Разработка раздела русского языка по теме Имя прилагательное
Управление образования, молодежной политики и спорта администрации Бутурлинского муниципального района
МБОУ Кочуновская ООШ
Аттестационная работа на I категорию
Методическая разработка раздела образовательной программы
Русский язык 5 класс
Тема разработки: «Имя прилагательное»
Выполнила:
Учитель русского языка и литературы
МБОУ Кочуновской ООШ
Никишина Елена Петровна
Образование: высшее
Квалификационная категория:
соответствие занимаемой должности
Педагогический стаж/
Стаж работы учителем
русского языка и литературы 27/27
Контактные телефоны 88317258241
Кочуново, 2014г.
Содержание:
1.Пояснительная записка. с.3
1.1.Актуальность выбранной темы. с.3
1.2.Особенности и новизна представленной разработки. с.3
2.Цели и задачи раздела. с.4
3.Психолого-педагогическоеобъяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями. с.5
3.1.Психологические особенности поведения подростков. с.5
3.2.Характеристика учебной деятельности подростков 10-11 лет. с.6
3.3.Роль учителя в процессе адаптации учащихся на новой ступени. с.7
4.Ожидаемые результаты освоения раздела программы «Имя прилагательное». с.7
4.1.Личностные результаты. с.7
4.2.Предметные результаты. с.7
4.3.Метапредметные результаты. с.8.
5.Обоснование используемых в образовательной программе по разделу программы образовательных технологий, методов, приёмов, форм организации деятельности обучающихся. с.8
5.1. Разновидности педагогических технологий, методов и форм педагогической деятельности. с.8
5.2.Технологии, применяемые мною в педагогической практике. с.8
6.Система знаний и система деятельности. с.14
7. Календарно- тематическое планирование по разделу «Имя прилагательное». с.17
8.Разработка урока по русскому языку в 5 классе «Повторение и обобщение материала раздела «Имя прилагательное». с.19
9.Результаты апробации содержания учебной программы. Выводы. с.24
9.1.Диагностирование знаний, умений, навыков учащихся. с.24
9.2.Выводы. с.25
10 Список использованной литературы. с.27
1.Пояснительная записка.
1.1.Актуальность выбранной темы.
Методическая разработка раздела программы составлена на основе программы по русскому языку (5-9 классы), авторами которой являются М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский. Раздел программы «Имя прилагательное» относится к разделу науки о языке, изучающему части речи,- к морфологии. В морфологии все слова распределяются по группам (классам), которые называются частями речи. Имя прилагательное - один из крупных разделов и в программах, и в учебниках по русскому языку. Считаю, что выбранная для разработки тема является важной и актуальной.
Чем же так важна предложенная тема? Важность и необходимость изучения её определяется тем, что в период обучения школьниками усваивается большое количество грамматического материала, в котором одно из важных мест занимает изучение темы «Имя прилагательное». Знание материала по этому разделу способствующее языковому и речевому развитию школьников.
Овладение понятием «имя прилагательное» предполагает осознание не только его грамматического значения, морфологических признаков, роли в предложении, но и образной, эмоциональной функции имён прилагательных в художественном тексте, в речи. В современном русском языке имя прилагательное - самый многочисленный класс слов после имён существительных. Благодаря именам прилагательным создаётся словесное богатство языка, пластичность грамматических форм и значений, разнообразие стилистических средств.
Без имени прилагательного невозможно выразить индивидуальные, свойственные только этому предмету и отличающие его от всего остального признаки. Своей семантикой, звуковой формой имена прилагательные вызывают определенные ассоциации, уточняют и углубляют характеристику персонажей, событий, предметов, а также характеризуют речь, поведение, эмоциональное состояние героев литературных произведений. Прилагательные используются в художественных произведениях в целях различной стилистической окраски, для придания экспрессивно-эмоциональных значений. Слова этой части речи широко употребляются в сказках, пословицах, поговорках и загадках - в функции эпитетов и сравнений.
1.2.Особенности и новизна представленной разработки.
Особенность представленной разработки заключается в том, что акцент в работе над именем прилагательным делается на осознание учащимися важности изучения данной темы в системе обучения русскому языку. В последнее время изучение стилистики текста, его особенностей, художественных средств (эпитетов, метафоры, сравнений) является очень важным и актуальным. Эта работа напрямую связана с подготовкой к экзамену по русскому языку в 9 классе в форме ГИА, в 11 классе в форме ЕГЭ. В структуру экзамена входят задания по определению стиля текста, его художественных особенностей, по распознаванию в тексте метафоры, эпитетов. В тестовой части немалую долю занимают задания, связанные с грамматической формой имени прилагательного, с орфограммами в суффиксах и окончаниях имён прилагательных.
Поэтому можно сделать вывод о том, что тема «Имя прилагательное» очень важна и актуальна с точки зрения образовательного, развивающего и воспитательного аспектов.
При изучении прилагательного главное внимание обращается на выработку у школьников познавательных навыков, развитие их речевой культуры, а также на то, чтобы правильно использовать прилагательное как средство художественного описания лица, предмета или явления. Изучение раздела «Имя прилагательное» преследует следующие цели: а) глубокое усвоение значений и грамматических признаков прилагательных; б) обучение уместному использованию их в речи; в) способствование эстетическому и этическому воспитанию школьников.
2. Цели и задачи.
2.1.Цели и задачи разработки раздела программы «Имя прилагательное».
-Использование новых педагогических технологий при изучении раздела программы «Имя прилагательное».
-Способствование выработке у учащихся прочных знаний, научение приёмам использования имён прилагательных в речи.
-Диагностирование знаний, умений и навыков учащихся до и после использования новых педагогических технологий до при изучении раздела программы «Имя прилагательное».
-Формирование в учащихся чувства ответственности за конечный результат при изучении раздела программы «Имя прилагательное».
2.2.Цели и задачи изучения раздела программы «Имя прилагательное».
Познавательные:
-Приобретение знаний об имени прилагательном как о самостоятельной части речи;
-Изучение основных способов образования имён прилагательных, полных и кратких прилагательных, правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящий, правописание падежных окончаний.
-Выработка умения разбирать имя прилагательное морфологически, отличать прилагательное от других частей речи.
-Приобретение знаний по стилистике текста, об образной, эмоциональной функции прилагательных.
Развивающие:
-Формирование речевой, лингвистической, исследовательской компетенции учащихся.
-Развитие умения точно и правильно употреблять имена прилагательные в речи.
-Моделирование среды для раскрытия творческого потенциала личности, индивидуальных особенностей каждого ученика.
-Развитие навыка пользования лингвистическими словарями разных типов.
-Способствование развитию познавательной культуры, эстетического и художественного вкуса, логической памяти учащихся.
Воспитательные:
-Воспитание любови и бережного отношения к художественному слову.
