Рабочая программа по окружающему миру (1 — 4 класс). Начальная инновационная школа.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Кордовская средняя общеобразовательная школа № 14
Согласовано Утверждаю
Заместитель директора Директор
по учебно-воспитательной работе МБОУ Кордовская СОШ№ 14
___________О.А. Ошарова __________ И.В.Кугушева
« » августа 2017 г. Приказ № от « » августа 2017 г.
Рабочая программа
учебного предмета «Окружающий мир»
для 1-4 классов начального общего образования
на 2017-2018 учебный год
Разработчик программ
Учитель начальных классов
Дьяченко В.Н..
Высшая квалификационная категория
Педстаж 29 лет.
Кордово 2017
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКа
Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования с использованием авторской программы В.А.Самковой, Н.И. Романовой «Окружающий мир» Москва.: ООО «Русское слово» 2011г
Цели и задачи преподавания учебного курса:
Цель изучения предмета «Окружающий мир» приобщение младших школьников к культурному опыту человечества, отражающему различные стороны взаимодействия человека с его социальным и природным окружением.
Задачами реализации содержания курса являются:
формирование уважительного отношения к семье, школе, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Программа курса предусматривает проведение практических работ и опытов, экскурсий, а также участие младших школьников в уходе за растениями и животными в своем ближайшем окружении.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Курс имеет линейно-концентрическое построение содержания.
Последовательность изложения нового материала базируется на принципе открывающейся перспективы. Младшие школьники приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед ними горизонты новых знаний, побуждает строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность постоянного движения к новым знаниям.
Изучение курса предусматривает обращение младших школьников за помощью в познании мира к различным источникам информации словарям, справочникам, энциклопедиям, Интернету и др.
Школьники усваивают элементарные навыки работы с информацией: поиск, оценка, представление информации и ее практическое применение.
В программе 1 класса представлены основные содержательные линии, определенные стандартом начального образования, которые в дальнейшем последовательно развиваются в программах 2,3 и 4 классов.
Системообразующая идея программы 2 класса «Разнообразие». В содержании раскрывается разнообразие природного мира, многообразие растений и животных.
Основное содержание программы 3 класса может быть охарактеризовано как «Взаимосвязь». Раскрываются основные связи, существующие между живой и неживой природой, между растениями и животными в различных природных экосистемах.
Содержание программы 4 класса построено в логике понятия «Развитие». Углубляются и расширяются знания младших школьников о развитии человека, о зависимости здоровья от образа жизни и окружающей среды.
Программа курса предусматривает проведение практических работ и опытов, экскурсий.
Предлагаемый курс имеет ряд особенностей. Прежде всего его отличает аксиологический подход к отбору содержания, ориентирующий педагога на формирование у младших школьников системы потребностей, ценностей, установок. В содержание предмета включены как объективные знания о природе и обществе, так и те знания, которые несут в своей основе нормативно-ценностную нагрузку. Последовательность изложения нового материала базируется на принципе открывающейся перспективы младшие школьники приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед ними горизонты новых знаний, новых способов деятельности, побуждает строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность постоянного движения к новым знаниям. Школьники усваивают элементарные навыки работы с информацией: поиск, оценка, преобразование, представление информации и ее практическое применение.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Содержание курса в соответствии с учебным планом МБОУ Кордовской СОШ № 14 разработано на 270 часов, из них: в 1 классе – 66 часов (33 учебные недели), во 2 -4 классе по 68 часов.
4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, к самому себе и окружающим людям.
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Результаты освоения программы курса «Окружающий мир» проявляются на личностном, метапредметном и предметном уровнях.
Личностные результаты представляют собой систему ценностных отношений младших школьников к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам:
- устойчивый интерес к изучению объектов и явлений социоприродного окружения;
- повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей младших школьников;
- осознание младшими школьниками необходимости соблюдения этических норм и правил, составляющих основу самовоспитания.
Важнейшие личностные результаты проявляются также в повышении осмысленности и осознанности ценностно - смысловых установок,
благодаря которым ребенок приобщается к системе социальных норм и ценностей:
- уважительное отношение к семье, школе, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Метапредметные результаты
представляют собой овладение способами самоорганизации учебной деятельности и включают в себя
умения:
- ставить цели и планировать личную учебную деятельность;
- оценивать собственный вклад в деятельность группы;
- проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- владеть элементами исследовательской деятельности: формулировать цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составлять его план, фиксировать результаты, использовать простые измерительные приборы, формулировать выводы по результатам исследования;
- работать с информацией в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией: поиск и систематизация информации;
- понимание информации, представленной в различной знаковой форме в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии;
- участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
1класс
2 класс
3 класс
4 класс
Регулятивные УУД
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно;
- учиться планировать учебную деятельность на уроке;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - - - составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
Средствами формирования этих действий служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Познавательные УУД
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать вывод в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: - подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему
- Организоваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (задания) для решения учебной задачи в один шаг;
- делать предварительный отбор источника информации для решения учебной задачи;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2 класса для этого предусмотрена «энциклопедия внутри учебника»);
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др);
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельно выводы
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, каждая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника. Нацеленные на развитие умения объяснять мир
Коммуникативные УУД
Донести свою позицию до других: оформить свою мысль в устной или письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Донести свою позицию до других: оформить в устной или письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого рассказа(;
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
вступать в беседу на уроке и в жизни;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной или письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:
вести «диалог с автором» (прогнозировать развитие событий, ставить вопросы к тексту и извлекать ответы, проверяя себя); отделять новое известное от известного; выделять главное; составлять план
Средствами формирования этих действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в парах и малых группах
Средствами формирования этих действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и работа в малых группах
Предметные результаты
1 класс:
Раздел «Человек и природа» темы: «Человек в окружающем мире», «Природа вокруг нас», «Многообразие живой природы»
В результате изучения раздела учащийся научится:
Различать и описывать (характеризовать) объекты окружающего мира. Предлагать способы разделения объектов окружающего мира на группы (группировать). Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние/дикие животные; культурные/дикорастущие растения. Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Описывать ближайшие к Земле небесные тела: Солнце и Луну. Характеризовать (выборочно) объекты Солнечной системы с использованием таблицы «Строение Солнечной системы».Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние/дикие животные; культурные/дикорастущие растения. Анализировать примеры использования человеком богатств природы.
Получит возможность научиться:
Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Находить признаки сходства и различия тел (объектов) живой и неживой природы; природных тел и изделий.
Указывать различия между телами земными и небесными. Выполнять опыт «Образование тумана и облаков». Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе.
Раздел «Человек и общество» темы: «Как человек познает окружающий мир», «Я школьник», «Моя семья», « Наша Родина Россия» В результате изучения раздела учащийся научится: Характеризовать различные способы получения новой информации на личном примере. Объяснять необходимость обучения. Сравнивать игры животных и игры. Приводить доказательства того, что игра это один из способов приобретения опыта. Объяснять назначение игр разных народов для приобретения важных умений и навыков, необходимых в повседневной жизни. Выбирать формы поведения, приемлемые с точки зрения этических норм и правил, допустимых в школе и других общественных местах. Получит возможность научиться: Проводить наблюдения во время экскурсии по школе (научиться находить класс, свое место в классе). Познакомиться с правилами поведения в школе, взаимоотношениями со взрослыми, сверстникам и и обсудить их. Моделировать и оценивать раз личные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Работать в группах по составлению режима дня. Использовать информацию, полученную во время экскурсий («Школа новый мир, в котором я живу», «Мир осенних красок», «Наша школьная библиотека»), для решения учебных задач и в реальных ситуациях.
