Методическая разработка Безопасные дороги
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №2
ГОРОДА-КУРОРТА ЖЕЛЕЗНОВОДСКА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«БЕЗОПАСНЫЕ ДОРОГИ»
(профилактика детского дорожно-транспортного травматизма)
Железноводск ПАСПОРТ
проекта «Безопасные дороги» (профилактика ДДТТ)
Наименование
проекта
«Безопасные дороги» (профилактика ДДТТ)
Автор проекта
Волкова Симона Евгеньевна, член ДОО «Росток» и Ученического совета, член Дорожного совета МКОУ лицея №2 и заместитель лицейского инструктора по БДД
Координатор проекта
Шубина Ирина Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе, руководитель отряда ЮИД и инструктор по БДД МКОУ лицея №2
Цель и задачи
проекта
повышение безопасности юных участников дорожного движения;
привлечение внимание общественности, местной власти к проблемам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, к проблемам дорожно-транспортной дисциплины участников дорожного движения;
проведение массово – разъяснительной работы по пропаганде Правил дорожного движения в лицее;
Организация изучения школьниками правил безопасного поведения на дорогах и улицах; проведение занятий и тренингов по практическому применению этих правил в нетрадиционной форме (спектакль, игровая программа)
укрепление сотрудничества школьников и представителей власти, других организаций;
пополнение базы сценариев в лицее;
приобретение опыта работы детей в разновозрастных коллективах.
Актуальность и
описание
проекта
Причиной, по которой мы обратились к теме безопасности детей на дороге, стала статья о статистике совершения ДТП с участием детей. В «Отчете отдела внутренних дел по Ставропольскому краю за 2012 год» приведены данные по состоянию детского травматизма в нашем крае: «...незначительно, но увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий на 5,2% (2074), в которых погибло 343 (-3,1%) и ранено 2764 (+9,6%) человека. Почти каждое второе ДТП в крае (932; 44,9%), совершено с участием детей. За нарушения правил дорожного движения к административной ответственности привлечено 326 тыс. 745 водителей транспортных средств и 56 тыс., 871 пешеход. К административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения привлечено 4073 водителя...»
Начиная работу над проектом, мы проанализировали, насколько проблемы предупреждения детского травматизма на дорогах актуальны для нашего лицея. Изучили материалы по теме в газете «Курортный край», встречались с инспекторами по пропаганде безопасности дорожного движения, беседовали с родителями и школьниками.
В лицее есть детское объединение юных инспекторов дорожного движения, члены которого, а это учащиеся с 3-9 класс, ведут систематическую работу по пропаганде БДД. Знание и грамотное применение Правил дорожного движения для них – залог успешной и безопасной жизнедеятельности. Учащиеся лицея постоянно выезжают на экскурсии в разные города. Большая часть учащихся лицея добираются до места учебы и обратно на автобусах и маршрутных такси, и всем им приходится преодолевать достаточно сложный участок дороги в районе остановки «Площадь Ленина». У многих детей и подростков есть велосипеды и скутеры.
Увеличилось количество детей, которых родители привозят на своих машинах в детский сад и в школы. При этом водители едут по дорогам без тротуаров, по которым идут дети-школьники и воспитанники детского сада.
Скопление и оживленное движение транспорта наблюдается у магазинов; около рынка; на дороге, ведущей к дачам; около кафе, у музыкальной школы, поликлиники, в центре города у здания Администрации и вокзала. В этих местах мы наблюдали за поведением пешеходов и водителей. Поражало крайне неуважительное отношение водителей к пешеходам, лихачество, пренебрежение к соблюдению ПДД как со стороны пешеходов, так и водителей. На автобусных остановках мы могли видеть, как неграмотно ведут себя при выходе из автобуса взрослые и дети.
Среди учащихся лицея была проведена анкета. По результатам анализа анкет была выявлена следующая проблема: несмотря на то, что школьники получают теоретические знания по правилам дорожного движения на классных часах, они слабо владеют навыками безопасного поведения на дорогах и улицах, что может привести к детскому дорожно-транспортному травматизму.
