Презентация по окружающему миру УМК Начальная инновационная школа


АДМИНИСТРАЦИЯ города Подольск КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33»

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО зам. директора по УВР
протокол №1 ___________ А.В.Бакирова)
«___»_______________2015 г. «___»_______________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета Окружающий мир
Класс 1 «И» класс
Уровень общего образования начальное
Учитель Рождественская Наталья Владимировна
Срок реализации программы, учебный год 2015-2016 учебный год
Уровень программы базовый
Количество часов по учебному плану 2 часа в неделю, 66 часов в год
Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта, примерной образовательной
программы начального общего образования, на основе учебного курса В.А. Самковой, Н.И. Романовой: авторская программа М. ООО «Русское слово - учебник».
Учебник В.А. Самкова, Н.И. Романова «Окружающий мир» 1 класс. М. ООО «Русское слово - учебник», 2014.
Календарно-тематическое планирование составила Рождественская Н.В.
подпись
Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир»
Данная программа является одним из вариантов реализации содержания предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. В соответствии со стандартом «Окружающий мир» представляет собой интегрированный предмет, в содержании которого отражены идеи сближения и взаимопроникновения естественнонаучных и обществоведческих дисциплин. Под интеграцией в данном случае понимается функциональное объединение различных областей научного знания (науки о природе, социальные и гуманитарные науки) и других сфер культуры (прежде всего искусства), имеющих своей целью сформировать у младших школьников целостное представление о социоприродном окружении человека, о своем месте в окружающем мире.
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
- приобщение учащихся к культурному опыту человечества, отражающему различные стороны взаимодействия человека с его социальным и природным окружением. Данная цель достигается благодаря систематизации и расширению знаний о многообразии, взаимосвязях и универсальной ценности объектов и явлений окружающей действительности; формированию элементов исследовательской деятельности по изучению ближайшего природного и социального окружения; развитию устойчивого познавательного интереса к объектам и явлениям окружающего мира.
– помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, подготовить поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родного города, родной страны и планеты Земля.
Изучение предмета способствует решению следующих задач:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формировать умение работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, способствовать эстетическому воспитанию; на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.
Ценностные ориентиры содержания курса
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.Ценностные ориентиры начального образования на современном этапе относят:
природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
человечество как многообразие народов, культур, религий;
международное сотрудничество как основа мира на Земле;
патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству;
семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.;
нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю.
Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Общая характеристика учебного предмета
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Методические особенности тем
Содержание и методические особенности курса «Окружающий мир» формируют универсальные учебные действия (УУД), которые сформулированы Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы.
Прежде всего, его отличает аксиологический подход к отбору содержания. В содержание предмета включены как объективные знания о природе и обществе, так и те знания, которые несут в своей основе нормативно-ценностную нагрузку. Содержание курса ориентировано на формирование у младших школьников основ личностной культуры, фундамент которой составляют общечеловеческие ценности (добро, истина, красота и др.) и система отношений к окружающему миру (к природе, другим людям, к себе).
Курс имеет линейно-концентрическое построение содержания.
Последовательность изложения нового материала базируется на принципе открывающейся перспективы. Младшие школьники приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед ними горизонты новых знаний, побуждает строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность постоянного движения к новым знаниям.
Изучение курса предусматривает обращение младших школьников за помощью в познании мира к различным источникам информации — словарям, справочникам, энциклопедиям, Интернету и др.
Школьники усваивают элементарные навыки работы с информацией: поиск, оценка, представление информации и ее практическое применение.
В программе 1 класса представлены основные содержательные линии, определенные стандартом начального образования, которые в дальнейшем последовательно развиваются в программах 2,3 и 4 классов.
Результаты изучения курса
К результатам освоения программы курса следует отнести:
Личностные результаты
Устойчивый интерес к изучению объектов и явлений социоприродного окружения;
повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей младших школьников;
осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и различных опасных
чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Предметные результаты
Предметными результатами выпускников начальной школы являются:
в ценностно-ориентационной сфере — формирование представлений о целостности окружающего мира, о важнейших способах его познания человеком;
в познавательной сфере — расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений окружающего мира; формирование представлений о взаимосвязи природы, человека и общества, об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение важнейших элементов естественнонаучных и обществоведческих знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде; при оказании простейших видов первой медицинской помощи;
в эстетической сфере — развитие эколого-эстетического восприятия окружающего мира; умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;
в сфере правил безопасности жизни — расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приемами самоконтроля своего физического состояния, оказания первой помощи при легких травмах, знание и соблюдение правил безопасного поведения в городе и в природе.