-Воспитание умения чувствовать, понимать и любить красоту родной природы.
-Воспитание интереса к русскому языку, к различным видам искусства.
Предметные цели обучения:
-Систематическое развитие понятий: имя прилагательное, орфограмма, порядок морфологического разбора, сочинение – описание, изложение.
-Выработка умения работать с орфограммами, выполнять морфологический разбор имени прилагательного, писать изложение, сочинение – описание.
Метапредметные цели обучения:
-Создание условий для расширения кругозора.
-Формирование общих способов интеллектуальной деятельности.
Цели личностного развития:
-Развитие логического мышления, грамотности, культуры устной и письменной течи.
-Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность.
-Развитие чувства ответственности за результативность обучения.
3.Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями.3.1.Психологические особенности подростков.
5-ый класс – это переходный период из начальной школы в среднюю. А каждый переходный период выдвигает свои специфические проблемы.
Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь - от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. При этом негативизм является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание другого, похожего на меня, дает возможность увидеть и понять свои собственные проблемы. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт.
Социальные нормы поведения, установленные взрослыми, отходят на второй план. Пятиклассник переходит на внутригрупповые нормы поведения (те, которые установил сам и сверстники). Стремление к личному авторитету среди сверстников порождает активный поиск для образца подражания. Характерно повышенное внимание ребенка к себе, к своей внешности, самопознанию, самовоспитанию. Повышенная критичность к себе и окружающим. Очень шаткая самооценка, которая зависит от положительной либо отрицательной оценки своих школьных способностей, от того, насколько налажены межличностные отношения со сверстниками, педагогами, какое взаимоотношение в семье.
Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, “не огорчались и не переживали”, “радовались”, “чтобы мама, когда посмотрит дневник, не наказывала и не плакала” – достаточно сильно у пятиклассников. Отмечавшееся к концу начальных классов снижение интереса к учебе, “разочарование” в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с проблемами, трудностями, непонимание может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это столь важное желание.
Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют, в том числе и к учебному предмету. Такое отношение создает благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника, так как для этого оказывается важным по сути то, чтобы занятие вызывало у десятилетнего школьника положительные эмоциональные переживания (а если вспомнить, что дети в этот период характеризуются в основном жизнерадостным настроением, то задача представляется еще более простой). В 5 классе занимает ведущее место игра. Они ещё играют, постепенно игра будет уходить с первого места, но не сейчас.
3.2.Характеристика учебной деятельности подростков 10-11лет.
Учебная деятельность определяется степенью самостоятельности.
Постепенно раскрывается смысл учебной деятельности, как деятельности по самообразованию (внутренняя мотивация); (появляется ответственность за выполнение домашних заданий, осваиванию новых знаний не из учебника).
Усиливается сознательное отношение к учению (дети остро переживают свои учебные неудачи (безразличие, равнодушие – это лишь маскировка). Слабая выдержка (преобладает бравада, подсказки на уроках, реплики с учителями «меня не спросили»).
Иной уровень интересов (чисто серьёзные увлечения).
Память: включение нового в систему знаний; внимание: избирательность (на одном уроке невнимателен, на другом более сосредоточен, собран, не отвлекается).
Критичность мышления (появляются собственные взгляды, собственное мнение, суждение, даже пытаются найти ошибки в суждении учителя).
Появляются притязания детей на определённое положение в системе деловых и личных взаимоотношений в классе, формируется достаточно устойчивый статус в этой системе. Очень важно, как складываются отношения с учителями
Происходит кризис самооценки. Был один учитель, взрослый, стало несколько. Предъявляются более взрослые требования. Привычные в младших классах ситуации, когда самооценка «инспектировалась» учителем на основании результатов учёбы, подвергается корректировке и переоценке другими детьми, при этом во внимание принимаются не учебные характеристики, а умение общаться со сверстниками. Резко возрастает количество негативных самооценок. Появляется потребность и необходимость в общей положительной оценке себя в целом, вне зависимости от конкретных результатов.
3.3.Роль учителя в процессе адаптации учащихся на новой ступени.
Переживание, связанные с изменениями, далеко не всегда осознаются пятиклассниками, часто они даже не могут сформулировать свои трудности, проблемы, вопросы. В результате возникает психологическая незащищённость перед новым этапом развития. Недовольство собой, отношение с другими, критичность в оценке результатов учёбы –всё это может стать стимулом к развитию потребности в самовоспитании, а может негативно отразиться на формировании личности. Сейчас важно принимать детей такими, какие они есть, и сделать всё, чтобы процесс обучения и воспитания был оптимальным для подростков 10- 11 лет, помочь им адаптироваться на новой ступени обучения.
4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
В результате освоения данного раздела программы обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями: личностными, предметными, метапредметными.
4.1.Личностные результаты.
1. Развитие логического мышления.
2.Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность.
3.Развитие интереса к русскому языку.
4.Воспитание чувства ответственности за результаты ГИА в 9 классе.
5.Поддержка личностной позиции учащихся и их личностных качеств.
4.2.Предметные результаты.
Учащиеся должны знать:
1.Что такое имя прилагательное.
2.Какие гласные пишутся в падежных окончаниях имен прилагательных.
3.Как выбирать гласную в окончаниях прилагательных после шипящих под ударением.
4.О правописании Ь в кратких прилагательных с основой на шипящий.
5Порядок морфологического разбора прилагательного.
6.Как писать изложение.
7.Как писать сочинение- описание, сочинение- повествование.
Учащиеся должны уметь:
1.Рассказать об имени прилагательном как части речи в форме научного описания.
2.Доказать, что слово является прилагательным.
3.Опознавать в тексте имена прилагательные.
4.Использовать в речи имена прилагательные.
5.Обнаружить в тексте словосочетания, в состав которых входит имя прилагательное с безударным окончанием.
6.Применять способ определения верного написания окончания, приводить примеры
7.Различать полную и краткую формы имён прилагательных.
8.Находить в тексте краткие имена прилагательные и определять их синтаксическую роль.
9.Верно писать прилагательные с шипящим на конце.
10.Выполнять морфологический разбор имени прилагательного.
4.3.Метапредметные результаты.
1. Создание условий для расширения кругозора.
2.Формирование общих способов интеллектуальной деятельности.
3.Выработка умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи.
4.Отработка навыка выбирать средства реализации целей, умения применять их на практике.
5.Способность работать с различными источниками информации.
6.Наличие гуманистических ценностей.
7.Умение работать в группе в достижении общих целей и оценивать достигнутое.
5.Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.
5.1. Разновидности педагогических технологий, методов и форм педагогической деятельности.
