Классный час О справедливости


Классный час в 4А классе
Учитель: Панихина Татьяна Викторовна
Тема: « Поговорим о справедливости.»Цель: дать представление о содержании поступков детей, которые могут быть названы справедливыми или несправедливыми.
Задачи:
1.познакомиться с новыми понятиями «справедливость», «справедливый»;
2.учиться распознавать справедливые и несправедливые поступки.
3. Учить определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои  и  чужие поступки, делать правильный выбор поступков.
Формируемые УУД.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из разных источников (текст, ситуации)
2. Строить речевое высказывание в устной форме.
3. Делать выводы на основе анализа объектов.
4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
Регулятивные УУД
1. Определять цель деятельности на уроке.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Принимать и сохранять учебную задачу.
4. Планировать свои действия
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные результаты
1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
1. Организационный этап
- Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня с вами вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду , злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2.Создание проблемной ситуации, формирование проблемы
Проблемная ситуация.
Учитель угощает детей конфетами и заведомо одной группе детей дает конфет больше, другой меньше и третьей группе дает только по одной конфете. Замечая замешательство. Задает вопрос: «Что-то случилось? Я вижу за одним столом очень довольных ребят, за другим – менее довольных, но все же, в хорошем расположении духа, а за третьим столом явное недоумение.Обращается к ребятам за каждым столом (что вы сейчас чувствуете?) А что явилось причиной появлению таких чувств?Какие у вас есть предположения по поводу темы нашего общения?
Приятно, радостно.Несправедливое разделение конфет.Возможно, мы будем говорить о справедливости?
3.Введение в ситуацию.
(Мозговой штурм.)
Введение в ситуацию, знакомство со словарным значением слова «Справедливость»
Иногда мы слышим, как кто-нибудь восклицает: «Ты несправедлив ко мне!» « Это несправедливое наказание!» « Я требую справедливости!» Что это означает?
-Продолжить предложение: «Справедливость для меня – это …».
Ознакомьтесь с определением понятия
« справедливость»
Составление плана работы
Справедливость –
беспристрастное отношение к чему-либо, стремление следовать истине, правде в словах и поступках.
Происхождение слова от старославянского праведный, восходит к словосочетанию « с правдой», « соответствующий правде, правильный.Значит, справедливость –то, что с правдой, с правилами, с истиной.
Это относится и к оценке, которую люди могут дать поступкам человека. Если мы признаём чьи-то поступки правильными, честными, значит они справедливые. Если же мы про хороший поступок говорим, что он плохой, потому что нам не нравится человек, совершивший этот поступок, - это несправедливо.
-Какого человека называют справедливым?
-Положительное это или отрицательное качество человека?
Толковый словарь - поиск
Справедливый:
действующий беспристрастно, соответствующий истине.
Истинный, правильный.
Осуществляемый на законных и честных основаниях.
Беспристрастный -не имеющий ни к кому пристрастия( сильной склонности, предвзятости, предубеждённости к кому-чему-нибудь), справедливый.
- В чём проявляется справедливость?
Ученики высказываются
Кто поступает честно, по совести, по закону.
На слайде, читают
тот, который поступает честно, по совести, по закону
В поступках.
4Решение проблемы, открытие новых знаний.
А)оценивание поступков
- Ребята, вам предлагается задание- оценить поступки детей( справедливо или несправедливо).
Делить всё поровну
Захватывать себе всё лучшее
Требовать к себе особого внимания.
Объективно оценивать свои поступки и поступки товарищей.
Уважать чужие мнения и чужие привычки.
Оговаривать товарищей.
Бороться с недостатками, неправильным мнением или поведением.
Обижаться, когда от тебя требуют выполнения твоих обещаний.
Защищать товарища, если он прав.
Работают в паре, обсуждают, справедливо или несправедливо совершать такие поступки. Затем высказывают свою точку зрения, обосновывают свой выбор.
-Вы учились оценивать поступки, дали правильную оценку. Значит вы поступили- справедливо.
-Добрый поступок должен быть вознаграждён, например, благодарностью или добрым словом. Справедливо?- вы молодцы! Прекрасно поработали!
За совершённое преступление человек должен быть наказан-штрафом, потерей свободы. Справедливо?
Справедливость делает жизнь людей правильной и честной.
-Что вызывает несправедливость? Какие чувства?
- что делать, если несправедливость уже допущена?
Несправедлив тот, кто поступил плохо, молчит, не признаётся в своей вине или обвиняет вместе со всеми невиновного.
