Организация работы по нравственно-половому воспитанию младших школьников


Воспитательная внеклассная и внеурочная деятельность должна быть направлена на воспитание личности с учетом психологических и физиологических особенностей возраста младших школьников. Обязательным условием правильного полового и гигиенического воспитания на всех возрастных этапах развития ребенка является последовательная социализация, т.е. постепенное усвоение им мужской или женской социальных ролей. Важно научить детей выбирать программу поведения, чувствовать ответственность перед собой и другими людьми, воспитывать чувства совести, благородства, стыда, чести, достоинства, справедливости, уважения, приучать к нормам этикета мальчиков и девочек.
Свою работу начинаем с диагностики личностных качеств учащихся. Для этого проводим анкетирования, тесты-рисунки, используем методику неоконченных предложений («Я девочка, потому что…», «Я мальчик, потому что…»).
Чтобы выяснить представления детей об идеале девочек и мальчиков, применяем анкетирование «Какой должна быть девочка? Каким должен быть мальчик?» Ответы – характеристики ребята придумывают сами. Анкетирование проводится дважды: в начале и в конце учкбного года. Привожу результаты ответов на вопрос: «Какой должна быть девочка?»
Какой
должна быть
девочка? Ответы
в начале года Ответы
в конце года
девочки мальчики девочки мальчики
хорошая 12 11 7 5
красивая 8 4 8 6
добрая 5 3 9 3
аккуратная 5 - 2 2
послушная 4 2 - -
хорошо учиться 3 - - -
культурная 3 - 1 1
помогать старшим 2 - - -1
не обзываться 1 2 - -
весёлая - 1 1 1
не бегать - 1 - -
не драться 1 1 - 1
умная - - 8 ласковая - - 1 -
вежливая - - 3 2
хозяйственная - - 2 -
трудолюбивая - - 2 1
модная - - 2 1
привлекательная - - 1 -
честная - - 1 -
Из результатов видно, что ответы ребят стали более разнообразными. В образе девочек присутствуют доброта, красота, ум, выделены женские качества: привлекательная, модная, ласковая.
После проведения первичной диагностики проводим ряд мероприятий, направленных на решение выявленных проблем. В своей работе мы используем различные формы и методы воспитательной работы: как традиционные, так и нетрадиционные.
Для раскрытия сущности нравственных отношений между людьми, в семье, для обучения навыкам эффективного общения мальчиков и девочек проводим классные часы и беседы: «Внешний облик мальчика (девочки)», «Как познакомиться с девочкой (мальчиком)», «Как понравиться окружающим», «Мои права и обязанности в семье», «Что я могу сделать хорошего для моей семьи», «Мой дом - моя семья».
В организме детей 9-11 лет уже происходят изменения, присущие пубертатному периоду. Ребят очень интересует собственное тело, внешний вид. В условиях современной жизни важной задачей полового воспитания школьников является профилактика ВИЧ и СПИДа. Для этого в 4 классе мы проводим групповые беседы для мальчиков и девочек («О гигиене», «Как должны вести себя девочки (мальчики)», «Болезни: почему они бывают», «Что такое ВИЧ и его профилактика», практикуем встречи с работниками медицинских учреждений.При изучении литературных произведений, произведений фольклора, просмотре мультипликационных и кинофильмов стараемся подчеркнуть характерные женские и мужские черты. Например, при рассматривании картины Васнецова «Богатыри» ребята выделяли такие мужские черты, как сила, мужественность, решительность, способность защитить в трудную минуту. Они приводили примеры профессий, в которых требуются эти мужские качества.
При изучении русского фольклора ребята читали много русских народных сказок. Результатом изучения этой темы стал мини-проект «Добры молодцы и красны девицы». Ребята определили характерные собирательные мужские и женские черты героев сказок и задали вопрос: «А каковы современные добры молодцы и красны девицы?» Ответом на этот вопрос стали коллажи «Из чего же сделаны наши девчонки (мальчишки)?»
В целях формирования умения понимать себя и окружающих, адекватной оценки деятельности, для коррекции нежелательных черт характера и поведения успешно используются ролевые игры. Проигрывая ситуации поведения в школе, с незнакомыми людьми, поведения в общественных местах, учащиеся учатся выбирать наиболее безопасный для их жизни и здоровья стиль поведения, предотвращать несчастные случаи, насилие, в каждом конкретном случае принимать правильные решения, знать, что можно и нужно говорить «Нет!», если кто-то пытается нанести им вред,
Проста и интересна игра «Что, если…», в ходе которой ребята учатся применять свои знания и принимать решения.
Например:
«Что если ты играешь во дворе, а какой-то мужчина просит помочь ему и проводить к магазину?»;
«Что если ты, к примеру, идёшь по тротуару, а кто-то, сидя в машине, предлагает тебе прокатиться?»;
- «Что если, к примеру, ты идёшь по тротуару, а кто-то, сидя в машине, предлагает тебе прокатиться?»,
- «Что если, к примеру, взрослый человек предложит тебе угощение, деньги или ещё что-нибудь, чего тебе очень хочется?» и т.п.
Детей, которые вначале могут допустить ошибки в выборе форм поведения, не следует порицать. Важно разъяснить необходимые правила поведения и привлечь самих школьников к составлению памятки о безопасном поведении.
Примеры памяток.
НИКОГДА
не разговаривай с незнакомцем
не садись к незнакомцу в машину
не играй по дороге из школы домой
не гуляй с наступлением темноты
Научись говорить «нет» чужим взрослым.
Обязательно расскажи родителям, преподавателю в школе или работнику полиции о тех людях, которые ведут себя странно,
не привычно.
Сообщи родителям, если кто-то из взрослых попросил тебя держать что-либо втайне.
Ещё одна форма внеклассной работы – проведение тематических праздников, конкурсов. Для начальных классов мы проводим акцию «Давайте говорить друг другу комплименты». Мальчики и девочки подходят друг к другу и говорят, какие положительные качества есть у товарища, что хорошего сделал этот человек для других, и в знак симпатии и доброго отношения повязывают ему на руку красную ленточку. По количеству ленточек у каждого можно определить взаимоотношения учеников класса. Ребята, которые получили наименьшее количество «комплиментов» задумываются об отношении к ним окружающих, стараются стать лучше.
Считаем, что наша работа учит ребёнка размышлять над своей гендерной ролью, правильно оценивать свои чувства, поступки и управлять ими.
Литература
Алексеева А. и др. Азбука для несовершеннолетних. - М.: Молодая гвардия, 1985.
Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы / Л.И. Саляхова. – М.: Глобус, 2009.
Кирпичев, В.И. Физиология и гигиена младшего школьника.- М.: Владос.- 2002.
Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. М.:Просвещение.- 1975.
Психологическое и физическое здоровье ребёнка/Под ред. В.А. Александровой. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
Михайловская И. Гендерное воспитание подростков в средней школе. – М.: Чистые пруды, 2009.