Памятка начинающему классному руководителю

Памятка начинающему классному руководителю
по организации учебной деятельности класса

Уделяйте серьезное внимание учебной работе класса:
Наладьте хорошие отношения с учителями, работающими в классе.
Введите систему проверки дневников и требуйте от родителей обязательной росписи в дневнике. Контроль за успеваемостью лучше вести еженедельно. По его итогам можно провести индивидуальную беседу с учеником, посетить урок по данному предмету, встретиться с родителями с целью выработки наилучшего способа решения проблемы.
Осторожно оценивайте неудачи ученика, ведь он и сам болезненно к ним относится, и имейте в виду, что ребенок не должен уходить из школы обиженным на учителя.
Ведите повседневный контроль за посещаемостью и справками, заведите отдельный конверт для справок.
Научитесь своевременно и четко заполнять журнал.
Чаще бывайте на уроках других учителей в своем классе, наблюдайте на различных уроках за ребятами, вырабатывайте навыки ответственности и самостоятельности с первого дня, ведите строгий контроль за дежурством по школе, по классу и добивайтесь от всех выполнения обязанностей.
Имейте в виду: лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедайте педагогику успеха – она приносит хорошие результаты.
Как организовать взаимодействие с педагогами, работающими в классе.
Успешность воспитательного процесса в классе невозможна без сотрудничества с педагогами- предметниками, работающими с учащимися класса. Взаимодействуя с учителями- предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом.
Возможные направления и формы взаимодействия между классным руководителем и учителем- предметником:
Классный руководитель:
информирует учителя о психофизиологических особенностях учащихся;
изучает проблемы учеников в сфере «Учение»;
поддерживает учащихся в учебном процессе, в разрешении его учебных проблем;
информирует учителя о неучебных (личностных, межличностных, семейных) проблемах, если считает их значимыми в учебной деятельности;
анализирует отношения учащихся класса с учителем, помогает в налаживании отношений с классом и в случае конфликтной ситуации;
по мере необходимости посещает уроки учащихся класса;
оказывает содействие учителю в развитии познавательного интереса учащихся класса к предмету через внеучебные формы работы.
Учитель:
несет ответственность за усвоение учащимися учебного материала;
знакомит учащихся с требованиями, предъявляемыми к изучению предмета;
готовит памятки- рекомендации, помогающие детям овладеть учебной дисциплиной, например, «как подготовиться к сочинению», «как успешно выполнить домашнее задание по физике» и т.д.
своевременно информирует воспитателя об учебных проблемах учащихся;
обсуждает с классным руководителем способы разрешения проблем учащихся в сфере «Учение»;
осуществляет индивидуальный подход к учащимся в организации и проведении занятий;
с целью развития интересов у учащихся организует внеучебную работу по предмету;
по мере необходимости встречается с родителями учащихся.
Формы взаимодействия:
текущие собеседования учитель - классный руководитель;
собеседование учитель - классный руководитель - родитель;
проблемные классные собрания, педагогические советы, родительские собрания, медико-психолого-педагогические консилиумы, «круглые столы», посвященные конкретному ученику или классу в целом»
совместная организация познавательных дел.
Практические советы начинающему классному руководителю
Обдумайте возможность предварительного знакомства со своим будущим классом. Познакомьтесь с тем, как это делает Ш.А.Амонашвили (Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! –М., 1983. С. 10-12. Заочное знакомство). Как изменится в этом случае ситуация первой встречи с детьми?
Как добиться эмоционального благополучия в классе? Перед тем как войти в класс, постарайтесь добиться ощущения бодрости в теле, мобилизовать себя. Теперь можно входить в класс. Начинайте действовать уверенно и спокойно.
Найдите удобное место и позу, меняйте свое положение, если оно вас почему- то не устраивает, пока не почувствуете себя хорошо.
Подумайте, не мешает ли вам что-нибудь в вашем теле. Руки – их некуда деть. Займите их чем-нибудь необходимым.
Как сформировать у себя непрерывное, устойчивое внимание, навыки перераспределения внимания, сосредоточения в общении?
