Интеллектуальная игра «БРЕЙН — РИНГ» по математике
Интеллектуальная игра «БРЕЙН - РИНГ»
Форма: Состязание.
Краткое описание:. Телевизионная игра.
Цели:
повышение уровня математического мышления,
углубление теоретических знаний,
расширение кругозора;
возникновение интереса у учащихся к математике,
активизирование памяти;
способ организации свободного досуга учащихся,
формирование умений коллективного поиска ответов на вопросы,
сплочение коллектива,
выявление творческих и организаторских способностей детей,
отработка быстроты реакции….
Возраст участников. Желающие среди 1-3 курса.
Подготовительный этап.
Группа разбивается на группы по 6-8 человек (можно по жребию). Каждая команда выбирает капитана. Учитель подбирает вопросы.
Игровое действие.
Ведущий (учитель): Игра по словарям русского языка, это занятие, служащее для развлечения и отдыха. А сегодня мы поиграем в интеллектуальную игру “Брейн Ринг”, что означает “соревнование умов”. Но кроме слова “игра” в словарях дается толкование следующих слов: “игрун” - тот, кто любит играть, резвиться и “игрок” - любитель играть в какую-либо игру. Кем быть – решать вам.
Ведущий знакомит с правилами игры:
Бой ведется до шести очков. Это означает, что выигрывает та команда, которая первая наберет 6 баллов.
В раунде побеждает тот, кто первый ответит правильно на заданный вопрос. Команда получает при этом 1 балл.
Если балл не разыгран в раунде, то в следующем раунде разыгрывается 2 балла.
Чтобы ответить на вопрос капитан команды должен поднять флажок, но не выкрикивать.
На обдумывание 1 минута.
Рекомендуемые вопросы:
Назовите фамилию, имя и отчество первой русской женщины-математика.[2]
Недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду веревочной лестницей. У лестницы 10 ступенек, расстояние между ступеньками 30 см. Самая нижняя ступенька касается поверхности воды. Начинается прилив, который поднимает воду за каждый час на 15 см. Через сколько часов покроется водой третья ступенька веревочной лестницы? [3]
Чему равно произведение всех чисел?
Число 1- простое или сложное? [5]
Евклид употреблял следующие выражения: “сторона, стягивающая прямой угол” и “стороны, заключающие прямой угол”. О чем идет речь? [2]
Задача иранского ученого XVI века Бэхаэддина: разделить 10 на 2 части, разность которых 5. [2]
Если в 12 часов дня идет дождь, то можно ли утверждать, что через 36 часов будет солнечная погода? [3]
Расстояние между телеграфными столбами равно 50 метров. Сколько телеграфных столбов нужно установить на расстоянии 500 метров? [3]
Продолжите ряд слов: миллион, миллиард, триллион,… [3]
Назовите неизвестное число, если половина его равна его четверти.
При каком условии в четырехугольник можно вписать окружность? [1]
Когда делимое и частное равны?
Что в римской нумерации обозначает число CD? [3]
За книгу заплатили 2 рубля и еще половину стоимости книги. Сколько стоит книга? [3]
Покажите, как появилось изображение римской цифры пять, которое сохранилось до сих пор. [3]
Как называли нуль до XVII века? [2]
В 1881 году была найдена рукопись, в которой содержится такая задача: из четырех человек второй дал вдвое больше первого, третий – втрое больше второго, четвертый – вчетверо больше третьего, а всего все вместе дали 132. Сколько дал первый? [2]
От какого латинского слова произошло слово “циркуль”?
Как Гаусс быстро сложил все числа от 1 до 100? [2]
На какой термин Боэций заменил “естественный ряд чисел”? [2]
Рене Декарт в 1637 году предложил метод координат. Каким его изобретением мы пользуемся сейчас, посещая театры?
Итог игры. Награждение всех участников: и победителей и побежденных.
ЛИТЕРАТУРА
Атанасян “Геометрия 7-9”
Глейзер “История математики в школе ІV – VІ классы”
Котов “Вечера занимательной арифметики”
Окунев “Спасибо за урок, дети”
Шпорер “Ох, эта математика”
8."Конкурс эрудитов"
Ведущий.
Добрый день.Конкурс открываю я.Я команды вам представляю,Их сегодня ровно два.Здесь сидят не папы, мамы –Очень строгое жюри.
Представление жюри.
1 конкурс “Разминка”.
Вопросы задаются одновременно всем командам. Первой отвечает та команда , которая быстрее остальных подняла руку. Поднимать руку может любой член команды, но при этом нужно помнить, что отвечать на вопрос команда может только один раз. Поэтому ,прежде чем поднять руку, еще раз обдумайте свой ответ.
Вопросы.
Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее- груша или персик? (Груша.)
Как в древние времена называли “ноль”? (Цифра.)
Один человек купил козу и заплатил 3 рубля. Спрашивается: по чему пошла коза? (По земле.)
Что легче: 0,3 кг железа или 0,3 кг ваты? (Одинаково.)
