Рабочая программа по ИЗО по программе Б.М. Неменского (6 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новохопёрского муниципального района Воронежской области
«Новохопёрская гимназия № 1»
«РАССМОТРЕНО»
на заседании ШМО
___________
протокол № от «___» 201__г. «СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
____________ Беленко Ю.А.
протокол НМС №
от «___» 201__г. «УТВЕРЖДЕНО»
Директор гимназии
__________ Макогонова Г.И.
приказ № от «___» 201__г.
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по предмету «Изобразительное искусство»
6 класс
(УМК «Изобразительное искусство. « Искусство в жизни человека». 6 класс./Л.А. Неменская; под ред. Б.М.Неменского.)
Разработал: учитель изобразительного искусства
Белокопытова Людмила Александровна
Срок реализации: 1 год
Объём учебной нагрузки: 6 "а" 1 ч./нед. (35 ч./год)
6 "б" 1 ч./нед. (35 ч./год)
Новохоперск 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" 6 класс составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО). Программа отвечает требованиям ФГОС ООО, учитывает основные требования, предъявляемые к современным УМК по изобразительному искусству, соотносится с действующей примерной программой обучения по изобразительному искусству в основной общеобразовательной школе.
Данная программа разработана на основе авторской программы по изобразительному искусству к УМК «Изобразительное искусство» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. («Изобразительное искусство и художественный труд 5-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских - 3-е изд. -М.: Просвещение, 2011.).
Программа разработана на основе примерных программ ФГОС по учебному предмету «Искусство», образовательной программы ФГОС «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл.» Автор: Б.М. Неменский. – М.: «Просвещение», 2011г.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 6 класса — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.
3.Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253.
В 6 "а" классе (в классе гуманитарной направленности) на изучение учебного предмета "Изобразительное искусство" отводится 1 ч./нед., т.е. 35 ч. / год. В 6 "б" классе (в классе естественно-математической направленности) на изучение учебного предмета " Изобразительное искусство " отводится 1 ч./нед., 35 ч./год.
Количество контрольных работ за год - 5
Срок реализации программы - 1 год.
Учебно-методический комплект
Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник ./ Л. А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2014.
Рабочая тетрадь. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 6 класс./ под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2014.
Методическое пособие к учебнику «Искусство в жизни человека». 6 класс/ Л.А.Неменская; под ред. Б.М Неменского. - М.: Просвещение, 2014.
Программы общеобразовательных учреждений: «Изобразительное искусство и художественный труд 5-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских - 3-е изд. -М.: Просвещение, 2011.
Сборника рабочих программ ФГОС. Изобразительное искусство 5-9 классы под редакцией Б.М. Неменского. Москва «Просвещение» 2014.
Цели и образовательные результаты курса представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном.
Цели и задачи программы
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
- формирование духовно-нравственного развития обучающихся, т.е. формирование у них качеств, которые отвечают представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
- развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространств культуры.
Задачи:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
- развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
- формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой , эстетической и личностно значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения;
-овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.
развитие художественно-творческих способностей обучающихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений декоративно-прикладного искусства;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях декоративно-прикладного искусства;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме;
формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Содержание рабочей программы построено на основе компетентностного подхода в соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются познавательная, информационно-комуникативная, рефлексивная деятельности.
В учебном процессе формирование указанных деятельностей происходит при изучении любой темы, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны.
Познавательная деятельность дает возможность самостоятельно и мотивированно организовать свою деятельность, помогают исследовать несложные реальные связи. Создавать собственных произведения, идеальных и реальных моделей объектов, реализация оригинального замысла с использованием разнообразных художественных средств и мультимедейных технологий с умением импровизировать.
Информационно-коммуникативные дает возможность извлечь необходимую информацию их разных источников, умело развернуть и обосновать суждения, определения, приводить доказательства.
Рефлексивная деятельность дает понятие ценности образования как средства развития культуры личности. Помогает объективно оценивать свои учебные достижения, учитывать мнение других при определении собственной позиции и самооценке, уметь соотносить свои усилия с полученными результатами своей деятельности.
Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего.Данная программа реализует принцип непрерывного образования по изобразительному искусству, что соответствует современным потребностям личности и общества и составлена для реализации курса изобразительного искусства в 6 классе, который является частью основной образовательной программы по изобразительному искусству с 1 по 8 класс.
Виды контроля.
1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест. Стартовый контроль проводить в начале учебного года.
2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
4. Итоговый контроль - осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования. Методы диагностики – конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.
Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:
- устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);
- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);
-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
В конце каждого урока анализируется проделанная работа, рассматривается степень продвижения к цели и решение задач урока; проводится итоговая выставка и обсуждение работ учащихся. Желающих высказаться и выбрать лучшие работы всегда очень много. Дети сами оценивают, находят ошибки. Если работы можно исправить, предлагают, как это сделать. Учащиеся наглядно видят свои успехи и недоработки, видят результаты работы своих товарищей, всего класса. Это способствует развитию художественного вкуса и правильной самооценке результатов работы. Усилия направлены на решение творческой задачи, которые раскрывают индивидуальность каждого ребёнка.
Итоговую оценку за работу ставит учитель.
На оценку «5» рисунок оценивается по критериям:
1. Должен отвечать теме.
2. Правильно выполнено в цвете.
3. Полное заполнение листа.
Дополнительно, если работа выполнена в своём стиле, с большей фантазией.
На оценку «4» рисунок оценивается по критериям:
1. Должен отвечать теме.
2. Правильно выполнено в цвете (допускаются не большие ошибки)
3. Полное заполнение листа.
На оценку «3» рисунок оценивается по критериям:
1. Должен отвечать теме.
2. Если работа выполнена только в карандаше или в карандаше и частично в цвете.
Оценка «2» ставится в исключительных случаях, когда учащиеся регулярно не готовы к уроку.
Критерии оценивания детских работ по изобразительному искусству
В связи с тем, что практическая часть урока составляет 15-20 минут критерии оценивания детских работ по «Изобразительному искусству» следующие:
“отлично” - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую и, – или практическую направленность для современного общества.
“хорошо” - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто теоретическое и, – или практическое значение выполненной работы.
“удовлетворительно”- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое и, – или практическое значение.
“неудовлетворительно”- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.
Занятия по изобразительному искусству проводятся в форме уроков по утверждённому расписанию. На основании решения заседания ШМО истории (Протокол № 5 о 20.05.2014 г.) предполагается применение неурочных форм реализации урочной деятельности (около 10 % от общего количества часов), которые вв календарно-тематическом плане выделены курсивом.
Текущая и итоговая оценка результатов деятельности школьников осуществляется по традиционной пятибалльной системе. В соответствии с системой оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО возможно применение рейтинговой оценки, которая рассчитывается таким образом:
100-95 % соответствуют оценке «5»
94-75 % - «4»;
74-50 %-«3»;
менее 50%-«2»;
Оценка сформированности метапредметных результатов на уроке (сформированность Р УУД, П УУД, К УУД) учитывается при выставлении предметной оценки.
Планируемые результаты освоения учебного предмета "Изобразительное искусство" 6 класс
Согласно поставленным целям, по окончании изучения изобразительного искусства в 6 классе ожидаются следующие результаты:
I. Личностные
формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
формирование духовных и эстетических потребностей;
овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
отработка навыков самостоятельной и групповой работы
обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования личности.
В соответствии с требованиями ФГОСа личностные результаты не подлежат итоговой оценке [2, 16].
II. Метапредметные (включают освоенные учащимися УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные)
развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
• в коммуникативной сфере:
— ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;
— организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
• в эстетической сфере:
— реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
— развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
— воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
— проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
• в трудовой сфере:
— применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
Основными содержательными линиями при изучении изобразительного искусства являются:
- возникновение и виды пластических искусств; язык и жанры изобразительного искусства;
- художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; связь времен в искусстве на примере эволюции художественных образов.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Содержание примерной программы направлено на реализации приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик — зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик — художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Наряду с основной формой организации учебного процесса — уроком — рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники: использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
При организации учебного процесса обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал, обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей практической реализацией.
