Ищу Человека… (по рассказу А. Платонова «Юшка»)
Ищу Человека…
(по рассказу А. Платонова «Юшка»)
Эпиграфы: Человек есть тайнаФ. Достоевский
Уважай в себе и в других человеческую личность
Д.И. Писарев
Что ты ищешь, Диоген? – спрашивали его афиняне.
-Я ищу человека, - овечал он.
(И. Кузмичев. Литература и нравственное воспитание личности
Цели урока:
— расширение представления учащихся о творчестве русских писателей XX века;
— продолжение знакомства с творчеством А. Платонова;
— воспитание эмоциональной отзывчивости детей.
-развитие навыка характеристики литературного героя
- обогащение словарного запаса путем ввода новых понятий.
Ход урока:
Слово учителя:
А. П. Платонов – замечательный писатель. По словам А. И. Солженицына «неслыханной глубины и красоты поразительной».
Жизнь Платонова и его литературная судьба были нелегки, но он всегда был верен своему голосу художника и, несмотря на порой сокрушавшую его критику, описывал жизнь, ее трагические стороны так, как он видел и считал правильным.
А. Платонов в своих произведениях создает особый мир, который поражает нас, завораживает или приводит в недоумение, но всегда заставляет глубоко задуматься. Писатель раскрывает перед нами красоту и величие, доброту и открытость простых людей, которые способны переносить невыносимое, выживать в условиях, в которых выжить, казалось бы, невозможно. Такие люди, по мнению автора, могут преобразить мир. Таким необыкновенным человеком предстает перед нами герой рассказа «Юшка».
Этим рассказом А. Платонов выступает в защиту «маленького человека». Он утверждает его право жить на земле, жить так, как он считает для себя нужным, руководствуясь общечеловеческими нормами.
- Что это за понятие «Маленький человек»?
«Маленький человек» -это тип литературного героя, который возник в русской литературе в 19 веке. «Маленький человек – это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.
Наши писатели, создавая образ такого человека, хотели напомнить читателям, что самый обыкновенный человек – тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.
На сегодняшнем уроке мы попробуем понять: можно ли отнести героя рассказа «Юшка» к «маленьким людям».
Рассказ Платонова небольшой по объему, но такой глубокий по содержанию, что заставляет читателя задуматься о многих главных вопросах.
- Чем примечателен Юшка, почему автор сделал его, слабого и незаметного человека, героем своего рассказа?
Найдите портрет Юшки, зачитаем.
- На что мы обращаем внимание в этом описании?
- Почему глаза? Что в них особенного?
-Какое мы знаем выражение о глазах?
Если глаза – зеркало души, то что значат эти слезы?
Душа плачет
- что мы еще узнаем о Юшке?
- Сколько ему лет? Почему же он так выглядит?
- Во что он одет? Что ест?
- А какой он человек?
За этой неказистой оболочкой скрывается чистая детская душа и большой сердце.
- Как относятся к Юшке окружающие?
- А дети? Найдите примеры в тексте.
- Кого они видят в Юшке?
Юродивого, дурочка, который не умеет жить как все: и ходит не так, одевается не так, живет не так, к людям относится не так…как они. Т.е. он не злится на жизнь, на обижающих его, радуется каждому дню.
- Как его называет веселый прохожий?
«Юрод проклятый, блажной».
Остановимся, разберемся со значением этих слов. Это поможет нам понять, какой был Юшка.
Юрод. С каким словом созвучно оно?
Урод, от этого слова оно и произошло. Юрод, юродивый.
Дадим определение этим словам.
Блажной, блаженный – в высшей степени счастливый.
Юродивый – помешанный или безумец, обладающий даром прорицателя.
Так говорит словарь. А теперь обратимся к истории.
На Руси юродивый – это блаженный, т.е. удостоившийся блаженства у Бога. За что? За то, что отказавшись от дома, имущества, от вида разумного человека, они отказались и от человеческой гордыни, обрекая себя на жизнь в лишениях. За отказ от земных благ они считались близкими Богу.
Правда в рассказе эти слова носят уничижительный оттенок, они оскорбляют . Беззлобность же Юшки просто поражает и обезоруживает, однако сердца окружающих его людей слишком очерствели, чтобы это увидеть.
- Найдите место, где Юшка говорит о людских сердцах.
-Что значит «слепое»? как вы это понимаете?
