Урок русского языка в 9 классе по теме Предложения с прямой речью и знаки препинания в них
Предложения с прямой речью и знаки препинания в них
IX класс
Цели урока: 1) повторить изученное о прямой речи; 2) закрепить умение правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью (при разном расположении слов автора, с абзаца и в строку); 3) формировать умение объяснять постановку знаков препинания с помощью схем пунктуационных правил, правильно пунктуационно оформлять прямую речь и диалог); 4) определить роль предложений с прямой речью и диалога в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Оборудование урока: мультимедийная презентация, карточки с заданиями, карта путешествия Чичикова.
Предварительная работа: подготовка сообщения «Чужая речь и её виды», оформление карты путешествия Чичикова.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие.
II. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим работу над предложениями с прямой речью, закрепим умение правильно расставлять знаки препинания при оформлении прямой речи с абзаца и в строку (слайд 1).
Так как прямая речь широко используется в художественной литературе, все задания к уроку основаны на примерах из поэмы «Метрвые души» Н.В. Гоголя (слайд 2). Нам предстоит определить роль предложений с прямой речью и диалога в произведении, которое мы сейчас изучаем на уроках русской литературы.
III. Повторение изученного.
1. Учебное сообщение «Чужая речь и её виды».
1) Выступление ученика.
2) Класс слушает выступление и готовится давать ему оценку.
2. Коллективное выполнение задания.
Определите способ передачи чужой речи в высказываниях великих людей о поэме «Мёртвые души» и её авторе Н. В. Гоголе (слайд 3).
«Я почитаюсь загадкою для всех», - сказал о себе Н. В. Гоголь.
О неутомимой работе Гоголя над личным нравственным усовершенствованием вспоминал И. С. Аксаков.
По словам Л.Н. Толстого, «Мёртвые души» - это нечто совершенно оригинальное.
В. Г. Белинский писал, что каждый из нас непременно найдет в себе многие из элементов многих героев Гоголя.
V. Актуализация известных сведений о пунктуации в предложениях с прямой речью.
Практическое задание (слайд 4).
Завершите пунктуационные схемы к предложениям с прямой речью:
1-й вариант – оформление прямой речи с помощью кавычек;
2-й вариант – оформление прямой речи с помощью тире.
1-й вариант 2-й вариант
А «П». 1) А
«П» - а . – П.
«П, - а - п». 2) – П – а.
«П, - а П». 3) – П! – а. - …
«П, - а и а - … ». 4) – П, - а и а - …
5) – П, - а - п.
Осуществляется взаимопроверка по ключу на доске (слайд 5):
А: «П». 1) А:
«П», - а . – П.
«П, - а, - п». 2) – П, – а.
«П, – а. - П». 3) – П! – а. – П.
«П, - а и а: - П». 4) – П, - а и а: - П.
5 ) – П, - а, - п.
VI. Работа с картой путешествия Чичикова (слайд 6)
Губернский город NNИмениеМаниловаИмениеКоробочкиИмениеНоздреваИмениеСобакевичаИмениеПлюшкина
Учитель: Давайте ещё раз вместе с Павлом Ивановичем Чичиковым посетим помещиков из поэмы «Мёртвые души» и вспомним краткую характеристику каждого из них. Для этого необходимо выполнить следующее задание.
Спишите, вставляя данные в скобках слова вместо знака √, расставьте необходимые знаки препинания и объясните их постановку (прямая речь оформляется с помощью кавычек). Догадайтесь, о ком из помещиков идет речь в предложениях.
√ Какой приятный и добрый человек! (В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать).
Эк её, дубинноголовая какая! √ (сказал про себя Чичиков, уже начиная выходить из терпения).
Да, √ хорошо бы, если б тебя отодрали наяву (подумал про себя Чичиков).
Кулак, кулак! √ Да ещё и бестия в придачу! (подумал про себя Чичиков)
Ой, баба! √ Ой, нет! (подумал он про себя и тут же прибавил).
Задание выполняется в парах. Осуществляется самопроверка по ключу на доске (слайды 7 – 11 сопровождаются портретами помещиков).
В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» (Манилов)
«Эк её, дубинноголовая какая!» - сказал про себя Чичиков, уже начиная выходить из терпения. (Коробочка)
«Да, - подумал про себя Чичиков, - хорошо бы, если б тебя отодрали наяву». (Ноздрёв)
«Кулак, кулак!- подумал про себя Чичиков. - Да ещё и бестия в придачу!» (Собакевич)
«Ой, баба! - подумал про себя Чичиков и тут же прибавил: - Ой, нет!» (Плюшкин)
Вопрос к классу:
- Обратили ли вы внимание на то, какую роль в данных примерах выполняют предложения с прямой речью? (Служат средством передачи мыслей главного героя поэмы. Такие предложения в поэме оформляются с помощью кавычек.)- А что является средством передачи разговора Чичикова с каждым из помещиков? (Диалог)
VII. Прямая речь в виде диалога.
1. Словарная работа.