А так же к метопредметным результатам относится перечень умений, проверяемых в рамках выполнения комплексной работы на межпредметной основе в 6 классе.
№ п.п. Наименование блока № умения Проверяемые умения
1. Работа с текстом:
поиск информации
и понимание прчитанного.
1.1. Определять главную тему, общую цель или назначение текста. Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста.
1.2. Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт.
1.3. Объяснять порядок частей / инструкций, содержащихся в тексте.
1.4. Сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы.
1.5. Находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте).
1.6. Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.
1.7. Выделять не только главную, но и избыточную информацию.
1.8. Прогнозировать последовательность изложения идей текста.
1.9. Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме.
1.10. Выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей.
1.11. Формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции.
2. Работа с текстом:
преобразование и
интерпретация
информации.
2.1. Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: изображения, формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому.
2.2. Сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера.
2.3. Обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов.
2.4. Делать выводы из сформулированных посылок.
2.5. Выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
3. Работа с текстом: оценка информации.
3.1. Связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников.
3.2. На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.
3.3. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.
4. Регулятивные универсальные учебные действия.
4.1. Осуществлять целеполагание, постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.
4.2. Анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных ориентиров действия в новом учебном материале.
4.3. Планировать пути достижения целей. Устанавливать целевые приоритеты.
4.4. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
4.5. Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
4.6. Основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
5. Познавательные
универсальные
учебные действия.
5.1.
Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
5.2. Устанавливать причинно-следственные связи.
5.3. Осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия.
5.4. Обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
5.5. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
5.6. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
5.7. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
III.Предметные
Коммуникативные умения
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
Ученик научится:
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
Ученик получит возможность научиться:
• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
• различать произведения разных эпох, художественных стилей;
• различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Ученик научится:
• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Ученик получит возможность научиться:
• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.
Язык пластических искусств и художественный образ
Ученик научится:
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Ученик получит возможность научиться:
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
• анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
Виды и жанры изобразительного искусства
Ученик научится:
• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.
Ученик получит возможность научиться:
• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
• понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.
Изобразительная природа фотографии, театра, кино
Ученик научится:
• определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от картины и нехудожественной фотографии;
• понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино;
• применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей — для школьного фильма);
• применять компьютерные технологии в собственной художественно-творческой деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.).
Ученик получит возможность научиться:
• использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах;
• применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop;
• понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля;
• понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим после просмотра художественного фильма.
2. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» 6 класс
Раздел 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка. (9 часов)
ПУУД- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
РУУД- Умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы.
ЛУУД- формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание.
КУУД- Обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить).
- Определять главную тему, общую цель или назначение текста. Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прчитанного.
- Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт.
- Объяснять порядок частей / инструкций, содержащихся в тексте.
- Сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы.
- Находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте).
- Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.
- Выделять не только главную, но и избыточную информацию.
- Прогнозировать последовательность изложения идей текста.
- Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме.
Тема 1.1. Изобразительное искусство в семье пластических искусств
Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительною искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.
Зрительный ряд: произведения разных видов пластических искусств, демонстрирующие их разность.
Тема 1.2. Рисунок — основа изобразительного творчества
Рисунок — основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.
Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графические произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.
Задание: зарисовка с натуры отдельных растений или веточек (колоски, колючки, ковыль, зонтичные растения и др.).
Материалы: карандаши разной твердости, уголь, черная тушь и палочка, бумага'.
Зрительный ряд: рисунки разных видов, созданные разными материалами, учебный рисунок, наброски и зарисовки мастеров, подготовительные рисунки к картине, рисунки разных жанров (пейзаж, портрет, сцены из жизни людей).
Тема 1.3. Линия и ее выразительные возможности
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линии, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.