Раздел «Правила безопасной жизни» тема «Режим дня и гигиена школьника»
В результате изучения раздела учащийся научится:
Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях.
Получит возможность научиться:
Измерять рост, вес. Измерять температуру, частоту пульса, частоту ударов сердца.
Проверять правильность осанки. Выполнять упражнения комплекса утренней гимнастики.
2 класс
Раздел «Человек и природа» темы: «Как человек познает окружающий мир», « Тела, вещества и энергия», «Погода», «Земля планета Солнечной системы», «Многообразие живой природы».
В результате изучения раздела учащийся научится:
Актуализировать и систематизировать знания об органах чувств человека, их роли в получении информации об окружающем мире. Сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых их можно узнать. Различать понятия «тело» и «вещество». Приводить примеры различных тел и называть вещество, из которого они состоят.
Приводить примеры соответствия между свойствами веществ и назначением изготовленных из них предметов. Сравнивать и различать твердые тела, жидкости, газы. Устанавливать зависимость между расположением молекул в веществе и его агрегатным состоянием. Характеризовать воздух как смесь газов. Объяснять значение понятия «энергия», приводить примеры различных явлений и процессов, требующих поступления энергии. Приводить примеры перехода одного вида энергии в другой; называть способы получения энергии человеком. Объяснять важность экономии электроэнергии в быту. Раскрывать важность астрономических знаний для различных сфер деятельности человека. Приводить примеры, подтверждающие важность изучения небесных тел; называть основные этапы освоения космоса; использовать доступные источники для получения информации о современных космических исследованиях (на фактологическом уровне). Объяснять смену дня и ночи суточным вращением Земли вокруг своей оси. Моделировать явление смены дня и ночи, используя глобус и другие средства. Объяснять смену времен года движением Земли по орбите вокруг Солнца. Проводить наблюдения за погодой и описывать ее состояние. Познакомится с современными методами изучения погоды. Объяснять назначение и использовать термометр, флюгер, снегомер и снегомерную рейку. Изготавливать простейшие приборы: флюгера и анемометра из пластиковых стаканчиков, барометра из сосновой или еловой шишки. Формулировать и обосновать правила безопасного поведения во время неблагоприятных и стихийных погодных явлений. Называть и обосновывать правила безопасного поведения во время неблагоприятных и стихийных погодных явлений (гроза, ураган, очень низкая или очень высокая температура воздуха).Систематизировать знания школьников о признаках и свойствах живого («4Р»- рост, развитие, размножение, раздражимость). Расширит представления о многообразии растительного мира, о многообразии мира животных, о роли грибов в природе и жизни человека, познакомятся с особенностями и разнообразием бактерий, их ролью в природе и жизни человека.
Получит возможность научиться:
Познакомиться с приборами и инструментами, расширяющими возможности человека в познании объектов и явлений окружающего мира. Познакомиться с системой хранения книг в библиотеке, порядком поиска нужной книги, с правилами пользования библиотекой.
Выполнять простейшие опыты, демонстрирующие свойства воздуха и воды. Называть условия, при которых вода переходит из одного агрегатного состояния в другое. Предлагать свои варианты опытов по данной проблеме. Работать с глобусом: показывать материки, океаны, полюса, экватор. Моделировать явление смены дня и ночи, используя глобус и другие средства. Моделировать движение Земли вокруг Солнца, объяснять полученные результаты и делать выводы. Проводить наблюдения за погодой и описывать ее состояние. Рассматривать погоду как фактор, оказывающий большое влияние на здоровье и многие сферы деятельности человека. Познакомиться с элементами систематики живых организмов. Выявлять существенные признаки, на основе которых живые организмы делятся на четыре царства.
Раздел «Человек и общество» темы: «В согласии с природой: народный календарь», «Человек – член общества», «Семья – часть общества», «Родной край – частица России». В результате изучения раздела учащийся научится: Характеризовать признаки времен года .Показывать обусловленность явлений в живой природе сезонными изменениями в неживой природе (изменение температуры и освещенности, продолжительности дня, характер осадков). Объяснять причины обусловленности ритма жизни людей сезонными изменениями в природе. Объяснять, почему для сельских жителей эта закономерность проявляется особенно явно. Объяснять, как сложился народный календарь и каково его назначение. Выявлять на основе сравнения и сопоставления признаки сходства и различия человека и других живых существ; приводить примеры, подтверждающие, что человек – часть природы, живое существо. Объяснять на доступном для данного возраста уровне причины многообразия культуры народов, населяющих Россию. Расширить представления школьников об истории и культуре своего края – своей малой родине. Приводить примеры, объясняющие понятия «совместное ведение хозяйства», «взаимная ответственность», «взаимопомощь». Объяснять и приводить примеры, подтверждающие роль столицы как культурного и административного центра России. Описывать по выбору достопримечательности Москвы. Рассказывать, как менялись границы города, его внешний облик. Приводить примеры, подтверждающие роль Москвы в становлении Российского государства.. Знать имена выдающихся исторических личностей и их вклад в историю Отечества. Описывать культурное наследии нашей страны на примере культурно-исторических памятников в пригородах Санкт- Петербурга, городов Золотого Кольца.
Получит возможность научиться:
Приводить примеры народных примет погоды, высказывать обоснованные суждения о том, можно ли в наши дни полагаться только на природные приметы погоды. Объяснять значение способности человека познавать окружающий мир. Показать, что трудолюбие – одно из важнейших качеств человека. Показать, что человек может полноценно существовать только в обществе. Рассказывать о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи. Приводить примеры заботы о младших членах семьи, престарелых и больных. Находить с помощью взрослых нужную информацию в семейном архиве, от старших членов семьи. Показывать на карте России объекты культурно-исторического наследия. Выступать на уроке с сообщением об одной из достопримечательностей России.
3 класс:
Раздел «Человек и природа»
темы: «Как устроена наша планета», «Как взаимосвязаны природа и климат», «Как взаимосвязаны живые организмы и среда обитания», «Разнообразие экосистем,
В результате изучения раздела учащийся научится:
Описывать строение оболочек Земли. Ориентироваться по небесным телам (Солнцу и звездам), по объектам на местности (кора дерева, муравейник, снеговое покрытие склонов). Ориентироваться на местности с помощью компаса и плана. Характеризовать основные формы земной поверхности. Приводить примеры взаимосвязи климата и животного и растительного мира. Объяснять, чем обусловлена эта зависимость. Называть в правильной последовательности природные зоны России. Описывать их природно-климатические условия, растительный и животный мир. Давать сравнительную характеристику различных природных зон России. Называть компоненты экосистемы. Приводить примеры взаимодействия компонентов экосистемы. Приводить примеры внутривидовых и
межвидовых отношений в экосистеме. Обосновывать необходимость обмена информацией между живыми организмами. Называть и кратко охарактеризовать основные среды жизни на планете: наземно-воздушную, водную, почву, живой организм. Приводить примеры приспособленности того или иного живого организма к среде его обитания. Называть компоненты экосистемы. Приводить примеры взаимодействия компонентов экосистемы. Приводить примеры внутривидовых и межвидовых отношений в экосистеме. Обосновывать необходимость обмена информацией между живыми организмами.
Получит возможность научиться:
Обосновывать экологически целесообразные правила отношения, Приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на экосистемы. Объяснять зависимость особенностей строения и жизнедеятельности растений и животных от среды их обитания. Обосновывать экологически целесообразные правила отношения, Приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на экосистемы.