В образовательном процессе могут использоваться различные образовательные технологии, методы, формы организации деятельности обучающихся. Среди технологий такие, как: развивающее обучение, личностно- ориентированная технология, игровое обучение, информационно- коммуникативные технологии. А также проблемное обучение, дифференцированное обучение, здоровьесберегающие технологии, педагогика сотрудничества.
5.2.Технологии, применяемые мною в педагогической практике.
При планировании уроков в своей педагогической практике я использую те технологии, которые позволяют раскрыть познавательные возможности учащихся, дают средства их раскрытия и могут служить основой для овладения новым материалом. К выбору форм и методов преподавания также подхожу тщательно, выбираю те, которые позволяют повысить интенсивность и плотность процесса обучения. Так как речь идет об уроках русского языка, то в них сочетаются элементы письменной и устной работы, как под руководством учителя, так и самостоятельно. Сочетаю коллективную и индивидуальную, групповую формы работы. Это даёт снижение утомляемости учащихся от однообразной деятельности, создаёт условия для контроля и анализа ответов, качества выполненных заданий. Остановлюсь на конкретных уроках и технологиях, используемых на них.
Развивающее обучение.
Развивающее обучение применяю на каждом уроке данного раздела.
Возьмём, например, урок по теме «Имя прилагательное как часть речи». На нём я даю такое задание: Даны слова для справок: «высокий, низкий, худой, красивый, большой, маленький, тёмноволосый, голубоглазый, верный, отзывчивый, весёлый и другие» .Учащиеся должны составить словесный портрет своего лучшего друга, используя данные слова. Задание выполняется самостоятельно письменно, затем проводится коллективная проверка. Это задание творческое, развивает устную и письменную речь учащихся, расширяет кругозор, умение логически мыслить.
Для возбуждения познавательной активности и сознательности учащихся в разработки уроков включаю сведения из истории русского языка, из литературы, чтобы ученики могли проследить процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь. При подборе непосредственно языкового материала, над которым предстоит работать на уроке, также использую метод индивидуального подхода в обучении. Считаю, что важную роль имеет воспитательная функция текста, с которым работаем на уроке. Поэтому на уроках изучения имени прилагательного очень удачно вписывается работа с текстами, взятыми из художественных произведений таких авторов, как С.Я.Маршак, К.И.Чуковский, М.М.Пришвин, И.С.Соколов- Микитов и других мастеров слова. Эта работа даёт не только богатый материал для наблюдения за различными языковыми явлениями, но и формирует художественный вкус, вызывает у пятиклассников интерес к книге и к уроку, в первую очередь. Такая работа с текстом даёт возможность применять развивающее обучение, так как ученик наблюдает за языковыми явлениями; проблемное обучение, личностно- ориентированное обучение, педагогику сотрудничества.
Личностно- ориентированное обучение.
Каждый урок данного раздела строится по методике личностно- ориентированного обучения. На уроке «Имя прилагательное как часть речи» дается творческое задание: Включить в предложения (текст даётся на карточках) прилагательные- синонимы. Слабым даётся материал для справок, сильные должны сами подобрать прилагательные.
Среди методов, используемых при изучении данного раздела, я применяю такие: репродуктивный, частично- поисковый, объяснительно- иллюстративный, исследовательский.Игровые технологии.
Активно применяю при изучении данного раздела игровое обучение, так как в этом возрасте, как было сказано выше, ещё играют. Им эта форма нравится. Во все уроки данного раздела включаю элементы игры. Возьмём, к примеру, уроки закрепления и обобщения изученного. Один из них провожу в форме игры, второй также включает элементы игры (игра 4-ый лишний и др.).
Учащиеся 5 класса, начиная учиться, имеют очень небольшой опыт. Они открыты для новой информации и меняют убеждения в соответствии с новой полученной информацией. В процессе обучения следует обращать внимание на возраст учащихся. Дети среднего школьного возраста (5-7 классы) начинают осмысливать окружающее, основываясь на приобретенном опыте. Они мыслят конкретными категориями и воспринимают информацию через практику, например, трогая что – то руками или пробуя в действии. Поэтому эффективно в этих классах использовать игровой подход, разбивая класс на группы или на пары. Игровая методика обучения является незаменимым средством передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. Позволяет подрастающему поколению оперативно и вместе с тем достаточно легко приобретать знания и опыт. Максимальный эффект у пятиклассников приносит использование информационных (малых) дидактических игр, основанных на приобретенных знаниях, собственном житейском опыте или опыте окружающих. Дидактические игры способствуют развитию у учащихся практического мышления и поведения, формированию умений самоорганизации, планирования, самоанализа, самоконтроля и взаимодействия в сложившейся ситуации.
Например, подбираю к урокам такие игровые задания, как «Угадай загадку» (Приложение1), «Угадай предмет по описанию» (Приложение2), игра «Доскажи словечко» (Приложение3), задание «Будь внимателен» (Приложение4) и другие.
Информационно- коммуникативные технологии.
Информационно- коммуникативные технологии применяю на уроках объяснения нового материала. Например, на уроках: «Имя прилагательное как часть речи», «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных», «Прилагательные полные и краткие».
Проблемное обучение.
Цель активизации путем проблемного обучения состоит в том, чтобы понять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию. Другими словами, это расширение углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать учитель, они ищутся и находятся учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения.
Проблемное преподавание - деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложение учебного материала с его объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний, как традиционным путем, так и путем с самостоятельной постановки учебных проблем и их решение. А также проблемное обучение - это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение по средствам выдвижения предложений, гипотез их обоснование и доказательства, а также путем проверки правильности решения.
Дифференцированное обучение.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности — раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося.
Здоровьесберегающие технологии.
К здоровьесберегающим технологиям относятся такие, как: разнообразие форм работы на уроке, частое вызывание к доске, физкультминутки, валеопаузы, содержание в чистоте и порядке кабинета русского языка и литературы. Например, на уроке «Анализ контрольной работы» дети мало сидят на месте, они постоянно передвигаются по классу, подходят друг к другу, к доске и к учителю. Также элементы сбережения здоровья проявляются в том, что отсутствует напряжение, подростки чувствуют себя уверенно, лучше работают. Обязательно на каждом уроке провожу физкультминутки. Стараюсь разнообразить задания, чаще вызывать к доске.
Педагогика сотрудничества.
Технология (педагогика) сотрудничества мною применяется на большинстве уроков данного раздела.
Например, на уроке «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных», в который включаю взаимодиктовку, самопроверку и взаимопроверку. На уроке «Морфологический разбор имени прилагательного» дети, быстро усвоившие тему, помогают остальным, как бы «работают консультантами». Это очень эффективная технология, так как более прочно усваивается материал и, плюс ко всему, воспитывается чувство коллективизма.
