Правовой классный час «Не конфликтность, толерантность, уважение»

МБОУ СОШ №34






Правовой классный час

«Не конфликтность, толерантность, уважение»







Подготовила:
Хадикова Зарема Исрафиловна
классный руководитель
9 В класса





















Пояснительная записка
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», «национальность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.
В последние годы проблема жестокости, безнаказанности детей школьного возраста по отношению друг к другу, в особенности к представителям других национальностей стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения учащихся.
Правовой классный час «Не конфликтность, толерантность, уважение» направлен на просвещение учащихся 10-11 классов в области правовых знаний. Он предоставляет возможность формировать у учащихся активную гражданскую позицию, помогает школьникам овладевать знаниями в области прав человека, формировать навыки применения этих знаний.
Правовые знания нужны учащимся не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридическую силу. Именно жизненность знаний является важнейшим принципом отбора и организации содержания данного классного часа.

Цель: Продолжить работать над формированием толерантного и уважительного отношения к окружающему миру; практиковать учащихся в умении находить компромиссы при решении конфликтных ситуаций.
Задачи:
Образовательные - сформировать у учеников представление о понятиях «толерантности», «национальности», «нации», «национализма».
Развивающие – познакомить учащихся с историей национального состава населения России и, в частности, Санкт-Петербурга.
Воспитательные – продолжить формирование и развитие чувства уважения и понимания к людям различных национальностей, обосновать необходимость мирного сосуществования людей различных конфессий.
Оборудование: плакаты, анкеты (диагностика толерантного поведения), детские рисунки для оформления аудитории по теме толерантность, компьютер, проектор для демонстрации фильма «Великому городу – гармонию в многообразии», музыкального сопровождения.

План классного часа:
Рассказ учителя.
Ролевая игра – диспут.
Работа в группах. Толерантность.
Просмотр кинофильма «Великому городу – гармонию в многообразии».
Национализм – как идеология преступления.
Рефлексия.


Рассказ учителя: Одним из наиболее важных аспектов современного этапа развития общества являются проблемы мирного сосуществования государств с различным общественным строем и миролюбивости в решении задач социальной сферы и в личных отношениях. Уже на заре истории люди столкнулись с необходимостью подавления агрессивного поведения. Выйдя из недр животного мира, человек, с одной стороны, является самым неприспособленным живым существом в биологическом смысле, а с другой - своеобразным хищником, уничтожающим себе подобных в огромных количествах. Последние исследования генома человека показали наличие у ряда людей гена агрессивности, действие которого проявляется в соответствующей среде. Давно замечено, что почти вся человеческая история - это история войн, конфликтов, насилия, убийств и т.д. Мир является исключением или коротким периодом между войн. Почему же возникают войны? (см. Приложение 1).
Войны возникают в связи с формированием прочных социальных систем государства; войны ведутся за расширение территорий и из-за политического влияния.
Ролевая игра-диспут: представьте себе, что вы выступаете на конгрессе по мирному сотрудничеству. При этом используйте высказывания о войне. Обоснуйте свое мнение.
- Высказывания о войне:
1. Война и физически и нравственно отвратительна; она не только калечит здравый смысл, опошляет великие идеи, толкает на всякие преступления, но и развивает все дурные инстинкты: себялюбие до жестокости, жестокость – до садизма. (А. Барбюс).
2. Война есть убийство, и сколько бы людей ни собиралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя не называли, убийство все же самый худший грех в мире. (Л. Толстой).
З. Война для народов – это слезы и кровь, это вдовы и беспризорные, это раскиданное гнездо, погибшая молодость и оскорбленная старость. (И. Эренбург).
4. Война – это преступление, которое не искупается победой. (А. Франц).