Правилам безопасного поведения в природе при встречи с ядовитыми растениями
Практически выполнять работы «Выращивание кристалла соли», «Моделирование рельефа земной поверхности» согласно инструкции. Определять с помощью компаса стороны горизонта
Раздел «Человек и общество»
темы: «Человек в окружающей среде», «Город и человек», «По странам и континентам», «Человек преодолевает расстояние»
В результате изучения раздела учащийся научится:
Объяснять причины возникновения одежды и жилища человека. Сравнивать материалы, способы и сроки строительства в прошлом и настоящее время. Составлять устные сообщения. Объяснять, каким требованиям должна отвечать обувь, чтобы ноги были здоровыми. Называть основные принципы выбора места для строительства первых городов. Называть признаки по которым города отличаются друг от друга. Приводить примеры влияния города на природу, на здоровье и настроение его жителей. Приводить примеры вклада изученных стран в мировую культуру. Излагать историю возникновения различных видов транспорта, объяснять необходимость соблюдения правил дорожного движения; распознавать и объяснять назначение наиболее значимых для безопасности младшего школьника дорожных знаков. Называть и соблюдать в реальных ситуациях правила пользования общественным и личным транспортом.
Получит возможность научиться:
Находить информацию в различных источниках. Приводить примеры, доказывающие важность средств массовой информации. Находить изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о зарубежных странах с помощью библиотеки, Интернета и других информационных источников. Формулировать правила экологически целесообразного поведения в городе, позволяющие не только сохранить, но и улучшить среду своего обитания. Обосновывать необходимость экономного отношения к электроэнергии, воде и другим ресурсам. Принимать посильное участие в поддержании порядка и уюта дома (в классе).
4 класс:
Раздел «Человек и природа»
темы: «Мы живем в пространстве и во времени», «По страницам истории нашей планеты», «Человек и его здоровье»
Выпускник научится: Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки. Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств
и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы. Проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов. Использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, отце юн на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. Использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации. Использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе. Определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека. Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья
Выпускник получит возможность научиться: Использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов. Моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора. Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде. Пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены. Выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Раздел «Человек и общество» темы: «Страницы истории Отечества» Выпускник научится: Узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город. Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени». Используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты. Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им. Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться: Осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами. Ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего. Оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы. Наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны. Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
раздел
1 класс темы
2 класс темы
3 класс темы
4 класс темы
Кол-во часов
Человек и природа
Человек в окружающем мире (5 ч.)
Природа вокруг нас
(11 ч)
Многообразие живой природы
(11 ч)
Как человек познает окружающий мир (8 ч)
Тела, вещества и энергия (8 ч)
Земля планета Солнечной системы (6 ч)
Погода (5 ч)
Многообразие живой природы
(6 ч)
Как устроена наша планета (12 ч)
Как взаимосвязаны природа и климат (9 ч)
Как взаимосвязаны живые организмы и среда обитания (6 ч)
Разнообразие экосистем (15 ч)
Мы живем в пространстве и во времени (7 ч)
По страницам истории нашей планеты (7 ч)
Человек и его здоровье
(27 ч)
145 ч
Человек и общество
Как человек познает окружающий мир (9 ч)
Я школьник
( 7 ч)
Моя семья (10 ч)
Наша Родина Россия
(4 ч)
В согласии с природой: народный календарь
(11 ч)
Человек – член общества (9 ч)
Семья – часть общества (6 ч)
Родной край – частица России (9 ч)
Человек в окружающей среде (8 ч)
Город и человек (6 ч)
По странам и континентам
(5 ч)
Человек преодолевает расстояние
(7 ч)
Страницы истории Отечества
(27 ч)
118 ч
Правила безопасной жизни
Режим дня и гигиена школьника
(9 ч)
в теме «Погода»
В темах
«Как устроена наша планета» и «Как взаимосвязаны природа и климат»
В теме «Человек и его здоровье»
9 ч
Итого кол-во часов по классам
66 ч
68 ч
68
68
270 часов
1 класс:
Тема 1. Человек в окружающем мире -5 ч
Содержание
Природный и рукотворный мир, окружающий человека. Природа весь многообразный мир, который окружает человека и может существовать без его участия. Тела (объекты) живой и неживой природы: признаки сходства и отличия. Человек часть природы. Предметы, созданные человеком вещи (изделия).
Тема 2. Как человек познает окружающий мир -9ч
Содержание
Источники получения новых знаний. Обучение передача опыта, знаний, умений от старшего поколения младшему. Обучение у животных. Учеба это тоже труд.
Знакомимся со школой. Класс (помещение), в котором ты учишься. Экскурсия коллективное посещение музея, выставки; поездка или прогулка с образовательной целью. Правила поведения во время экскурсии. Книга хранитель знаний и опыта людей. Бережное отношение к учебникам и другим книгам.
Тема 3. Природа вокруг нас -11ч
Содержание
Удивительный мир природы. Тела земные и небесные (космические). Солнце, Луна, звезды космические тела. Солнце ближайшая к Земле звезда.
Солнечная система. Земля планета Солнечной системы. Общее представление о форме и раз- мерах Земли. Земля планета жизни. Солнце источник света и тепла для всего живого на Земле. Сутки; смена дня и ночи. Времена года, смена времен года. Изменения в природе. Явления при- роды: суточные (рассвет, закат); сезонные (листопад, перелеты птиц, весенняя и осенняя линька, зимняя спячка животных); погодные (ветер, дождь, гроза, снегопад, туман). Значение точных прогнозов погоды в жизни людей.
Тема 4. Многообразие живой природы -11 ч
Содержание
Многообразие живых обитателей планеты. Условия, необходимые для существования живых организмов: свет, тепло, воздух, вода, пища. «Зеленый наряд» планеты: отличительные особенности растений, их разнообразие. Эти удиви- тельные животные: отличие животных от растений, разнообразие животного мира. Дикие и домашние животные. Культурные и дикорастущие растения. Разнообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Бактерии микроскопические живые существа. Правила гигиены, позволяющие защититься от болезнетворных бактерий. Природа наш общий дом. Бережное отношение к природе. Правила поведения в лесу, на реке, на озере.
Тема 5. Я школьник -7 ч
Содержание
Новый статус ребенка школьник, ученик. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Правила поведения в школе, на уроке, на перемене. Обращение к учителю. Друзья, взаимоотношения между ними. Правила взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Культура поведения в школе и других общественных местах.
Тема 6. Режим дня и гигиена школьника -9 ч
Содержание
Здоровье школьника. Почему необходимо заботиться о своем здоровье с ранних лет. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила личной гигиены школьника. Режим дня школьника, чередование работы и отдыха. Активный отдых: здоровье в движении. Основные приемы закаливания. Правила здорового питания.
Тема 7. Моя семья -10ч
Содержание
Семья самое близкое окружение ребенка. Семья ребенка и ее состав. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребенка в семье. Место работы членов семьи, их профессии. Дом это не только стены: что делает дом уютным. Семейные праздники.
Тема 8. Наша Родина Россия -4 ч
Содержание
Название родной страны. Государственный флаг России, значение цветов флага.
Государственный герб России, Государственный гимн России. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Москва столица России. Красная площадь и Кремль главные достопримечательности Москвы. Праздничные дни России и родного города: Новый год, Рождество, 8 Марта, День города и другие.
2 класс
Тема 1.Как человек познает окружающий мир - 8ч
Содержание
Наши органы чувств - «окошки» в окружающий мир. О признаках предметов. Память хранительница опыта. Как люди хранят накопленные знания. Учимся находить ответы. «Глазу верь, а прибором проверь». Наш помощник воображение
Экскурсия в школьную библиотеку
Тема 2. Тела, вещества и энергия - 8ч
Содержание
Из чего состоят тела. Три состояния воды. Изучаем свойства воды. Знакомьтесь воздух. Твёрдые вещества: от глины до гранита.