Широко применяю данную технологию на уроке «Анализ контрольной работы», на котором так называемые «консультанты», поработав над своими ошибками, помогают другим. Тем самым как бы ненавязчиво повторяется материал, повышается ответственность и тех, и других, дети привыкают к сотрудничеству. Считаю, что технологию сотрудничества мне удаётся довольно эффективно использовать в работе.
Компьютерные технологии.
Большинство уроков проводятся с применением ИКТ.
Благодаря компьютерным технологиям появились оригинальные формы и методы изложения нового материала, повышается эффективность усвоения учебного материала.
С целью повышения эффективности уроков в 5 классе я использую следующие информационные возможности;
Компьютерное тестирование в среде MyTest;
Компьютерные презентации;
Сайты Интернета.
Методы обучения.
Объяснительно- иллюстративный и репродуктивный метод.
Объяснительно- иллюстративный метод применяю на каждом уроке.
Репродуктивный метод также применяю на уроках объяснения нового материала: «Имя прилагательное как часть речи», «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных», «Прилагательные полные и краткие». Частично- поисковый метод использую в заданиях для самостоятельной работы. Например, даю такое задание. В приведенном тексте найдите имена прилагательные, подчеркните их как члены предложения. Обозначьте орфограммы, которые мы изучили в разделе «Имя прилагательное». Текст: «Васька(конь) стал служить в разведке. Служба была нелёгкая. Ночью и днём, в зимнюю колючую стужу и летнюю душную жару, в весеннюю слякоть, по болотам и лесным чащобам возил Васька разведчиков выполнять боевые задания». При подборе данного задания применим также исследовательский метод. Ученикам предлагается поработать с толковым словарём, найти значение слов «распутица» и «чащоба».
При изучении раздела «Имя прилагательное» я использую такие формы обучения: индивидуальную, парную, групповую, коллективную, фронтальную. Об индивидуальной, парной, групповой формах обучения говорилось выше, я их довольно широко применяю.
Поисково- исследовательская деятельность.
При изучении данного раздела программы в своей практике я использую разные способы развития поисково- исследовательской деятельности: проблемные вопросы, практические ситуации, шарады, анализ текста художественного стиля, разгадывание кроссвордов, составление собственных текстов.
Формы обучения.
При изучении раздела «Имя прилагательное» сочетаю коллективную и индивидуальную, групповую формы работы. Это даёт снижение утомляемости учащихся от однообразной деятельности, создаёт условия для контроля и анализа ответов, качества выполненных заданий. Остановлюсь на некоторых из них.
Индивидуальная форма обучения.
В индивидуальной форме обучения важно создание условий для творчества в учебной деятельности. Доказано, что творчество является одним из важнейших факторов сохранения здоровья человека в течение всей жизни. Я включаю в урок решение творческих задач как на уроке, так и при подготовке домашних заданий.
Включаю в процесс познания эмоционально-чувственную сферу. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету. Информация, окрашенная эмоциями, несравненно лучше запоминается, приобретает личностный смысл. Мною применяется дифференциация и индивидуализация процесса обучения в зависимости от личностных особенностей и состояния здоровья учащихся. При традиционной классно-урочной системе обучения эта проблема является наиболее сложной, но и наиболее актуальной. Отметим те из них, которые особо значимы для охраны здоровья ребенка. М.К. Акимова, В.Т. Козлова считают, что при дифференциации обучения в первую очередь должны учитываться такие особенности нервной системы, как слабость, инертность. Эти свойства нервной системы легко отслеживаются по поведению детей на уроке. Они в значительной степени могут снижать успешность учебной деятельности. Поэтому свою задачу я вижу в том, чтобы учесть все особенности поведения подростков. А также подобрать для них интересные и посильные задания.
Парная работа.
Активно использую парную работу, когда дети распределены по парам и одни помогают другим. Затем состав пар может меняться.
Групповая и коллективная формы работы.
Примером того, как мною используется групповая форма работы может служить форма домашнего задания, которое было задано по группам (См.: Разработка урока).
В этом же уроке (на этапе проверки домашнего задания) можно проследить, как я применяю коллективную форму работы. Учащиеся коллективно проверяют подготовленные дома сочинения и также коллективно их оценивают.
Фронтальная форма.
Фронтальная форма применятся мной на большинстве уроков данного раздела при опросе, во время проверки домашнего задания. Например, на уроке повторения и обобщения пройденного, который я представила в работе. В этом уроке можно увидеть, как применяется коллективная форма работы (домашнее задание было коллективным; проверка домашнего задания также проводится коллективно).
В разработке урока, представленной в работе, большинство перечисленных форм и методов отражены. В своей педагогической практике стараюсь как можно больше разнообразить учебный процесс, чтобы было интересно работать и детям, и учителю.
6.Система знаний и система деятельности.
6.1.Основные составляющие системы знаний.
Изучение данного раздела приводит к определённой системе знаний. Основными составляющими выступают такие компоненты, как общенаучные знания, знания из определённой научной области, фундаментальные знания из конкретной предметной области, знания профильного характера.
6.2.Связь раздела «Имя прилагательное» с учебными предметами.
Знакомясь с темой «Имя прилагательное», учащиеся получают знания о морфологии как разделе языкознания, о прилагательном как самостоятельной части речи, знакомятся с лингвистическими терминами, понятиями. При работе с текстом обращается внимание на употребление прилагательных в устной и письменной речи, тем самым осуществляются межпредметные связи, например, с литературой. Рассматривается взаимосвязанное изучение данной части речи со всех сторон: лексической, фонетической, словообразовательной, грамматической, синтаксической, морфологической. Знакомство с данной частью речи предоставляет достаточные коммуникативные возможности, пополняется словарный запас, развивается и обогащается речь, становясь более яркой, эмоциональной, выразительной. Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Они позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делает нашу речь выразительнее и точнее. С прилагательными речь похожа на цветную картину, рисующую красочные предметы, их звуки, запахи, вкус. Велика роль имен прилагательных в развитии устной и письменной речи школьников. Глубокое и прочное усвоение этой грамматической категории, умение практически применять ее, безусловно, обогащают лексический запас учащихся, делают их речь выразительной, ясной, стилистически разнообразной.
Навыки общения, грамотная, образная речь поможет обучающимся при сдаче выпускных экзаменов в 9 классе, а также при обучении в других учебных заведениях, в выборе профессии, и вообще в жизни.
6.3.Система деятельности.
Система знаний напрямую связана с системой деятельности, которая включает в себя некоторые разновидности (познавательная, преобразующая, общеучебная, самоорганизующая).
6.4.Познавательная деятельность.
Познавательная деятельность ведёт к развитию техники мышления, интеллектуальных мыслительных операций. В процессе овладения материалом учащиеся учатся анализировать и синтезировать факты и явления, выделять главные, существенные признаки понятий. Также обобщать и классифицировать информацию по признакам, выстраивать аналогии, использовать методы индукции и дедукции, развивая логическое мышление, а также устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать предположения, сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям, высказывать суждения, подтверждая их фактами.