Учитель: В современной политике признается необходимым решение споров мирными средствами. Политическая и экономическая взаимозависимость государств, появление ядерного и другого видов оружия массового поражения делают войну невыгодной даже для победителей и опасной для самого существования человеческого рода.
Таким образом, стремление к миру является необходимой основой нормальной жизни. Взаимопомощь и творчество – вот истинная сила человечества. Зло против другого зла лишь увеличивает объем смерти и умножает страдания. Прошедшее столетие – тому подтверждение (Афганистан, Югославия, Чечня и другие так называемые «горячие» точки планеты). Более того, на сцену вышел мировой терроризм, может быть, самый главный враг человечности, миролюбия и солидарности.
К сожалению, ни прежде, ни теперь милосердию и любви нет места ни в политике, ни в экономике. Даже искусство пропитано призывом к насилию. Многие средства массовой информации оправдывают свое увлечение материалами о насилии тем, что якобы таким образом можно способствовать отвращению к нему. Практика, однако, говорит о другом – об ожесточении сердец, о приучении молодого поколения к агрессии и крови, о нежелании, неумении сочувствовать чужому горю. Вот почему мы сегодня говорим о миролюбии.
Работа в группах: Учащимся предлагается написать ассоциации к слову «толерантность». Через 5-7 минут, каждая группа вывешивает свой лист с понятиями слова на доске. Затем учитель представляет плакат (заранее приготовленный), где написаны переводы слова «толерантность» с разных языков народов мира и изображена схема толерантности. (см. Приложение 2).

Учитель: Не конфликтность, демократия и терпимость вовсе не иллюзия. Требуется решимость всех людей доброй воли, чтобы во имя жизни противостоять лжи, насилию, трезво вершить правосудие и устанавливать справедливый миропорядок. Я предлагаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое предложение дописать сами.
Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я
Если кто-то надо мной смеется, то я
Если я хочу, чтобы меня приняли в компанию, то я
Когда меня постоянно перебивают, то я
Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я
Обобщение ответов:
Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации, высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Положительный результат: само утверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция. Отрицательный результат: хитрость, шантаж, угроза, давление.
Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, грубость, давление, угроза. Положительный результат: мягкое, понятное высказывание своего пожелания, мнения, чувств без агрессии и грубости.
Положительный результат: тактичное, мягкое высказывание своего пожелания.
Отрицательный результат: грубость, оскорбления.

Дискуссия: Что вы чувствуете, когда вам дают оценку, не зная вас? Что вы ощущаете. Когда человек, с которым вы не согласны, оскорбляет вас? Согласны ли вы с мнением, что нужно отвечать уважением на уважение? Что вы чувствуете, когда человек, к которому вы хорошо относитесь, отвечает вам грубостью? Если вас обидели, должны ли вы в свою очередь обидеть человека? Помогают ли уважение и терпимость гармонизировать отношения между странами, национальностями? Как?
Считаете ли вы себя неконфликтным человеком? Как это проявляется в ваших отношениях с окружающими?
Обсуждение.
Вывод: Конфликт является естественной частью жизни. У всех из нас время от времени бывают ссоры даже с теми, кого мы любим. Однако не стоит доводить простое недоразумение до скандала и драки.
Задание: Прочитайте описания ситуаций и определите, присутствует в них насилие или нет. Аргументируйте свой ответ.
1. Старшеклассник не пропускает в столовую ученика младших классов, закрывая собой проход.
2. Парень и девушка поссорились. Она хочет уйти. Он хватает ее за руку и не отпускает.
3. Мальчики плюются.
4. Ученики дерутся на перемене.
5. Девочка обзывает свою подругу.
6. Трое учеников заталкивают своего одноклассника в туалет и требуют отдать им деньги.

Работа в группах: Разработайте 5 правил неконфликтного поведения в школе.

Учитель: Я предлагаю просмотреть на экран (демонстрация слайдов по теме « Национальности России»). По окончании просмотра ответить на следующий вопрос: Какие народы живут в России?


Россия находилась, да и находится до сих пор, на стыке двух великих цивилизаций, называемых Востоком и Западом. На протяжении своей многовековой истории, Россия служила важнейшим мостом западной и восточной цивилизациями. Русский народ, в современном своем виде, формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы. Так, рано возникшая и гораздо более долго, по сравнению с Западом, существовавшая у славян территориальная община, определила восприимчивость славянских народов к внешнему влиянию (когда представители иных племен, «чужаки», могли спокойно селиться в славянских общинах). В то же время славяне, чисто внешне принимая «чужие» обычаи и порядки, внутренне сохраняли своеобразие и со временем перерабатывали все чужеземное на свой лад, делая все это славянским. В формировании русского народа приняло участие большое количество различных, в том числе и неславянских народов. Все это свидетельствует о поражающей жизнеспособности славянских народов, которая и определила своеобразие славянского мировоззрения – гораздо более оптимистического,чем на Западе и на Востоке, гораздо более восприимчивого к влияниям и в то же время способного переосмыслить и своеобычно усвоить любое из них. Таким образом, получается, что многонациональность нашей страны определялась уже в самом начале ее зарождения. Но тогда славяне не были предрасположены к национализму. Вследствие своей уникальности в отношении национального состава. Наша страна имеет множество политических, социальных, экономических проблем.



