Мастер-класс по русскому языку в 5,7 классе МКШ на тему Служебные части речи

Мастер-класс
учителя русского языка и литературы
Артамоновой Натальи Анатольевны








5, 7 классы (МКШ)





КГУ «Кара-Мурзинская основная школа»
С. Кара-Мурза, Бескарагайский район, ВКО
2014 год
Служебные части речи
Цели:
Обобщить и систематизировать знания по служебным частям речи, полученных на данный момент учащимися, совершенствовать лингвистическую монологическую речь учащихся, научить работать с дополнительной литературой по русскому языку.
развивать умение отличать служебные части речи от знаменательных, находить их в тексте, применять правила правописания.
воспитывать умение работать в группе, самостоятельно выполнять задания.

Оборудование: проекционный аппарат, слайды по теме «Служебные части речи», тесты, перфокарты, опорные схемы.
Тип урока: урок-семинар по развивающей технологии

Ход урока
Организация класса.
Разминка. Игра «Доскажи словечко – часть речи»: Посмотрите вокруг себя. Всюду вас окружают предметы. И слова, называющие эти предметы, являются Предметы обладают признаками, которые в языке передаются с помощью Предметы, явления окружающего мира можно измерить, определить их количество. Для этого употребляются Предметы производят действия, которые обозначаются Человек общается с другими людьми, и ему, человеку, нужно бывает указать на себя, или на того, с кем говорит, или на того, о ком говорит. Этой цели служат Наконец, у действий есть свои признаки. Например, делать быстро. Эти признаки действия обозначаются
Все названные здесь части речи – это самостоятельные части речи.
Но есть и служебные части речи. Для связи слов в словосочетании и предложении нужны Для связи однородных членов предложения и простых предложений в сложном предложении Если мы не соглашаемся с чем-либо, то часто используем не. Есть и другие
Служебные части речи, в отличие от самостоятельных, не называют предметов, ни действий, не бывают членами предложений и не изменяются. Но служебные части речи употребляются часто: в тексте они обычно составляют 25% от общего числа слов. Служебные части речи нужны для связи слов и предложений, а также для передачи дополнительных значений. Эти слова называются служебными потому, что они обслуживают самостоятельные слова.
Работа с учебником: упражнение в распознавании служебных частей речи. Задание: выписать из предложений служебные части речи в три столбика: предлоги, союзы, частицы. Стр.119, упр.257 (с.), стр.155, упр.362 (н.) – 7 кл., стр.159, упр.434 – 5 кл.
Презентация научных проектов по теме «Служебные части речи». Каждая группа учащихся готовила своё задание.
Презентация первой группы по теме «Предлог»:
Что называется предлогом? Пример.
Как пишутся предлоги со словами? Пример.
Как отличить предлог от приставки? Пример.
Название союз появилось в XVII веке. По происхождению является калькой с греческого языка и буквально обозначает «перед словом». Согласно Частотному словарю современного русского литературного языка по частоте употребления предлоги стоят на четвёртом месте (после существительных, глаголов, местоимений). В русском языке около 200 предлогов, а падежей всего шесть. Именительный падеж всегда употребляется без предлогов. Следовательно, 200 предлогов должны распределяться между пятью падежами.
Наибольшее количество падежей употребляется с родительным падежом. Объясняется это тем, что имя существительное, сочетаясь с существительным, обычно имеет форму родительного падежа. С родительным падежом употребляется около 115 предлогов. С творительным употребляется 24 предлога, с винительным – 20, с дательным – 19, на долю предложного падежа падает всего 7 предлогов.
В основном предлоги употребляются с одним падежом, 6 предлогов употребляются с двумя и 2 – с тремя падежами.
Выполнение практического задания по теме «Предлог». Учащимся предлагается задание раскрыть скобки, то есть определить, как нужно писать слова, слитно или раздельно:
Солнце прячется (за)бор,
Залезает на (за)бор.
Вилка стукнулась (об)ложку.
Заменила я (об)ложку.
Прячется хищник (за)вяз.
Охотник в трясине (за)вяз.
Самостоятельная работа учащихся:
Сидел я на (о)кошке
И размышлял (о)кошке.
Вдруг подумал: «А (у)сов
Есть усы иль нет (у)сов?»