Что такое энергия. Энергия и живые существа. Учимся быть бережливыми
Тема 3. Земля – планета Солнечной системы - 6 ч
Содержание
На берегу космического океана. Путешествие по звездному небу. Планеты главные члены Солнечной системы. Планета Земля и ее модель глобус. Почему происходит смена дня и ночи. Почему происходит смена времен года.
Тема 4. Погода - 5 ч
Содержание
Погода и ее составляющие. Метеорологические наблюдения .Влияет ли погода на здоровье и настроение. Уроки безопасности. Экскурсия на
полярную станцию
Тема 5. Многообразие живой природы - 6 ч
Содержание
Четыре царства, которых нет на карте. Зелёное царство: растения. Царство животных. Самое необычное царство: Грибы. Царство невидимок: Бактерии. Виртуальная экскурсия «В лес за грибами»
Тема 6. В согласии с природой: народный календарь - 11ч
Содержание
Круглый год. «Год велик, свои приметы знать велит». Зимушка – зима - белокрылая птица. Зимние забавы и праздники. Матушка – весна всем красна. «Весенний день год кормит». Весенние праздники. Летит лето на крыльях. Осень золотая. «Осень всему счет ведет»
Тема7. Человек - член общества - 9 ч
Содержание
Что общего у человека и других существ. Чем отличается человек от других живых существ. Что такое культура. Человек познающий. Человек – труженик. Человек – художник. Человек – член общества. Какого человека можно считать воспитанным. В краеведческом музее
Тема 8. Семья – часть общества - 6ч
Содержание
Семья – самое близкое окружение человека. Родословная твоей семьи. Хозяйство семьи. Что такое семейный досуг. Любимые праздники твоей семьи. Семья в русской живописи.
Тема 9. Родной край- частица России - 9ч
Содержание
Москва – столица России. Путешествие во времени: как строилась Москва. Санкт – Петербург – наша северная столица. Пригороды Санкт – Петербурга. Золотое кольцо России. Твоя малая родина. Достопримечательности России. В гостях у Деда Мороза
3 класс
Тема 1-"Как устроена наша планета" -12 ч
Путешествие к центру Земли. Земная твердь литосфера. Водная оболочка. Что такое рельеф. Водоемы и водотоки, их разнообразие Воздушная оболочка. Живая оболочка Земли биосфера. Самая тонкая оболочка Земли почва. Стороны горизонта. Ориентирование на местности. Поверхность Земли взгляд с высоты. Какие бывают карты. Как не заблудиться в лесу
Тема 2 - «Как взаимосвязаны природа и климат" – 9 ч.
Что такое «природная зона». Ледяное безмолвие: арктическая пустыня. В краю вечной мерзлоты. Тайга. Зона смешанных и широколиственных лесов. Степные просторы. В жарких субтропиках. Пустыни и полупустыни. Ядовитые растения различных природных зон.
Тема 3 - «Как взаимосвязаны живые организмы и среда обитания»- 6 ч
Среды жизни на планете. Кто и что окружает живой организмы. Обитатели наземно-воздушной среды. Как организмы приспособились к жизни в водной среде. Обитатели подземных лабиринтов: как организмы приспособились к жизни в почве. Что такое «летающий зоопарк»: обитатели четвертой среды жизни
Тема 4 - «Разнообразие экосистем» - 15 ч
Что такое «система». От кочки до оболочки: экологические системы. Компоненты экосистемы. Цепи, сети и пирамиды: кто кого ест.
Вместе безопаснее. И вместе тесно, и врозь скучно. Как животные обмениваются информацией. Самая распространенная экосистема суши: леса. Водные экосистемы: изучаем ручей. Между сушей и водой: экосистемы болот. Жизнь без воды: экосистема пустынь. Город как экосистема. Человек изменяет экосистемы. Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги. Животные нападают и защищают
Тема 5 - « Человек в окружающей среде» - 8 ч
Может ли человек существовать без природы. Мой дом моя крепость. «Что нам стоит дом построить»
«А у нас в квартире га, а у вас». О кувшинах выросших на грядке, и не только. На плохую одежду плохая надежда. Какая обувь самая удобная
Экономка домашнего хозяйства
Тема 6 - «Город и человек" - 6 ч Дом тянется к дому получается город. Как «растет» город. Как «живет» город. Как город влияет на человека. Будущее города город будущего. Самые чистые города мира
Тема 7 - «По странам и континентам» - 5 ч.
Сколько стран на нашей планете. Наши ближайшие соседи: с кем граничит Россия. Норвегия страна фьордов и трюфелей. Греция: наследники. Древней Эллады. Путешествие через океан:. Соединенные Штаты Америки
Тема 8 - «Человек преодолевает расстояние» - 7 ч
Зачем нужен транспорт. Транспорт в городе. О чем говорят дорожные знаки. Водный транспорт. Человек покоряет воздушные просторы.
Средства связи и информации
4 класс:
Тема: Мы живем в пространстве и во времени 7 ч
Расположение в пространстве. Бесконечная река времени. Что такое история. Путешествие в прошлое. Памятники истории. Всемирное наследие. Памятные места нашего края
Тема: По страницам истории нашей планеты 7ч.
Как изменяется наша планета. Планета «Оживает»: развитие жизни на Земле. Как ученые узнают о прошлом Земли. Знакомимся с доисторическими животными. Самая большая загадка: появление человека на Земле. Почему люди на Земле такие разные?
Тема: Человек и его здоровье 27 ч.
Человек живой организм. Общий план строения человека. Кожа «защитный скафандр» нашего организма. Опорно-двигательный аппарат: скелет. Опорно-двигательный аппарат: мышцы. Зачем мы питаемся? . Пищеварительная система человека. Кровеносная система человека. Дыхательная система человека. Нервная система человека. Органы чувств: зрение. Гигиена зрения. Органы чувств: слух. Гигиена слуха. Органы чувств: обоняние и вкус. Органы чувств: осязание (кожное чувство). Температура тела. Простудные заболевания и их профилактика. Как оказать помощь при легких травмах. Что мы знаем о человеке? Резерв.
Тема: Страницы истории Отечества- 27 ч.
Наши предки восточные славяне. Русь при первых князьях. Нашествие монголов. Куликовская битва. Объединение русских земель вокруг Москвы. Россия при Иване Грозном. Смутное время. Царь Петр первый император России. Россия при Екатерине Второй. Великие полководцы России. Михаил Васильевич Ломоносов. Отечественная война 1812 года. Россия на рубеже 19 20 веков. Россия в начале 20 века. Страна Советов. Великая Отечественная война.. Брестская крепость. Ленинград в кольце блокады. Три величайшие битвы: битва под Москвой, Сталинградское сражение, битва на Курской дуге.. «Все для фронта, все для победы!» Победа над фашистскими захватчиками. СССР после войны. Современная Россия. Наше государство.
Перечень практических работ по окружающему миру в 1 – 4 классах
№
Раздел / Тема
Название практической работы
Необходимое оборудование
1 класс
1
Человек в окружающем мире
Мир, созданный руками человека
Форма, материал и назначение столовых приборов
Домашние столовые приборы
2
Как человек познаёт окружающий мир Твой помощник школьный портфель
Собираю школьный портфель.