Чтобы внимание в классе в первые минуты не рассеивалось, соберите его по «кругам внимания» (К.С. Станиславский):
сосредоточьтесь сначала на одном ученике («малый круг» внимания);
постепенно расширяйтесь до группы учащихся («средний круг»);
теперь можно организовать «большой круг» внимания – видеть весь класс. Как только почувствуете, что внимание рассеивается, начните все сначала. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении. Ясно определите, что вы хотите от ребенка, родителей (объясните это им), а также узнайте, что они думают по этому поводу.
Предоставьте ребенку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.
Не подсказывайте решение, а показывайте путь к нему, разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.
Не пропустите момента, когда достигнут первый успех. Сразу дайте положительную оценку поступка.
Как выражать неудовольствие поступками детей?
Можно выразить неудовольствие действиями ребенка, но не ребенком.
Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы непозволительными они не были. Раз они возникли, значит, есть причины.
Недовольство действиями ребенка не может возникать то и дело - иначе это перерастает в неприятие ребенка.
Оценивайте поступок, а не личность. Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
Дайте понять, что когда неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.
Каковы главные принципы и правила педагогического общения?
Основные принципы общения с ребенком – безусловное принятие ребенка: исходное положительное отношение к ребенку, принятие его со всеми его особенностями, недостатками, промахами, бедами.
Принимать ребенка – это
проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему;
проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом («Уважать – душевно признавать достоинства человека» (В.Даль.));
осознание права личности быть непохожей на других;
предоставление права на свободу выбора;
оценка не личности ребенка, а его деятельности;
владение способностью чувствовать (эмпатия), понимать (идентификация) каждого ребенка, смотреть на проблему его глазами, с его позиции;
учитывать индивидуально- психологические и личностные особенности ребенка.
Из этих принципов вытекают основные правила педагогического общения:
проявлять педагогический такт (в каждом конкретном случае применять метод, поддерживающий чувство собственного достоинства ребенка);
уметь слушать;
уметь по внешним признакам определить состояние ребенка, мимикой, позой поддерживать высказывание собеседника, выслушивать с вниманием и уважением, не прерывать собеседника;
уметь говорить:
-владеть культурой речи (доступность, образность, логичность высказывания, лаконичность);
-управлять голосом (интонация, дикция);
-управлять мимикой, жестами;
-ведение диалога, а не монолога;
-уметь управлять своим состоянием, чувствами.
Как подготовить и провести классный час
Классный час – одна из основных форм внеклассной воспитательной работы. Каким ему быть – решают учитель и ученики. Тогда классный час превращается в час общения, доверительный разговор близких людей, когда каждая встреча становится долгожданной.
Классный час – это форма воспитательной работы, при которой учащиеся принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Выделяют следующие воспитательные функции классного часа: просветительскую, ориентирующую, направляющую и формирующую.
Смысл просветительской функции состоит в том, что кл. ч. позволяет расширить круг знаний учащихся, которые не отражены в учебных программах. Какие это знания? Это сведения о событиях в стране и за ее пределами, интересных людях и проблемах. Словом - обо всем, что волнует ребят, заставляет их задуматься и переживать, можно вести разговор на кл. ч.
Ориентирующая функция кл. ч. заключается в формировании у учащихся определенных отношений к объектам окружающего мира и выработке у них системы ценностей.
Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в практический опыт учащихся.
Формирующая функция заключается в формировании у школьников потребности в самооценке, выработке умений вести диалог, договариваться, аргументированно отстаивать свое мнение. Правильно организованная деятельность формирует отношения между детьми в коллективе, положительное и действенное общественное мнение.
У классного часа есть очевидные преимущества перед другими формами внеклассной работы:
- общение с учащимися в рамках кл. ч. дает возможность общаться одновременно со всеми учащимися класса, слышать их мнение, наблюдать за реакцией на обсуждаемые вопросы;
- результативность кл. ч. состоит в том, что он может влиять на мнение большинства учащихся, так и на мнение одного или группы учащихся, так как для подростков мнение сверстников зачастую бывает важнее мнения взрослого;
- классный руководитель с помощью кл. ч. может создать определенные условия, с помощью которых он может спрогнозировать результативность воспитательной работы.
Замечено, что воспитательный эффект кл. ч. выше, когда кл. ч. проводится регулярно, в специально отведенное время. У каждого классного руководителя есть свои «секреты» успешности кл. ч., однако немаловажную роль играет подготовительный этап.