К этой проблеме необходимо привлечь внимание детских образовательных учреждений, органов местной власти, общественности, родителей, жителей города и поселков.
В теплое время года и во время каникул ситуация на дорогах обычно осложняется, т.к. дети все больше времени проводят на улицах. Поэтому сроки реализации проекта – сентябрь февраль 2012 года - выбраны нами не случайно.
Для решения задач, обозначенных в проекте, мы создали в МКОУ лицее №2 Дорожный Совет, который будет координировать подготовку и проведение коллективных творческих дел, акций по тематике проекта, поддерживать связь с общественными объединениями поселка, с органами местной власти, СМИ, принимать активное участие в профилактических акциях «Внимание дети!». Кроме этого в нашем лицее была введена должность лицейского инструктора по БДД, назначенного из числа преподавательского состава.
При разработке проекта мы опирались на рекомендации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 гг.»., федеральный Закон № 196 от 10 декабря 1995 года «О Безопасности Дорожного Движения» с изменениями УГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю, на приказ ГУ МВД России по Ставропольскому краю и МО Ставропольского края от 14.12.2011 года № 881/1226-пр «О мерах по профилактике ДДТТ»
Сроки реализации программы
Сентябрь-февраль 2012 год
Перечень разделов
проекта, решающих основные задачи
Пропаганда правил дорожного движения, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, повышение роли ПДД в жизни детей и подростков
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта (выраженные в соответствующих показателях, поддающихся количественной оценке)
Освещение в лицейской газете «Лицеист» итогов соревнований по ПДД, творческих и научно-исследовательских конкурсов.
Организация лицейских массовых мероприятий: праздники, концерты, конкурсы рисунков, театральное творчество.
Создание школьной конференции «ПДД правила жизни».
Организация физкультурно-оздоровительных соревнований и конкурсов по профилактике ДДТТ
После воплощения этого проекта в жизнь предполагается, что подростки узнают больше о важности ПДД; научатся вести себя безопасно на дорогах как пассажиры, водители и пешеходы.
1. Общие положения
1.1. Объект, предмет регулирования и сфера действия программы.
Объектом регулирования программы является безопасное поведение учащихся на дорогах.
1.2. Понятия и термины, используемые в программе:
Профилактика– комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.
ДДТТ – детский дорожно-транспортный травматизм.
Качество жизни – субъективная оценка человеком уровня своего социального психического и физического благополучия, здоровья на текущий момент.
1.3. Нормативная правовая база.
Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 гг.».
Федеральный Закон № 196 от 10 декабря 1995 года «О Безопасности Дорожного Движения» с изменениями УГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю.
Приказ ГУ МВД России по Ставропольскому краю и МО Ставропольского края от 14.12.2011 года № 881/1226-пр «О мерах по профилактике ДДТТ»
2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются миллионы дорожно-транспортных происшествий, в результате которых тысячи детей погибают, десятки тысяч получают ранения и травмы. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенном месте, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Высокий уровень ДДТТ в России во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасного дорожного движения в школе и семье. Сами родители осознанно нарушают Правила дорожного движения при детях.
Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности школьников на дорогах и улицах города. В России ежегодно гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20 000 получают травмы.
Ежегодно каждый сотый ребёнок попадает в больницу в результате полученной травмы. С каждым годом эта угроза возрастает вместе с ростом автотранспорта и снижением культуры дорожного движения. У детей познавательное развитие, направленное на удовлетворение социального интереса формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых. Важно как можно раньше пробудить, развить и повысить стремление к получению практических навыков пешеходного безопасного движения. Взрослым необходимо повышать познавательный интерес детей к социальной действительности. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично исследовать, проявлять самостоятельность под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет направлять ребенка, а не подменять.
Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы, по познавательной активности детей, является метод проектирования. Дидактический смысл проекта заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки безопасного пешеходного движения, развивает познавательную активность, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Новизна данного проекта заключается в том, что система деятельности ОУ по овладению детьми правилами поведения на дороге, представленная в проекте, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения.