Ученический портфель и школьные принадлежности
3
Многообразие живой природы Сад на твоем окне
Способы размножения комнатных растений на примере фиалки
Фиалка, канцелярский нож. баночка с водой, кашпо, земля, лопатка, лейка
4
Режим дня и гигиена школьника
Что такое здоровье
Измерение веса человека, температуры тела
Оборудование мед кабинета
5
Режим дня и гигиена школьника Что нужно делать, чтобы быть здоровым
Упражнения для глаз для снятия напряжения
Приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10
6
Режим дня и гигиена школьника Здоровье – в движении
Мои спортивные результаты
Таблица, секундомер,
7
Режим дня и гигиена школьника Что такое правильная осанка
Упражнения для формирования правильной осанки
Приложение 4 к СанПиН 2.4.2.2821-10
8
Моя семья Семейный альбом
Составление генеалогического дерева своей семьи
Альбом, карандаши, фломастеры
9
Моя семья Дом – это не только стены
Профессии своих родных
Альбом, карандаши цветные,
2 класс
1
Как человек познает окружающий мир Наши органы чувств -«окошки» в окружающий мир»
Значение различных органов чувств в восприятии окружающего мира
2
Как человек познает окружающий мир Глазу верь, а прибором проверь»
Применение простейших измерительных инструментов и приборов (линейка, весы, термометр)
Линейка,
лупа,
весы, термометр
3
Тела, вещества и энергия
Три состояния вещества
Св-ва веществ в твердом, жидком и газообразном состоянии
Кубики льда,
вода.
4
Тела, вещества и энергия Изучаем свойства воды
Свойства воздуха и воды
Бутылка с водой, ёмкости разного объема для воды
5
Тела, вещества и энергия Твердые вещества: от глины до гранита
Описание и сравнение свойств твердых веществ по плану
Набор полезных ископаемых.
6
Погода Метеорологические наблюдения
Изготовление простейших приборов для наблюдения за погодой из подручных материалов
Еловые шишки , ветки, банки пластиковые, клей. ножницы
7
Родной край- частица России Родной край – частица России
Работа по карте России
Школьная карта Российской Федерации
3 класс
1
Как устроена наша планета Земная твердь литосфера
Выращивание кристалла соли
Стакан, карандаш,
шерстяная нить,
соль, горячая вода
2
Как устроена наша планета
Что такое рельеф
Моделирование рельефа земной поверхности
блюдце
пластилин
стакан с водой
3
Как устроена наша планета Самая тонкая оболочка Земли – почва
Изучаем состав почвы
комочек сухой почвы
стакан с водой
стеклянная палочка
лупа, горелка
предметное стекло
4
Как устроена наша планета Стороны горизонта. Ориентирование на местности
Ориентирование на местности с помощью компаса
Компас
5
Разнообразие экосистем
От кочки до оболочки: экологические системы
Пересадка комнатного растения»
комнатное растение
кашпо
почвогрунт
лейка
6
Человек в окружающей среде
О кувшинах, выросших на грядке и не только
Домашняя инвентаризация (история создания вещеё, предметов)
Домашние предметы и вещи
7
По странам и континентам Какие бывают карты
Находить на карте России равнины, и горы, определять их название
Географическая карта России
8
По странам и континентам Сколько стран на нашей планете
Показывать и называть изученные страны на глобусе и политической карте
Глобус, политическая карта
4 класс
1
Мы живем в пространстве и во времени Расположение
в пространстве.
Отправляю письмо другу
Почтовые конверты
2
По страницам истории нашей планеты
Как изменяется наша планета.
Моделирование «Как образуются горы»
Рулон бумажного полотенца,
пульвилизатор
3
Человек и его здоровье
Общий план строения человека.
Системы органов.
Измеряю рост и вес
Ростомер, весы (оборудование медицинского кабинета)
4
Человек и его здоровье
Кровеносная система.
Измеряю пульс, артериальное давление
Тонометр
(оборудование медицинского кабинета)
5
Человек и его здоровье
Температура тела. Простудные
заболевания и их профилактика
Измеряем температуру тела
Медицинский термометр – (оборудование медицинского кабинета)
6
Человек и его здоровье
Как оказать помощь при легких
травмах
Оказание первой мед. помощи при легких травмах
Бинты, плотный картон, вата
Общее количество практических работ 30
Контроль и оценка достижений
Используются три вида оценивания: текущее оценивание, тематическое и итоговое.
Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся на уроках окружающего мира (наблюдение, сопоставление, установление взаимосвязей и т.д.). Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Тематическое оценивание является важным звеном в конце изучения тематических блоков курса «Окружающий мир», так как даёт возможность учащимся подготовиться, при необходимости пересдать материал, таким образом исправить полученную ранее отметку. Формой тематического контроля в конце изучения каждого тематического блока является выполнение тестовых заданий, проверочных работ.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения 1 раз в год: в конце учебного года.
При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.
7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№
Тема урока
Виды деятельности
Дата
(план)
Дата
( факт)
Раздел 1.Человек и природа
Тема 1.Как человек познает окружающий мир (8ч)
1
ПР Наши органы чувств -«окошки» в окружающий мир
Актуализировать и систематизировать знания школьников об органах чувств человека, их роли в получении информации об окружающем мире
Сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых их можно узнать. Выполнять опыты, демонстрирующие значение различных органов чувств в восприятии окружающего мира
2
О признаках предметов
Дать представление о главных (существенных) и второстепенных признаках предметов; показать важность использования главного признака в качестве основания для классификации объектов
Различать и называть окружающие предметы, описывать их признаки. Выделять главные (существенные) и второстепенные признаки. Группировать объекты окружающего мира на основе главного признака, выяснять с помощью определителя наиболее распространенные виды растений и животных
3
Память – хранительница опыта
Раскрыть значение памяти для человека
Объяснять значение памяти для человека (приобретение опыта, обучение, возможность ориентироваться в пространстве и во времени); особенности памяти; знать и использовать элементарные приемы проверки тренировки памяти
4
Как люди хранят накопленные знания
Познакомить школьников с одной из главных особенностей человека – способностью накапливать и передавать знания из поколения в поколение
Обосновывать важность накопления и обмена информацией у человека; характеризовать способы ее хранения; называть современные способы хранения информации
5
Учимся находить ответы
Расширить и систематизировать знания школьников о методах познания человеком окружающего мира
Давать определение понятия «метод» и приводить примеры различных методов познания окружающего мира; планировать и выполнять под руководством учителя опыт, позволяющий найти ответ на проблемный вопрос
6
ПР Глазу верь, а прибором проверь
Познакомить с приборами и инструментами, расширяющими возможности человека в познании объектов и явлений окружающего мира
Приводить примеры, показывающие ограниченные возможности органов чувств человека, использовать простейшие измерительные инструменты и приборы (линейка, весы, термометр)
7
Наш помощник – воображение
Показать роль воображения в различных сферах деятельности человека (научная и творческая деятельность, технические изобретения)
Приводить примеры, подтверждающие роль воображения в различных сферах деятельности человека;
8
Экскурсия в библиотеку
Познакомить школьников с системой хранения книг в библиотеке, порядком поиска нужной книги, с правилами пользования библиотекой
Объяснять значение слова «библиотека» на основе анализа слов, содержащих корень «-тека», уметь правильно пользоваться библиотечным фондом
Тема 2. Тела, вещества и энергия (8ч)
9
Из чего состоят тела
Систематизировать и углубить знания школьников о многообразии тел и веществ
Различать понятия «тело» и «вещество». Приводить примеры различных тел и называть вещество, из которого они состоят.
Приводить примеры соответствия между свойствами веществ и назначением изготовленных из них предметов
10
ПР Три состояния вещества
Систематизировать и углубить знания школьников о трех состояниях вещества
Сравнивать и различать твердые тела, жидкости, газы. Устанавливать зависимость между расположением молекул в веществе и его агрегатным состоянием.