Подготовка классного часа может строиться по следующему плану:
- определение темы разговора с учащимися;
- формулировка целей и задач к. ч.;
- подбор необходимого материала и оборудования;
- создание инициативной группы учащихся, распределение поручений (если это предусмотрено сценарием);
- определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме, старшеклассников.
Традиционная структура классного часа включает вступительную часть, основную и заключение. Такая структура позволяет проследить логику проведения классного часа: постановка проблемы во вступлении, обсуждение в основной части, принятие решения в заключении.
Очень важно создать комфортный микроклимат в классе, такой психологический настрой, чтобы у учащихся было желание высказать свое мнение, они не боялись ошибиться или быть непонятыми. Классный руководитель может предложить ребятам выработать правила общения на классном часе:
С уважением относимся друг к другу.
Любое мнение заслуживает внимания.
Признаем право каждого на любой вопрос.
У каждого есть право быть выслушанным и понятым. Пока один говорит, все слушают.
О своем желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.
В педагогической практике хорошо зарекомендовали себя такие формы проведения классного часа:
1.Беседа.
2.Дискуссия (диспут).
3.Сюжетно- ролевая игра.
4.Устный журнал.
5.Социально-культурный проект.
6. «Мозговая атака»- один из способов быстрого генерирования идей (для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос, например: «Как улучшить дежурство в классе?»).
7.Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме интеллектуальных игр, конкурсов, путешествий, викторин, в основе которых лежат идеи телепроектов, таких как: «Звездный час», «Что, где, когда», «Аншлаг», «Слабое звено», «Счастливый случай» и т.д.
Десять секретов успешного проведения родительского собрания
(памятка для педагога)
Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Эти советы могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.
1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.
2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.
6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.
9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.
10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.
Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.
2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.
3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.
5. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.


















Методист РМК Мажирина И.Н.

Организация


ассногоасаассногоасаассногоасаассногоаса ассногоаса ассныйас
ассногоаса
Позволяет вовлечь ребят в обсуждение поставленной проблемы, способствует выработке умений учащихся анализировать факты и явления, аргументированно отстаивать свою точк
·у зрения, слушать и понимать иное мнение, позицию.3.Сюжетно- ролевая игра – форма КТД (коллективной творческой деятельности), позволяющая ученикам обсудить проблему, повысить ее понимание, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театра. Методика проведения ролевой игры предусматривает определение проблемы, выбор ситуации, распределение ролей, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При планировании ролевой игры учитель обязательно должен оставить время для обсуждения ее участниками. Очень важно, чтобы учитель не навязывал свою точку зрения по поводу спорных вопросов. Варианты проведения ролевых игр: «инсценированный суд», «пресс-конференция», «спрашивали- отвечаем» и т.д.4.Устный журнал- форма расширения и углубления знаний школьников об истории, культуре, жизни людей и т.д. Заранее определяется количество и темы страниц журнала, которые распределяются между творческими группами учащихся.5.Социально-культурный проект- это самостоятельное исследование учащимися различных социально- значимых проблем и создание социально- значимого продукта. Для осуществления проекта требуется время и соблюдение определенного алгоритма действий:
изучение ситуации в социуме, школе, классе;
формирование социальной проблемы, в решении которой класс может принять участие;
сбор информации;
планирование;
формирование микрогрупп и назначение ответственных;
практические действия;
определение приоритетов результативности;
групповой анализ выполнения поставленных задач. Правила проведения «мозговой атаки» могут выглядеть следующим образом:
Учитель фиксирует все мнения и идеи учащихся.
Если какое – либо предложение ученика высказано не ясно, попросите его повторить, уточните, правильно ли вы его поняли.
Никого не заставляйте высказывать свое мнение.
Объясните детям, что при проведении «мозговой атаки» мнения не комментируются, не оцениваются и не повторяются.
«Мозговая атака» заканчивается, когда все идеи исчерпаны.

Необходимым элементом проектирования собственной деятельности классного руководителя является разработка и составление плана воспитательной работы.План воспитательной работы становится не формальным набором мероприятий в том случае, когда он создается в процессе тесного творческого, заинтересованного общения учителя со своими воспитанниками, родителями.