Задание: выполнение (по представлению) линейных рисунком трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травяных соцветий, разнообразие в характере линий — тонких, широких, ломких, корявых, волнистых, стремительных и т. д.).Материалы: карандаши или уголь, тушь, бумага.
Зрительный ряд: разные виды линейных рисунков, например линейные рисунки А. Матисса, П. Пикассо, П. Клее, В. Серова («Портрет балерины Карсавиной»); рисунки Н. Кузьмин;). О. Верейского, И. Голицына и др.Тема 1.4. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображе-[ нии и его выразительные возможности.
Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.
Задание: изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени).
Материалы: черная и белая гуашь, кисти, бумага или бумага [ для аппликаций, клей.
Зрительный ряд: европейские гравюры и офорты XVII— [XVIII веков, графические рисунки Ф.Васильева, И.Левитана; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебедевой; графика В. Лебедева, А. Дейнеки, П. Митурича, Н. Тырсы и др.Тема 1.5. Цвет. Основы цветоведения
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.
Задание: фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета '(«Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца» и т. д.). Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия по цветоведению; произведения импрессионистов, постимпрессионистов и российских художников конца XIX и XX века с ярко выраженным состоянием и фактурной живописью.
Тема 1.6. Цвет в произведениях живописи
Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.
Задание: изображение осеннего букета с разным настроением — радостный, грустный, торжественный, тихий ,и т. д.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: произведения живописи с ярко выраженным цветовым состоянием, а также живописные произведения с изображением букетов: В.Ван Гог. Ирисы; Караваджо. Корзина с фруктами; И. Хруцкий. Цветы и плоды; И. Грабарь. Хризантемы; К.Коровин. Цветы и фрукты. На берегу моря; С.Герасимов. Сирень; А.Пластов. Сенокос (фрагмент).
Тема 1.7. Объемные изображения в скульптуре
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства.
Задание: объемные изображения животных в разных материалах.
Материалы: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы.
Зрительный ряд: рисунки и скульптурные произведения анималистического жанра — работы В. Ватагина, И. Ефимова и др.; В.Серов. Рисунки животных; А.Дюрер. Заяц; Рембрандт. Слон.
Тема 1.8. Основы языка изображения
Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.
Зрительный ряд: примеры произведений изобразительного искусства в графике, живописи и скульптуре.
Тема 1.9. Реальность и фантазия в творчестве художника
Беседа. Во всё времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?
Зрительный ряд: произведения искусства, характерные для различных эпох и контрастные между собой по языку изображения.
Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт. (7 часов)
ПУУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Выбор оснований для сравнения объектов ( форма, цвет и т. д.) ученики должны рассуждать.
РУУД - умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы. Умение выполнять поставленные перед собой свои же задачи.
Л УУД - формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание. Проявление особого интереса к новому материалу.
Умение самовыражаться, умение выражать свое отношение к произведениям искусства.
КУУД - обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Умение слушать других и выражать свои мысли.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прчитанного.
- Выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей.
- Формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
-Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: изображения, формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому.
- Сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера.
- Обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов.
- Делать выводы из сформулированных посылок.
- Выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Тема 2.1. Изображение предметного мира — натюрморт
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX веке.
Задание: работа над натюрмортом из плоских изображении знакомых предметов (например, кухонной утвари) с акцентом на композицию, ритм.
Материалы: гуашь, кисти, бумага или бумага для аппликации, клей.
Зрительный ряд: изображения предметов, характеризующих [действия человека в искусстве древности, например: в Древнем Египте — «Сбор плодов» (из гробницы в Бени-Гасане, XX век до н.)) или «Музыканты» (из росписи гробницы Нахта в Фивах, XIV век до н. э. и др.); изображение предметов человека в искусстве Древней Греции и Рима. Мир вещей в искусстве Средних веков, в искусстве Возрождения. Натюрморт VII, XVIII, KIX—XX веков.
Тема 2.2. Понятие формы. Многообразие формокружающего мира
Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Фор[мы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.
Задание: конструирование из бумаги простых геометрических |тел.
Материалы: бумага, клей, ножницы; карандаши и бумага для зарисовок геометрической основы различных предметов.
