Чем педагог-психолог может быть полезен учителю-предметнику.

Как «отрыть» талант,
или Особенности отбора и психолого-педагогической подготовки обучающихся к участию в олимпиадном движении.
Кто может быть в команде «олимпийцев»? По какому критерию можно точно сказать: «Это борец, он будет сражаться до победы!»? Кто может сойти с дистанции раньше времени, имея недюжинный запас знаний? А кто может «выпрыгнуть» даже имея средний уровень потенциальных возможностей?»
Определить потенциальных победителей очень сложно. Имея различные данные тестов: потенциальных возможностей, интеллектуального развития, личностных особенностей и т.д., можно лишь предположить кто из ребят займет достойное место среди победителей; выделить ребят, которым необходимы занятия по развитию «бойцовских качеств» (в хорошем смысле), кто сойдет с дистанции едва начав борьбу, а кто тихонько будет довольствоваться своими отметками «не напрягаясь».
В литературе хорошо описаны различные виды одаренностей, критерии соответствия педагогов, могущих работать с такими ребятами, условия обучения и даже определенные занятия, но жизнь вносит свои коррективы и мы вдруг наблюдаем, что совершенно рядовой мальчишка(или девчонка), имеющие довольно скромные отметки вдруг обходят своих одноклассников, вырываются вперед и начинают показывать великолепные результаты. От чего это зависит?
От педагога, который заинтересовал и заставил поверить ребенка в свои силы (как известно, каждый ребенок талантлив), «повел за собой», открыл путь эврике.
В нашем лицее каждый учитель – УЧИТЕЛЬ. Поэтому, наверное, самые рядовые ребята, «серенькие мышки» к концу обучения превращаются действительно в прекрасных лебедей – умных, талантливых, дерзких, красивых..
Как работает учитель и где ему полезен психолог? Есть три важных момента, которые в союзе психолог-учитель могут привести к получению высоких результатов:
- отбор диагностического материала для диагностики потенциальных «олимпийцев» - психолог выполняет функцию эксперта;
- проведение психологических исследований и анализ полученных результатов - на этом этапе психолог выполняет функцию аналитика;
- психолого-педагогическое сопровождение при подготовке ребят к интеллектуальным испытаниям (конкурсам, олимпиадам и др.) – выполняет поддерживающую функцию, проводит коррекционно-развивающую работу.
Традиционно, учитель приходит в новый класс 1 сентября и начинает знакомство с новыми ребятами. Но в нашем учебном заведении предметник получает сведения о поступивших ребятах начиная с момента проведения психологического тестирования (за три месяца до начала основных занятий – ещё в мае). Это золотое время, которое надо разумно использовать. Этого времени и мало, и много. Смотря как считать и как его использовать. Если для отдыха и пополнения сил и здоровья ребенка – много, если для подготовки к интеллектуальным конкурсам, олимпиадам – мало.
Поэтому мы разработали свою систему отбора высокомотивированных на результат ребят. Для выявления способных, наиболее подготовленных и нестандартно мыслящих ребят мы используем творческие, интересные задания, которые нелегко выполнить ребятам со стандартным запасом школьных знаний. По результат выполнения – качеству и количеству выполненных заданий провести дифференциацию учащихся и выделить тех, у которых есть творческий и интеллектуальный потенциал в сочетании, например, со способностями к точным наукам (математике, физике), языковое чутье и др.
По результатам исследований мы составляем «Карту учебной группы» (далее «Карта»), в которой отражены основные параметры, необходимые для учета и создания развивающей среды для каждого поступившего ребенка.
Уже сама по себе эта «Карта» имеет ценность для педагога, классного руководителя, которые должны помочь в короткие сроки адаптироваться в новой группе, в новом учебном заведении, к новым педагогам подросткам 13-15 лет (9-10 класс). В карте содержатся сведения об экстраверсии, нейротизме, самооценке, уровне притязаний, мотивах выбора учебного заведения и профиля, самостоятельности в принятии решений, готовности к обучению в лицее и на выбранном профиле и др.
А также, «Карта» - это и бесценный помощник для предметника
·в выборе наиболее подготовленных к обучению ребят, нестандартно мыслящих, имеющих творческие задатки и академические достижения. На основании результатов вступительного тестирования можно собирать группу ребят и начинать подготовку к интеллектуальным конкурсам и олимпиадам.
На этом этапе психолог выполняет роль диспетчера – дает характеристику и рекомендации для отбора в команду потенциальных олимпиадников.
Далее - важная роль учителя – академическая подготовка на фоне выраженного познавательного интереса к выбранному предмету, стимулирование интереса и мотивация на получение результатов.

Однако, не все ребята могут показать результат в «нужное время и в нужном месте».
Вот тут опять важной становится помощь психолога, который выбирает стратегию коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком исходя из особенностей затруднений и личностных качеств. Это может быть групповая работа: тренинги, практические занятия и др., а может быть тьюторство с использованием индивидуальных образовательных маршрутов.
При выборе стратегии тьюторства цели определяются психологом вместе с учителем-предметником. При выборе традиционного психолого-педагогического сопровождения цели ставятся педагогом-психологом, при этом выделяется главная цель для всего комплекса занятий и цели для каждого отдельно-взятого занятия.
Такая целенаправленная и «союзная» работа позволяет развить у обучающихся устойчивую познавательную мотивацию по предмету, творческий потенциал и желание дойти «до победного финиша».
На что обратить внимание педагогу-психологу при разработке коррекционно-развивающей программы? Конечно же, на затруднения у каждого конкретного ребенка – это первостепенно. Другая задача – интеграция ребенка в коллектив и поиск совместных эффективных подходов.
Очень важны когнитивные навыки. При работе со всеми профилями, например, важно развивать (это может быть целью отдельного упражнения или целого занятия):
- умение внимательно слушать инструкции и формулировки каждого задания, вычленять смысловую информацию – именно на получении первой инструкции бывает большинство затруднений (отвлекся, не посчитал важным, не услышал, не придал значения и др.);
- умение, понимать текст с первого предъявления, читать по ключевым словам,
- уметь извлекать главную информацию в том объеме, который необходим для решения конкретной задачи (отделять от второстепенной) и игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению поставленной задачи;
- уметь решать задания на множественную подстановку, множественный выбор.
Кроме того:
- работать со справочной литературой и словарями, использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте, интерпретировать и трансформировать текст и т.д.;
- уметь находить конкретную информацию, восстанавливать недостающее
В упражнения необходимо включать задания, способствующие развитию таких важных умений как:
- умение анализировать
- умение аргументировать
- умение доказывать
- умение излагать
- умение опровергать
- умение обосновывать
- умение сопоставлять
- умение характеризовать...
Кроме того, уметь составлять:
- аннотацию
- отзывы
- опорные тексты
- планы
- тезисы
- уметь задавать вопросы;
- красиво и разборчиво писать...
Также, развитие коммуникативных навыков:
- коммуникативной культуры у ребят с низким уровнем коммуникации;
- быстроту у неторопливых ребят, умение «собраться»;
- ораторские качества у говорящих «себе под нос» или у ребят, которым предстоит выполнять любые устные задания и т.д.
Важно научить ребят дистанцироваться, играть, перевоплощаться.
Подобрать соответствующие упражнения под эти цели не составляет труда. Важно учитывать возраст ребят, предмет (или направление).
А также, личностную готовность и ребенка и педагога-психолога.