Метапредметные результаты
Ставить цели и планировать личную учебную деятельность;
оценивать собственный вклад в деятельность группы;
проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
владеть элементами исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
владеть элементами информационно-коммуникативной деятельности: поиск и систематизация информации; понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.; развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.Содержание тем учебного курса
Человек и природа.
Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, ветер, закат, дождь, гроза.Звёзды и планеты. Созвездия. Формы и размеры звёзд. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли, Луна – естественный спутник Земли.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (облачность, осадки, ветер).
Водоёмы (река, море, озеро); их использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Вода. Состояния воды. Использование в хозяйственной жизни человека. Полезные ископаемые. Камни, их разнообразие (по форме, размерам, цвету) и красота. Гранит, кремень, известняк. Их значение в хозяйственной деятельности человека.
Растения, их разнообразие. Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода).
Знакомство с отдельными представителями растений (комнатные растения, растения цветника, деревья).
Бережное отношение человека к растениям.
Грибы (съедобные и ядовитые).
Животные и их разнообразие. Насекомые, птицы, рыбы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края.
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).
Правила поведения в природе.
Человек и общество.
Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношение в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Имена и фамилии членов семьи.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Друзья. Правила взаимоотношений с взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Основы правильного питания.
Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.
Общественный транспорт. Наземный, воздушный, водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, интернет.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб, гимн, флаг. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – основной закон РФ. Права ребенка.
Президент РФ – глава государства.
Праздник в жизни общества. Основные праздники: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 марта, День Весны и Труда, День Победы, День России, День защиты детей, День семьи и др.
Москва – столица России.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам.
Родной край – частица России. Родной город, регион: название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края.
Тематическое планирование 1 класс
№ Название темы Кол-во часов
Примерная
программа Рабочая
программа
1 «Человек в окружающем мире» 9 9
2 «Как человек познает окружающий мир» 12 12
3 «Природа вокруг нас» 9 9
4 «Многообразие живой природы» 8 8
5 «Я — школьник» 5 5
6 «Режим дня и гигиена школьника» 10 10
7 «Моя семья» 7 7
8 «Наша Родина — Россия» 6 6
Всего 66 66
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Окружающий мир
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
- Д – демонстрационный экземпляр (не менее 1 экземпляра на класс);
- К – полный комплект (на каждого ученика класса);
- П – комплект необходимый в группах (1 экземпляр на 5 – 6 человек);
- Ф – комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на 2-х учеников)
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты по «Окружающему миру» для 1 класса (программы, учебники, рабочие тетради).
УМК «Начальная инновационная школа» для 1 класса
Окружающий мир. Учебник. 1 класс Самкова В.А., Романова Н.И.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь к учебнику В.А. Самковой, Н.И. Романовой «Окружающий мир». 1 классЗелеева С.Г., Гринева Е.А., Самкова В.А.
К
В библиотечный фонд входят комплекты учебников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. При комплектации библиотечного фонда целесообразно включить в состав книгопечатной продукции отдельные экземпляры учебников, не имеющие грифы. Они могут использоваться в качестве дополнительного материала.
Научно-популярные, художественные книги для чтения
Детская справочная литература (справочники, атласы-определители) об окружающем мире
Методические пособия для учителя
Методические рекомендации к учебнику В.А. Самковой, Н.И. Романовой «Окружающий мир». 1 классСамкова В.А., Романова Н.И.
Луговые травы. Учебное пособие для детей младшего школьного возраста. Романова Н.И., Тихонова Е.Т.
Деревья и кустарники сквера, леса и парка.Учебное пособие для детей младшего школьного возраста. Романова Н.И., Тихонова Е.Т. Животные леса. Учебное пособие для детей младшего школьного возраста. Романова Н.И., Тихонова Е.Т.Программа курса к учебникам В.А. Самковой, Н.И. Романовой "Окружающий мир". 1-4 классы.
Животные луга. Учебное пособие для детей младшего школьного возраста. Романова Н.И., Тихонова Е.Т. Д
Печатные пособия
Таблицы, плакаты, портреты выдающихся людей России.
Географические карты.
Иллюстративные материалы. Д
Д
Ф Например, репродукции картин
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету. Ф
Технические средства обучения
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор Д
Д Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе и в цифровой форме)
Презентации Д
Могут быть использованы фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
Медицинский термометр.
Лупа, компас.
Часы с синхронизированными стрелками.
Микроскоп.