На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50.)
Сумма углов треугольника равна … (180 град.)
Два отца и два сына поймали три зайца. Сколько зайцев досталось каждому из них? (По одному.)
Сколько на этом чертеже различных треугольников? (10.) (Слайд 2)
Жюри подводит итоги.
Ведущий: 2 конкурс. Собираемся на урок математики.
Задание. Каждая команда за одну минуту должна придумать названия предметов, необходимых ученику на уроке математики. Называют предметы по очереди, начиная с команды, имеющей меньшее количество баллов. Балл получает команда, последней назвавшая предмет.
Жюри подводит итоги.
Ведущий: 3 конкурс. Составление слов.
Задание. Из предложенных букв составьте слова, которые обозначают математические термины.
К Н Е Ы Л У Т А С О В Р К Г (слайд 3)
(высота, круг, точка, угол, вектор)
Игра со зрителями.
Вопрос.
Я – цифра, меньше десяти.Меня тебе легко найти.Но если букве “я” прикажешь рядом встать, Я все: отец, и ты, и дедушка, и мать.(Семь, семья.)
Жюри подводит итоги.
Ведущий: 4 конкурс. Задание на внимательность.
Перед вами портреты великих математиков. Под каким номером расположен портрет Архимеда? (Слайд 4)
Перед вами геометрические фигуры. О какой фигуре сказано в стихотворении? (Слайд 5)
1) Прямая. 2) Точка. 3) Треугольник. 4) Угол. 5) Перпендикуляр.
1. Я – невидимка! В этом суть моя.Хотя меня нельзя измерить,Настолько я ничтожна и мала.(Точка.)
2. Я здесь! Сейчас я вертикальна!Но могу любой принять наклон,Могу и лечь горизонтально.(Прямая.)
3. Смотри внимательно за мной:Когда из точки вне прямойМеня опустят на прямуюИ проведут наклонную любую,То я всегда короче, чем она.(Перпендикуляр.)
4. Мне служит головой вершина.А то, что вы считаете ногами,Все называют сторонами. (Угол.)
Слово жюри.
Черный ящик.
В черном ящике лежит “кружало”, что это по-нашему? (Циркуль.)
Слово жюри.
Ведущий: 5 конкурс.
Кто в школе смог быть капитаном,Тому открыты все пути:Владеть он будет океаном,Воздушным, водным, и земным!
Как вы уже догадались, следующий конкурс – капитан.
“Назови пару”.
Ведущий называет первое слово известного математического словосочетания, капитан второе. Например, ведущий – прямоугольный, капитан – треугольник.
1-му капитану.
Параллельные (прямые).
Острый (угол).
Теорема (Фалеса, Пифагора).
Равнобедренный (треугольник).
Вертикальные (углы).
Биссектриса (угла, треугольника).
Длина (отрезка, окружности).
Градусная (мера).
Подобные (члены, слагаемые, треугольники, фигуры).
Тупой (угол).
2-му капитану.
Равносторонний (треугольник).
Линейная (функция, зависимость).
Числитель (дроби).
Разность (квадратов, чисел).
Координатный (угол, луч).
Смежные (углы).
Независимая (переменная).
Равные (углы, числа, отрезки, стороны, фигуры).
Квадратный (корень, трехчлен).
Квадратное (уравнение).
Итоги жюри.
Слово жюри.
Ведущий: 6 конкурс “6*6”. Перед вами квадрат, в котором зашифрованы различные слова, имеющие отношение к математике: названия геометрических фигур, чисел, имена великих математиков. За каждое найденное слово начисляются очки. (Слайд 6)
Задание зрителям.
Задача-шутка. Муж весит 6 пудов. Сколько весит вся семья?
(Указание. Веса мужа достаточно для решения задачи.)Решение. Жена – его половина. Дети их произведение.
Ответ: 27 пудов.
Ведущий.
Вот закончилась игра,Результат узнать пора.Кто же лучше всех трудилсяИ в игре отличился?
Слово жюри. Награждение победителей.
Звучит песня “Чему учат в школе?”
9.Игра "Математический поезд"
Цели и задачи:
привитие интереса к изучению математике; воспитание чувства сотрудничества развитие логического мышления; умение ориентировать в незнакомой ситуации; быстро мобилизовывать свои знания умения и навыки для решения математических заданий;
воспитание внимания, стремления к приобретению новых знаний.
Оборудование:
оформление станций (учебных кабинетов);
подготовка заданий для станций;
красочное объявление об игре;
маршрутные листы;
музыкальное оформление;
грамоты и призы для награждения команд.
Описание игры:
В конкурсе принимают участие студенты 1 –го курса, состав команды – 7 человек. Каждая команда представляет собой поезд, название которого имеет математический смысл.
1 этап: Представление каждой команды – по 5 минут.
2 этап: Движение команд по станциям, согласно маршрутного листа, где их участие оценивают в баллах (максимум - 7 баллов)
3 этап: Подведение итогов и награждение.