6.5.Преобразующая деятельность.
В результате преобразующей деятельности дети учатся работать в соответствии с поставленной учебной задачей, работают в соответствии с предложенным планом, сравнивают полученные результаты с ожидаемыми, ищут новые пути решения проблем (составление кроссвордов, системы вопросов, тестов, заданий различного уровня).
В повседневной работе при организации учебной деятельности на уроке учитель всегда определяет для себя те общеучебные и специальные (предметные) умения и навыки, которые необходимо развивать у учащихся.
6.6.Общеучебная деятельность.
Общеучебная деятельность предполагает овладение организационными, логическими, информационными, коммуникативными умениями и навыками.
Данная деятельность включает в себя поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях, работу с текстом (выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам). Школьники учатся кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме (пересказ близко к тексту, краткий пересказ), участвуют в совместной деятельности, учебном диалоге.
6.7.Самоорганизующая деятельность.
Самоорганизующая деятельность способствует выработке умений самостоятельной постановки целей, определению видов деятельности, осуществлению самоанализа, самоконтроля, самооценки.
Современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими. В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов- научить учащихся учиться. Помочь ученику в овладении соответствующими умениями и навыками, полная реализация его возможностей – ключевая задача школьного образования. Это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и нацеленность на формирование универсальных общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
Таким образом, необходимо научить детей оптимальной совокупности навыков учебной работы, которые обеспечивают формирование у них способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умению организовать этот процесс, то есть необходимо научить основам организации собственной учебной деятельности. В первую очередь, это самостоятельная работа на уроке, способность самостоятельно добывать теоретические знания, самоконтроль и взаимоконтроль.
7.Календарно- тематическое планирование по разделу программы «Имя прилагательное».
7.1.Характеристика календарно- тематическое планирования.
В своей педагогической практике я пользуюсь учебно- методическим комплексом, разработанным Т.А.Ладыженской, М.Т.Барановым и другими, В календарно- тематическое планирование по данному разделу входят 14 уроков, равномерно рассчитанных на изучение имени прилагательного как части речи, орфограмм в окончаниях имен прилагательных, морфологического разбора имени прилагательного. Предусмотрены также уроки по развитию речи (сочинения и изложения), что играет важную роль в развитии устной и письменной речи учащихся.
Данный раздел входит в более широкий раздел «Морфология», изучаемый в 5 классе, в котором также изучаются темы: «Имя существительное», «Глагол».
7.2.Поурочное планирование раздела.
Уроки раздела «Имя прилагательное» в 5классе распределены следующим образом.
№ урока в разде-ле про-
грам-
мы № урока в годо-вомпланеТема урока Тип урока Форма урока Форма организации познавательной деятельности учащихся
1 138 Имя прилагательное как часть речи урок
усвоения
новых знаний урок-практикум фронтальная
2 139 Правописание безударных падежных окончаний прилагательных комбиниро-ванныйурок –практи-кумколлективная
3 140 Правописание безударных падежных окончаний прилагательных урок закрепления изученного материала урок –практикум групповая
4 141 Р. р. Описание животного. Структура описания урок развития речи урок - путешествие индивидуальная
5 142 Р. р. Написание изложения с описанием животного (по рассказу А.И. Куприна «Ю-ю») Урок развития речи урок-практикум индивидуальная
6 143 О-е в падежных окончаниях прилагательных урок усвоения новых знаний урок -практикум фронтальная
7 144 Прилагательные полные и краткие комбиниро-ванныйурок-практи-кумфронтальная
8 145 Краткие прилагательные с основой на шипящую урок усвоения новых знаний урок -практикум фронтальная
9 146 Морфологический разбор имени прилагательного комбинированный урок - практикум индивидуальная
10 147 Повторение и обобщение изученногоурок закрепления изученного материала урок - практикум фронтальная
11 148 Повторение и обобщение изученногоурок обобщения и систематизации знаний.
урок -игра индивидуальная
12 149 Контрольный диктант с грамматическими заданиями итоговый контроль
контрольная работа индивидуальная
13 150 Анализ контрольного диктанта с грамматическими заданиями комбинированный урок - исследование фронтальная
индивидуальная
14 151 Подготовка к сочинению – описанию животного по личным впечатлениям. урок развития речи урок - исследование фронтальная
индивидуальная
8. Разработка урока русского языка в 5 классе.
Тема урока: Повторение и обобщение материала раздела «Имя прилагательное».
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
Обучающие:
-Обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении темы «Имя прилагательное».
-Выявление орфограмм в прилагательных.
-Отработка умения определять синтаксическую роль имени прилагательного в предложении.
Развивающая:
-Развитие умения работать с текстом, находить изобразительно-выразительные средства языка, в основе которых лежит использование имен прилагательных.
-Определение роли прилагательных в речи.
Воспитательные:
-Воспитание в учащихся глубокого уважения к родному языку
-Воспитание в детях чувства прекрасного через стихотворные и прозаические художественные тексты.
-Воспитание у учащихся понимания, как важно быть грамотным.
Задачи (ориентировочная основа) урока.
Познавательные:
-Обобщить знания о морфологических признаках и синтаксической роли имени прилагательного.
-Умерь грамотно писать прилагательные, находить их в тексте, разбирать слово морфологически, отличать от других частей речи.
Развивающая:
-Выработать умение работать с готовым текстом, а также создавать текст с использованием имен прилагательных.
Воспитательные:
-Обогатить запас слов учащихся, повысить культуру устной и письменной речи.
Оборудование: компьютер, мультипроектор, раздаточный материал на карточках, тесты.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Задача этапа - психологическая подготовка учащихся к уроку. На данном этапе учитель настраивает ребят на продуктивную и интересную работу, на взаимное сотрудничество. Проверяется готовность класса к уроку. Четко определяются требования к уроку. Учитель не сообщает тему урока, а говорит лишь о задачах, которые стоят перед классом (задачи изложены выше, но учитель их озвучивает более просто и доступно).
В дальнейшем ходе урока все предлагаемые задания, вопросы, ответы, выводы проецируются на слайдах (Слайд1 - Слайд20).
Разминка.
Затем звучит стихотворный отрывок (Проецируется на слайде)
Слайд 1. Со мною ваша речь красива и точна,Когда же нет меня – она, увы, бедна.Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любуюСоцветьем дивных слов легко определю я!
Слово учителя:
- Ребята, о какой части речи сегодня пойдет речь?
Учащиеся отвечают. Слайд 2 (На нём написана тема урока).