Предлагать свои варианты опытов, демонстрирующих различные свойства веществ в твердом, жидком и газообразном состоянии
11
ПР Изучаем свойства воды
На основе проведенных опытов охарактеризовать основные свойства воды
Выполнять простейшие опыты, демонстрирующие свойства воздуха и воды.
Называть условия, при которых вода переходит из одного агрегатного состояния в другое. Предлагать свои варианты опытов по данной проблеме. Называть причины загрязнения воды в результате деятельности человека
12
Знакомьтесь – воздух
На основе проведенных опытов охарактеризовать основные свойства воздуха
Характеризовать воздух как смесь газов;
выполнять простейшие опыты, демонстрирующие свойства воздуха.
Называть причины загрязнения воздуха в результате деятельности человека
13
ПР Твердые вещества: от глины до гранита
Познакомить школьников с разнообразием твердых веществ
Описывать свойства веществ по приведенному плану; сравнивать свойства различных твердых веществ: глины, каменной соли, гранита, известняка;
выполнять простейшие опыты, демонстрирующие свойства твердых веществ.
Приводить примеры использования твердых веществ человеком
14
Что такое энергия
Познакомить школьников с понятием «энергия», с видами энергии; ее значением в жизни человека
Объяснять значение понятия «энергия», приводить примеры различных явлений и процессов, требующих поступления энергии. Приводить примеры перехода одного вида энергии в другой; называть способы получения энергии человеком. Объяснять важность экономии электроэнергии в быту
15
Энергия и живые существа
Раскрыть значение Солнца как источника энергии для живых организмов, ввести понятие «пищевая цепочка» (цепь питания)
Объяснять значение энергии для живых организмов, подтверждать примерами, что источником энергии для живых существ является Солнце, объяснять, каким образом энергия Солнца становится доступной животным и человеку, приводить примеры передачи энергии по пищевым цепочкам
16
Учимся быть бережливыми
Раскрыть важность экономного (рационального) использования электроэнергии и воды в быту. Обосновывать важность экономно-бережного) использования воды и электроэнергии в доме. Называть и обосновывать правила экономии воды и электроэнергии, объяснять важность ответственного отношения к этим ресурсам для сохранения природы и здоровья человека
Тема 3. Земля – планета Солнечной системы (6 ч)
17
На берегу космического океана
Раскрыть важность астрономических знаний для различных сфер деятельности человека Приводить примеры, подтверждающие важность изучения небесных тел; называть основные этапы освоения космоса; использовать доступные источники для получения информации о современных космических исследованиях (на фактологическом уровне)
18
Путешествие по звездному небу. Экскурсия в планетарий (виртуальная)
Систематизировать и расширить представления школьников о звездах. Дать представление о космических расстояниях
Называть характерные особенности звезд, отличающие их от других космических тел, понимать, объяснять, отчего зависит цвет звезд, наблюдаемых в телескоп, объяснять, что такое созвездие, выполнять опыт, позволяющий понять, почему звезды не видны днем
19
Планеты главные члены Солнечной семьи
Систематизировать и углубить представления школьников о планетах Солнечной системы
Объяснять значение слова «планета», называть признаки, отличающие планеты от звезд (на примере Солнца), сравнивать планеты по ряду признаков (размеры, удаленность от Солнца, наклон оси вращения); называть планеты Солнечной системы в определенном порядке, устанавливать зависимость температуры на поверхности планеты с ее удаленностью от Солнца
20
Планета Земля и ее модель - глобус
Систематизировать знания учащихся о Земле, истории ее изучения; формирование представления о глобусе как модели Земли
Объяснять, что такое «модель» и для чего она предназначена. Объяснять, почему глобус называют моделью Земли. Работать с глобусом: показывать материки, океаны, полюса, экватор
21
Почему происходит смена дня и ночи
Углубление представлений школьников о следствиях суточного вращения Земли вокруг воображаемой оси
Объяснять смену дня и ночи суточным вращением Земли вокруг своей оси. Моделировать явление смены дня и ночи, используя глобус и другие средства
22
Почему происходит смена времен года
Углубление представлений школьников о следствиях годичного движения Земли вокруг Солнца
Объяснять смену времен года движением Земли по орбите вокруг Солнца.
Моделировать движение Земли вокруг Солнца, объяснять полученные результаты и делать выводы
Тема 4. Погода (5 ч)
23
Погода и ее составляющие
Рассмотреть погоду как фактор, оказывающий большое влияние на здоровье и многие сферы деятельности человека
Давать определение погоды, называть и описывать ее составляющие. Приводить примеры зависимости действий и деятельности людей от погоды. Объяснять различие понятий «погода» и «климат»; выполнять опыт, моделирующий образование облаков
24
Метеорологические наблюдения
ПР Изготовление простейших приборов для наблюдения за погодой или еловой шишки
Познакомить школьников с современными методами изучения погоды
Проводить наблюдения за погодой и описывать ее состояние.
Объяснять назначение и использовать термометр, флюгер, снегомер и снегомерную рейку. Изготовление простейших приборов для наблюдения за погодой или еловой шишки флюгера и анемометра из пластиковых стаканчиков, барометра из сосновой
25
Влияет ли погода на наше здоровье и настроение
Выяснить, существует ли зависимость между состоянием человека (его здоровьем, настроением, работоспособностью) и погодой
Приводить примеры влияния погоды на эмоциональное и физическое состояние человека; делать обобщения и выводы о зависимости эмоционального и физического состояния человека от погоды; предлагать способы, позволяющие человеку быть менее эмоционально зависимым от погодных условий
26
Уроки безопасности
Сформулировать и обосновать правила безопасного поведения во время неблагоприятных и стихийных погодных явлений
Называть и обосновывать правила безопасного поведения во время неблагоприятных и стихийных погодных явлений (гроза, ураган, очень низкая или очень высокая температура воздуха)
27
Экскурсия на полярную метеостанцию (использование интернет ресурсов)
Познакомить школьников с работой российских метеорологов на полярных станциях, разъяснить важность этой работы
Описывать условия работы метеорологов на полярной станции, находить дополнительную информацию о российских и международных полярных станциях; объяснять, почему собранная на Северном полюсе информация о погоде очень важна для всех стран мира
Тема 5.Многообразие живой природы (6 ч)
28
Четыре царства, которых нет на карте
Систематизировать знания школьников о признаках и свойствах живого («4Р»- рост, развитие, размножение, раздражимость). Познакомить школьников с элементами систематики живых организмов, Выявить существенные признаки, на основе которых живые организмы делятся на четыре царства
Высказывать суждения о многообразии мира живой природы. Называть основные (существенные) признаки, на основании которых живые организмы делятся на царства. Приводить примеры влияния деятельности человека на живую природу. Обосновывать необходимость соблюдения определенных норм и правил поведения в природе
29
Зеленое царство: растения
Расширить представления школьников о многообразии растительного мира, систематизировать и углубить знания о роли растений в природе за счет введения элементарных представлений о фотосинтезе
Называть характерные особенности растений, Приводить примеры, подтверждающие разнообразие растительного мира. Распознавать виды, характерные для растительного мира России.
Использовать рисунки и схемы при описании строения цветкового растения
30
Царство животных
Расширить представления школьников о многообразии мира животных, выявить признаки, общие для всех животных, введение понятий «позвоночные» и «беспозвоночные»
Выявлять на основе сравнения и сопоставления признаки сходства и различия человека и других живых существ; приводить примеры, подтверждающие, что человек – часть природы, живое существо
31
Самое необычное царство: грибы.