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстрации в соответствии с содержанием обучения. К
Д
К
К
К
К/Ф Муляжи овощей, фруктов, грибов Д Натуральные объекты
Коллекции полезных ископаемых
Коллекции плодов и семян растений
Гербарии культурных и дикорастущих растений
Живые объекты (комнатные растения) Ф/ПФ/ПФ/ПД С учётом местных особенностей и условий школы
Календарно-тематическое планирование учебного материала по курсу «окружающий мир» для 1 класса.
2015-2016 уч. год
№ урока Тема урока Кол-во часов Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Материально-техническое обеспечение Домашнее задание Дата проведения Примечание
По плану По факту Тема раздела «Человек в окружающем мире» (9 часов)
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: Обучающиеся научатся различать средства окружающего мира. Получат возможность научиться строить вопросительные предложения об окружающем мире.
Личностные: Обучающиеся получат возможность научиться принимать новый статус «ученика».
Метапредметные:
Регулятивные:
Получат возможность научиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные:
Научатся ориентироваться в учебнике; получат возможность  научиться пользоваться условными обозначениями.
Коммуникативные:
Научатся вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя.
1 Мир, в котором мы живем 1 Уметь задавать вопросы об окружающем мире.
Знать понятия:
Окружающий мир. Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь
с.4 2 Мир природы 1 Научиться выделять и характеризовать объекты живой природы
Знать понятия:
Природа живая и неживая Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь
с.6 3-4 Мир людей 2 Иметь представление о многообразии мира людей и уникальности каждого отдельного человека
Знать понятия:
Человек, люди Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь
с.8 5-6 Мир, созданный руками человека 2 Иметь представление о различных видах предметной деятельности человека
Знать понятия:
Изделие, материал, металл Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь
с.10 7-8 Мир искусства 2 Иметь представление об искусстве – одном из способов познания человеком окружающего мира
Знать понятия:
Искусство, произведения искусства Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь с.12 9 Резервный урок 1
Тема раздела «Как человек познает окружающий мир» (12 часов)
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассматривать иллюстрации учебника и извлекать из них нужную информацию. Научатся составлять устный рассказ. Выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. Научатся использовать информацию, полученную во время экскурсий.
Личностные: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретные поступки как хорошие так и плохие. Использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми. Выполнять правила поведения в общественных местах. Освоить роли ученика; формирование интереса к учению. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные: Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образцы. Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Совместно договариваться о правилах общения. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры). Уметь работать в парах. Составлять небольшой рассказ на заданную тему.
10 Учиться нужно всем 1 Иметь мотивацию к обучению, к изучению предмета «Окружающий мир»
Знать понятия:
Знания, умения, учение Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь с.14 11 Игра-это тоже учеба 1 Знать варианты обучающих игр
Знать понятия: Игра, народные игры Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь с.16 12 Ты идешь в школу 1 Знать социальную роль: ребенок-ученик-школьник
Знать понятия: Знания, учебный предмет Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь с.18 13 Твой помощник - школьный портфель 1 Уметь правильно использовать школьный рюкзак
Знать понятия:
Школьный портфель, школьные принадлежности Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь с.20 14 Знакомимся со школой 1 Ориентироваться в школьных помещениях Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь с.22 15 Наш класс 1 Знакомство с классом
Знать понятия:
Класс, кабинет, уют
Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь с.24 16 Мы идем на экскурсию 1 Иметь представления об экскурсии – одной из форм учебных занятий
Знать понятия:
Экскурсия, музей, выставки Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь с.26
17-18 Как мы узнаем что-то новое 2 Уметь знакомиться с различными источниками информации
Знать понятия:
Книги, телевидение, компьютер Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь с.28 19-20 Книга - источник знаний 2 Уметь изучать книгу – как хранительницу опыта людей многих поколений
Знать понятия:
Книга, учебник, справочник, альбом Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь с.30 21 Резервный урок 1

Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь Тема раздела «Природа вокруг нас» (9 часов)
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нем. Моделировать форму солнца. Проводить наблюдения за созвездиями. Указывать различия между земными телами и небесными. Описывать Землю по предложенному учителем алгоритму. Умение увидеть что-то необычное в изменении природы;
Личностные: Развитие личностных качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов воспитанников в различных ситуациях; формирование потребности соблюдать и осознано выполнять правила основ безопасности жизнедеятельности; воспитание ответственного отношения к сохранению личного здоровья как к индивидуальной и общественной ценности, осознание ответственности за общее благополучие; положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Природа вокруг нас»; воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные: Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Учиться технологии оценивания образовательных достижений. Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образцы. Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Совместно договариваться о правилах общения. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры). Уметь работать в парах. Составлять небольшой рассказ на заданную тему.