Учитель: Почему люди разных национальностей, в большинстве своем, испытывают неприязнь друг к другу? Для того, чтобы понять причину межнациональных разногласий, определимся что же такое «Нация и национальность».
Нация – от латинского Nation – племя. Народ, историческая общность людей, которая формируется на базе экономических связей, территории, языка и особенностей культуры.
Национальность – принадлежность к той или иной нации – не определяется местом рождения. Каждый человек принадлежит к той или иной национальности, к которой принадлежат его родители. Можно поменять религию, веру, а национальность нет.
Из этих двух понятий плавно переходим к национализму (этнический и международный). Большую проблему представляет собой международный национализм – войны и другие конфликты, которые имеют государственное и мировое значение.
Национализм (карточка с термином размещается на доске) – идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим.
Не зря очень многие мыслители всех времен и до сих пор часто рассуждают об этой проблеме и всегда сходятся в одном:
« Национализм может быть огромным. Но великим – никогда». (Станислав Ежи Лец).

Этнический национализм – это его более легкая (но немаловажная) форма, когда межнациональные конфликты не переходят в войны. Это в основном, события, основанные на ущемлении национального достоинства в повседневной жизни.
Сюда можно отнести факты, нигде не зафиксированные официально: конфликты между небольшими группами людей, употребление резких «ярлыков», затрагивающих национальные интересы, чувства, проявление неприязни в общении, частные столкновения и т.д.
Большую проблему представляет собой международный национализм – войны и другие конфликты. Противоречия имеют место и между различными народами Северного Кавказа в составе Российской Федерации. Экономические и территориальные противоречия между Чечней и казаками, Ингушетией и Северной Осетией, Осетией и Грузией, лезгинами и Азербайджаном, Абхазией и Грузией и т.д. и делают невозможным в перспективе формирование какого-нибудь единого политического или иного государственного образования народов Северного Кавказа вне России и вопреки воле России. При таком раскладе «кавказская война» может обернуться войной не только и не столько против «общего врага» в лице «Российской империи», сколько войной всех против всех. Как показали осетино-ингушский конфликт и в еще большей степени абхазо-грузинская война. В создавшихся условиях попытки решения проблем вооруженным путем не только обречены на неудачу, но и порождают множество еще более сложных узлов неразрешимых проблем и чреваты тяжелейшими последствиями для всех конфликтующих сторон.
Поэтому мы все с вами должны понять: мы имеем разные национальности и исповедуем разную веру, но при этом живем в одном многонациональном государстве, и отношения между его жителями зависят от каждого из нас. Приглядитесь друг к другу внимательно: я уверена, что вы найдете много общего, и подумайте еще раз о том, как вы относитесь к другим людям. Может быть, в вашем поведении тоже стоит кое-что подкорректировать.

Рефлексия.
1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал
было интересно
было трудно
я выполнял задания
я понял, что
теперь я могу
я почувствовал, что
я приобрел
я научился
я попробую
меня удивило
урок дал мне для жизни
мне захотелось
проведенному классному часу




















Приложение 1

Рисунок 13 SEQ Рисунок \* ARABIC 14115
Южная Осетия






Понятие толерантности
Для того чтобы мы поняли применимо ли это понятие к данному разговору выясним значение этого слова:
В переводе
С английского:
Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь.
С китайского:
Проявление великодушия в отношении других.
С персидского:
Терпение, выносливость, готовность к примирению.
С французского:
Уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов.
С арабского:
Прощение, мягкость, сострадание.
Это понятие очень сложно и мы можем дать множество его определений, в зависимости от того, что каждый из нас считает важным. Давайте составим блок-схему толерантности:





















Сотрудничество и солидарность

Равные
возможности

Свобода
вероисповедания

Возможность следовать
своим
традициям


Толерантность




равноправие

Позитивная лексика по отношению к представителям других национальностей


взаимоуважение