Из опыта работы: Проектная деятельность в начальной школе как один из способов формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС
Проектная деятельность в начальной школе
как один из способов формирования универсальных учебных действий
в рамках реализации ФГОС.
( Из опыта работы учителя 2а класса Бобыкиной Н.В.)
Перед системой образования стоит актуальная задача воспитания социально активной, ответственной, мобильной личности, способной к осмыслению жизни, преобразованию общества, обладающей положительным отношением к труду. Умеющей определять стратегии личной жизни, нести ответственность за выбор путей и способов достижения целей. Ставится вопрос о необходимости построения образовательного процесса таким образом, чтобы в нем была среда, позволяющая создавать условия для развития всех вышеназванных качеств и черт личности. В связи с этим я, как педагог ставлю перед собой следующие цели:
Цели:
формирование активной, самостоятельной, инициативной позиции ученика;
развитие общеучебных умений: исследовательских, рефлексивных, самооценочных;
развитие познавательного интереса учащихся;
формирование не просто умений, а компетенций, т. е. умений, непосредственно связанных с жизнью.
ФГОС НОО нацеливает учителя на формирование у учащихся универсальных учебных действий. Изменение цели и задач образования и воспитания требует соответственно и применение новых современных педагогических технологий.
На мой взгляд, именно проектная технология способствует формированию у ученика высокого уровня познавательного интереса к проведению работ исследовательского характера, формирует у обучающихся умение самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике.Проектная технология способствует также развитию компетенций обучающихся: умению работать в команде, искать компромисс, добиваться результатов.
Проект - это одна из форм исследовательской работы, это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.
Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
1. Направлены на достижение конкретных целей;
2. Включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
3. Имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
Цели работы над проектом:
Развитие личности, формирование УУД (универсальных учебных действий), создание основ творческого потенциала обучающихся, реализация проектного замысла.
Задачи проектной деятельности:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Практическая реализация проектно-исследовательской деятельности основана на следующих психолого-педагогических и методических аспектах:
Правильный выбор темы проекта - это начало успеха
Стимулирование положительной мотивации
Умение описывать факты, найденный материал, а затем публично представлять его перед классом
Проблему формирования современной личности пытаюсь решить через организацию проектной деятельности.
Всё большее распространение в моей работе получает использование метода проектов.
Проектная деятельность в нашем классе строится по традиционным этапам: определении темы, целей, задач проекта, формы работы (индивидуально или группой), продукта деятельности (доклад, реферат, оформление стенда или презентация), а также объёма работы, который выполнит каждый ученик.
Мной были выделены основные этапы проектной деятельности:
1. Погружение в проект
2. Планирование деятельности
3. Осуществление деятельности по решению проблемы
4. Оформление результатов
5. Презентация результатов
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Таким образом, одним из основных мотивов использования проектных задач является повышение творческо-поисковой активности детей.
Работать над проектными задачами начинаю с 1 класса. Основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.
Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектными задачами. Правильно организованная подготовка должна превратиться в интересную игру. Мною разработана памятка «Начинающему исследователю».
1. Выбери тему исследования.
2. Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
3. Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
4. Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
5. Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
6. Сделай выводы.
7. Оформи результаты своей работы.
8. Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
Проектные задачи можно решать в рамках урочной и внеурочной деятельности. Я использую различные формы организации работы: индивидуальные, парные, групповые.
В рамках традиционных учебных занятий использую:
• проблемное введение в тему урока;
• постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
• совместное или самостоятельное планирование выполнения
практического задания;
• групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением
работы в группе;
• выдвижение идеи (мозговой штурм);
• постановку вопроса (поиск гипотезы);
• формулировку предположения (гипотезы);
• обоснованный выбор способа выполнения задания;
• поиск дополнительной литературы;
• подготовку доклада (сообщения);
• самоанализ и самооценку, рефлексию;
• поиск альтернативных способов решения проблемы.
Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи.
Представлю темы проектов, которые были проведены.
* «Моя сказка».
Ребята сначала выяснили, что такое сказка, основные моменты в сказке. Придумали своего сказочного героя, дали ему характеристику, потом используя всех героев, придумали сказку и показали её при помощи своих рисунков.
* «В здоровом теле – здоровый дух».
Проект, в котором ребята выясняли значение спорта для организма человека. Узнавали более подробно о тех видах спорта, которые наиболее интересны.
* «Мы - друзья природы».
Каждый ребенок в этом проекте выяснял, чем может помочь природе и рисовал агитационные плакаты по теме.
* «Наши питомцы».
Проект, в котором ребята рассказывали о своих любимцах (что любит В моём опыте работы я использую следующие формы представления результатов проектов:
папки –раскладки, книжки-раскладушки;
тематические стенды;
компьютерные презентации;
Ожидаемые результаты по окончании начальной школы:
1. Повышение уровня учебной мотивации учащихся;
2. Повышение уровня качества знаний по предметам;
3. Развитие творческой активности и познавательного интереса у учащихся;
4. Способность к самореализации;
5. Способность к решению жизненных задач.
Таким образом, введение проектно-исследовательской работы в начальных классах школы, безусловно, важно и необходимо. Поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающего человека. Кроме того, участвуя в проектно-исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрываются их личностные качества, повышается самооценка к учебной деятельности, развиваются рефлексивные умения, самостоятельность, самоконтроль.
Литература:
1. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии. Книга для учителя начальных классов. Смоленск, 2006.
2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
3.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Москва, 2003.
4. Проектная деятельность в начальной школе. Авт.-сост. М.К. Господиникова и др.- Волгоград: Учитель,2009.
5.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара, 2007.