Не видящие никого вокруг, не видящие чужой боли, страданий, что рядом человек, конечно не такой как они, но человек, со своими горестями, болями, переживаниями, чувствующий и видящий красоту мира. А сердца слепые.
Вернемся к определению «маленький» человек.
- Подходит ли Юшка под это определение? Докажите это.
Но здесь есть слово, которое, как мне кажется, не подходит нашему герою. Какое это слово?
Я подскажу – слабый.
- Кого можно назвать слабым?
Словарь говорит: 1. Слабый – отличающийся малой силой.
2. Болезненный, нездоровый.
Юшка слабый?
Да, Юшка такой, если мы имеем в виду физическое состояние.
- А слаб ли он духом?
Слабый духом - Лишенный твердости, устойчивости. (Н: слабый характер, слабая воля.)
Его унижают, бьют, обзывают. Если он такой слабый, как же он на протяжении стольких лет не сломался.
Нет, дети. Телом Юшка слаб, а духом силен.
- Вот вы смогли бы такое вынести?
Он сильный и очень цельный человек. У него в душе своя правда, которую, может быть, и не видят люди. А внутри нашего забитого, смешного, неказистого Юшки стержень, неломающийся, не прогибающийся ни под кого. Христос сказал: «Если тебя ударят по левой щеке, подставь правую».
- Как вы понимаете это выражение?
- Это сила или слабость?
Это сила, это убежденность в своей правоте. За это можно и другую щеку подставить. Вот и наш Юшка, больной и немощный человек, тяжело работает, не покупает себе ни сахару, ни одежды.
- Но что он говорит на слова дочери кузнеца: «Умер бы ты что ли».
«Я Жить должон», «я не могу умереть»
- Почему он «жить должон»?
Потому что надо вывести в люди девочку-сироту, которую он обеспечивает, копя свои копейки, обделяя себя во всем, желая обеспечить ее лучшее будущее. Поэтому и осерчал Юшка на веселого прохожего. - Что тот сказал ему? Что так задело Юшку? Что Юшка ответил ему?
Он – то знает «что тоже всему свету нужен»
- Что слышит в ответ?
Первый раз в жизни Юшка не смог молчать. «Мы все равны,»- отвечает он. Так и слышится: «Я тоже человек». «Я жить родителями поставлен» . Какое ведь слово «Поставлен». Что-то основательное, веское звучит в нем.
-Как вы думаете, почему вдруг осерчал Юшка?
В нем задели чувство человеческого достоинства. Он не мог молчать.
-Как вы понимаете выражение «чувство человеческого достоинства»?
Это чувство и делает человека человеком. Вернемся опять к словосочетанию «маленький» человек.
-Какое здесь слово главное?
Правильно, пусть «маленький»,но человек!
-Каким же человеком мы видим Юшку?
Человеком, который не сломался под тяжестью болезни и нищеты. Он делает то, что должен, обязан делать.
- А перед кем он обязан?
Да ни перед кем. Перед совестью своей. Потому что ему бедному, доброму Юшке известно то неведомое и прекрасное, что никогда в этой жизни не откроется грешным людям, творящим зло и считающим это нормой.
Конец рассказа печален… Но добро Юшки не пропало втуне, его воспитанница продолжает нести его людям.
Обратимся к эпиграфу урока. Жил когда-то в Древней Греции философ Диоген. И вот однажды афиняне были поражены: белым днем философ бродил с зажженным фонарем и заглядывал людям в глаза…
- Как вы думаете, живи он в том городе, где Юшка, нашел бы он Человека?
Т.Е. получается, что маленький человек может быть богаче и глубже любого героя-титана.
Сегодня ваши души прикоснулись к душе прекрасного человека. Хорошо, что живут на нашей земле замечательные люди, согревающие нас своим теплом. Но горько и обидно другое: мы перестали их замечать, мы разучились им сострадать, мы перестали видеть в них Человека.
Подводя итог нашему разговору, я хочу вам пожелать не быть слепыми сердцем, пусть оно будет зрячим, чтобы увидеть в каждом, пусть даже смешном и немощном, Человека. Которого надо уважать.
Открытый урок по литературе
в 7 классе
«Ищу Человека!»
(по рассказу А. Платонова «Юшка»)
Учитель русского
языка и литературы
Першикова О.В.
Саранск, 2016г.