Одушевленные и неодушевленные имена существительные 
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ (VII ВИДА).
Тема урока: Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Цель урока: Знать о существительных одушевленных и неодушевленных;
                       уметь различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Оборудование: мел, доска, таблица, учебники, карточки.
1.Организационный момент.
2.Синтаксический разбор предложения.
(учащиеся должны выделить грамматическую основу предложения, назвать какой частью речи выражено подлежащее).
Прилетели птицы и наполнили лес своим пением.
3.Беседа с учащимися.
1)К какой части речи относятся слова: птицы, лес, пением? (к существительным).
2) Что обозначает имена существительные? (предмет).
3)На какие вопросы отвечают имена существительные?
                                              Кто?                        Что?
                                         Ученик                         книга
4.1)Словарный диктант.
(один ученик выполняет задание за закрытой доской, а остальные пишут под диктовку).
Гитара, вокзал, шофёр, арена, тренер, магазин, солдат, рабочий.
(После слова проверяются, сравнивая с доской).
2)На какие две группы можно распределить данные слова?
                    Одушевлённые                              Неодушевленные
                           Кто?                                                     Что?
3) Ребята, а теперь вместе с вами составим схему-подсказку, которая поможет нам в работе.
                                                          СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
                                    Одушевленные                   Неодушевленные
                                              Кто?                                            Что?
                                              Учитель                                     корзина
                                             Спортсмен                                 телефон
                                             Шофёр                                        футбол
(Задание: учащиеся записывают слова, распределяя по группам).
4). Учащиеся делают вывод, исходя из данной схемы:
Существительные, которые отвечают на вопрос кто? - называются одушевленными;
Существительные, которые отвечают на вопрос что? – называются неодушевленными.
5. Чтение правила с учебника – стр.195; п.91.
   Выполнение упражнения  №:478.
6.Работа с текстом (карточки).
Задание: укажите в тексте одушевленные и неодушевленные существительные.
Глубокая осень. Перелетные птицы улетели на юг. Вот извилистое побережье западного Каспия. Здесь, в огромном заливе, устроили большой заповедник для птиц. Сейчас в нем обитают зимние пернатые гости: лебеди, гуси и утки.
7. Игра « Составь слово».
1 – вариант                                                               2 – вариант
Ночной (корень)                                                   передать (приставка)
Ручка (суффикс)                                                     возить (корень)
Весна (окончание)                                                 летчик (суффикс)
                                                                                    Стол (окончание)
НОЧКА                                                                        ПЕРЕВОЗЧИК.
8. На уроках литературы мы познакомились со сказками. Вместе с героями сказок мы с вами попадаем в сказочный мир и путешествуем вместе с ними. Сегодня на нашем уроке мы выполним некоторые задания и отгадаем знакомые нам сказки.
1. Отправился старик к синему морю.
(Сказка о рыбаке и рыбке).
2.Вдруг щука заговорила человеческим голосом.
(По щучьему велению).
3.И отправился Елисей за своей невестой.
  (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях).
4.Снесла, курочка Ряба яичко не простое, а золотое. 
  (Курочка Ряба).
9. А теперь подведем итоги нашего урока.
10. Домашнее задание: п. 91, упр. № 480.