Учитель: -Да, действительно, на сегодняшнем уроке мы должны повторить все, что узнали о прилагательных, и закрепить умение правильно писать их. Запишите число и тему урока. А как вы об этом догадались? (Предполагается ответ : «Именно имена прилагательные делают нашу речь красивой и точной. Об этом есть намёк в стихотворении» - Слайд3.)Учитель: - Хочу обратить ваше внимание на последнюю строчку приведенного четверостишия. Запишите её в тетрадь. Как вам кажется, что в этой строке особенного? (Здесь использован такой художественный прием, как сравнение – Слайд 4.). Попробуйте объяснить, что и с чем сравнивается.
Учащиеся отвечают и сопоставляют свой ответ с тем, что на слайде.
Слайд 5. (Имена прилагательные сравниваются «с дивными цветами»).
Слово учителя: - Молодцы, ребята, что увидели этот художественный прием! С красной строки запишите этот вывод, а пригодится вам это на экзаменах в «части С». Вот с такими «дивными цветами», то есть с прилагательными, мы и будем работать сегодня на уроке. И начнем с проверки домашнего задания. Посмотрим, насколько «дивными, ароматными и насыщенными» окажутся составленные вами тексты.
Слайд6- На нём написано домашнее задание.
Первой группе учащихся нужно было составить прозаический текст о природе с включением прилагательных. Это должно быть сочинение-миниатюра на 0,5 страницы.
Вторая группа выполняла похожее задание, только текст должен быть стихотворным.
Кроме того, обе группы должны были подчеркнуть в придуманных вами текстах имена прилагательные как члены предложения и указать их форму (время, лицо, число); произвести морфологический разбор одного прилагательного.
2.Проверка домашнего задания.
Домашнее задание проверяется следующим образом. От каждой группы выступают по 2 ученика со своими текстами (ребята заранее решают, кто будет выступать). Они читают заголовок текста, объясняют его, затем выразительно читают сам текст. Называют имена прилагательные, употребленные в тексте, указывают их форму.
Затем представители из противоположных групп высказывают своё мнение о прослушанных текстах. Выставляют предполагаемые оценки.
Слайд 7- На нём вопросы - «помощники»:
-О чем текст?
- Понравился ли вам текст, если да, то чем?
-Насколько он ярок и красочен?
-Какая часть речи помогла его сделать таким?
Учитель при выставлении оценок за домашнюю работу обязательно учитывает мнение детей, чтобы эта работа (оценивание друг друга) не была «пустым звуком».
3.Закрепление и повторение изученного.
Слово учителя: - Ребята, чтобы урок не был скучным, я приготовила для вас различные занимательные задания. Предлагаю небольшую игру «4-ый лишний» .Слайд8 1Задание. Назвать 4-е лишнее: светло-розовый, розоватый, розоветь, розовенький, белый, белизна, бел, белый-пребелыйВывод: на Слайде9: Лишними оказались слова розоветь и белизна. Это не прилагательные.
2Задание. Повторение теории по типу «Ромашки» (дети по очереди выходят к доске, отрывают лепесток ромашки, читают вопрос и отвечают на него).
- Что обозначает имя прилагательное?
- На какие вопросы отвечает?
-Как изменяется?
- Каким членом предложения является?
- Какие прилагательные пишутся через дефис?
- Что вы знаете о кратких именах прилагательных?
- Как пишутся прилагательные с основой на шипящий?
- Для чего нужны прилагательные в речи?
- Расскажите о правописании окончаний имён прилагательных.
Ответы на вопросы показаны на Слайде10.
3Задание (Слайд11) Распределительный диктант: Распределите словосочетания в три столбика.
Гласные в падежных окончаниях прилагательных Правописание кратких прилагательных с основой на шипящий Правописание сложных прилагательных
Волшебными песнями; красно-розовый закат; ветер свеж; стройных берез; в лунном сиянии; песок сыпуч, серо-голубое небо, пирог горяч, в дальнюю дорогу, газ горюч, бело-розовый зефир, ветер жгуч, летней погоде, светло-жёлтый луч, сине-зелёные ели4Задание (Слайд12) Синтаксический разбор предложения: Большая белая шапка упала с дерева и осыпала кусты снежной пылью4.
К доске вызывается один учащийся, он записывает предложение, разбирает его синтаксически, даёт характеристику. При выполнении задания комментирует вслух то, что делает.
Затем на слайде дается правильный ответ и ученик может
сам себя проверить.
5Задание (Слайд13) Морфологический разбор имени прилагательного: Солнце залило всю окрестность ярким3светом. Проводится как самостоятельная работа.
Через несколько минут ребята могут себя проверить, сравнив свою работу с тем, что дано на экране.
6 Задание. Работа с текст (Слайд14). Читает учитель.
Наступила весна. Побежали ручейки и запели песенку. Солнце появилось на небе. Оно опустило лучи на землю. А в лесу запели птицы.
Слово учителя: - Ребята, вам понравился этот рассказ? Не очень!? А как украсить текст, который мы видим? Конечно же, при помощи имён прилагательных!
Учащиеся подбирают подходящие прилагательные, например: говорливый, веселые, яркое, теплые, озорная, долгожданная, прозрачный, лазурное, влажная, счастливые. Затем текст записывается с прилагательными.
Слово учителя: -Что вы сделали при помощи прилагательных? –Как называют такие слова? –Какого стиля получился текст?
Звучат ответы детей (Слайд15) Украсили текст. Эпитеты. Текст художественного стиля.)Учитель: - Верно. Вы украсили текст, сделали его ярче, «наряднее». Вы хорошо потрудились. Давайте немного отдохнем. Итак, зарядка!
Физкультминутка.
Деревья (какие?) высокие (тянемся вверх)Травка (какая?) маленькая (тянемся вниз)Просторы (какие?) необъятные (разводим руки в стороны)Друзья (какие?) верные (поворачиваемся к соседу)Мы (какие?) умные, успешные (наклоны головы вправо, влево)Глазки (какие?) зоркие (вращение глазами)7Задание.Слайд16. Самостоятельная работа
Ветерок спросил, пролетая:Отчего ты, рожь, золотая?А в ответ колоски шелестят:«Золотые руки растят!».
Задание. Записать текст, который дан на доске. Найти в нем прилагательные с переносным значением и подчеркнуть как члены предложения. Объяснить переносное значение имён прилагательных.
4.Рефлексия.
Учитель задает ученикам вопросы Слайд17.
- Что мы на уроке повторили? (Роль прилагательных в речи, орфограммы, морфологический разбор прилагательного, эпитеты, сравнения, стиль текста)
- Всё ли вам понятно?
- Что в уроке вам понравилась больше всего?
- Кто на уроке был самым активным?
- Все научились отличать имя прилагательное от других частей речи?
- Согласны ли вы, что имя прилагательное – удивительная, «волшебная» часть речи? - Почему вы так считаете?
Возможно составление синквейна: Урок интересный, полезный.
