занятии можно провести диспут по вопросу об истинных и мнимых ценностях:
«Преуспевающий в жизни тот человек, который..»
Основной вывод, который должны сделать учащиеся: человека можно лишить всего и всех, материальных ценностей, но духовные ценности никогда не отнимешь. Мнимые ценности – преходящи, а истинные ценности проверены тысячелетиями и они – вечны.
К теме 3
Справка для учителя
Термин «человек» употребляется как родовое понятие, указывающее на принадлежность к человеческому роду. То есть понятие «человек» указывает на качественное отличие людей от животных, на человека - продукт природы, служит для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и особенностей. Термин «личность» служит для характеристики социального в человеке. Личность - устойчивый комплекс социальных качеств, свойств, приобретаемых под влиянием соответствующей культуры общества и конкретных социальных групп, к которым она принадлежит, в жизнедеятельность которых включена. Каждый человек является индивидом, но не каждый - личностью. Личностью не рождаются, личностью становятся. Индивид выступает исходным пунктом развития личности, личность - результат развития индивида.
Личность - конкретное выражение сущности человека и одновременно выражение социально значимых черт данного общества, его культуры.
Включение личности в общество происходит через вхождение ее в различные социальные общности, именно они являются основным путем соединения общества и человека. Для характеристики личности используется понятие «социальная структура личности», которая включает в себя потребности, интересы, ценности, мотивы, убеждения, мировоззренческие принципы.
Исходная ступень в анализе личности - потребности, то есть формы его взаимодействия с миром, необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической и социальной определенности.
Следующий компонент структуры личности - интерес - представляет собой направленность субъекта на значимые для него объекты, связанная с удовлетворением потребностей, полезностью. Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.
Ценности - объекты и идеи, которые являются значимыми для индивида, но не связаны напрямую с удовлетворением его потребностей.
Мотив - внутренний побудитель к действию, в отличие от стимула, выступающего внешним побудителем к действию.
Изучение механизмов вхождения человека в общество осуществляется при помощи понятий: «социальный статус» и «социальная роль».
Социальный статус человека - его позиция в социальной системе, связанная с принадлежностью к определенной социальной группе. Социальный статус представляет собой обобщенную характеристику положения человека в обществе, включающая в себя профессию, квалификацию, должность, материальное положение, национальность, религиозность и т.д.
Социальная роль - ожидаемое типичное поведение человека, связанное с его социальным статусом. Одному статусу соответствует несколько социальных ролей. Так, социальному статусу студента соответствуют роли: слушателя лекций, экспериментатора в лаборатории, старосты, участника студенческих конференций, неформального лидера, практиканта и т.д.
Социализация усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.
Развитие процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени
духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.
Воспитание педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.
Национальный воспитательный идеал высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций.
Люди и учреждения, с помощью которых осуществляется социализация личности, называются агентами социализации. Агенты первичной социализации родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, все остальные родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи, тренеры и т.д. все люди, связанные с индивидом тесными личными отношениями. Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями и поэтому агентами вторичной социализации являются, например, представители администрации школы, вуза, предприятия, армии, сотрудники средств массовой информации, партий, суда и т.д.
У личности развиваются соответствующие способности, позволяющие ей не только приспосабливаться к условиям внешней среды ее жизни и деятельности, но и активно утверждать себя в этой среде, проявлять творчество и изменять условия своей жизни в собственных интересах. Все это становится возможным лишь при постоянном умножении той или иной личностью своих знаний и всестороннем развитии своих способностей, навыков и умений к различным видам деятельности. Решающую роль в этом играет полученное хорошее образование в средней школе и вузе и последующая профессиональная и иная деятельность.
Каждая личность предстает одновременно как продукт современной ей эпохи и как результат всемирно-исторического развития человечества, опыт которого, воплощенный в содержании накопленных знаний, существующих видов деятельности и произведений искусства, она усваивает, живя в той или иной стране в составе определенного народа.
Любая личность выступает как достаточно сложная и открытая система ее динамически проявляющихся социальных свойств производственно-экономических, политических, семейно-бытовых, нравственных, эстетических, религиозных и других.