3. Этапы реализации и содержание проекта
- подготовительный период (сентябрь 2012 года)
- основной период (октябрь-январь 2012 года);
- подведение итогов (февраль 2013 года).
На первом этапе основным содержанием работы является анализ проблемы: проведение встреч, бесед с директором лицея, инспекторами по пропаганде БДД, с родителями и школьниками, с руководителями общественных объединений, изучение материалов по теме в местной газете, проведение анкетирования школьников.
Основной период включает в себя коллективное планирование, формирование советов дел и разработку планов дел, реализация намеченных дел.
На заключительном этапе основное внимание будет уделено анализу и оценке эффективности деятельности, проведенной по проекту, и оформление материалов проведенных дел.
4. Рабочий план-график реализации проекта «Безопасные дороги»
(профилактика ДДТТ)
Наименование
раздела, мероприятия
Ответственные
Сроки реализации
Создание Дорожного Совета по осуществлению проекта
Заместитель директора по ВР, Президент ДОО «Росток»
Сентябрь 2012 года
Разработка и утверждение плана работы над проектом
Инструктор по БДД, инспектор по пропаганде БДД
Сентябрь 2012 года
Формирование советов дел
Руководитель отряда ЮИД
Сентябрь 2012 года
Разработка сценариев дел
Члены ДОО «Росток», педагоги МКОУ лицея №2
Сентябрь 2012 года
Составление маршрутных листов движения в школу и обратно
Актив Дорожного Совета, педагоги
Сентябрь 2012 года
Изготовление и расклейка плакатов
Совет творчества, редколлегия и пресс-центр газеты «Лицеист»
Сентябрь 2012 года
Изготовление и распространение листовок, брошюр во время массовых мероприятий (ярмарка, день города)
Ученический совет лицея, отряды ЮИД лицея
Сентябрь 2012 года
Подборка компьютерных игр по ПДД
Педагоги лицея
Октябрь
2012 года
Обращение к инспекторам по пропаганде БДД
Инструктор по БДД
Октябрь
2012 года
Проведение акции «Велосипед и я - друзья»
Инструктор по БДД
Октябрь
2012 года
Проведение праздника «Автоша и Светофорчик спешат на помощь»
Педагог-организатор
Октябрь
2012 года
Спектакль с заданиями по правилам дорожного движения «В поисках огоньков»
Педагог-организатор
Октябрь
2012 года
Проведение тематических дней во время работы осенней школьной площадки и лагеря
Воспитатели
Октябрь
2012 года
Праздник для начальной школы «Посвящение в пешеходы»
Педагог-организатор
Актив Дорожного Совета
Октябрь
2012 года
Подготовка и проведение конкурсов, викторин, обучение правилам дорожного движения в игровых модельных ситуациях.
Инспектор по БДД, актив Ученического совета лицея
В течение реализации проекта
Организация дежурства в местах проведения массовых мероприятий, около автобусных остановок.
Инспектор по БДД
Актив Дорожного Совета
В течение реализации проекта
Разработка учебных пособий и раздаточных материалов для проведения занятий по изучению ПДД и тестированию.
Руководитель отряда ЮИД, командиры отрядов ЮИД
В течение реализации проекта
Приобретение наглядных пособий по ПДД
Администрация лицея
В течение реализации проекта
Проведение тестирования по темам ПДД
Руководитель отряда ЮИД
Актив Дорожного Совета
В течение реализации проекта
Ознакомление с опытом работы других школ по изучению правил дорожного движения
Руководитель отряда ЮИД
В течение реализации проекта
Встречи с инспектором, закрепленным за лицеем
Администрация лицея
В течение реализации проекта
Создание фотовыставки, слайд-шоу о реализации проекта
Совет творчества, редколлегия и пресс-центр газеты «Лицеист»
Ноябрь
2012 года
Проведение праздника «Весёленькие стартики» с этапами по ПДД
Совет творчества, педагоги
Актив Дорожного Совета
Ноябрь
2012 года
Обновление Уголка безопасности дорожного движения (в фойе 1 этажа)
Совет творчества, редколлегия и пресс-центр газеты «Лицеист»
ежемесячно
Инструктажи о правилах безопасного поведения на дорогах
Актив Дорожного Совета
еженедельно
Проведение единого дня безопасности дорожного движения
Актив Дорожного Совета
Каждая
пятница
Конкурс творческих работ учащихся «Дети и дорога»:
-рисунков
-плакатов
-поделок
-стихотворений, сочинений
Актив Дорожного Совета
ежемесячно
Участие в городской акции «Внимание, дети!»