Станция: Логическая
На улице, став в кружок, беседуют четыре девочки: Аня, Валя, Галя и Надя. Девочка в зеленом платье (не Аня н не Валя) стоит между девочкой в голубом платье и Надей. Девочка в белом платье стоит между девочкой в розовом и Валей. Какое платье носит каждая из девочек?
В очереди за билетами в кино стоят друзья: Юра, Миша, Володя, Саша и Олег. Известно, что Юра купит билет раньше, чем Миша, но позже Олега; Володя и Олег не стоят рядом, а Саша не находится рядом ни с Олегом, ни с Юрой, ни с Володей. Кто за кем стоит?
Три друга: Алеша, Боря и Витя — учатся в одном классе. Один из них ездит домой из школы на автобусе, один — на трамвае и один — на троллейбусе. Однажды после уроков Алеша пошел проводить своего друга до остановки автобуса. Когда мимо них проходил троллейбус, третий друг крикнул из окна: «Боря, ты забыл в школе тетрадку!» Кто на чем ездит домой?
На одном заводе работают три друга: слесарь, токарь и сварщик. Их фамилии Борисов, Иванов и Семенов. У слесаря нет ни братьев, ни сестер, он самый младший из друзей. Семенов старше токаря и женат на сестре Борисова. Назовите фамилии слесаря, токаря и сварщика.
В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке не лимонад и не вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. В какой сосуд налита каждая из жидкостей?
На даче поселились пятеро мальчиков: Андрюша, Боря, Володя, Гена и Дима; Все были разного возраста: одному был 1 год, одному 2 года, остальным 3, 4 и 5 лет. Володя был самым маленьким, Диме было столько лет, сколько Андрюше и Гене вместе. Сколько лет Боре? Возраст ещё кого из мальчиков можно определить?
Ответы к задачам станции: «Логическая»:
1) Аня в белом платье, Валя — в голубом, Галя—в зеленом, Надя — в розовом. 2) Олег, Юра, Володя, Миша, Саша. 3) Алеша на трамвае, Боря на автобусе, Витя на троллейбусе. 4) Иванов – слесарь, Борисов – токарь, Семенов- сварщик. 5) Молоко - в кувшине, лимонад – в бутылке, квас – в банке, вода — в стакане. 6) Боре — 4 года, Володе – 1год, Диме — 5 лет.
Станция: Спичечная
1. Из спичек построен «дом». Переложите две спички так, чтобы он повернулся другой стороной.
2. Составьте из 15 спичек фигуру, изображённую. Переложите теперь 2 спички так, чтобы образовалась фигура, составленная из пяти равных квадратов.
3. В фигуре, изображённой на рисунке, переложите 5 спичек так, чтобы получилось всего два квадрата.
4. Переложите 6 спичек так, чтобы получилось 4 треугольника и 1 шестиугольник. )5. Переложить 8 спичек так, чтобы получилось 5 квадратов.
6. Переложите 7 спичек так, чтобы вместо 4 равных треугольников получилось 4 равных четырёхугольника. .Станция: Зоркий глаз.
На доске плакат с отрезками разной длины. Все участники записывают на листочке, какой длины каждый отрезок, определяя на глаз. После этого один участник измеряет отрезки. Все проверяют. Верным считается ответ с погрешностью в 1-2 см.
Станция: Рисовальная.
Ребятам предлагается нарисовать человечка, используя геометрические фигуры: отрезки, треугольники, круги. Все, у кого человечек получился, получают по 1 баллу. Кроме того, при подведении итого, все участники команды, где использовано больше отрезков получают дополнительный приз – линейки; те, кто использовал больше треугольников – треугольники; те, кто использовал больше кругов – транспортиры.
Станция: Танграм.
Участники команды из частей Танграма составляют картинки по трафарету .Станция: Ребусная.
Арифметические действия зашифрованы: цифры заменены буквами и звёздочками. Одинаковыми буквами заменены одинаковые цифры, а разными буквами – неодинаковые цифры; звёздочки же поставлены взамен всяких цифр как одинаковых, так и неодинаковых. Каждый ребус может быть расшифрован путём точных и последовательных рассуждений. Восстановите цифры вместо букв и звёздочек.
1).ХОР*ОХР=ХАРХАР
2).ЛОТ*УХУ=УУЛСХТ
3).АУХМ:ХМ=УХМ
Ответы.
1 ребус: 286· 826 = 2362362 ребус: 987 · 121 = 1194273 ребус: 3125 : 25 = 125
Литература:
Л.А.Улицкий, А.И.Гармаза, «Смекалка. Выпуск 1», Минск, «Вуал», 1994г.
В.Ю.Сафонова «Задачи по математике для внеклассной работы в 5-6 классах», Москва, «ВЕНТАНА-ГРАФ», 1994г.
О.С.Шейнина, Г.М.Соловьёва, «Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 классы», Москва, «Издательство НЦ ЭНАС», 2004г.