Зрительный ряд: предметы, созданные человеком, и природные формы для анализа конструкции.
Тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. [Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.Задание: изображение конструкций из нескольких геометрических тел (зарисовки).
Материалы: карандаш, бумага.
Зрительный ряд: геометрические тела из гипса и бумаги, таблицы и наглядные пособия, фрагменты с изображением предметного мира и архитектурных построек из произведений эпохи Возрождения.
Тема 2.3.Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.
Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.
Тема 2.4. Освещение. Свет и тень
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.
Задание: изображение геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением.
Материалы: черная и белая гуашь или акварель, бумага. Зрительный ряд: освещенные боковым светом геометрические 1тела; натюрморт из простых предметов с боковым освещением;
наглядные пособия и таблицы; произведения искусства — натюрморты из европейской живописи XVII—XVIII веков.
Тема 2.5. Натюрморт в графике
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.
Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.
Задание: практическая работа предполагает оттиск с аппликации на картоне.
Материалы: картон, клей, ножницы, фактуры для наклеек, типографская или масляная краска одного темного цвета и фотографический валик, бумага для оттисков.
Зрительный ряд: изображения в печатной графике гравюра и офорт в русском и европейском искусстве XV—XVIII веков | (А.Дюрер. Гравюра «Святой Иероним в келье» и др.), гравюра В. Фаворского, печатная графика Д. Митрохина.Тема 2.6. Цвет в натюрморте
Цвет в живописи и богатство его выразительных возможнойстей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живопи-1 си (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Задание: работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственные натюрморт и т. д.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: А.Матисс. Красные рыбки; М. Сарьян Виноград; В.Серов. Девочка с персиками (фрагмент); И. Mauiков. Синие сливы; К. Петров-Водкин. Скрипка, Утренний на4 тюрморт; А. Ники ч. Торжественный натюрморт.
Тема 2.7. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)
Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.
Задание: работа над натюрмортом, который можно было бй назвать «натюрморт-автопортрет».
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: И.Грабарь. Неприбранный стол; Н.Сапунов. Ваза, цветы и фрукты; И.Машков. Хлебы. Д. Штерен-берг. Красный натюрморт; 3. Серебрякова. Автопортрет. За туалетом (фрагмент); А. Никич. Торжественный натюрморт; Б. Неменский. Память смоленской земли, Листы чистой бумаги; В. Стожаров. Натюрморт с братиной, Лен.
Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет. (10 часов)
ПУУД- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
- Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
- Устанавливать причинно-следственные связи.
- Осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия.
- Обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
Р УУД- Осуществлять целеполагание, постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.
- Анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных ориентиров действия в новом учебном материале.
- Планировать пути достижения целей. Устанавливать целевые приоритеты.
- Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
- Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
- Основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
-Умение планировать свою деятельность, а также контролировать процесс и результат работы.
ЛУУД- формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание.
КУУД- Обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить).
Работа с текстом: оценка информации:
- Связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников.
- На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.
- В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию
Тема 3.1. Образ человека — главная тема искусства
Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.
Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.
Зрительный ряд: примеры древнеегипетского портретного изображения в скульптуре, древнеримский скульптурный портрет, фаюмский портрет, изображение человека в искусстве Возрождения в Италии, портрет XVIII века. Портреты Рембрандта, Эль Греко, Веласкеса; русский портрет XVIII—XIX веков: портреты Ф. Рокотова, В. Боровиковского, Д. Левицкого, И» Репина, И. Крамского, В. Серова; портрет в русском искусстве XX века.
Тема 3.2. Конструкция головы человека и ее пропорции
Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
Задание: работа над рисунком или аппликацией — изображение головы с соотнесенными по-разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и т. д.).Материалы: карандаш и бумага или черная акварель и бумага, или аппликация из вырезанных из бумаги форм (деталей лица).
Зрительный ряд: наглядные пособия и таблицы, рисунки и фотографии различных лиц.
Тема 3.3. Изображение головы человека в пространстве
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.
Задание: объемное конструктивное изображение головы.