Заместитель директора по ВР
В течение реализации проекта
Игра «Школа светофорных наук»
Актив Дорожного Совета
Ноябрь
2012 года
Конкурсная программа «Улицы моего безопасного города»
Актив Дорожного Совета
Ноябрь
2012 года
Круглый стол «Наше поколение за безопасное движение!»
Актив Дорожного Совета
Заместитель директора по ВР
Декабрь
2012 года
Единый классный час на тему «Улица полна неожиданностей»
Педагоги лицея
Декабрь
2012 года
Конкурс ЮИД среди 2-6 классов
Педагог-организатор
Декабрь
2012 года
Экскурсия по городу «Азбука улиц и дорог» для учащихся 1 ступени
Педагоги лицея
Январь
2012 года
Просмотр видеолекций по ПДД
Педагог-организатор
Актив Дорожного Совета
Январь
2012 года
Теоретические занятия по ПДД с отрядами ЮИД
Руководитель отряда ЮИД
В течение реализации проекта
Практические занятия с отрядами ЮИД
Руководитель отряда ЮИД
В течение реализации проекта
Коллективный анализ проведенных дел, анкетирование
Инспектор БДД
Февраль
2012 года
5. Ожидаемые результаты
Предполагается, что в результате реализации проекта:
- улучшаться знания детьми и подростками основ правил дорожного движения и безопасного поведения пешеходов на дороге. Во время реализации проекта будут проведены тесты на знание Правил дорожного движения, которые покажут, чему научились дети в течение этого времени. Результаты лицейских конкурсов также покажут уровень знаний и умений по ПДД.
- популяризация безопасного поведения на дорогах среди школьников, их родителей, местного населения. Будут изготовлены и распространены листовки, буклеты. Информационные бюллетени, сведения на сайте образовательного учреждения, заметки в лицейской газете «Лицеист» будут отражать ход реализации проекта.
- расширение сферы деятельности членов лицейского сообщества, освоение ими новых видов деятельности (проведение занятий по ПДД, организация дежурства, разработка инструкций, обращения к представителям общественности)
- проведение игровых и спортивных мероприятий, спектаклей поможет вовлечь в активную деятельность большого круга детей
- разработка и изготовление листовок, плакатов, буклетов, информационных бюллетеней, фотовыставка, слайд-шоу привлечет внимание детей и взрослых к проблеме безопасности на дорогах
- будет пополнен банк сценариев лицея по ПДД и БДД
- встречи с представителями ГИБДД помогут обеспечить правовую грамотность школьников и их родителей на дорогах города
Мы предполагаем, что все это в целом будет способствовать предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, что поможет снизить количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
6. Дальнейшее развитие проекта
В дальнейшем можно продолжить работу в этом же направлении, привлекая большее количество детей. Возможно дальнейшее сотрудничество с инспектором, закрепленным за МКОУ лицеем №2, организация постоянной рубрики по безопасности движения на сайте нашего общеобразовательного учреждения и в лицейской газете «Лицеист». Перспективной является организация профильной смены летнего пришкольного лагеря.
7. Оценка эффективности проекта
В ходе реализации программы будет создана система формирования культуры грамотного поведения детей и подростков на дороге.
Будет сформирована информационная база данных об учащихся, нарушающих ПДД, возрастет уровеньзнаний подростков о важности соблюдения ПДД.
Снизится количество ДТП с участием детей и подростков.
Повысится уровень социальной активности подростков.
13 PAGE 14215
13 PAGE 14815
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 4Заголовок 615