Родительское собрание. Тема лекции «Роль семьи в формировании личности ребёнка»

«Таран ауданы ‰кімдігі білім беру б™лімініS Береговой орта мектебі» КММ
КГУ «Береговая средняя школа отдела образования акимата Тарановского района»

Дата: 27.11.2015г

Родительское собрание. Тема лекции «Роль семьи в формировании личности ребёнка»


Место проведения: КГУ «Береговая средняя школа»
Выступление Шевченко С.Н психолога Береговой средняя школы
Участники: педагоги и родители

Цель: выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями.
Оформление:
На доске (или стенде) представлены вопросы анкет и теста (см. по тексту).
На столах чистые листы, ручки.
На доске записи (или плакаты):
- «Наши дети - это наша старость; плохое воспитание - это наше горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной» (А. С. Макаренко);
«Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего, состояния рода человеческого» (Э. Кант).
Ход собрания
1 Информационная часть.
Психолог
Уважаемые родители! Давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль играют семья и школа в их воспитании.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка -чтобы его любили таким, какой он есть.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их [детей]». Есть много разновидностей этой уродливой любви. Вот некоторые из них: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа.
Уважаемые родители! Прежде, чем я раскрою смысл каждого из этих выражений, хочу обратить ваше внимание на мини-анкету, вопросы которой записаны на доске. За время собрания дайте, пожалуйста, ответы на эти вопросы, и если где-то столкнетесь с несоответствием между желанием и действительностью, то попробуйте найти выход из противоречия и проанализировать, почему оно возникло.

Вопросы мини-анкеты для родителей:
С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?
С каким лицом чаще всего ваш ребенок общается с вами?
3. Каким, по-вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?


Психолог. Вернемся к тем недостаткам, которые встречаются в воспитании.
Любовь умиления - самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия: «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир
Вторая разновидность неразумной родительской любви - деспотическая любовь. Эта форма - одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков маленький человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.
Третья разновидность неразумной родительской любви - любовь откупа. Родители в такой семье считают, что их долг заключается лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделит достаточно внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты.
Сейчас я предоставлю вам возможность взглянуть на некоторые ситуации, возникающие в семье, глазами ваших детей, а потом сравнить свои ответы с их взглядами.
Практическая часть. Анкетирование.
Классный руководитель 8 класса: Журтрукова Жанна Галимхановна
Вопросы анкеты для детей «Я и моя семья» (варианты ответов: практически всегда, иногда, почти никогда):
Родители меня во всем поддерживают.
У нас бывают разногласия, даже ссоры.
Мне бывает трудно дома.
4.Родители предъявляют ко мне слишком высокие требования в учебе.
5.Меня во многом ограничивают.

6. Родители всегда считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими моими нуждами.
Мне дают карманные деньги.
У нас дома бывают одноклассники, друзья.
Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.
10. Родители заняты только собой.
Уважаемые родители! Ваша задача - попробовать поставить себя на место вашего собственного ребенка и ответить на вопросы так, как ответил бы он, то есть взглянуть на ситуацию его глазами.
С помощью родителей у ребенка постоянно закладываются представления о том, какой должна быть семья, ее быт, взаимоотношения между членами семьи. Зачастую семья, в которой вырос ребенок, становится моделью его будущей семьи. О взаимоотношениях в семье, о поощрениях и наказаниях, о доброте и честности, поведем мы разговор в микрогруппах.

Работа в микрогруппах, выступления родителей.

3. Заключительное слово.
Психолог. Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети - наши постоянные свидетели. Они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались скрыть это.

Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители - пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец!
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни? И в заключение нашего собрания я предлагаю вам тест-игру «Какой вы родитель?».

Тест для родителей. Говорите ли вы ребенку следующие фразы?
Сколько раз тебе повторять?
Посоветуй мне, пожалуйста.
Не знаю, что бы я без тебя делала!
И в кого ты такой уродился?
Какие у тебя замечательные друзья!
Ну на кого ты похож?!
Вот я в твое время...
Ты моя опора и помощник!
Ну что за друзья у тебя?
О чем ты только думаешь?
11.Какой ты у меня умница!
12.А как ты считаешь, сынок (доченька)?
13.У всех дети, как дети, а ты...
14.Какой ты у меня сообразительный!

Правильные ответы: 1, 4, 6, 7, 9, 10, 13 - «нет»; 2, 3, 5, 8, 11, 12, 14-«да».

Результаты теста:
Если вы верно ответили практически на все вопросы, вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
Если вы допустили 3-5 неверных ответов, вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
Если вы допустили 6-10 неверных ответов, вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.
Если вы допустили 11-14 неправильных ответов, вы сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его словам.

Подведение итогов родительского собрания. Выводы:
Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Не скупиться на ласку, внимание, сочувствие.
Не применять к детям физических мер воздействия


 ’ 
15