Работа классного руководителя с родителями обучающихся через реализацию школьной программы «Партнерство и сотрудничество с родителями».
Работа классного руководителя с родителями обучающихся через реализацию школьной программы «Партнерство и сотрудничество с родителями».
Темпы развития современного общества ставят перед родителями все новые и новые проблемы, решить которые в одиночку зачастую бывает очень непросто. Большую помощь в решении возникающих проблем могут оказать в школе.
В нашей школе реализуется программа по работе с семьёй «Партнерство и сотрудничество с родителями».
Её цель: оказывать действенную помощь семье по воспитанию гармонично развитой личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни общества, устанавливать отношения доверия и сотрудничества между семьей и школой.
Программа «Партнерство и сотрудничество с родителями» включает следующие направления:
изучение семей обучающихся;
работа социально – психологической службы;
работа с родителями;
работа с проблемными семьями;
сотрудничество учителей и родителей в организации воспитательной работы;
работа с семьёй в системе дополнительного образования;
работа семьи и школы по защите прав детей.
Наш опыт взаимодействия с родителями показывает, что семья и школа могут успешно сотрудничать не на словах, а на деле. При этом используются самые разнообразные формы работы школы с семьёй:
консультации специалистов;
педагогический лекторий по проблемам семьи и семейной педагогики;
родительские собрания;
социально-психологическая служба для родителей;
семейные праздники, экскурсии, походы;
общешкольный праздник «Семейное ассорти»;
фестиваль «Семейные таланты»;
День семьи;
День матери;
выставка семейного творчества;
спортивные соревнования « Мы вместе»;
дни открытых дверей для родителей.
Практическая помощь по вопросам, связанным с учебно-воспитательным процессом, предлагается родителям в день открытых дверей, когда они могут посетить любой урок, внеклассное мероприятие, побеседовать с учителями, школьным психологом, медицинскими работниками, администрацией.
Родители вместе с детьми выступают в роли организаторов и участников многочисленных праздников, которые уже стали доброй традицией школы: семейных гостиных, выставок семейного творчества, ярмарок, Нового года, КВН и др.
Одна из актуальнейших задач сегодня в школе - во взаимодействии и согласии с родителями воспитывать у ребят чувство чести рода, ответственности за фамилию, осознание истории семьи как части истории народа. Важную роль в решении этой задачи играют смотры-конкурсы патриотической работы: «Награды моей семьи», «Мой город любимый». В 2011-2012 учебном году школьники приняли активное участие в проекте «Моя родословная». Организуя работу с детьми по этому направлению, педагог получает поистине уникальную возможность изучения семьи ребёнка, укрепления всесторонних связей с нею.
Опытные педагоги нашей школы успешно применяют в своей работе самые разнообразные формы сотрудничества с родителями, активного вовлечения их в учебно-воспитательный процесс.
Объединяют родителей и детей совместные вечера отдыха, празднование дней рождения: «У семейного очага», «Заглянем в бабушкин сундук», «Пойми меня», «Старый новый год», «Все телепередачи у нас в гостях», где ребята знакомятся с традициями и обрядами семейной жизни, делятся «фамильными» секретами кулинарного мастерства и выступают партнёрами, соучастниками.
Классными руководителями ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию учащихся, согласно их возрастных особенностей, родительские собрания, совместные мероприятия с детьми и родителями. Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей. По итогам каждой учебной четверти классные руководители проводят родительские собрания совместно с детьми. Такие собрания проходят в форме психолого-педагогического тренинга. На них проводится анализ успеваемости, анализ анкет (рейтинг любимого предмета). Ни родители, ни дети не боятся идти на собрание, так как здесь создаётся ситуация успеха любого ученика и родителя (звёзды присуждаются не только за успехи в учёбе, но и за лучший внешний вид, «лучшему другу», за успех в этом году по сравнению с прошлым годом и т. д.)
