Сценарий внеклассного мероприятия «Улицы нашего города»
Сценарий внеклассного мероприятия
«Улицы нашего города»
Цель: способствовать развитию активной гражданской позиции учащихся, воспитанию патриотизма, ответственности и гордости за судьбу страны, привитию чувства любви к малой Родине, расширению знаний о Героях Советского Союза – земляках. Оборудование: портреты героев-земляков, выставка творческих работ учеников школы «Мой город в годы войны», музыкальное сопровождение: песни «На безымянной высоте», «С чего начинается Родина», классическая, звуки боевых действий,
Звучит мелодия «С чего начинается Родина». Учащиеся выходят на сцену.
1. Чтец: Наш город идет к 500 летнему юбилею.
В 80-е годы прошлого столетия один из путешественников поляк Чеславский так рисует вид нашего города: «Старый Оскол один из лучших городов Курской губернии. Он расположен на высокой меловой горе, которая тянется вдоль правого берега реки Оскол, окаймляется с другой стороны речкой Оскольцом,
впадающим в реку Оскол. Здесь живут крупные торговцы. Внизу горы, вдоль берегов рек, расположены пригородные слободы».
2. Чтец: На правом берегу реки Оскол расположена улица, прежде имевшая название Гусевка, она тянется вдоль реки к консервному заводу. Когда-то здесь росла сочная трава по пояс – удобное место для развода домашней птицы, особенно гусей. Отсюда и название - Гусевка.
3. Чтец: Более 160 лет назад место это облюбовали цыгане. Они устроили здесь выводку породистых лошадей. Да так и остались здесь жить, и по сей день.
4. Чтец: По воспоминаниям старожил на Гусевке дымя, как заядлый курильщик клубами густого пахучего дыма, раскинув свои цеха, стоял соковой завод. Каких только ароматов здесь не витало от шпанской вишни, до арбузного, березового, крыжовникового и даже яблочно-антоновского. В специальных помещениях стояли кадки из разного дерева, принадлежащие купцу-предпринимателю Дьякову. В них томились соли, пряности, белокочанная капуста с различными добавками, огурчики, помидоры разной величины, вкусов и сортов.
Звучит мелодия «На безымянной высоте»
Перестроение: девочки отходят назад, «прощаются – машут платочками», мальчики выходят «на передовую».
3. Чтец. Все дальше уходят от нас события, связанные с войной, и все меньше остается живых свидетелей тех исторических дней.
В феврале 1943 года решением старооскольского городского Совета улица Гусевка была переименована в улицу 17 героев.
А было это так
2. Чтец: Близился долгожданный час освобождения нашего города. 21 января наши части освободили села Городище, Верхне-Атаманское и Верхне-Чуфичево, а 22 января – станцию Голофеевка. В бою у разъезда Набокино (8 км от города) у Майсюковой будки 17 воинов-бронебойщиков 107 стрелковой дивизии 40 армии самоотверженно преградили путь большой вражеской группировке.
5. Чтец: Бронебойщики окопались у занесенной снегом будки с выбитыми стеклами, без дверей. Вскоре показались группы гитлеровцев. Но танков не видно. Бронебойщикам предстояло вступить в бой с пехотой – отходить нельзя. Начался бой советских воинов с превосходящими почто в 30 раз силами противника.
6. Чтец: И вот пал первый боец, его заменил Алексей Золотарев. Раненый в руку, в голову, он продолжал отстреливать гитлеровцев.
Михаил Дроздов отдал свое ружье Григорию Опарину из-за ранения в руку, одной рукой взял винтовку и продолжал вести бой.
Казахи Умербай Чажабаев и Абдыбек Бутбаев были в одном окопе. Василию Бондаренко - командир взвода - отдал приказ уничтожить пулемет противника, чтобы враг не мог закрепиться на удобном месте. Превозмогая боль, раненый Умербай тщательно прицелился и нажал спуск противотанкового ружья. И в это время его настигла пуля. Ранило и Абдыбека.
5. Чтец: К Павлу Виноградову подполз командир взвода, полушубок в крови, ложе автомата выщерблено осколками.
Справа пулемет! Уничтожить его!
До последней минуты своей жизни Виноградов дрался храбро и мужественно. Замолчал пулемет, но меткая пуля скосила воина, когда он посылал очередной патрон в свое ружье.
1. Чтец: «Два Петра в одном окопе», - шутили над сержантом Петром Николаевым и красноармейцем Петром Толмачевым. Были они в одном окопе и в этом раз. Оба были ранены по несколько раз, но огонь из их окопа долго не умолкал. Пять повозок, миномет были уничтожены, более 25 солдат и офицеров нашли свою смерть от их меткого огня.
7. Чтец: Семнадцать их было
Семнадцать –
Громили яростно врага!..
Тринадцать воинов бесстрашных
Сложили головы в снега
Могила братская в уборе
Цветов и трав с родных полей, -
Со взгорья Старого Оскола,
Склонилось зарево над ней.
Во славу светлую героям –
Героям павшим и живым, -
Грохочет «Стойленский» рудою,
Гремит цементный вслед за ним!..
2. Чтец: 13 человек погибли, но не пропустили врага до подхода подкрепления. 4 февраля фашисты начали медленно покидать город.
3. Чтец: Подвиг 17 героев описан в 3 томе истории Великой Отечественной войны Советского Союза на 108 странице.
1. Чтец: Оставшиеся после боя в живых: Тихон Бабков, Абдыбек Бутбаев погибли в последующих боях за Родину. А Василий Кукушкин и Павел Рябушкин живы. Они - почетные граждане города Старый Оскол.
Выходят учащиеся младших классов. В руках держат фотографии героев, плакаты с фотографиями улицы «Семнадцати героев».
5. Чтец: Подвиг 17-ти не забыт, он всегда в памяти народной. Им воздвигнуты памятники и в Старом Осколе и на месте боя, их имена носят Старооскольские улицы.
Учащиеся торжественно произносят имена героев:
Вот эти имена: Старший лейтенант Валентин Плотников
Младший лейтенант Василий Бондаренко
Умербай Чажабаев
Сергей Башев
Петр Николаев
Михаил Яблоков
Тимофей Саввин
Григорий Опарин
Михаил Дроздов
Павел Виноградов
Алексей Золотарев
Николай Литвинов
Петр Толмачев
Василий Кукушкин
Тихон Бабков
Абдыбек Бутбаев
Павел Рябушкин
Звучит классическая мелодия.
6. Чтец: Цветет шиповник у могилы павших
Роняя тихо наземь лепестки
Как символ героизма и тоски
Бестрепетно как воины - титаны,
Они сражались за тебя, Земля!
А в жизни, просто чьи-то сыновья.
И, словно боль незаживающей раны,
Трепещет, бьется в этих сгустках рдяных
Цветет шиповник
7 Чтец. Все меньше и меньше остается ветеранов войны и тыла. Берут свое годы, не заживают старые раны, срываются изношенные непосильной работой в военные годы сердца, а дух и величие русского человека в суровые годы для Родины всегда останутся, и будут жить во всех поколениях.
Учащиеся исполняет песню «На безымянной высоте».
Учащийся начальной школы: Существует тончайшая нить между прошлым и настоящим. Наш город – это дом, который нам передали наши родители, а мы передали его своим детям, которые должны не только преумножать его красоту, но и знать его историю, историю улиц, зданий, жителей.
Два чувства дивны близки нам
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам
Животворящая святыня
Земля была без них мертва
13PAGE 15
13PAGE 14115
15