Материалы: карандаш, бумага или аппликация с дорисовками.
Зрительный ряд: наглядные пособия и методические таблицы: учебный академический рисунок гипсовой головы со стадиями работы; А.Дюрер. Головы к напечатанному учению о пропорциях; Леонардо да Винчи. Схема пропорций мужской головы; П.Рубенс. Девять различных голов на одном листе; Г. Гольбейн Младший. Набросок конструкции головы в ракурсе; Рембрандт. Девять штудий голов.
Тема 3.4. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.
Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.
Задание: рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника.
Материалы: уголь или уголь и сангина, бумага.
Зрительный ряд: Г. Гольбейн Младший. Графические портреты; А.Дюрер. Набросок к «Апостолу Марку»; графические портреты О. Кипренского, И. Репина, В. Серова, 3. Серебряковой. К. Сомова, М. Врубеля.
Тема 3.5. Портрет в скульптуре
Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Задание: работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.
Материалы: пластилин или глина, стеки, для облегчения работы — круглые сосуды (пузырьки, банки и т. п.) в качестве каркаса.Зрительный ряд: скульптурный портрет в Древнем Риме; Л. Берн и ни. Портрет герцога д'Эсте; Ж. Гуд он. Бюст Вольтера; Ф.Шубин. Портрет князя Голицына; Н.Андреев. Панька: А.Голубкина. Мальчик; С.Коненков. Михрюша, Сказительница былин М. Д. Кривоколенова.
Тема 3.6. Сатирические образы человека
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.
Задание: изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей.
Материалы: уголь или тушь, черная акварель, кисть, карандаш
Зрительный ряд: гротесковые рисунки голов работы Леонар-10 да Винчи; сатирические образы О. Домье в скульптуре и графике; сатирические рисунки В. Дени, Д. Кардовского; политичекая сатира Б. Ефимова, Кукрыниксов.
Тема 3.7. Образные возможности освещения в портрете
Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.
Задание: наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении.
Материалы: черная акварель, кисть, бумага.
Зрительный ряд: графические и живописные портреты Рембрандта; изображения человека в произведениях Ж. де Латура, М.Караваджо, К.Брюллова; И.Репин. Мужичок из робких; фотографии головы в разном освещении.
Тема 3.8. Портрет в живописи
Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.
Задание: аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.
Материалы: карандаш, акварель, бумага.
Зрительный ряд: портреты Рафаэля, Тициана, А. Ван Дейка, Д. Веласкеса, Гейнсборо; портреты Д. Левицкого, Ф. Рокотова, В.Боровиковского; И.Крамской. Неизвестная; В.Серов. Портрет О. М. Орловой, М. Н. Ермолова; 3. Серебрякова. Автопортрет. За туалетом; портреты М. Врубеля.
Тема 3.9. Роль цвета в портрете
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.
Задание: работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга).
Материалы: гуашь или акварель, кисти, бумага.
Зрительный ряд: О.Ренуар. Портрет Ж. Самари; В.Серов. Девочка с персиками. Девушка, освещенная солнцем; В. Ван Го г. Портрет доктора Гаше; Ф.Малявин. Вихрь; А.Архипов. Крестьянка в красном.
Тема 3.10. Великие портретисты (обобщение темы)
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих Художников.
Зрительный ряд: произведения нескольких зарубежных и русских великих художников-портретистов (по выбору учителя).
Раздел 4. Человек и пространство в изобразительном искусстве. (9 часов)
ПУУД- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
- Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
- Устанавливать причинно-следственные связи.
- Осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия.
- Обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
Р УУД- Осуществлять целеполагание, постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.
- Анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных ориентиров действия в новом учебном материале.
- Планировать пути достижения целей. Устанавливать целевые приоритеты.
- Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
- Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
- Основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
- Умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы.
ЛУУД- формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание.
КУУД- Обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить).
Работа с текстом: поиск информации и понимание прчитанного.
- Определять главную тему, общую цель или назначение текста. Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста
- Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт.
- Объяснять порядок частей / инструкций, содержащихся в тексте.
- Сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы.
- Находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте).
- Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.
- Выделять не только главную, но и избыточную информацию.
- Прогнозировать последовательность изложения идей текста.
- Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме.
- Выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей.
- Формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
-Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: изображения, формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому.
- Сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера.
- Обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов.
- Делать выводы из сформулированных посылок.
- Выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Работа с текстом: оценка информации:
- Связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников.
- На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.
- В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.
Тема 4.1. Жанры в изобразительном искусстве
Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.
Зрительный ряд: примеры по каждому жанру.
Тема 4.2. Изображение пространства
Беседа о пилах перспективы в изобразительном искусств«И Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусст-1 ве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве ХГ века и его образный смысл.
Зрительный ряд: древнеегипетские росписи стен с фризовой композицией; примеры древнегреческой вазописи; помпейские фрески; византийская мозаика и древнерусская иконопись; эпоха Возрождения: работы Пьеро делла Франчески, Андреа Мантеньи, Яна Ван Эйка, Леонардо да Винчи (Благовещение, Тайная вечеря пространство в произведениях П. Веронезе и Тициана.Тема 4.3. Правила линейной и воздушной перспективы
Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.
Задание: изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдение» правил линейной и воздушной перспективы.
Материалы: карандаш, гуашь с ограниченной палитрой, кисти, бумага.
Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия о правила} перспективы; А.Дюрер. Художник, рисующий портрет при помощи перспективного экрана; Б. П интуриккио. Портрет мальчика; П. делла Франческа. Городской пейзаж с изображением идеального города; С.Щедрин. Веранда, обвитая виноградом! Новый Рим; И.Левитан. Владимирка, Осенний день. Сокольники; И.Шишкин. Рожь.
Тема 4.4. Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.
Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.
Задание: работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр. Выполнение задания может быть как индивидуальным, так и коллективным с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями.
Материалы: гуашь, кисти, бумага и клей, ножницы для аппликации.
Зрительный ряд: Н.Пуссен. Пейзаж с Полифемом; К. Лорре н. Пейзаж с похищением Европы; П.Брейгель. Времена года; С.Щедрин. Вид на Капри; И.Левитан. Над вечным покоем; Н. Рерих. Гималаи.
Тема 4.5. Пейзаж-настроение. Природа и художник
Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.
Задание: создание пейзажа-настроения — работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например, изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: К. Моне. Впечатления. Восход солнца, Поле маков; П.Сезанн. Гора Сент-Виктуар; В. Ван Го г. Пшеничное поле и кипарисы; И.Левитан. Золотая осень. Март. Большая вода; И.Грабарь. Февральская лазурь. Мартовский снег; пейзажи К. Юона, Н. Крымова, А. Пластова и др.
Тема 4.6. Пейзаж в русской живописи.
История формирования образа природы в русском искусстве. Образы природы в произведениях А.Венецианова, А.Саврасова, И.Шишкина
Тема 4.7. Пейзаж в графике.
зарисовки и наброски пейзажей в творчестве известных художников. Многообразие графических техник. Графические приемы.
Тема 4.8. Городской пейзаж.
Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века.
Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после предварительно-то эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа.
Задание: создание графической композиции «Наш (мой) город».
Материалы: гуашь с ограниченной палитрой или оттиски с аппликацией на картоне.
Зрительный ряд: венецианский и голландский пейзажи XVII века, городской пейзаж в русском искусстве конца XIX — начала XX века, город в живописи и графике в русском искусстве XX века.
Тема 4.9. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл
Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства.
Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства — труд души.
Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.
Зрительный ряд: произведения живописи, графики и скульптуры; портреты, пейзажи и натюрморты разных народов и эпох.
3.Тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 6 класс
№ п.п. Наименование раздела и тема Кол-во часов
6 "а" Кол-во часов
6 "б"
Раздел 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
9 9
1.1. Изобразительное искусство в семье пластических искусств. 1 1
1.2. Рисунок – основа изобразительного творчества. 1 1
1.3. Линия и ее выразительные возможности. 1 1
1.4. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. 1 1
1.5. Цвет. Основы цветоведения. 1 1
1.6. Цвет в произведениях живописи. 1 1
1.7. Объемные изображения в скульптуре. 1 1
1.8. Основы языка изображения. 1 1
1.9. Реальность и фантазия в творчестве художника. 1 1
Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт.
