Урок в 10 классе по русскому языку Служебные части речи
Алматинская область
Алакольский район
КГУ Конырская средняя школа с ДМЦ
Учитель русского языка и литературы: Омарова Анара НаурызбаевнаТема урока: «Служебные части речи».
Цели:
Вспомнить сведения о служебных частях речи;
Познакомиться с морфологическими признаками предлога, союза, частицы, развивать умение определять уровень собственных знаний, соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.
Воспитывать любовь к русскому языку.
Тип урока: открытие нового знания с использованием технологии проблемно-диалогического обучения.
Оборудование: интерактивная доска, постеры, цветные фломастеры, веер, сигнальные карточки.
Организационный момент (2 мин)
Деление класса на 2 группы. С помощью двух открыток. Рассаживаться по столам.
Проверка домашнего задания по методу веера.
Актуализация знаний. Повторение.
а) вступительное слово учителя.
Урок наш будет не совсем обычным.
Друзья, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда – талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений-
Мы вместе сотворим урок.
Повернулись друг другу и улыбнулись.
Введение в тему.
Учитель. Дорогие ребята, сегодня мы приступаем к изучению темы – какой именно? Не спешите открывать учебники - …додумайтесь сами.
Сейчас я вам прочитаю небольшой рассказ, а вы мне скажете, чего в нем не хватает (учитель читает текст без служебных частей речи, после прочтения он появляется на экране, ребятам предлагается вставить недостающие слова и указать, какие это части речи).
Есть … «связь» …языком, … котором говорит человек, … морщинами … его лице? Да, есть, … самая прямая, утверждает известный перуанский косметолог Эусибио Салине. Он долгое время изучал мимику людей, говорящих … разных языках. Самым «жестким» … лица, … его мнению, является английский. Когда человек говорит по-английски, мускулы его лица резко сокращаются.
… это приводит … преждевременному его старению, появлению морщин … … складкам. Самыми «щадящими» … кожи являются такие певучие, мягкие в произношении языки, … испанский, итальянский … русский.
Ответ учеников: В тексте нет предлогов, союзов, частиц.
- Каким одним словом называются эти части речи?
- Служебные.
- Тогда делайте вывод, какими частями речи нам предстоит заниматься и как мы запишем тему урока?
Класс записывает тему урока в тетради.
Введение нового материала.
А теперь давайте подумаем, за что их так назвали – служебные части речи.
Ответ детей: Они служат самостоятельным частям речи.
4. Работа с постером.
Каждая группа составляет постер по данной теме, и защищают его.
5. Работа с учебником.
- В учебнике на стр.94 в разделе «Это интересно» прочитайте о важности служебных частей речи.
Вопросы:
Сколько служебных и самостоятельных частей речи в десятке наиболее частотных слов русского языка? (7 и 3)
В чем их незаменимость? (В конструировании словосочетаний и предложений.)
- Убедимся в их частотности и важности на примере текста упр.166
- Выпишем предложение, в котором есть все служебные части речи на доске и в тетрадях.
Но даже через стены дома слышалась птичка, и мы поняли, что не гора, а радость сверкала за окном на ветках берез.
- Какие предлоги служат для связи слов, а какие для связи частей предложения? Какие частицы выражают дополнительные оттенки значений?
Закрепление изученного материала.
А) Поиграем в игру с сигнальными карточками (место, время, причина, цель). Я читаю словосочетание, а вы определяете роль предлога, т.е. поднимаете ту карточку, которая соответствует правильному ответу. Например, положить на портфель – поднимаете карточку со словом «место» и т.д.
Показаться из-за туч (место), опоздали из-за аварии (причина), расположиться в лесу (место), сделать в течение недели (время), из-под снега (место), над ним (место), подо мной (место), сунул за пазуху (место), близ леса (место), не пойти из-за непогоды (причина), бродить до полуночи (время).Б) Выполняем цепочкой у доски.
1) х где?
находиться в двух часах лёту (время),
х когда?
закончить перед отплытием (время);
2) х куда?
доехать до границы (место),
х откуда?
выбрали из трюма (место),
х где?
остаться в каюте (место),
х когда?
объявить после старта (место),
х где?
скрывшись за поворотом (место),
х откуда?
брызги из-под кормы (место),
х где?
вымпел на мачте (место),
х где?
возникла за кормой (место),
х откуда?
выглянуть из-за туч (место),
х откуда?
вынырнуть из-под скалы (место),
х почему?
остановиться из-за неисправности мотора (причина),
х почему?
отказаться вследствие нездоровья (причина),
х почему?
задержаться из-за непогоды (причина),
х почему?
выросли благодаря дождям (причина).
В) Спишите предложения в 2 колонки: с производными предлогами; с непроизводными. Подчеркните предлоги. Раскройте скобки. Определите, производные они или непроизводные, с каким падежом употреблены.
Стр 143 упр 137
Закрепление материала
Составить несколько словосочетаний с помощью опорной схеме.
Глагол предлог существительное
Существительное союз существительное
Существительное частица глагол
Составить по теме «Синквейн»
1 –ая строка – существительное
2-ая строка – два прилагательных
3-я строка – три глагола.
4-ая строка – фраза из четырех слов.
5-ая строка – синоним первого слова.
Учащиеся читают полученный синквейн.
Например:
Предлог
простой, нужный
помогает, служит, обеспечивает
связывает слова в словосочетаниях
помощник.
Домашнее задание: стр 147 упр 139.
Алматинская область
Алакольский район
КГУ «Конырская средняя школа с дошкольным мини центром»
Тема урока:
«Служебные части речи.»Учитель предметник: Омарова А.Н.
2015-2016 учебный год
10 «б» класс
а. Коныр