Классными руководителями разработаны планы воспитательной работы с ученическими коллективами, которые предполагают комплексную реализацию нескольких направлений: интеллектуально - познавательной и профилактической деятельности, ценностно - ориентированной, художественно-эстетической и трудовой, спортивно-оздоровительной и формирования здорового образа жизни.
Особое внимание классные руководители уделяют работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В школе проводятся профилактические беседы, родительские собрания, патронаж семей, встречи со специалистами ПДН и здравоохранения, правовые игры «С законом на ты» и т.д. На каждого «трудного» подростка составлен план индивидуальной работы, ведется дневник педагогического наблюдения, в которых фиксируется вся работа, проводимая с ребенком «группы риска» и его родителями. С января 2013 года в школе работает родительский патруль. Родители совместно с классными руководителями, социальным педагогом, инспекторами ПНД г. Арзамаса участвуют в рейдах по проверке жилищно-бытовых условий несовершеннолетних, их занятости в свободное от уроков время.
Ещё один важный момент взаимодействия классных руководителей с семьёй - это опора на родительский актив. В большинстве классов деятельность родительских комитетов ежегодно получает положительную оценку. Регулярно проводятся заседания родительских комитетов по вопросам дисциплины в классах, успеваемости и посещаемости занятий обучающимися, профилактические беседы с детьми, анкетирование, проводимое с целью выявления неблагополучных семей. Статистика последних трёх лет показывает, что только один родитель был лишен родительских прав.
С декабря 2010 г. успешно реализуется проект «ШИК» – школа интерактивного общения. Идея проекта «ШИК» заключалась в создании Интернет-ресурса (сайта «Школьный Интернет-клуб» для родителей обучающихся, самих детей и педагогов). На страницах этого сайта родители, педагоги и обучающиеся получают помощь педагога-психолога, социального педагога, узнают новости образования, информацию о конкурсах, в которых может принять участие ребенок. Здесь родителям также предоставляется возможность рассказать о себе, своей семье, своем ребенке в школе. Предполагается, что ресурс будет динамично развиваться в соответствии с желанием самих родителей. Стратегическая цель создания данного ресурса – это вовлечение родителей в образовательный процесс. Один раз в месяц для педагогов и родителей на сайте школы размещается информация по профилактике правонарушений, наркомании и алкоголизма. 195 родителей обучающихся являются активными пользователями школьного сайта.
Школьная социально-психологическая служба считает оказание помощи родителям одной из своих важнейших задач. Психолог и социальный педагог школы на индивидуальных консультациях и родительских собраниях помогают восстановить нарушенные контакты с детьми, наладить внутрисемейные отношения.
Педагог-психолог в "Кабинете Психологической Помощи” даёт различные рекомендации по воспитанию, обучению подростков и младших школьников.
Ваш малыш стал школьником
Полезные советы родителям
Детский страх
Воспитание ребенка в семье
Как устранить конфликты между детьми
Переходный возраст
Почему люди становятся токсикоманами?
Памятка родителям "Если вашим детям угрожает опасность"
Обучение детей с особыми образовательными потребностями
Социальный педагог МБОУ СОШ №7 им. А.П. Гайдара даёт советы родителям "трудных подростков".
Что делать, если ребенок ворует?
Причины девиантного поведения.
Вредные привычки подростков и их последствия.
Мотивы употребления алкоголя в подростковом возрасте.
Заканчивая свое выступление, мне хотелось сказать, что мы, педагоги, призваны не судить семью и детей, а всеми возможными путями выводить из жизненного тупика, учится вместе выживать, поддерживать друг друга, оставаясь людьми. Задача не из простых еще и потому, что учитель, как никто другой, сердцем чувствует: здоров ли ребенок, какое у него настроение, чем он огорчен, о чем задумался. Может ли учитель помочь, как это сделать, когда и самому тяжело? Я думаю, сможет, ведь главным элементом в воспитании и обучении детей должен стать треугольник:
Учитель Дети Родители