Выявить существенные признаки грибов, на основании которых эти организмы выделены в самостоятельное царство. Расширить представления о роли грибов в природе и жизни человека. Научиться отмечать съедобные грибы от их ядовитых двойников.Объяснять, почему грибы выделяют в самостоятельное царство (это не растения и не животные). Приводить примеры, подтверждающие разнообразие царства грибов. Сравнивать способы питания грибов, растений и животных.
32
Царство невидимок: бактерии
Познакомить школьников с особенностями и разнообразием бактерий, их ролью в природе и жизни человекаНазывать характерные особенности бактерий; приводить примеры важнейшей роли бактерий в природе и жизни человека. Знать и соблюдать правила защиты от инфекционных заболеваний, возбудителями которых являются бактерии
33
В лес за грибами
Распознавать виды съедобных грибов своей местности. Описывать строение шляпочного гриба с опорой на схему или рисунок.
Раздел 2.Человек и общество
Тема 6. В согласии с природой: народный календарь (11ч)
34
Круглый год
Обобщить знания учащихся о причинах смены времен года, о годичном (сезонном) цикле в жизни природы и деятельности человека
Характеризовать признаки времен года.Объяснять причины смены времен года, приводить 2-3 примера летоисчислений у различных народов (на примере жителей своего региона), обосновывать важность использования единого календаря всеми государствами
35
«Год велик, свои приметы знать велит»
Раскрыть обусловленность ритма жизни людей сменой времен года (на примере своей местности и 2-3 регионов России с контрастными природными условиями)
Объяснять причины обусловленности ритма жизни людей сезонными изменениями в природе. Объяснять, почему для сельских жителей эта закономерность проявляется особенно явно. Объяснять, как сложился народный календарь и каково его назначение. Приводить примеры народных примет погоды, высказывать обоснованные суждения о том, можно ли в наши дни полагаться только на природные приметы погоды
36
Зимушка- зима -белокрылая птица
Показать обусловленность явлений в живой природе сезонными изменениями в неживой природе (изменение температуры и освещенности, продолжительности дня, характер осадков). Проводить наблюдения и описывать изменения в природе родного края, связанные с наступлением зимы. Выявлять взаимосвязи между изменениями в живой и неживой природе, происходящими зимой. Объяснять, что такое зимнее солнцестояние, знать дату его наступления
37
Зимние заботы и праздники
Раскрыть особенности труда на селе в зимнее время
Описывать особенности сельскохозяйственного труда зимой. Проводить примеры зимних праздников (Новый год, Рождество, Святки, Крещение, Масленица)
38
Матушка-весна всем красна
Показать обусловленность явлений в живой природе сезонными изменениями в неживой природе (изменение температуры и освещенности, продолжительности дня, характер осадков). Проводить наблюдения и описывать изменения в природе родного края. Выявлять взаимосвязи между весенними изменениями в живой и неживой природе. Объяснять, что такое весеннее равноденствие, называть дату его наступления
39
«Весенний день год кормит»
Раскрыть важность весенних работ для получения богатого урожая осенью
Объяснять, почему сельскохозяйственные работы имеют сезонный характер. Приводить примеры, доказывающие важность весенних полевых работ
40
Весенние праздники
Познакомить школьников с некоторыми традиционными праздниками разных народов России, отмечаемых весной (Пасха, Навруз, Сабантуй)
Приводить примеры народных праздников, связанных с различными сезонными явлениями (приход весны, летнее солнцестояние и т.д.)
41
Летит лето на крыльях
Показать зависимость летних явлений в живой природе от сезонных изменений в неживой природе (изменение температуры и освещенности, продолжительности дня, характер осадков. Проводить наблюдения и описывать изменения в природе родного края, происходящие в течение лета.. Выявлять взаимосвязи между сезонными изменениями в живой и неживой природе.
42
Летние заботы и праздники
Раскрыть особенности сельскохозяйственного труда в летнее время
Приводить примеры летних сельскохозяйственных работ. Объяснять их зависимость от данного времени года. Описывать 2-3 народных праздника, отмечаемых летом
43
Осень золотая
Показать обусловленность явлений в живой природе сезонными изменениями в неживой природе (изменение температуры и освещенности, продолжительности дня, характер осадков). Проводить наблюдения и описывать осенние явления в природе родного края. Выявлять взаимосвязи между сезонными изменениями в живой и неживой природе.
44
«Осень всему счет ведет»
Раскрыть важность осенних работ (сбор урожая, заготовка кормов, посев озимых и т.п.) для человека
Приводить примеры осенних сельскохозяйственных работ. Объяснять их зависимость от данного времени года. Описывать 2-3 народных праздника, отмечаемых осенью
Тема7. Человек- член общества (9 ч)
45
Что общего у человека и других живых существ
Выявить признаки сходства человека и других живых существ; показать, что человек – часть природы
Выявлять на основе сравнения и сопоставления признаки сходства и различия человека и других живых существ; приводить примеры, подтверждающие, что человек – часть природы, живое существо
46
Чем человек отличается от других живых существ
Выявить признаки различия человека и других живых существ; показать, что человек – социальное существо
Выявлять на основе сравнения и сопоставления признаки различия человека и других живых существ; приводить примеры, подтверждающие, что человек – не только один из видов живых организмов, но и общественное (социальное) живое существо
47
Что такое культура
Обобщить и расширить представления школьников о культуре. Показать уникальность культуры – из всех живых существ на планете только человек является создателем культуры
Объяснять на конкретных примерах значение понятия «культура».
Объяснять на доступном для данного возраста уровне причины многообразия культуры народов, населяющих Россию
48
Человек познающий
Закрепить представления школьников о способности человека познавать окружающий мир как уникальной особенности человека, выделяющей его из мира других живых существ
Объяснять значение способности человека познавать окружающий мир.
Приводить примеры, подтверждающие важность получения образования
49
Человек-труженик
Обобщить знания школьников о способности человека осознанно трудиться; показать, что трудолюбие – одно из важнейших качеств человека
Приводить примеры, подтверждающие различие между осознанным трудом человека и внешне похожими действиями некоторых животных. Характеризовать различные сферы труда человека (сельское хозяйство, промышленность, сфера обслуживания).
Проводить наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края.
50
Человек- художник
Обобщить и расширить представления школьников об искусстве.
Показать уникальность этого явления
Приводить примеры, подтверждающие, что творчество, создание произведений искусства – уникальная особенность человека.
Приводить примеры и давать краткую характеристику различных жанров искусства
51
Человек – член общества
Показать, что человек может полноценно существовать только в обществе. Дать представления о различных общностях людей (человечество, народ)
Объяснять, почему полноценное существование человека возможно только в обществе других людей.
Объяснять значение понятий «человечество», «народ».
Комментировать содержание изобразительного ряда, видеосюжетов, иллюстрирующих особенности культуры различных народов РФ
52
Какого человека можно считать воспитанным
Показать, что различные сферы жизни человека в обществе регламентируются определенными нормами и правилами
Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях между людьми. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности
53
В краеведческом музее Виртуальная экскурсия
Расширить представления школьников об истории и культуре своего края – своей малой родине
На основе сведений, полученных в ходе экскурсии, рассказывать об истории, культуре, образе жизни народов родного края
Тема 8. Семья – часть общества (6ч)
54
Семья самое близкое окружение человека
Продолжить формирование представления о семье как ближайшем социальном окружении человека
Рассказывать о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи.
Приводить примеры заботы о младших членах семьи, престарелых и больных
55
Родословная твоей семьи
Развитие интереса к истории своей семьи, к своей родословной; осознание важности сохранения семейных традиций
Составлять родословное древо семьи вместе со старшими родственниками.
