Урок по окружающему миру Золотое кольцо России


Открытый урок по окружающему миру
3 класс
Провела : учитель начальных классов
Прозорова И.А.
Тема : Золотое кольцо России
Цели урока:
-познакомить с древними городами, которые образуют Золотое кольцо России;
-развивать речь, память, внимание, мышление;
- содействовать патриотическому воспитанию, воспитывать чувство гордости за свою страну.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов, научатся сравнивать, обобщать , делать выводы.
Ход урока
1.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Всё ль на месте? Всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадки?
- У нас сегодня на уроке присутствуют гости, поздоровайтесь головками.
- Садитесь.
2. Повторение изученного.
А) Один работает у доски.

Б) Фронтальный опрос.
Игра «Назови одним словом»
План доходов и расходов (бюджет)
Деньги, которые попадают в бюджет (доход)
Деньги, которые тратятся из бюджета (расход)
Доход выше затрат (прибыль)
Доход меньше затрат (убытки)
Плата за работу (зарплата)
Доход хорошего студента (стипендия)
То, что остаётся от дохода семьи после того, как мы израсходуем деньги на всё необходимое (накопления)
Деньги, которые откладывают на будущее (сбережения)
Определённая сумма денег, которую банк регулярно выплачивает вкладчикам за хранение сбережений (процент)
Установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству (налоги)
Вид доходов, который невозможно запланировать (выигрыш)
3.Самоопределение к деятельности.
-Наша семья хорошо планировала свои расходы, вы бережно относились к своим вещам, сэкономили на этом. Какую поговорку можете привести в пример?
Копейка рубль бережёт.
- Куда можно потратить деньги , которые мы сэкономили?
Ответы.
- А я хочу предложить вам отправиться в путешествие. А куда мы отправимся скажите прослушав стихотворение.
-Послушайте стихотворение: «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО»:Города старинные, звон колоколов.Словно птицы-лебеди Суздаль и Ростов.На широкой Волге Тверь и Кострома,Башенки резные, чудо-терема.Города старинные, крепость на реке.Новгород на Волхове, Муром на Оке.Здесь дружины храбрые в бой вели князья,Конного и пешего недруга разя.Города старинные мастерами славные.Улицы кузнечные, улицы гончарные.Площади торговые, праздничные ярмарки –Из Ельца – матрешки, а из Тулы – пряники.Города старинные – к солнышку лицом –Для России стали Золотым кольцом.
4. Постановка учебной задачи.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
-Поставьте учебную задачу к уроку.
-Я просила вас поработать дома над лексическим значением слов кольцо, гид.
- Как вы понимаете, что такое кольцо? (Украшение, предмет в форме окружности, имеет форму замкнутого круга) – словарь Ожегова
-Это слово однозначное или многозначное?-Какие бывают кольца? (Обручальное, кольцо для ключей, гимнастические, трамвайное, кольца дыма) Вывешиваю карту на доске
-Сегодня на уроке речь пойдет о золотом кольце. А принадлежит оно не отдельному человеку, а целой нашей стране России (карта показываю). Оно так и называется – Золотое кольцо России. Украшено оно российскими самоцветами – городами. 
- Посмотрите на план – карту размещения этих городов в Золотом кольце. Они действительно расположены почти кругом, беря свое начало в столице нашей Родины – Москве. 
5.Изучение нового материала.- Сегодня мы с вами совершим путешествие по городам Золотого кольца (перечислить),  Москва, Сергиев Посад, Переславль Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Владимир.
- Путешествие наше будет сопровождать гид (это человек, который сопровождает туристов, рассказывает и показывает им о достопримечательностях)
-Вместе с гидом узнаем историю создания городов, познакомимся с достопримечательностями древних городов. Точка отправления – город Москва. -Кто из вас был в городе Москва?- Что вы можете рассказать о городе Москва? (ответы уч-ся)- Замечательно, молодцы. Рассаживаемся поудобнее и отправляемся в путь. До первого города всего 60 километров на северо-восток – это Сергиев Посад. (Cлайд )- Нашим гидом буду я.Рассказ гида. (Cлайд ) Город Сергиев Посад назван так в честь святого Сергия Радонежского. В 14 веке два брата решили стать отшельниками. В глухом лесу, неподалеку от города Радонеж они построили себе хижину и стали там жить. Один из братьев не выдержал уединения и вернулся домой. А второй - Сергий, прозванный Радонежским, (слайд ) остался. Вся Россия прослышала о старце, мечтая жить рядом с таким святым человеком. Прошло много лет и у Сергия появились соседи-монахи. Он основал здесь большой монастырь. Монастырь – это место, где живут и работают монахи или монахини, люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу. Этот монастырь называется Троице-Сергиева Лавра. (Cлайд )Лавра означает главный, самый важный монастырь. На территории Троице – Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России. Лавра окружена мощной каменной стеной с 11 башнями. Длина стены полтора километра, высота – 10-14 метров, толщина до 5 метров. Не раз монастырь выдерживал осаду врагов, не пропуская их в Москву.  - Какие достопримечательности вы запомнили?
Троице – Сергиева Лавра, Московская Духовная академия, памятник Сергию Радонежскому
-Откройте Рабочие тетради и запишите в таблице на стр 54 достопримечательности. Правильность написания смотрите в учебнике на стр.87