Чтобы сформировать из представителей данного общества (детей, молодежи, взрослых) полезные для него личности, необходимо сформировать соответствующие общественные отношения экономические, политические, правовые, нравственные, эстетические и другие, на основе которых при соответствующей системе воспитания и образования можно взрастить такие личности. Указанные общественные отношения не только являются социальной почвой деятельности личности и определяют содержание ее социальной активности, но и определяющим образом влияют на развитие ее духовного мира. Это значит, что формирование личностей надо начинать с совершенствования общества, то есть всей системы присущих ему общественных отношений.
Такой подход к проблеме формирования и развития личностей миллионов людей чрезвычайно важен для современной России, залог ее подлинного (а не иллюзорного) возрождения, а так же укоренение в сознании молодого поколения священных понятий, определяющих духовную жизнь нации: родина, семья, родной язык, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом. Все это - фундамент становления личности...
Чем выше духовное начало национального, чем глубже осознание внутренней сущности и исторической роли своего народа, тем ярче личность человека. Поэтому основная задача современной школы - воспитание духовной, творческой личности, формирование человека, готового служить родине верой и правдой.
Урок второй к этой теме можно провести как проблемный, в форме дискуссии. Вопросы дискуссии можно поставить самые разные. Но главное, чтобы учащиеся поняли, что личность – это не идеальный человек, а, наоборот, он может быть не с самыми лучшими чертами характера, невзрачная внешность, бедным и т.д. Главное отличие личности – его целеустремлённость, творческий подход в деятельности, личный вклад в развитие социума. В качестве примеров можно привести биографии знаменитых художников, писателей, композиторов, учёных. Можно предложить детям подготовить презентацию на тему:
«Личности вокруг нас», «Моя встреча с личностью», «Личность в истории».
К теме 4
Исторический опыт развития и становления нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Характеризуя создавшееся в стране положение, В. В. Путин говорил о том, что даже само слово «патриотизм» подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило первоначальное позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, крепче, счастливее.
Слово патриотизм произошло от греческого слова, что означает «отечество, родина». Патриотизм выражает чувство любви к Родине, заботу об ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Это чувство проявляется в гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма выражается, прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, к привычному укладу повседневной жизни.
Впервые понятия патриот и патриотизм стали употребляться в период Великой французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес, как тогда считали, изменникам и предателям родины из лагеря монархистов. В дальнейшем патриотизм формировался под влиянием борьбы с иноземными захватчиками, инакомыслящими элементами и прочим.
Широко известно определение патриотизма как «любовь к Отчизне» из словаря Владимира Даля. «Патриот» по Далю - «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
Обратимся к философскому истолкованию понятия «патриотизм»: «Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины». В лексическом же значении слово патриотизм обозначает «любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу».
Как видим, в этих определениях акцент делается главным образом на различных отношениях личности к родине. Но очевидно, что эти отношения нельзя свести только к нравственным чувствам. Они имеют более широкий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, её патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закреплёнными, в своей совокупности и характеризуют патриотизм как моральное качество. В концепции патриотического воспитания молодёжи патриотизм рассматривается как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественной и государственной системы, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования.
Укоренение в сознании молодого поколения священных понятий, определяющих духовную жизнь нации: родина, семья, родной язык, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом. Все это - фундамент становления личности...
В XVIII веке к проблеме человека, его обязанностей как гражданина и патриота обращались русские просветители - М.В. Ломоносов, Н. И. Новиков, А.Н. Радищев.
М. В. Ломоносов считал, что воспитание человека-патриота, человека-гражданина, честного труженика должно стать главной задачей педагогического процесса. Он невольно сблизил понятия «гражданин» и «патриот», давая им одинаковые характеристики: высокие нравственные качества, любовь к наукам, знания, бескорыстное служение на благо Отечества. Людей, не имеющих родства с землей, потерявших чувствование Отечества, он называл нищими.
По мнению Ломоносова, потребность жить для пользы Отечества должна быть мерилом жизненного смысла. Среди наук, воздействующих на формирование патриотических чувств, он особенно выделял историю. Назначение исторического образования Ломоносов видел в воспитании национальной гордости юношества на примере прошлых поколений.