Варианты совместного с учащимися планирования могут быть самыми разнообразными:
1. Микропрактикум «Подумаем вместе» - Класс разбивается на 4 группы (по количеству четвертей в году). В каждой группе выбирается координатор. В ходе жеребьевки координаторы групп определяют четверть, которую им предстоит спланировать. Причем мероприятия в плане должны быть представлены по направлениям: учеба, спорт, досуг, общение и т.д. Учащиеся сами определяют, кто отвечает з°
Организация


ассногоасаассногоасаассногоасаассногоаса ассногоаса ассныйас
ассногоаса
Позволяет вовлечь ребят в обсуждение поставленной проблемы, способствует выработке умений учащихся анализировать факты и явления, аргументированно отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение, позицию.3.Сюжетно- ролевая игра – форма КТД (коллективной творческой деятельности), позволяющая ученикам обсудить проблему, повысить ее понимание, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театра. Методика проведения ролевой игры предусматривает определение проблемы, выбор ситуации, распределение ролей, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При планировании ролевой игры учитель обязательно должен оставить время для обсуждения ее участниками. Очень важно, чтобы учитель не навязывал свою точку зрения по поводу спорных вопросов. Варианты проведения ролевых игр: «инсценированный суд», «пресс-конференция», «спрашивали- отвечаем» и т.д.4.Устный журнал- форма расширения и углубления знаний школьников об истории, культуре, жизни людей и т.д. Заранее определяется количество и темы страниц журнала, которые распределяются между творческими группами учащихся.5.Социально-культурный проект- это самостоятельное исследование учащимися различных социально- значимых проблем и создание социально- значимого продукта. Для осуществления проекта требуется время и соблюдение определенного алгоритма действий:
изучение ситуации в социуме, школе, классе;
формирование социальной проблемы, в решении которой класс может принять участие;
сбор информации;
планирование;
формирование микрогрупп и назначение ответственных;
практические действия;
определение приоритетов результативности;
групповой анализ выполнения поставленных задач. Правила проведения «мозговой атаки» могут выглядеть следующим образом:
Учитель фиксирует все мнения и идеи учащихся.
Если какое – либо предложение ученика высказано не ясно, попросите его повторить, уточните, правильно ли вы его поняли.
Никого не заставляйте высказывать свое мнение.
Объясните детям, что при проведении «мозговой атаки» мнения не комментируются, не оцениваются и не повторяются.
«Мозговая атака» заканчивается, когда все идеи исчерпаны.

Организация ассногоасаассногоасаассногоасаассногоаса ассногоаса ассныйас
ассногоаса
Позволяет вовлечь ребят в обсуждение поставленной проблемы, способствует выработке умений учащихся анализировать факты и явления, аргументированно отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение, позицию.3.Сюжетно- ролевая игра – форма КТД (коллективной творческой деятельности), позволяющая ученикам обсудить проблему, повысить ее понимание, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театра. Методика проведения ролевой игры предусматривает определение проблемы, выбор ситуации, распределение ролей, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При планировании ролевой игры учитель обязательно должен оставить время для обсуждения ее участниками. Очень важно, чтобы учитель не навязывал свою точку зрения по поводу спорных вопросов. Варианты проведения ролевых игр: «инсценированный суд», «пресс-конференция», «спрашивали- отвечаем» и т.д.4.Устный журнал- форма расширения и углубления знаний школьников об истории, культуре, жизни людей и т.д. Заранее определяется количество и темы страниц журнала, которые распределяются между творческими группами учащихся.5.Социально-культурный проект- это самостоятельное исследование учащимися различных социально- значимых проблем и создание социально- значимого продукта. Для осуществления проекта требуется время и соблюдение определенного алгоритма действий:
изучение ситуации в социуме, школе, классе;
формирование социальной проблемы, в решении которой класс может принять участие;
сбор информации;
планирование;
формирование микрогрупп и назначение ответственных;
практические действия;
определение приоритетов результативности;
групповой анализ выполнения поставленных задач. Правила проведения «мозговой атаки» могут выглядеть следующим образом:
Учитель фиксирует все мнения и идеи учащихся.