Думаешь, творишь. Век живи – век учись.
5.Итоги урока. А сейчас предлагаю выполнить небольшой тест и самим себя проверить. (Тест показан на экране - Слайд18) 1) Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает: а) предмет, б) признак, в) действие, г) количество.
2). Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные, запишите эти слова.
а )медленные, верное, желтизна, белеть;
б) быстрый, умная, радостное, серые;
в)громкий, скромность, длинный, весеннее;
г)улыбаться, снежное, светлый, красивые.
3). Какого признака нет у прилагательного?
а) времени,
б) числа,
в) рода,
г)падежа.
4).Какое прилагательное может быть использовано в художественном тексте, а какое является стилистически нейтральным?
а) дивная,
б) дрянная,
в) холодная,
г)скверная.
Тест ученики проверяют сами, ответы даются на Слайде19.
Учитель: - Ребята, я сегодня очень довольна вашей работой на уроке. Все были активными. Хочу подвести итог урока и поставить вам оценки. Подайте дневники! (Учитель комментирует и выставляет оценки).
6.Домашнее задание (с комментарием учителя) - Слайд20.
1.Повторить орфограммы, изученные в разделе «Имя прилагательное» на с.86;89;92.
2.Поработать с текстом: Хорошо пахнет в весеннем лесу. Золотистыми пуховками распустились кустики вербы. Бархатной зеленой травкой покрываются поляны. Звонко выстукивает весеннюю дробь барабанщик- дятел. Весело, радостно играют у столетней гигантской сосны проказницы- белки.
Учитель: - На дом вам дан текст. Вы должны с ним поработать.
1). Озаглавьте его.
2). Найдите в нём все прилагательные, подчеркните их как члены предложения, выполните морфологический разбор 2-х любых из них. Найдите в тексте эпитеты и сравнения, выпишите их.
Текст «В весеннем лесу», который задан на дом, показан на экране. Каждому ученику текст с предложенными заданиями даётся на дом в распечатанном виде.
9.Результаты апробации содержания учебной программы.
9.1.Диагностирование знаний, умений и навыков.
Чтобы достичь поставленных целей и добиться ожидаемых результатов, в процессе и до изучения раздела «Имя прилагательное» мною был запланирован и проведен ряд диагностик знаний, умений и навыков учащихся.
Например: диагностическая контрольная работа в виде контрольного диктанта с грамматическими заданиями (См.: Приложение 5. Приложение 6.). Грамматические задания к диктанту были такими:
1 задание: Выполнить фонетический разбор слова «земле».
2 задание: Выполнить морфемный разбор слова «калиновый».
3 задание: Выполнить морфологический разбор слов «калиновый», «ярким»
4 задание: Выполнить синтаксический разбор предложения «Но недолго стоит куст в наряде весны» (См.: Приложение 6).
Этот диктант с грамматическим заданием проводился в начале 2013- 2014 учебного года. Проводя такой вид контроля, как диктант, я преследовала следующие цели:
-Проверка умения учащихся писать текст под диктовку; умения выполнять фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический разборы.
Результаты оказались такими: за диктант «2» - 2, «3» - 5, «4» - 4, «5» - 1; за грамматическое задание «2» - 3, «3» - 3, «4» - 3, «5» - 2. Морфологический разбор имени прилагательного без ошибок выполнили 5 учащихся из 12, что составляет 42% от всего класса.
Подобный диктант мною был проведён в начале 4-ой четверти - 5.04.14г.(См.: Приложение7). Задания были подобными (См.: Приложение 8). Но задание было немного усложнено, так как к тому времени была изучена тема «Полные и краткие имена прилагательные». Нужно было найти краткие имена прилагательные и подчеркнуть их как члены предложения.
Результаты оказались такими: за диктант «2» - 2, «3» - 2, «4» - 3, «5» -5; за грамматическое задание «2» - 3, «3» - 1, «4» - 4, «5» - 5.
Выводы по диагностике.
В результате проведения диагностики грамотности учащихся, умения выполнять различные виды разбора мною были сделаны такие выводы. Во-первых, вырос уровень грамотности. Во-вторых, учащиеся стали лучше выполнять все виды разбора, в том числе и морфологический разбор имени прилагательного.
Схематично выше приведённые результаты изображены на диаграммах. (Приложение 9.Приложение 10)
В целях отслеживания уровня развития письменной речи учащихся мною была проведена диагностика на основе сочинения- описания. Эта диагностика была проведена следующим образом. Во время изучения раздела «Имя прилагательное» дважды: в начале и в конце изучения раздела. В начале изучения раздела дети должны были написать сочинение- миниатюру по типу описания любого предмета (игрушки, цветка, животного). Учащимися были написаны небольшие сочинения, которые оказались не достаточно яркими и интересными. Но, вместе с тем, мною и не ставилась перед учащимися цель, чтобы текст получился ярким, насыщенным именами прилагательными. Это было сделано преднамеренно, чтобы после изучения раздела «Имя прилагательное» учащиеся осознали, как важны имена прилагательные в устной и письменной речи человека. Насколько они украшают нашу речь, делают её яркой и выразительной.
Результаты оказались такими: «2» - 1, «3» - 3, «4» - 6, «5» -2. Бралась только первая оценка за содержание.
С целью диагностирования в конце изучения раздела был проведён такой вид работы: сочинение- описание любимого животного. Результаты превзошли все ожидания: «2» - 0, «3» - 2, «4» - 4, «5» -6.
Выводы по диагностике.
В результате диагностики отслеживалось умение учащихся писать сочинение- описание с использованием имён прилагательных. Высокие оценки были поставлены за содержание сочинения, так как тексты, составленные детьми, интересные, оригинальные, насыщенные именами прилагательными. В некоторых работах есть эпитеты, сравнения. Количество «2» снизилось на 8,3%, «3» снизилось на 8,4%, «4» также снизилось на 12%, но «4» перешли в разряд «5», что особо радует.
Схематично выше приведённые результаты изображены на диаграмме (Приложение11). Итак, 50% учащихся справились с сочинением- описанием на «отлично» благодаря уместному использованию в своих работах имён прилагательных.
9.2.Общие выводы по результатам апробации.
Из всего приведённого выше можно сделать общие выводы. Изучение раздела «Имя прилагательное» в 5 классе дало положительные результаты. Вырос уровень грамотности учащихся, уровень выполнения грамматических заданий. Учащиеся приобрели умение составлять текст с использованием имён прилагательных. В цифрах это выглядит так. Количество «2» за диктант осталось на прежнем уровне, «3» - снизилось на 25%, «4» - снизилось на 8%, «5» - выросло на 13%. Получается, что «3» перешли в «4», «4» - в «5», что, конечно, очень радует. Количество «2» за грамматическое задание снизилось на 8%, «3» - на 17%, «4» повысилось на 8%, «5» - выросло на 25%. Это тоже неплохой результат. Наглядно видна положительная тенденция.