7 7
2.1. Изображение предметного мира – натюрморт. 1 1
2.2. Понятие формы.
Многообразие форм окружающего мира. 1 1
2.3. Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива. 1 1
2.4. Освещение. Свет и тень. 1 1
2.5. Натюрморт в графике. 1 1
2.6. Цвет в натюрморте. 1 1
2.7. Выразительные возможности
натюрморта. 1 1
Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет.
10 10
3.1. Образ человека – главная тема искусства. 1 1
3.2. Конструкция головы человека и ее пропорции. 1 1
3.3. Изображение головы человека и её основные пропорции. 1 1
3.4. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. 1 1
3.5. Портрет в скульптуре. 1 1
3.6. Сатирические образы человека. 1 1
3.7. Образные возможности освещения в портрете. 1 1
3.8. Портрет в живописи. 1 1
3.9. Роль цвета в портрете. 1 1
3.10. Великие портретисты прошлого. 1 1
Раздел 4. Человек и пространство в изобразительном искусстве.
9 9
4.1. Жанры в изобразительном искусстве. 1 1
4.2. Изображение пространства. 1 1
4.3. Правила линейной и воздушной перспективы. 1 1
4.4. Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. 1 1
4.5. Пейзаж – настроения. 1 1
4.6. Пейзаж в русской живописи. 1 1
4.7. Пейзаж в графике. 1 1
4.8. Городской пейзаж. 1 1
4.9. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. 1 1
Всего за год 35 35
Тематическе планирование, предполагающее выполнение практических работ
Наименование разделов и тем Макс. учеб. нагрузка,
час. Количество аудиторных часов
Теоретические занятия Уроки контроля (обобщающие уроки) Практические работы
1 2 3 4 5
Раздел 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
Тема 1.1. Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
Тема 1.2. Рисунок – основа изобразительного творчества.
Тема 1.3. Линия и ее выразительные возможности
Тема 1.4. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
Тема 1.5. Цвет. Основы цветоведения.
Тема 1.6. Цвет в произведениях живописи.
Тема 1.7. Объемные изображения в скульптуре
Тема 1.8. Основы языка изображения.
Тема 1.9. Реальность и фантазия в творчестве художника. 9 9 2
1
1 9
Раздел 2. Мир наших вещей Натюрморт.
Тема 2.1. Изображение предметного мира – натюрморт.
Тема 2.2. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Тема 2.3. Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.
Тема 2.4. Освещение. Свет и тень.
Тема 2.5. Натюрморт в графике.
Тема 2.6. Цвет в натюрморте.
Тема 2.7. Выразительные возможности натюрморта.
7
7
1
1
7
Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет.
Тема 3.1.Образ человека – главная тема искусства.
Тема 3.2. Конструкция головы человека и ее пропорции.
Тема 3.3. Изображение головы человека и её основные пропорции.
Тема 3.4. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
Тема 3.5. Портрет в скульптуре.
Тема 3.6. Сатирические образы человека.
Тема 3.7. Образные возможности освещения в портрете.
Тема 3.8. Портрет в живописи.
Тема 3.9. Роль цвета в портрете.
Тема 3.10. Великие портретисты прошлого.
10 10 1
1
10
Раздел 4. Человек и пространство в изобразительном искусстве.
Тема 4.1. Жанры в изобразительном искусстве.
Тема 4.2. Изображение пространства
Тема 4.3. Правила линейной и воздушной перспективы.
Тема 4.4. Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.
Тема 4.5. Пейзаж – настроения.
Тема 4.6. Пейзаж в русской живописи.
Тема 4.7. Пейзаж в графике.
Тема 4.8. Городской пейзаж.
Тема 4.9. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. 9
9
1
1 9
Всего по дисциплине 35 35 5 35