Находить с помощью взрослых нужную информацию в семейном архиве, от старших членов семьи
56
Хозяйство семьи
Совместное ведение хозяйства – одна из важнейших характеристик семьи
Приводить примеры, объясняющие понятия «совместное ведение хозяйства», «взаимная ответственность», «взаимопомощь». Рассказывать о своих обязанностях в семье
57
Что такое «семейный досуг»
Дать представление о семейном досуге, о важности совместного проведения свободного времени для укрепления добрых, доверительных отношений между членами семьи.
Рассказывать об увлечениях членов своей семьи, о семейных традициях, о совместном проведении свободного времени.
Обосновывать важность совместного досуга для укрепления взаимоотношений между членами семьи
58
Любимые праздники твоей семьи
Продолжить формирование представлений о семье как «частице общества», о важности сохранения семейных традиций
Называть любимые семейные праздники ; объяснять почему именно эти праздники особенно любимы членами семьи; рассказывать о подготовке и проведении этих праздников
59
Семья в русской живописи
Познакомить школьников с жанром семейного портрета, раскрыть его роль как источник сведений о семейном быте в различные исторические эпохи
Объяснять значение семейного портрета как источника информации о культуре
Тема 9. Родной край- частица России (9ч)
60
Москва – столица России
Расширить представления школьников о роли столицы в жизни государства как культурного и административного центра
Показывать на карте России Москву.
Объяснять и приводить примеры, подтверждающие роль столицы как культурного и административного центра России. Описывать по выбору достопримечательности Москвы
61
Путешествие во времени: как строилась Москва
Систематизировать и расширить представления школьников об истории Москвы, о ее роли в становлении российской государственности
Показывать на карте России Москву.
Рассказывать, как менялись границы города, его внешний облик.
Приводить примеры, подтверждающие роль Москвы в становлении Российского государства.
Знать имена выдающихся исторических личностей и их вклад в историю Отечества
62
Санкт-Петербург – наша северная столица
Систематизировать и расширить представления школьников об истории Санкт-Петербурга, о его роли в становлении российской государственности
Показывать на карте России Санкт- Петербург.
Описывать по выбору достопримечательности Санкт- Петербурга.
63
Пригороды Санкт- Петербурга
Продолжить формирование представлений школьников о культурном наследии нашей страны на примере культурно-исторических памятников в пригородах Санкт- Петербурга.
Описывать по выбору достопримечательности окрестностей Санкт- Петербурга.
64
Золотое кольцо России
Продолжить формирование представлений школьников о культурном наследии нашей страны на примере культурно-исторических памятников городов, входящих в Золотое кольцо России
Показывать на карте России города Золотого Кольца.
Описывать по выбору достопримечательности 2-3 городов, входящих в Золотое кольцо
65
Твоя малая родина
ПР Находить на карте родной регион.
Продолжить формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою малую родину, уважительного отношения к ее истории и культуре
Готовить в группе рассказ по результатам экскурсий в краеведческий музей, к местам исторических событий, к памятникам истории и культуры
66
Достопримечательности России
Расширить представления школьников о природном и культурном наследии России на примере наиболее известных памятников природы и культуры («Семь чудес России»)
Объяснять понятие «достопримечательность». Показывать на карте России 2-3 объекта. Выступать на уроке с сообщением об одной из достопримечательностей России.
67
Годовая контрольная работа
Итоговый контроль знаний. Оценивают уровень своих знаний, определяют недостатки и пути их устранения.
68
Коррекция знаний по результатам контрольной работы
В гостях у Деда Мороза
Используя рассказ о вотчине Деда Мороза в Великом Устюге, закрепить интерес к изучению культуры России; развивать интерес к изучению своей малой. Объяснять понятия «малая родина», «достопримечательность». Объяснять на примере г. Великий Устюг роль малых городов России в сохранении культурного наследия нашей страны
8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для учащихся:
Окружающий мир: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2 частях / В.А. Самкова, Н.И. Романова «Окружающий мир», 4 класс. М.: ООО «Русское слово», 2011.
Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.А. Самкова, Н.И. Романова «Окружающий мир», 4 класс, учебник. М.: ООО «Русское слово», 2014.
Для учителя:
Самкова В.А. Программа общеобразовательных учреждений. Образовательная область «Окружающий мир»: 1-4 классы: Программа и тематическое планирование. - М.: ООО «Русское слово», 2011.
Рабочая программа 1 – 4 классы к учебникам В.А. Самковой, Н.И. Романовой «Окружающий мир». Соответствует ФГОС . - М.: ООО «Русское слово», 2011.
Окружающий мир: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2 частях / В.А. Самкова, Н.И. Романова «Окружающий мир», 4 класс. М.: ООО «Русское слово», 2011.
Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.А. Самкова, Н.И. Романова «Окружающий мир», 4 класс, учебник. М.: ООО «Русское слово», 2014.
Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир». 2 класс. Самкова В.А., Гринева Е.А -М.:ООО «Русское слово-учебник», 2013
Доска интерактивная Panasonic UB – T 880
Многофункциональное устройство формата А4 (Canon MF – 4410,i –sensys
Мультимедийный проектор Аser
Моноблок учителя
9.ГРАФИК ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ п/п
Тема практической работы
Деятельность учащихся
Дата проведения
Оборудование
1
ПР «Наши органы чувств -«окошки» в окружающий мир»
Сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых их можно узнать. Выполнять опыты, демонстрирующие значение различных органов чувств в восприятии окружающего мира
2
ПР«Глазу верь, а прибором проверь»
Приводить примеры, показывающие ограниченные возможности органов чувств человека, использовать простейшие измерительные инструменты и приборы (линейка, весы, термометр)
Линейка,
лупа,
весы, термометр
3
ПР «Три состояния вещества»
Сравнивать и различать твердые тела, жидкости, газы. Устанавливать зависимость между расположением молекул в веществе и его агрегатным состоянием. Предлагать свои варианты опытов, демонстрирующих различные свойства веществ в твердом, жидком и газообразном состоянии
Кубики льда,
вода.
4
ПР «Изучаем свойства воды»
На основе проведенных опытов охарактеризовать основные свойства воды
Выполнять простейшие опыты, демонстрирующие свойства воздуха и воды. Называть условия, при которых вода переходит из одного агрегатного состояния в другое.
Предлагать свои варианты опытов по данной проблеме. Называть причины загрязнения воды в результате деятельности человека
Бутылка с водой, ёмкости разного объема для воды
5
ПР «Твердые вещества: от глины до гранита»
Познакомить школьников с разнообразием твердых веществ
Описывать свойства веществ по приведенному плану; сравнивать свойства различных твердых веществ: глины, каменной соли, гранита, известняка;
выполнять простейшие опыты, демонстрирующие свойства твердых веществ.
Приводить примеры использования твердых веществ человеком
Набор полезных ископаемых.
6
ПР Изготовление простейших приборов для наблюдения за погодой из подручных материалов
Познакомить школьников с современными методами изучения погоды
Проводить наблюдения за погодой и описывать ее состояние.
Объяснять назначение и использовать термометр, флюгер, снегомер и снегомерную рейку. Изготовление простейших приборов для наблюдения за погодой или еловой шишки флюгера и анемометра из пластиковых стаканчиков, барометра из сосновой
Еловые шишки ветки, банки пластиковые, клей. ножницы
7
Родной край- частица России Родной край – частица России
Работа по карте России
Школьная карта Российской Федерации
ПРОЕКТЫ
№ урока
Тема
Дата проведения
№ 55
«Родословная твоей семьи»
№ 65
«Твоя малая родина»
15