На нравственно-очищающее влияние патриотизма на личность, на выработку чувства человеческого благородства, совести, мужества и самопожертвования, если этого требуют интересы родины, указывал А. Н. Радищев. «Не все рождённые в отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота)... Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. Он пламенеет нежнейшей любовью к целостностью и спокойствию своих соотчичей. Преодолевая все преграды, неутомимо стремится к сохранению чести даёт добрые советы и наставления. Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, чем подать собою пример неблагонравия. Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать при одном имени Отечества...».
Проблема воспитания истинных сынов, граждан Отечества занимала важное место в педагогической мысли начала XIX века (Н.М. Карамзин, В. А. Жуковский, декабристы). Их волновал вопрос о неразвитости гражданской жизни в России, о слабом знании русскими людьми родной истории и литературы. Они считали, что судьба Отечества, история русского народа обязательно должна стать достоянием подрастающего поколения. Только в этом случае можно говорить о воспитании гражданина Отечества.
Н. М. Карамзин утверждает, что «патриотизм есть любовь к благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения - и потому не все люди имеют его». Н. М. Карамзин не сводил патриотизм лишь к чувству любви к Родине, привязанности к месту рождения или людям, с которыми вместе росли. Для него патриотизм - это «великая добродетель», она выражает разумно-деятельную сущность его жизни.
Русский критик В. Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества. «Любить свою родину, - подчёркивал он, - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому».
Славянофилы и другие сторонники национального направления в образовании (К.С. Аксаков, И.В. Киреесвкий, А.С. Хомяков) обозначили целью воспитания становление гражданина, носителя национальных качеств определенного народа, и уделяли значительное внимание формированию у юношества чувства патриотизма.
Национальное направление в русской педагогике в середине XIX века отстаивал К.Д. Ушинский. В основу разработанной им системы воспитания был положен принцип народности, под которым он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное географическими, природными условиями, историческим развитием. Одной из основных черт народности, по его мнению, является патриотизм, который проявился в народе в тяжелые для России моменты и помог ему выстоять в героической борьбе с татаро-монгольским игом, в войне 1812 года, в Крымской компании. Педагог призывал учить воспитанников ощущать себя русскими и гордиться своей нацией, любить Россию и быть счастливым от сознания, что она твоя Родина.
Таким образом, патриотизм - очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в подсознании. О патриотизме судят не по словам, а делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но, прежде всего, его соотечественники.
Современная отечественная наука, рассматривая патриотизм, особо подчёркивает его наднациональность, надклассовость, надпартийность, надкорпоративность. Подлинный патриотизм несовместим с национализмом и шовинизмом. Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.
Оба урока в этой теме можно провести как семинар, предварительно составив вопросы. В качестве вопросов можно использовать вышеприведённые выше цитаты из высказываний русских философов, просветителей, педагогов.
Целесообразно одно занятие провести как нравственную беседу с учащимися. Второе занятие – как урок-конференцию с приглашением родителей, учителей-предметников. Вопросы конференции – как в наше время искажается понятие патриотизм, подменяется фашизмом, шовинизмом, национализмом.
К теме 5
На первом уроке можно дать учащимся задание написать эссе на тему «Моя малая Родина», чтобы они сами осмыслили, что для каждого из них является понятием малой Родины. Затем обсудить, по желанию авторов, эти работы.
На втором уроке можно дать ученикам задание вспомнить своих предков. Сколько колен своих предков они знают? О чём это говорит? На дом дать задание составить вместе с родителями «Генеалогическое дерево» семьи или написать историю своей семьи.
К теме 6
Один урок этой теме можно посвятить проблемам здоровья. Можно привести такие данные.
Продолжительность жизни российских мужчин за 15 лет уменьшилась на 5 лет. По данным официальной статистики, российский мужчина в среднем живет 58,6 года. В 1990 году продолжительность жизни мужчины составляла 63,4 года. Сегодня 40% мужчин умирают в возрасте от 16 до 59 лет. В то время как продолжительность жизни женщин в среднем составляет 73 года, а уменьшилась всего на один год по сравнению с 1990 годом.
