Мастер класс работа с родителями на тему Современные формы, методы работы с родителями в начальных классах


МБОУ Татарско Шмалакская средняя школа
Мастер класс
Учителя начальных классов
Абубекяровой Риты Фяритовны

Тема: «Современные формы, методы и приёмы работы с родителями в практике учителя начальных классов»
Цель: предоставить участникам процесса возможность прочувствовать на собственном опыте действенность данных форм, методов и приёмов.
Задачи: расширить представление о современных формах, методах и приёмах организации работы с родителями;
показать организацию совместного досуга детей, педагога и родителей; поделиться опытом своей работы в этом направлении.
Оборудование: мультимедийная установка, игрушка - сердце, листочки, макет дерева, анкеты, листы бумаги, карандаши, фломастеры, ножницы.
Тема моего выступления
Пр. 1

Пр. 2

Как организовать взаимодействие семьи и школы, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь к школе таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам? Как аргументировать необходимость их участия в школьной жизни ребёнка? Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных».
Поэтому вопрос: «Как привлечь родителей в школу?» - это вечная «головная боль» педагогов.
Учительство всегда в поиске, какие создать условия, чтобы родителижелали сотрудничать со школой, с удовольствием посещали родительские
собрания; как сделать, чтобы им в школе было интересно, чтобы их посещения приносили только пользу и для школы, и для детей?
В связи с этим перед нами стоит важная задача - сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Только в тесном контакте может возникнуть формула:
Пр. 3

Пр. 4

Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями и детьми включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение их в учебно-воспитательный процесс и участие в управлении школы.
Пр. 5

Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:
- родительских университетов;
-конференций;
-индивидуальных и тематических консультаций;
-родительских собраний;
-тренингов.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:
-день творчества детей и их родителей;
-открытых уроков и внеклассных мероприятий;
-помощи в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса;
-шефской помощи.
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:
-участие родителей класса в работе совета школы;
-участие родителей класса в работе родительского комитета.
Взаимодействие с семьёй - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Поэтому очень важно, чтобы законы семьи, где воспитывается ребёнок и школы, куда он приходит из этой семьи за знаниями, были составляющими общей системы правил. Формы, методы и приёмы работы с родителями направляю на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление её воспитательного потенциала.
Все мы прекрасно знаем, что семьи все разные, у каждой свои проблемы и трудности и, поэтому, невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьёй. Многое зависит от интуиции и мастерства педагога.
Мне хочется поделиться своим опытом работы с родителями. Для того чтобы сотрудничество семьи и школы было тесным, в самом начале работы с родителями изучаю социальный статус семьи и только потом планирую работу с родительским коллективом. Самой распространённой формой знакомства является проведение анкетирования. Сейчас можно найти много готовых анкет или составить самой.
Пр. 6