22 Тела земные и небесные 1 Уметь систематизировать знания о небесных (космических) телах
Знать понятия: Земные тела, небесные тела Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь с.32 23 Солнце-источник света и тепла 1 Уметь систематизировать знания о Солнце и его роли в живых организмах
Знать понятия: Солнце, свет, тепло Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь с.34 24 Земля - небесное тело 1 Иметь общее представление о форме и размерах Земли.
Знать понятия: Земля, ось Земли, движение Земли Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь с.36 25 День и ночь – сутки прочь 1 Иметь представление о причинах смены дня и ночи
Знать понятия: Сутки, смена дня и ночи Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь с.38 26 Четыре времени года 1 Иметь представление о движении Земли вокруг Солнца
Знать понятия: Год, сезон Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь с.40
27 Сезонные изменения в природе 1 Иметь представление о причинах сезонных изменений в природе
Знать понятия: Сезонные изменения в природе Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь с.42 28 Что такое явления природы 1 Иметь представление о природных явлениях
Знать понятия: Природные явления
Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь с.44 29 Поговорим о погоде 1 Иметь представление о погодных явлениях
Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь с.46 30 Резервный урок 1

Тема раздела «Многообразие живой природы» (8 часов)
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нем. Моделировать форму солнца. Проводить наблюдения за созвездиями. Группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам. Определять образцы камней по фотографиям, рисункам. Находить у растений их части, показывать и называть. Наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам. Различать изученные растения. Приводить примеры комнатных растений. Рассказывать об особенностях любимого растения. Наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам. Рассказывать о любимом цветке. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях. Сравнивать и группировать листья по различным признакам. Описывать внешний вид листьев, какого – либо дерева. Научатся выдвигать предположения и доказывать их; использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; моделировать форму Земли. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию. Научатся исследовать строение пера птицы, узнавать птиц на рисунке, описывать птицу по плану. Научатся исследовать строение шерсти зверей. Узнавать зверей на рисунке. Устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни. Научатся характеризовать назначение бытовых предметов.
Личностные: Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости.
Метапредметные: Регулятивные: формирование умения самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения.
Познавательные: Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений, формирование умения владеть смысловым чтением, Задавать вопросы на основе, извлечённой из текста информации, формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать речь других людей, организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
31 Живое или неживое? 1 Умение систематизировать знания о признаках сходства и различия живой и неживой природы
Знать понятия: Организмы, существа, тела живой и неживой природы Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь
с.48 32 Живые обитатели планеты 1 Уметь показывать на конкретных примерах неповторимость живых обитателей планеты
Знать понятия: Признаки живых организмов Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь
с.50 33 Что необходимо всем живым существам? 1 Знать необходимые условия для существования живых организмов
Знать понятия: Свет, тепло, воздух, вода, пища Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь
с.52 34 Зеленый наряд Земли 1 Расширить знания о растениях
Знать понятия: Разнообразие растений Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь
с.54 35 Сад на твоем окне 1 Иметь представления о наиболее распространенных комнатных растениях
Знать понятия: Цветоводство Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь
с.56 36 Животные нашей планеты 1 Животные нашей планеты Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь
с.58 37 Наши домашние питомцы 1 Формирование ответственного отношения к домашним питомцам
Знать понятия: Домашние питомцы Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь
с.60 38 Резервный урок 1


Тема раздела «Я — школьник » (5 часов)
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: Научатся анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учебы. Рассказывать о случаях взаимопомощи в классе. Рассказывать о своем учителе, формулировать выводы из коллективного обсуждения. При выполнении проекта дети научатся: фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т.д.
Коллективно составлять рассказ о школе и классе.Личностные: Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире (настоящее, прошлое, будущее). Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретные поступки как хорошие, так и плохие. Использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми. Выполнять правила поведения в общественных местах. Освоить роли ученика; формирование интереса к учению. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные: Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образцы. Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Совместно договариваться о правилах общения. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры). Уметь работать в парах. Составлять небольшой рассказ на заданную тему.
39 Школьный коллектив 1 Знакомство со школьным коллективом
Знать понятия: Школа, школьный коллектив Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь
с.62 40 Правила поведения в классе 1 Иметь представление о правилах поведения в классе
Знать понятия: Урок, перемена, коллектив
Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь
с.64 41 Правила поведения в школе 1 Иметь представление о правилах поведения в школе
Знать понятия: Школьный устав Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь
с.66 42 Твои одноклассники и друзья 1 Научиться формировать положительное отношение к окружающим
Знать понятия: Друг, дружба Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь
с.68 43 Резервный урок 1


Тема раздела «Режим дня и гигиена школьника» (10 часов)
Планируемые образовательные результаты.