"Обычно такое уменьшение продолжительности жизни мужчин, как сегодня в России, отмечается только в военное время", - заявил Владимир Симаненков, заведующий кафедрой внутренних болезней в петербургской Медицинской академии, работающий также в городском Комитете здравоохранения.
Военные жалуются на то, что многие призывники физически слабы, имеют пристрастие к наркотикам или психологические расстройства, и лишь 10% из них способны выдержать курс молодого бойца.
Всё объясняется банально: российские мужчины слишком много пьют, слишком много курят, слишком часто испытывают стресс и слишком редко ходят к врачам, пишет одно из изданий крупнейшего в США ИД Knight Ridder, отмечая, что даже мужчины в Бангладеш живут дольше. Кризис здоровья у российских мужчин может привести к серьезным политическим и социальным проблемам в стране с огромными арсеналами ядерного, химического и биологического оружия.
Отношение мужчин к здоровью не изменилось со времен Сталина, когда советские пропагандистские фильмы показывали, как диктатор и его помощники ночи напролет работают в Кремле, пьют и наполняют пепельницы окурками, пишет издание.
Многие врачи винят в плохом здоровье мужчин "культурный шок", стресс от экономической и социальной неустроенности после распада СССР в 1991 году. Заводы закрывались, зарплаты не платили, продукты и лекарства были дефицитом, инфляция и валютный кризис уничтожили сбережения.
Более 60% мужчин курят, и рак легких сегодня является главной причиной смерти от онкологических заболеваний в России. "Российское представление о здоровье не включает в себя отказ от курения", - сказал Симаненков.
Смертность растет из-за инсультов, рака легких, рака желудка, туберкулеза и инфарктов, которые уносят больше всего жизней и случаются вдвое чаще, чем у американцев, говорит Муррей Фешбах, специалист по здоровью и демографии России в Международном научном центре Вудро Вильсона при Смитсоновском институте в Вашингтоне.
По его словам, по количеству ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом Россия может соперничать с Южной Африкой. Он утверждает, что смертность от этого заболевания занижают, регистрируя в качестве причины смерти вторичные инфекции, например туберкулез. По его оценке, к 2020 году только от СПИДа будет ежегодно умирать от 250 тысяч до 600 тысяч человек. Фешбах предсказывает также резкий рост гепатита C, наиболее частой причиной которого является внутривенное употребление наркотиков.
Для того чтобы население не сокращалось, российские женщины должны иметь почти вдвое больше детей (2,4), чем они имеют сейчас (1,3). Вместе с тем, по числу абортов Россия занимает одно из первых мест в мире. Некоторые исследователи полагают, что количество абортов превышает количество рождений.
"Наши молодые люди хорошо одеваются, становятся прекрасными профессионалами, но у них нет навыка заботы о здоровье, - заявил Манихас. - Они думают, что шикарная машина и красивая женщина их спасут. Это заблуждение".
В качестве рефлексии можно задать на дом написать эссе: «Как я сам оцениваю своё здоровье».
На втором уроке продолжается разговор о здоровье и с учётом домашнего самоанализа здоровья учащимися, нужно перейти к разговору о вредных привычках и о том, как от них избавиться. Можно использовать ролевые игры в больного и врача-нарколога, нарушителя-пьяницу и полицейского и пр. Итогом данного урока должно выработаться единое мнение о необходимости избавляться от вредных привычек, а так же о способах избавления от них.
О роли труда в жизни человека можно говорить с точки зрения будущей профессии юношей и девушек. Кем они хотят стать, почему они выбрали эту профессию. Необходимо рассказать о том, что работа, это не тяжёлый и однообразный труд. Труд – это не только обязанность, но и средство общения с коллегами, приобщение к коллективу, творчество и получение знания. Можно дать детям составить совместный проект «Какой я вижу мою будущую профессию».
К теме 7
Справка для учителя
Фундаментальные социальные и педагогические понятия
Нация государственнотерриториальная и политикоправовая общность, существующая на основе общих политических, историкокультурных и духовноценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, который представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации» (в этнокультурном и социальнополитическом смыслах), национальности и народы. Двойное использование категории «нация» (в общегражданском и этнокультурном значении) не противоречит конституционному положению «мы, многонациональный народ Российской Федерации», означая, что Россия есть национальное государство, а её народ представляет собой нацию наций.