Презентация второй группы «Союз»:
1. Что называется союзом? Пример.
Союзы, соединяющие однородные члены предложения. Знаки препинания. Пример.
Союзы, соединяющие простые предложения в составе сложного. Знаки препинания. Пример.
Количественно это сравнительно небольшая группа (около 250). По частоте употребления союз занимает 7 место (после наречия). Но и среди союзов есть высокочастотные слова, к которым относятся и (второе место), а (десятое место) и но.
Выполнение практического задания по теме «Союз». Детям предлагается записать пословицы, найти союзы и определить, что соединяют союзы в данном случае (однородные члены или простые предложения в составе сложного):
Дело и учит, и кормит, и мучит.
Глаза страшатся, а руки делают.
Терпенье и труд всё перетрут.
Труд кормит, а лень портит.
И овцы целы, и волки сыты.
Май не холоден, да голоден.
Не от голоду змея кусает, а от злости.
Была бы голова, а шапка будет.

Презентация третьей группы «Частица»:
Что называется частицей? Пример.
Раздельное написание частицы не с разными частями речи. Пример.
Слитное написание частицы не с разными частями речи. Пример.
Количество частиц в русском языке невелико. Однако, если справиться по частотному словарю, то окажется, что среди 100 наиболее употребительных слов имеется 11 частиц! Это частицы не, же, вот, только, ещё, уже, ну, ни, даже, ли, ведь.
Частицы – и это совершенно справедливо – вносят в нашу речь разнообразные оттенки, обогащая её и делая по-особому выразительной. Однако, в разговорной речи говорящие нередко злоупотребляют использованием какой-либо излюбленной частицы, засоряя свою речь и лишая саму частицу её значения.
Выполнение учащимися 7 класса практического задания по теме «Частица». Работа в группах с перфокартами «Правописание НЕ с разными частями речи». Ребятам предлагается опорная схема «Правописание НЕ с разными частями речи». Учащиеся 5 класса работают по карточкам «Правописание частица НЕ с глаголами».

Закрепление. 1 задание: сосчитать, сколько всего в данном тексте служебных частей речи.
2 задание – тест «Служебные части речи»

15. Итог урока. Домашнее задание: 5 кл.: стр.159, упр.433, 7 кл.: стр.118. упр.255 (с.)





Я пришёл к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало. ( )

1. Служебные части речи:
А) называют действия
Б) указывают на предметы
В) выражают отношения между словами
2. Предлог – это:
А) Служебные слова, которые вносят в предложение различные оттенки значения или служат для образования форм слова.
Б) Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.
В) Служебная часть речи, которая указывает на различные отношения между словами в предложении.
3. Союз – это:
А) Служебные слова, которые вносят в предложение различные оттенки значения или служат для образования форм слова.
Б) Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.
В) Служебная часть речи, которая указывает на различные отношения между словами в предложении.
4. Частица – это:
А) Служебные слова, которые вносят в предложение различные оттенки значения или служат для образования форм слова.
Б) Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.
В) Служебная часть речи, которая указывает на различные отношения между словами в предложении.
5. Служебные части речи – это:
А) имя существительное, имя прилагательное, имя числительное
Б) глагол, причастие, деепричастие
В) предлоги, союзы, частицы.
6. Как пишутся предлоги со словами?
А) слитно
В) раздельно
Г) через дефис.
7. Что соединяют союзы и в предложении Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит:
А) однородные члены предложения
Б) простые предложения в составе сложного
В) оба варианта неверны
8. Найдите существительное, которое с не всегда пишется слитно:
А) несчастье Б) незнакомец В) неправда.







"Служебные части речи"Times New Roman