- Обиду, злость , протест
-восстановить справедливость, исправить ошибку
Б)Обсуждение сценок
Сценка 1. «Игра» .Сестра забрала себе почти все игрушки, а брату оставила совсем мало. Они стали спорить. Сестра говорит:
- Я старше, значит мне надо больше кубиков.
Брат отвечает:
-А я тоже хочу играть.
Оцените поведение детей. Кто поступил несправедливо? Как восстановить справедливость?
Сценка 2. « Дружок».
Мама пришла с работы и спросила у сына:
-Сынок, ты гулял с Дружком?
Сын отвечает:
-Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить
-Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я –вечером.Ты давал обещание,- возмутилась мама.
Мальчик обиделся и сказал маме:
-Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения.
-Оцените поступок мальчика.
Мы говорили, что справедливо, а что нет. А по каким признакам мы это определяем?
участвуют 1 девочка и 1 мальчик. Дети играют за столом.
Несправедливо поступила сестра, забрала больше игрушек. Надо игрушки поделить поровну.
Участвуют 1 девочка( мама) и 1 мальчик (сын)
Мальчик поступил несправедливо, потому что он не выполнил своё обещание.
В)Работа в группах с ситуациями.
Поучимся находить правильное справедливое решение в какой-либо ситуации.
Учитель раздает ситуации трем группам:
Одноклассник сел на твое место  и не хочет его покидать.  (Как ты поступишь?)
К тебе подошел одноклассник и сообщил тебе (грубо), что ты сидишь на его месте. (Как ты поступишь?)
3.Ты родитель, которому позвонил классный руководитель и сообщил, что твой ребенок грубо разговаривал с одноклассником (делили место за партой) и долгое время не давал начать вести урок. (Как ты поступишь?).
Скажите, вам трудно было прийти к одному решению? Что мешало быстро принять решение?Услышав ответы ребят, учитель делает вывод: Главная трудность в различном толковании справедливости в том, что каждый понимает справедливость, так как он хочет. Одно и то же может казаться несправедливым для тебя и справедливым для другого, и наоборот.
- Кто из вас знает, кто это?
-Почему у неё завязаны глаза?
Древнегреческую богиня правосудия и справедливости- Фемида.  В представление людей она была такой.
Богиня справедливости оснащена тремя символами:
меч – символизирующий неотвратимость наказания совершившего противоправное деяние,он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает; весы – древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые при жизни, завязанные глаза указывают на беспристрастность.
В ситуации, которую мы сегодня обсуждаем всегда два участника: награжденный или виновный, по отношению к которому поступили справедливо или нет, наградили или наказали и человек который вершит справедливость над другим. Скажите, что необходимо помнить и тому и другому, глядя на богиню справедливости
Работа в группе.
Ученики в течение 3 минут обсуждают  варианты своего решения относительно ситуаций.
Ответы детей
1.Поступать по совести и знать, что наказание все рано свершится.2.Человеку, который вершит справедливость, важно иметь непредвзятое, безэмоциональное, компетентное мнение относительного того или иного вопроса, так как наградив или наказав кого-то под воздействием эмоций можно несправедливо поступить как к самому человеку, так и к другим людям. Справедливость подразумевает отсутствие эмоций, предвзятости, некомпетентности
Г) Антология мудрости
А вам хотелось бы быть справедливыми? А быть справедливыми сложно? Какие правила надо выполнять?
Избегать в своих действиях зла.
Стремиться к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть.
Признавать правоту других людей, сомневаться в собственной безусловной правоте.
Быть готовым пойти навстречу другому человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения.
Стремиться найти решение, которое могло бы устроить всех.
Не посягать на личность и достоинство человека
Исполнять обязанности перед другими и самим собой.
Дети читают высказывания и объясняют , что автор хотел сказать
Работа в группе.
1 гр. Отмечают ответы в тесте
1. Что означает быть справедливым?
А) избегать в своих действиях зла
Б)все ответы верны
В)бороться с пороками
Г)признавать правоту других людей
2.Чем может быть вознагражден справедливый поступок?
А)удостоверением личности
Б)похвальной грамотой
В)благодарностью людей
Г)справкой
3.Чем может быть наказан несправедливый поступок?
А)осуждением
Б)забвением
В)неодобрением
Г)ограничением прав человека
2 гр. Задание «Вставь пропущенное слово»
ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО:
……….. требует соблюдения прав других людей, не допускает унижения достоинства других людей.
За одинаковые поступки люди должны получать равные награды и наказание, в этом состоит принцип……………….
3 гр. Собери пословицу. « Сперва рассуди, а там осуди»
5. Рефлексия.