-Найдите на столе картинки с достопримечательностями Сергиева Посада и закрепите их на карте.
Закрепляют картинки на карту-Мы покидаем Сергиев Посад.
-Следующий город – Переславль- Залесский. Нашим гидом теперь будет Милана.Рассказ гида Этот город, как и г. Москву, основал князь Юрий Долгорукий в 12 веке. В 1152 году князь Юрий Долгорукий приказал основать город – крепость Переславль, путь к которому лежал через густые леса, отчего к его названию прибавилось прозвище «Залесский». Одна из главных ценностей Переславля Залесского – уникальное Плещеево озеро. Глубокое, с прохладной чистой водой, оно притягивает своим спокойствием и изумительной красотой. На его берегу лежит Синий камень – громадный валун, которому поклонялись наши предки-язычники. Камню приносили жертвы, с ним связано много легенд.  Горицкий Успенский монастырь находится на возвышенности, на горе (отсюда и название) у южного берега Плещеева озера Благодаря своему местонахождению он виден отовсюду.  Город Переславль-Залесский богат архитектурными памятниками, музеями. Особенно интересно посетить небольшие частные коллекции «Музей чайника», «Музей утюга». А еще существует Переславский Железнодорожный музей, где можно посидеть в старинном вагончике и полазить по паровозу. - Какие достопримечательности вы запомнили? 
Горецкиц Успенский собор, валун (синий камень), музей игрушек.
-Найдите на столе картинки с достопримечательностями Переславля- Залесского и закрепите их на карте, запишите в рабочие тетради, не забудьте проверить правильность написания.Мы покидаем Переславль- Залесский. -Наш путь лежит в город - Ростов Великий. - А об этом городе нам расскажет Никита.Слайд .Кремль – это крепостная стена для защиты города от врагов с многочисленными сторожевыми башнями, на которых стояли воины, смотрели вдаль и в случае опасности предупреждали жителей города. Вокруг стены насыпали высокий земляной вал и выкапывали глубокий ров, который заполнялся водой. За его белыми стенами видны купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Ростовские колокола известны во всем мире. 
В Ростове можно полюбоваться ростовской финифтью. .  Тонкая медная пластинка покрывается с обеих сторон слоем эмали (специальная краска). Затем на эмаль наносили рисунки, узоры. Расписной эмалью украшали столовую посуду, оружие. Фабрика «Ростовская финифть» и сейчас выпускает броши, серьги, шкатулки и другие сувениры.  В 17 веке было отлито 13 колоколов. .  Самый большой колокол «Сысой» весит 2 тысячи пудов. Это примерно 32 тонны. Отражаются в воде купола и плывет над озером перезвон колокольный. Это не просто звон, а настоящая музыка. И, чтобы услышать ее, приезжают люди со всех сторон, из дальних стран.
В 1970 г. этот город объявлен городом-заповедником.
6. Физкультминутка
Есть у нас игра такая —
Очень лёгкая, простая:
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно-
Расслабление приятно
Слушание звона ростовских колоколов.
7.Продолжение работы над изучением нового материала.
- Какие достопримечательности вы запомнили?
 (Ростовский кремль, финифть) -Впишите достопримечательности города в тетрадь. Проверьте написание достопримечательностей.
-Наше путешествие продолжается. И отправимся в город Ярославль, а поможет узнать нам о Ярославле Дима.Рассказ гида : Ярославль самый крупный город Золотого кольца. Он был основан князем Ярославом Мудрым, имя которого и носит Город стоит на реке Волге. Вдоль реки можно прогуляться по красивой набережной В центре мы увидим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый общедоступный театр. Вот почему Ярославль называют родиной русского театра.
В Ярославле много церквей, одна из самых знаменитых. Церковь Ильи Пророка.
-Найдите на столе картинки с достопримечательностями Ярославля и закрепите их на карте, впишите достопримечательности города в тетрадь, проверяя правильность написания слов.
Театр им Ф.Г.Волкову, церковь Ильи Пророка-Мы покидаем Ярославль Последний город, который мы сегодня посетим Владимир.
Гидом, с которым мы посетим Владимир будет Алина.
-Владимир был основан князем Владимиром Мономахом. Красивый город Владимир стоит на берегу реки Клязьмы. Чтобы полюбоваться городом поднимемся на высокую башню, где устроена смотровая площадка. Отсюда старинная часть города видна как на ладони. Спустившись с башни пройдём по улицам Владимира. Вот перед нами замечательный памятник старины Золотые ворота. Вот величественный Успенский собор, который долгое время на Руси был главным. А вот Дмитриевские собор. На его стенах несколько сотен удивительных резных изображений.
Какие достопримечательности запомнили? Запишите в тетрадь.
Золотые ворота, Дмитриевский собор, Успенский собор
8. Закрепление полученных знаний.

А)Работа в группах: Кроссворд.
Проверка на слайде
Б) Игра «Соедини имена» (слайд)
9. Итог урока. Рефлексия
- На сегодня наше путешествие по городам Золотого кольца закончилось. Продолжим мы своё путешествие на следующем уроке
– Какова была цель нашего урока?
-Как вы думаете достигли мы поставленной цели сегодняшнего урока?
- С какими городами сегодня познакомились?
-Оцените свою работу.
Оценивание: сегодня вы замечательно поработали, были активны, на вопросы отвечали полными ответами, подготовили интересные сообщения и сегодня вы получите следующие отметки.
10. Домашнее задание:
-Подготовьте сообщения о городах Кострома, Суздаль, Плёс, Углич, Иваново.

\s