10.Список использованной литературы:
1.Алферов А.Д. Очерки из жизни языка. (Введение в методику родного языка). Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе; Пособие для учителя. Авторы-составители Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. – М.: «Просвещение», 1991г., с. 112-116
2. Афанасьев П.О. Методика русского языка в средней школе. Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе; Пособие для учителя. Авторы-составители Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. – М.: «Просвещение», 1991г., с.125-127, 151-157, 222-227.
3.Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учебное пособие. – М., 2009г.
4.Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии- М.: «Сентябрь», 2010г., с.108-110.
5.Данилов В.В. Методика родного языка. Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе; Пособие для учителя. Авторы-составители Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. – М.: «Просвещение», 1991г., с. 116-120.
6.Державин Н.С. Основы методики преподавания по русскому языку и литературе в средней школе. Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе; Пособие для учителя. Авторы-составители Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. – М.: «Просвещение»,1991г., с.120-122
7.Дудников А.В. Современный русский язык. А.В. Дудников- М.: «Высшая школа», 1990г., с.227 с.
Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5 – 7 класс. Книга для учителя. – М.: «Просвещение», 1991г.
8.Левитес Д. Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии- Мурманск, 1999г.
9.Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: «Педагогика»,1979г.,280с,
10.Лидман-Орлова Г.К. Основные аспекты развития речи при изучении морфологии. Развитие речи на уроках морфологии. -М.: «Просвещение»,1979г., с.4-11.
11.Рахманова, Л.И. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология- М.: «Аспект Пресс», 2003г., с.322
12.Речевые секреты: Книга для учителя. Под редакцией Ладыженской Т.А. – М.: «Просвещение»,1992г., с.144
13. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя. Под редакцией Ладыженской Т.А. – М.: «Педагогика»,1990г., с.336
14.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие- М.: «Народное образование», 2012г., с.254-255
15.Соколова Г.П. Речевое, интеллектуальное и нравственное развитие учащихся на уроках русского языка - Журнал «Русский язык в школе» за 1989, №3, с.34-10.
16.Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе; Пособие для учителя. Авторы-составители Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. – М.: «Просвещение»,1991г., с. 127-128, 202-204.
17.http://portal.snauka.ru/
18.http://nsportal.ru/Учебно-методический комплекс под редакцией Т.А.Ладыженской.
1.Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл. М.Т.Баранов, Н.М.Шанский и др.- М.: «Просвещение»,2011г.
2.Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.- М.: «Просвещение»,2013г.
Приложения.
Приложение 1
Загадки.
Отгадайте загадки. Ответьте на вопрос: какая часть речи указывает в этих загадках на признаки предметов, по которым можно отгадать сам предмет?
Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный.
В тёмной темнице сидит красная девица, зелёная коса на улице.
Приложение 2
ИГРА «Яблоко».
Учитель: - Я держу в руке известный вам предмет. Опишите его признаки.
Дети: - Оно красно, вкусное, круглое… (перечисляются признаки: запах, размер, высота, форма, вес…).Учитель: - Какой частью речи являются названные слова? - Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?
Приложение 3
Игра «Доскажи словечко».
Нужно закончить пословицы, подбирая по смыслу прилагательные.
Речь хороша короткая, а веревка (длинная).
У ленивой лошади всегда повозка (тяжелая).
У трудолюбивого кузнеца руки черные, а хлеб (белый).
Не бойся врага умного, бойся друга(глупого).
-Чем являются слова: короткая- длинная, черный- белый, умный- глупый? (Антонимами)
Приложение 4
Игра «Будь внимателен!»
Звучит детская песня «Улыбка». Нужно на слух запомнить имена прилагательные, записать и определить их форму.
Хмурый день- ед. ч., м.р.
(с) голубого ручейка- ед. ч., муж. р.
маленькой улитке - ед.ч. , муж., р.
сонный лес –ед. ч., муж. р.
в зеленые ладоши- мн. ч.
Приложение 5
Текст диктанта на начало 2013- 2014 учебного года.
Калина.
В осенние дни, когда ветер уже изрядно похозяйничал в лесу и расстелил по земле разноцветный ковёр из опавших листьев, запылал ярким костром калиновый куст. Зажглись алые сверкающие и переливающиеся на солнце ягоды. Частенько так и зимуют они до весны, если не разыщут их в холодные дни стаи птиц. До морозов ягоды калины горьковатые. И тут невольно пословицу вспомнишь: «Хвалила себя калина, что она с мёдом хороша». Тронули ягоды холода, и горчинка исчезла.
Ещё калина бывает нарядней лесных соседей, когда зацветает. Но недолго стоит куст в наряде весны. Окончилось цветение, и ничем он больше не отличается от лесных соседей. Лишь осень щедро наградит его.
Приложение 6
Грамматические задания к диктанту на начало 2013- 2014 учебного года.
1 задание: Выполнить фонетический разбор слова «земле».
2 задание: Выполнить морфемный разбор слова «калиновый».
3 задание: Выполнить морфологический разбор слов «калиновый», «ярким».
4 задание: Выполнить синтаксический разбор предложения «Но недолго стоит куст в наряде весны».
Приложение 7
Текст диктанта на начало 4-ей четверти 2013- 2014 учебного года.
Русская зима.
Хороши русские снежные зимы! Глубокие сверкают на солнце сугробы. Раздолье лыжникам. По рыхлому снегу они прокладывают первую тропу к совсем незнакомым местам.
Жизнью полнится зимний лес. Вот простучал на скрипучем дереве дятел. Пёстрым платочком с шишкой в клюве перелетел на другое место. По зимнему лесу пробивают дробь лесные барабанщики. Стайка весёлых клестов с приятным свистом расселась на ветвях ели. Стоишь и любуешься, как ловко они теребят тяжёлые шишки, добывают из них семена. Эти необыкновенные весёлые птички нелёгкую зиму проводят в снежном лесу, вьют гнёзда и в лютую зимнюю стужу выводят в этих гнёздах своих птенцов.
Вот с дерева упала большая снежная шапка, рассыпалась лёгкой, снежной пылью. Это перепрыгнула шустрая белочка.
Приложение 8
Грамматические задания к диктанту на начало 4-ей четверти 2013- 2014 учебного года.
1 задание: Выполнить фонетический разбор слова «снежные».
2 задание: Выполнить морфемный разбор слова «снежные».
3 задание: Выполнить морфологический разбор слов «скрипучем», «лютую», «шустрая».
4 задание: Выполнить синтаксический разбор предложения «Эти необыкновенные весёлые птички нелёгкую зиму проводят в снежном лесу, вьют гнёзда и в лютую зимнюю стужу выводят в этих гнёздах своих птенцов».