1)-Вернёмся к планированию нашей работы.
-С какими нравственными понятиями мы познакомились на занятии?
-Какого человека считают справедливым? Как бы вам хотелось, чтобы окружающие относились к вам: справедливо или несправедливо?- А что для этого нужно делать?
-Как исправить ту несправедливость, которая у нас в начале урока образовалась?
2) Подумайте, вы каких поступков в жизни совершали больше: справедливых или несправедливых?Оцените себя. На левую чашечку весов положите горошинку, если вы всегда совершали справедливые действия.
Если же хотя бы что-то несправедливое совершили, слово, действие- положите на правую чашу весов горошинку.
Работать над собой, учиться
Справедливость
Справедливый
Самим поступать по справедливости
Дети выходят к весам, производят самооценку.
Работаем в паре.
Ребята, вам предлагается задание. Прочитайте, обсудите и оцените поступки детей(справедливо или несправедливо).
Делить всё поровну
Захватывать себе всё лучшее
Требовать к себе особого внимания.
Объективно оценивать свои поступки и поступки товарищей.
Уважать чужие мнения и чужие привычки.
Оговаривать товарищей.
Бороться с недостатками, неправильным мнением или поведением.
Обижаться, когда от тебя требуют выполнения твоих обещаний.
Защищать товарища, если он прав.
Подготовьтесь к устному ответу.
Выскажите свою точку зрения. Обоснуйте ответ.
Работаем в паре.
Ребята, вам предлагается задание. Прочитайте, обсудите и оцените поступки детей(справедливо или несправедливо).
Делить всё поровну
Захватывать себе всё лучшее
Требовать к себе особого внимания.
Объективно оценивать свои поступки и поступки товарищей.
Уважать чужие мнения и чужие привычки.
Оговаривать товарищей.
Бороться с недостатками, неправильным мнением или поведением.
Обижаться, когда от тебя требуют выполнения твоих обещаний.
Защищать товарища, если он прав.
Подготовьтесь к устному ответу.
Выскажите свою точку зрения. Обоснуйте ответ.
Работаем в паре.
Ребята, вам предлагается задание. Прочитайте, обсудите и оцените поступки детей(справедливо или несправедливо).
Делить всё поровну
Захватывать себе всё лучшее
Требовать к себе особого внимания.
Объективно оценивать свои поступки и поступки товарищей.
Уважать чужие мнения и чужие привычки.
Оговаривать товарищей.
Бороться с недостатками, неправильным мнением или поведением.
Обижаться, когда от тебя требуют выполнения твоих обещаний.
Защищать товарища, если он прав.
Подготовьтесь к устному ответу.
Выскажите свою точку зрения. Обоснуйте ответ.
Работаем в паре.
Ребята, вам предлагается задание. Прочитайте, обсудите и оцените поступки детей(справедливо или несправедливо).
Делить всё поровну
Захватывать себе всё лучшее
Требовать к себе особого внимания.
Объективно оценивать свои поступки и поступки товарищей.
Уважать чужие мнения и чужие привычки.
Оговаривать товарищей.
Бороться с недостатками, неправильным мнением или поведением.
Обижаться, когда от тебя требуют выполнения твоих обещаний.
Защищать товарища, если он прав.
Подготовьтесь к устному ответу.
Выскажите свою точку зрения. Обоснуйте ответ.
Работаем в группе.
Ребята, познакомьтесь с ситуацией, обсудите варианты своего решения .Одноклассник сел на твое место  и не хочет его покидать.  (Как ты поступишь?)
Представить результаты вашего решения можно:
в устной форме;
в виде инсценирования( для этого распределите роли, проиграйте ситуацию и варианты своего решения)
Работаем в группе.
Ребята, познакомьтесь с ситуацией, обсудите варианты своего решения
К тебе подошел одноклассник и сообщил тебе (грубо), что ты сидишь на его месте. (Как ты поступишь?)
Представить результаты вашего решения можно:
1)в устной форме;
2)в виде инсценирования( для этого распределите роли, проиграйте ситуацию и варианты своего решения)
Работаем в группе.
Ребята, познакомьтесь с ситуацией, обсудите варианты своего решения
Ты родитель, которому позвонил классный руководитель и сообщил, что твой ребенок грубо разговаривал с одноклассником (делили место за партой) и долгое время не давал начать вести урок. (Как ты поступишь?).
Представить результаты вашего решения можно:
1)в устной форме;
2)в виде инсценирования( для этого распределите роли, проиграйте ситуацию и варианты своего решения)