Урок русского языка в первом классе «Путешествие на станцию Чащино».


Урок русского языка в первом классе
«Путешествие на станцию Чащино».
Тема :Правописание гласных после шипящих.
Цель : Обобщить и повторить тему ;формировать навыки правописания и самоконтроля ;
Совершенствовать навыки письма ;прививать любовь к языку ;расширять словарный запас учащихся; развивать речь, мышление .
Ход урока :1 Оргмомент
2 Сообщение темы урока .-Дети !Сегодня мы отправимся на веселом поезде до станции Чащино ,где будем повторять правописание гласных после шипящих.
Вот мы и на вокзале ,нам нужны билеты ,но вагоновожатый говорит,что билеты получат только те ,кто красиво напишет букву В .Посмотрите на доску .
(На доске написаны буквы В и предложение –скороговорки )3 Чистописание . Дети записывают элементы чистописания и предложение.
Ввв ВвзввВера-вертушка ела ватрушку.
Учитель :Молодцы !Вы все справились с заданием ,а значит все получат билеты .Я сохраню их до конца поездки. А сейчас к поезду.
4 Словарная работа .
Учитель : Посмотрите сколько у поезда пассажиров !Давайте назовем всех. кто едет в Чащино.
(На доске красочный картинный словарь .Ученики проговаривают словарные слова ).
Ворона Собака
Воробей Медведь
Корова Лисица
Ребята Заяц
-Теперь давайте запишем новые словарные слова ,они тоже связаны с нашим путешествием .
Дети записывают слова:
Билет, вагон, дорога, путешествие.
- Поставим ударение и подчеркнём безударные гласные.
5. Повторение.
- Все вагоны. В каждом вагоне удобные для поезда комнаты – купе. Давайте познакомимся с пассажирами. Здесь едут девочка Оля с друзьями Юрой и Васей, а с ними кошка и собака.
- Давайте запишем их имена и вспомним правило написания имён собственных.
Дети: Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
( Один пишет у доски, остальные пишут в тетрадях).
Оля, Юра, Вася.
6. Физкульминутка.
В окошко мы увидели
И речку, и цветы.
Узнали много нового
И я, и мы, и ты
(Повороты головой)
А в Чащино нам встретятся
И мыши, и ерши,
И ландыши, и белочки,
Чижи, ежи, ужи.
Зарядкино! Зарядкино!
Довольно, детвора,
Скорее все в вагоны,
Нам дальше в путь пора.
(Упражнение для рук)
Учитель: тихо садимся на места.
7. Закрепление.
Учитель открывает доску. Дети видят красочную аппликацию: Лесная полянка, пруд, заросяший камышом.
Учитель : Станция Чащино .Ребята ,мы приехали. В лесу волшебное озеро, здесь живут звери, птицы и рыбы, растут цветы, в названиях которых мы встретим знакомое правило на правописание гласных после шипящих. Так какое же это правило.
Дети: - Жи и ши пиши через и.
- Ча и ща пиши через а.
- Чу и щу пиши через у.
Учитель: А теперь запишем названия зверей, цветов и грибов на это правило.
( ребята записывают слова, комментирую их)
Ежи Щука
Мыши ерши
Чижи бельчата
Камыши ужи
Рыжики чаща
( На доске появляются изображения этих животных, растений, рыб и грибов)
- Мы в лесу, в самой чаще. Запишем предложение.
В чаще цветут душистые ландыши.
- Нашли знакомые орфограммы?
Дети написание гласных после шипящих.
8. Подведение итогов
Вот и заканчивается наше путешествие. Мы с вами повторили правописание гласных после шипящих. На память о поездке у вас останутся билеты на весёлый поезд. Рассмотрите их и запомните правило.
На билете:
Билет на память сохранив,
Помните всегда:
Жи, ши пишите с буквой и!
Чу, щу пишите с буквой у!
Ча, ща пишите с буквой а!
Учитель: И еще я хочу рассказать сказку « Как поссорились согласные с буквой Я». «Пошли однажды буквы в лес за грибами. Когда вернулись, буква Я расхвасталась: « я больше всех грибов набрала, я, я, я, грибы у меня самые лучшие, я, я, я!» Буквы рассердились: « Мы так дружно жили, никто из нас не зазнавался ». И решили наказать букву Я, отправили её в самый конец алфавита. Вышла буква Ч и Щ и сказали, что никогда не встанут рядом с буквой « Я », а будут дружить только с « А ». Запомните ча, ща.

Кроссворды к уроку.
1. Что за звёздочки
На пальто и платке?
Все сквозные вырезные,
А возьмёшь – вода в руке. (Снежинки)
2. На прогулке бегуны –
Одинаковой длины.
Через луг бегут к берёзке,
Тянут ровные дорожки. (Лыжи)
3. Маленькие мужички –
Костяные ручки. (Ножи)
4. Это кто там лентой чёрной
К ручейку скользит проворно?
А на маленьких головках
Все об этом знать должны.
Пятна жёлтые видны. (Ужи)
5. Не портные, а всю жизнь с иголками ходят. ( Ежи)
6. Он, ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он………… ( жираф)
7. Лежебока рыжий кот
Отлежал себе….. ( живот).
« Сочетание ча»
1. Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
Стучим, стучим. ( часы)
2. Летит орлица по синему небу.
Крылья распластала,
Солнышко застала. ( туча)
3. « Г » на « ч» заменим в « гайке»
И получим слово…… ( чайка)
4. Там, где губка не осилит
Не домоет, не домылит,
На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру
И коленки оттираю,
Ничего не забываю. ( мочалка)
5. Из горячего колодца
Через нос водица льётся. ( чайник)