Национальное государство государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственноэкономической основой, общей территорией, общими историкокультурными ценностями жителей страны. Российская Федерация национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой.
Национальное самосознание (идентичность) разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба.
Формирование национальной идентичности формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма.
Патриотизм чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.
Гражданское общество общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся прежде всего общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нём ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования.
Многообразие культур и народов культурное многообразие, существующее в стране и в мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоёв): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия.
Межэтнический мир и согласие единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир
включает политику толерантности, т. е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран.
На первом уроке можно провести семинар по вопросам содержания темы.
На втором уроке – провести исследовательскую работу на тему: «Ребята каких национальностей обучаются в моей школе?».
Можно провести конференцию с приглашением других учащихся старшей школы, родителей. На тему «К чему могут привести межнациональные и межрелигиозные конфликты». В качестве наглядных примеров привести ситуации на Украине, в Ираке, Сирии, Ливии и др.
К теме 8
Уроки по этой теме предлагается провести в качестве экскурсии на природу своего поселения или города, чтобы наглядно показать последствия экологических проблем.
Дома можно предложить создать проект, презентацию, доклад о том, как каждый видит пути решения экологической проблемы в своём селе, городе или улице, на которой живёт.
К теме 9
Это обобщающий урок по всем темам данного элективного курса.
Заранее, к этому уроку, объявляется конкурс на лучший проект по решению экологических проблем всей России, предотвращению конфессиональных и межнациональных разногласий в стране, улучшению патриотической работы с гражданами. В качестве проекта можно разработать Программу действий волонтерского экологического или гражданского движения по месту своего жительства.
К теме 10
Проводится в форме конференции-отчета.
Можно разбить класс на группы и дать каждой группе заранее вопрос для обсуждения, можно выбрать один вопрос для общего обсуждения.
Предлагаемые вопросы:
Истинные и мнимые ценности современной России.
Какую опасность наносят человеку и обществу вредные привычки? Как от них избавиться?
Модно ли сегодня быть патриотом?
Можно ли сказать, что гражданин – это просто человек, активно участвующий в общественной жизни?
Предлагается так же провести этот урок как отчёт об итогах элективных курсов. Пригласить администрацию школы, учителей-предметников, родителей, показать презентации, проекты, исследования, выполненные учениками по темам элективного курса и рассказать о них.
Список литературы.
Для учителя
Конституция Российской Федерации. Любое издание.
Бердяев Н.А. Судьба России.М., 1990.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
Бестужев-Лада И.В. История твоих родителей: разговор с мо-лодым поколением. М., 1988.
Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников. М., 1988.
Данилюк А.Я.и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
Краткая философская энциклопедия. М., 1994.
Краткий педагогический словарь пропагандиста. Под ред. М.И.Кондакова, А.С.Вишнякова. Изд. 2-е. М., 1988.
Краткий словарь по социологии. Под ред. Д. Гвишиани, Н.И.Лапина. М., 1989.
Российская академия наук. Российская академия образования. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова – М.: Просвещение, 2011. -80с.
Для детей
1. Бестужев-Лада И.В. История твоих родителей: разговор с молодым поколением. М., 1988.
2. Борисов Н.А. С именем Зои. М., 1975.
3. Карамзин Н.М. О любви к Отечеству и народной гордости. Соч.: В 2 т. Л., 1984. т. 2
4. Карамзин Н.М. Рассуждение философа, историка и гражданина. Соч.: В 2 т. Л., 1984. т.2.
5. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.
6. Краткий педагогический словарь пропагандиста. Под ред. М.И. Кондакова, А.С.Вишнякова. Изд. 2-е. М., 1988.
7. Краткий словарь по социологии. Под ред. Д. Гвишиани, Н.И.Лапина. М., 1989.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
Для родителей
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы. М., 1993.
2. Краткий словарь по социологии. Под ред. Д. Гвишиани, Н.И.Лапина. М., 1989
3. Моносзон Э.И. Основы педагогических знаний. М., 1986.
13PAGE 15
13PAGE 141815
Заголовок 215