Представьте себя в роли родителей и попробуйте ответить на эти несложные вопросы. К началу учебного года я уже вижу средний возраст своих родителей, есть ли у них общие интересы, какую посильную помощь может оказать каждый из них. Часто такое анкетирование провожу перед поступлением ребёнка в первый класс, потом вопросы анкеты изменяю или добавляю новые.
Пр. 7 (Линейка)
Наступает первое сентября, дети вместе с родителями приходят в школу. На первом родительском собрании я стараюсь поближе познакомить между собой всех родителей и детей. Для этого использую различные методы и приёмы. Так как у нас в классах сейчас небольшое количество детей и родителей, то прошу всех родителей построиться в круг. У меня в руках игрушка - «сердце нашего класса». Прошу каждого родителя назвать своё имя и имя своего соседа и передать «сердце» дальше по кругу. (Теперь каждый родитель называет своё имя и отчество так, как бы он хотел, чтобы к нему обращались. Передаётся игрушка до тех пор, пока не попадёт в руки учителя.). Так играем и с детьми.
Следующий приём знакомства - «рукопожатие». Я прошу пожать руки друг другу:
- тех, у кого в классе учится сын, учится дочь;
- тех, у кого больше двух детей в семье;
- тех, кто любит читать;
- тех, кто умеет вязать.
Таких вопросов можно придумать очень много. Для себя я уже могу составить инициативные группы. Для детей подбираются вопросы другого плана: кто любит заниматься спортом? кто может сделать красивую игрушку? кто умеет красиво рисовать? и т. д. Я делаю для себя пометки, которые будут использоваться для разбиения детей по секторам: трудовички, цветоводы, санитары и т. д.
Объединитесь в небольшие группы. (В каждой группе может быть по три или четыре семьи.) На доске вешаю рисунок дерева. Каждой группе раздаю листочки. Прошу на листочках написать мероприятие, которое они хотели бы провести или поучаствовать в нём, или просто посмотреть. Пробуем украсить наше дерево листьями. Вот и готов план внеклассной работы. Теперь я уже знаю, к какой семье и когда могу обратиться за помощью.
Родительское собрание прошло в нетрадиционной форме, что ещё больше способствует привлечению и сплочению и родителей, и детей.
Родительские собрания, консультации, тренинги проходят у нас часто. На них мы обсуждаем разные вопросы. Каждую встречу с родителями я стараюсь начинать с какого - то изречения, сказки или притчи, чтобы родители задумывались о своей роли в воспитании детей. Например, Л. Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив дома». Дальше происходит обсуждение этого высказывания.
Иногда прошу послушать сказку.
Тихим солнечным утром в гнезде пеликана мирно спали пушистые птенцы. Пеликан отправился на поиски корма, оставив потомство в безмятежном сне. Сидевшая в засаде гадюка тут же подползла, крадучись, к его гнезду. Змея подползла в плотную к птенцам, глаза её сверкнули зловещим блеском - и началась расправа. Получив по смертельному укусу, безмятежно спавшие птенцы так и не проснулись. Довольная содеянным, злодейка уползла в укрытие, чтобы насладиться горем птицы. Вскоре вернулся с охоты пеликан. При виде зверской расправы, учинённой над его детьми, он разразился громкими рыданиями: «Без вас нет мне теперь жизни! Пусть я умру вместе с вами!» И он начал клювом раздирать себе грудь у самого сердца. Горячая кровь ручьями хлынула из раны, окропляя бездыханных птенцов. Теряя последние силы, умирающий пеликан бросил прощальный взгляд на гнездо с погибшими птенцами и вдруг, от неожиданности. Вздрогнул. О чудо! Его пролитая кровь и родительская любовь вернули птенцов к жизни, вырвав из лап смерти. И тогда, счастливый, он испустил дух…
Давным-давно эту сказку придумал Леонардо да Винчи. Но многие годы спустя люди не перестают удивляться силе родительской любви, преклоняются перед ней. И мы собрались сегодня здесь благодаря тому, что наши жизни озаряются светом родительской любви. Без света этой любви, без тепла наших сердец погода в нашем доме была бы совсем иной… А может, и вообще не было бы никакого дома…
На дискуссиях и круглых столах часто обсуждаются вопросы, какими же нам быть с детьми: добрыми или строгими? как найти эту «золотую» середину? часто ли говорить слово «нельзя» своим детям?
Перед круглым столом я прошу детей ответить на вопрос: «Что вам запрещают делать родители?» Ответы подсчитываю и вывожу в таблицу.
Пр. 8 (Нельзя)
Посмотрите на эту таблицу. Прошу вычеркнуть из этого списка лишнее. Вы можете совещаться друг с другом, обсуждать вместе, а только потом отвечать. В самом конце мы узнаём, что всё - таки можно разрешить нашим детям. Стараемся сделать вывод: будь к своему ребёнку в меру добр и требователен, если хочешь чего - то добиться. Сохрани в себе всё хорошее и передай это детям.
Наши дети любят такую форму работы как практикумы. На них приглашаются и дети, и родители. Класс делится на две группы: дети и родители. Давайте поменяемся ролями. Дети превращаются в родителей, а родители в детей. Родители и дети получают задания, которые им необходимо обыграть.
Задания для детей, исполняющих роль родителей:
1) Вы поручили ребёнку прибраться дома и помыть посуду, а он проиграл всё это время в компьютер и ничего не сделал. Ваша реакция?
2) Вы открыли дневник и увидели, что у вашего ребёнка двойка. Как вы поступите?
Задания для родителей, исполняющих роль детей:
1) Мама попросила вас убрать комнату и помыть посуду, а пришёл друг, вы заигрались и ничего не сделали. Как объяснить маме?
2) Вы получили двойку, и вам надо объяснить родителям, за что и почему.
Подведём итог нашему практикуму. Решая эти ситуации, каждый из вас посмотрел на себя со стороны и, возможно, узнал свои поступки, свои слова, может быть даже и поведение. И каждый наверняка сделал для себя определённые выводы.
Проработав много лет в школе и наблюдая за детьми и родителями, я пришла к выводу, что им интересны нетрадиционные формы работы: совместные праздники, поездки, экскурсии, походы. И поэтому в нашем классе мы проводим совместные праздники: «День Мам», «8 марта», «Новогоднее представление», «Весёлые старты», «Лыжные прогулки» и т. д.
Пр. 9, 10, 11, 12, 13, 14
В настоящее время совместные мероприятия вышли за рамки класса и стали общешкольными с привлечением работников ДК, ДТ и сельской библиотеки. Проводятся такие мероприятия: «Масленица», «Рождественские посиделки», «Спортивные праздники».
Пр. 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
Эти формы работы сближают детей и родителей, а классный коллектив становится единым целым, большой семьёй, которая сплачивается и интересно живёт только в том случае, если организована совместная деятельность педагога, детей и родителей.
Пр. 24
Свой мастер - класс мне хотелось бы закончить словами И. Беляевой о том, в чём состоит рецепт счастья:
Возьмите чашу терпения,
Влейте в неё полное сердце любви,
Добавьте две горсти щедрости,
Посыпьте добротой,
Плесните немного юмора
И добавьте как можно больше веры.
Всё это хорошо перемешайте.
Намажьте на кусок отпущенной вам жизни
И предложите каждому,
Кого встретите на своём пути.
Список литературы:
Буданова Г. П., Буйлова Л. Н. Справочник классного руководителя - М.: Просвещение, 2011. - 256с.
Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя - М.:ВАКО,2008. - 352с.
Семёнов Г. С. -Родительские собрания - М.: Школьная Пресса, 2005. -96с.
Яценко И.Ф., Чупина С. И. -М.:ВАКО, 2008.- 256с.