Учитель: На странице 216 учебника даны слова в рамке: диалог, монолог, эпилог, пролог. Давайте подробнее узнаем о значении каждого из них из упражнения 312.
2. Правила оформления диалога – страница 217 учебника (схемы – слайд 12).
С абзаца (с помощью тире)А:- П1. - П2, - а.- П1.- П2. В строку (с помощью кавычек) «П1».- «П2», - а. «П1». - «П2».
3. Выполнение задания на карточках (работа в парах).
Расставьте знаки препинания в диалоге, оформив его с помощью тире (1-й вариант) или с помощью кавычек (2-й вариант). Прочитайте диалог по ролям.
1-й вариант
Последние три года проклятая горячка выморила у меня здоровенный куш мужиков.
Скажите! и много выморила? воскликнул Чичиков с участием.
Да, снесли многих.
А позвольте узнать: сколько числом?
Душ восемьдесят.
Нет?
Не стану лгать, батюшка.
Позвольте ещё спросить: ведь эти души, я полагаю, вы считаете со дня подачи последней ревизии?
Это бы ещё слава Богу сказал Плюшкин да лих-то, что с того времени до ста двадцати наберётся.
Вправду? Целых сто двадцать? воскликнул Чичиков и даже разинул несколько рот от изумления.
Стар я, батюшка, чтобы лгать: седьмой десяток живу! сказал Плюшкин.
2-й вариант.
Куда ты дела, разбойница, бумагу? Ей-богу, барин, не видывала, опричь небольшого лоскутка, которым изволили прикрыть рюмки. А вот я по глазам вижу, что подтибрила. Да на что ж бы я подтибрила? Ведь мне проку с ней никакого; я грамоте не знаю. Врёшь, ты снесла пономарёнку: он маракует, так ты ему и снесла. Да пономарёнок, если захочет, так достанет себе бумагу. Не видал он вашего лоскутка! Вот погоди-ка: на Страшном суде черти припекут тебя за это железными рогатками! Вот посмотришь, как припекут! Да за что же припекут, коли я не брала в руки четвертки?
Ребята комментируют постановку знаков препинания, читают диалоги по ролям (слайды 13, 14).
1-й вариант
- Последние три года проклятая горячка выморила у меня здоровенный куш мужиков.
- Скажите! и много выморила? - воскликнул Чичиков с участием.
- Да, снесли многих.
- А позвольте узнать: сколько числом?
- Душ восемьдесят.
- Нет?
- Не стану лгать, батюшка.
- Позвольте ещё спросить: ведь эти души, я полагаю, вы считаете со дня подачи последней ревизии?
- Это бы ещё слава Богу, - сказал Плюшкин, - да лих-то, что с того времени до ста двадцати наберётся.
- Вправду? Целых сто двадцать? - воскликнул Чичиков и даже разинул несколько рот от изумления.
- Стар я, батюшка, чтобы лгать: седьмой десяток живу! - сказал Плюшкин.
2-й вариант.
«Куда ты дела, разбойница, бумагу?» - «Ей-богу, барин, не видывала, опричь небольшого лоскутка, которым изволили прикрыть рюмки». - «А вот я по глазам вижу, что подтибрила». – «Да на что ж бы я подтибрила? Ведь мне проку с ней никакого; я грамоте не знаю». – «Врёшь, ты снесла пономарёнку: он маракует, так ты ему и снесла». – «Да пономарёнок, если захочет, так достанет себе бумагу. Не видал он вашего лоскутка!» - «Вот погоди-ка: на Страшном суде черти припекут тебя за это железными рогатками! Вот посмотришь, как припекут!» - «Да за что же припекут, коли я не брала в руки четвертки?»
Вопрос к классу: Скажите, какова роль диалога в поэме «Мёртвые души»? (Язык эпической части поэмы простой, разговорный. А речь героев индивидуализирована и является такой же художественной деталью, как портрет, дом, одежда.)VIII. Подведение итогов урока.
- Какой вид работы на уроке вам понравился больше всего?
- Чему вы сегодня научились?
Выставляются оценки за работу на уроке.
IX. Домашнее задание: упражнение 316.