Предметные:
научатся: планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
получат возможность научиться: выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами; бережно обращаться с инвентарём и оборудованием
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
Метапредметные:
Регулятивные: овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.
Познавательные: овладеют способностью оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами
Коммуникативные: выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; овладевают диалогической формой речи, способностью вступать в речевое общение, умением пользоваться учебником.
44 Что такое здоровье? 1 Иметь представление о здоровом образе жизни
Знать понятия: Здоровье, благополучие Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь
с.70 45 Что нужно делать, чтобы быть здоровым? 1 Иметь представление о правилах сохранения здоровья
Знать понятия: Правила здорового образа жизни Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь
с.72 46 Спешить – не значит успевать 1 Иметь представление о самоорганизации рабочего дня
Знать понятия: Планирование Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь
с.74 47 О твоем режиме дня 1 Иметь представление о режиме дня
Знать понятия: Режим дня Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь
с.76 48 Здоровье – в движении 1 Иметь представление о важности двигательной активности
Знать понятия: Физкультура
Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь
с.78 49 Что такое правильная осанка? 1 Иметь представление о значимости правильной осанки
Знать понятия: Осанка Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь
с.80 50 Как правильно готовить уроки 1 Иметь представление о правильной организации рабочего места
Знать понятия: Уроки Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь
с.82 51 Как правильно отдыхать 1 Иметь представление об активном отдыхе
Знать понятия: Отдых
Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь
с.84 52 Не забудь о закаливании 1 Иметь представление о закаливании
Знать понятия: Правила закаливания Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь
с.86 53 Резервный урок 1

Тема раздела «Моя семья» (7 часов)
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: На конкретных примерах объяснить значение слов «уют», «родственники», «семья». Научатся называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи. Научатся характеризовать назначение бытовых предметов. Научаться находить с помощью взрослых нужную информацию в семейном архиве.Личностные: Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретные поступки как хорошие так и плохие. Использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми. Выполнять правила поведения в общественных местах. Освоить роли ученика; формирование интереса к учению. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметные: Регулятивные: ставить учебную задачу совместно с учителем. Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образцы. Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативные: совместно решать общую задачу.
55 Вместе - дружная семья. Семейный альбом. 1 Иметь информацию о семье, о родственниках
Знать понятия: Семья, члены семьи
Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь
с.88 56 Дом – это не только стены 1 Иметь свое мнение о комфортной обстановке в доме. Сформулировать позицию дружной семьи. Знать понятия: Уют, уважение Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь
с.92 57 Каково на дому – таково и самому 1 Воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости
Знать понятия: Домашние заботы Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь
с.94 58 Поговорим о профессиях 1 Знакомство с различными профессиями
Знать понятия: Профессия, пенсия Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь
с.96 59 Ура! У нас дома праздник. 1
Изучить семейные традиции
Знать понятия: Семейный праздник Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь
с.98 60 Резервный урок 1
Тема раздела «Наша Родина — Россия» (6 часов)
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: Дети научатся: различать флаг и герб России; узнавать некоторые достопримечательности столицы; правильно переходить улицу; различать изученные камни, растения, животных и созвездия; сравнивать растения, животных, относить их к определенным группам. Определять с помощью атласа – определителя растения и животных; описывать по плану дерево, рыбу, птицу. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассматривать иллюстрации учебника и извлекать из них нужную информацию о Москве. Узнавать достопримечательности столицы. Научатся фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины. Составлять устный рассказ. Выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии. Оценивать результаты собственного труда
Личностные: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретные поступки как хорошие так и плохие. Использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми. Выполнять правила поведения в общественных местах. Освоить роли ученика; формирование интереса к учению. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные:
Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образцы. Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
61 Страна, в которой мы живем 1 Иметь представление о проживаемом государстве
Знать понятия: Россия, карта России
Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь
с.100 62 Федерация – значит «объединение» 1 Иметь представление о федеративном устройстве
Знать понятия: Российская Федерация Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь
с.102 63 Государственные символы России 1 Иметь представление о государственных символах России
Знать понятия: Герб, Флаг, Гимн Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь
с.104 64 Твои права и обязанности 1 Иметь представления о правах и обязанностях граждан РФ
Знать понятия: Права ребенка
Авторские таблицы по теме урока. Учебник. Рабочая тетрадь
с.106 65 Итоговый урок 1
Урок-викторина . 66 Резервный урок 1