Если какое – либо предложение ученика высказано не ясно, попросите его повторить, уточните, правильно ли вы его поняли.
Никого не заставляйте высказывать свое мнение.
Объясните детям, что при проведении «мозговой атаки» мнения не комментируются, не оцениваются и не повторяются.
«Мозговая атака» заканчивается, когда все идеи исчерпаны.
Необходимым элементом проектирования собственной деятельности классного руководителя является разработка и составление плана воспитательной работы. План воспитательной работы становится не формальным набором мероприятий в том случае, когда он создается в процессе тесного творческо
Организация ассногоасаассногоасаассногоасаассногоаса ассногоаса ассныйас
ассногоаса
Позволяет вовлечь ребят в обсуждение поставленной проблемы, способствует выработке умений учащихся анализировать факты и явления, аргументированно отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение, позицию.3.Сюжетно- ролевая игра – форма КТД (коллективной творческой деятельности), позволяющая ученикам обсудить проблему, повысить ее понимание, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театра. Методика проведения ролевой игры предусматривает определение проблемы, выбор ситуации, распределение ролей, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При планировании ролевой игры учитель обязательно должен оставить время для обсуждения ее участниками. Очень важно, чтобы учитель не навязывал свою точку зрения по поводу спорных вопросов. Варианты проведения ролевых игр: «инсценированный суд», «пресс-конференция», «спрашивали- отвечаем» и т.д.4.Устный журнал- форма расширения и углубления знаний школьников об истории, культуре, жизни людей и т.д. Заранее определяется количество и темы страниц журнала, которые распределяются между творческими группами учащихся.5.Социально-культурный проект- это самостоятельное исследование учащимися различных социально- значимых проблем и создание социально- значимого продукта. Для осуществления проекта требуется время и соблюдение определенного алгоритма действий:
изучение ситуации в социуме, школе, классе;
формирование социальной проблемы, в решении которой класс может принять участие;
сбор информации;
планирование;
формирование микрогрупп и назначение ответственных;
практические действия;
определение приоритетов результативности;
групповой анализ выполнения поставленных задач. Правила проведения «мозговой атаки» могут выглядеть следующим образом:
Учитель фиксирует все мнения и идеи учащихся.
Если какое – либо предложение ученика высказано не ясно, попросите его повторить, уточните, правильно ли вы его поняли.
Никого не заставляйте высказывать свое мнение.
Объясните детям, что при проведении «мозговой атаки» мнения не комментируются, не оцениваются и не повторяются.
«Мозговая атака» заканчивается, когда все идеи исчерпаны.
Необходимым элементом проектирования собственной деятельности классного руководителя является разработка и составление плана воспитательной работы. План воспитательной работы становится не формальным набором мероприятий в том случае, когда он создается в процессе тесного творческого, заинтересованного общения учителя со своими воспитанниками, родителями.
Варианты совместного с учащимися планирования могут быть самыми разнообразными:
1. Микропрактикум «Подумаем вместе» - Класс разбивается на 4 группы (по количеству четвертей в году). Ва проведение конкретного дела. По окончании работы группы представляют свои предложения на листах ватмана и защищают их.
2. «Солнечный круг» - На листе ватмана нарисовано солнышко с лучиками. К ним классный руководитель прикрепляет записки с заранее написанными формами внеклассных мероприятий (викторины, классные часы, классные собрания. Диспуты, праздники и пр.) причем прикрепляются они чистой стороной вверх, чтобы дети не видели, что на них написано. Ребята снимают записочки и объединяются в группы (например, диспуты, праздники, соревнования и пр.). В группе выбирается координатор. В течение 20-25 минут дети должны придумать содержание данного мероприятия. Свои мини-проекты группы сдают в жюри «Важных дел», куда войдут по одному представителю от каждой группы и классный руководитель (можно привлечь родителей). Жюри анализирует мини-пректы и определяет, какие отвечают критериям: занимательность, полезность дела. Результаты работы жюри доводятся до сведения коллектива, лучшие проекты вносятся в план работы класса, а авторы получают возможность его реализовать. Затем в конце четверти или года лучшие проекты и его авторы награждаются призами.
Для определения большей результативности плана воспитательной работы в конце учебного года можно провести анкетирование