Театрализованный досуг «Осень на Ямале»
Театрализованный досуг «Осень на Ямале»
Копосова Марина Юрьевна
музыкальный руководитель
Шестакова Татьяна Владимировна
педагог дополнительного образования
МАДОУ «Детский сад № 6 «Журавушка»
Аннотация: Театрализованный и игровой досуг для детей старшего дошкольного возраста помогает знакомить с бытом и образом жизни коренных народов севера, формированию чувства толерантности и любви к родному краю. Сам сценарий построен на знакомом музыкально- игровом материале: детские народные и современные песни, танцы, подвижные игры детей северян.
Сценарий такого досуга могут использовать музыкальные руководители, воспитатели детских садов и педагоги дополнительного образования.
Цель: - знакомить с укладом жизни коренных народов севера, творчеством национальных поэтов, композиторов;
- развивать интерес к ненецкому фольклору, музыкальный вкус, память;
- воспитывать любовь к родному краю, чувство толерантности.
Предварительная работа: Чтение северных сказок, разучивание стихов и песен о севере, национальных подвижных игр , посещение уроков северного фольклора, просмотр книги «Хамани», инсценирование сказки «Морошка», детских мультиков о севере, беседы о современной жизни северян, рисование на тему «Мой Ямал!».
Действующие лица: девушка /взрослый/ и мальчик /ребёнок/ в национальных костюмах; мальчик Едэйко, собачка Лаппо, гусь гуменник – тиник, 4-5 детей в северных костюмах, девочки – снежинки /5-6/.
Оформление: центральный фон – панно с северным, осенним пейзажем; на переднем плане стоит стилизованный чум, нарты и другие предметы быта; с боку находится карта России.
Ход досуга.
Под спокойную музыку /музыкальный материал по выбору педагога/ в зал заходят дети вместе с воспитателем.
Воспитатель: Ребята, взгляните на карту, и вы увидите, какая большая наша страна, Россия! А сегодня, мы с вами отправимся в интересное путешествие по родному краю! Расскажите, где вы живёте? (ответы детей: на севере, на Ямале, на полярном круге)
Дети в национальных костюмах: Вы на карту, посмотрите!
И Ямал на ней найдите,
Потому что, здесь наш дом!
Все дети вместе: Мы на севере живём!
Воспитатель: Пусть суров наш северный край,
Но он необыкновенно красивый и богатый.
Появляется девушка /хозяйка/ и мальчик в национальных костюмах, она приветствует детей на ненецком языке.
Хозяйка: Ань торова, здравствуйте гости!
Воспитатель: (обращая внимание на девушку)
Приветствуем тебя, хозяйка, женщина сердечная,
Ямала добрая душа! (дети машут рукой)
Хозяйка: Иногда от людей я слышала, что у нас не житьё, а горе:
Злые ветры срывают крыши, ураган прилетает с моря
Летом – грязь, а зимой – заносы, тундра топкая, словно студень.
Ни пройти, ни проехать людям, скучно, холодно и пустынно.
Ни весны, мол, здесь нет, ни лета, вы спросите Ямала сына, - он ответит:
Мальчик: Неправда это! Да бывает пурга, не скрою,
Вьюги злые приходят с моря, и морозно у нас зимою,
Только это совсем не горе, необъятная тундра наша –
(голоса птиц)
Всюду птичий, весёлый гомон, реки наши рыбой богаты.
Столько дел! Не сидится дома, даже самым тихим ребятам.
Хозяйка: Необъятная тундра наша вся покрыта цветами летом.
Пусть мне скажут: «Есть место краше»
Я отвечу: «Неправда это!»
Земля, на которой вы родились и выросли, всегда для вас будет самой красивой и любимой, потому что это – ваша родина.
Воспитатель: Дорогая хозяйка, расскажи нам о ямальской земле.
Хозяйка: На Ямале живут люди разных национальностей. Вы знаете, какие народы проживают здесь на севере (ответы детей). Но первыми, кто заселил эту землю, были ненцы – мужественный, трудолюбивый народ. Славен он не только мужеством и трудолюбием, а ещё и большой любовью и бережным отношением к природе своего края. А как гостеприимен местный народ! Зайдите к ним в чум и вас всегда встретят добрые заботливые друзья: угостят свежим душистым чаем, согреют добрым словом.
Девочка в национальном костюме: Приезжайте в гости, я вас приглашаю
На крутую горку у большой реки.
А собака Лаппо весело залает,
Будет с нами бегать наперегонки.
Хозяйка: Слышите (звуки играющего бубна) – это бубен нас зовёт поиграть. Посмотрим, кто самый быстрый, ловкий?
Игра на развитие быстроты, ловкости «Ловля оленей»
Воспитатель: Вот, как здорово поиграли!
Дети: Даже вовсе не устали!
Воспитатель: Да хорошо побегать, погулять по осенней тундре! (обращая внимание детей на оформление зала) Полюбуйтесь, как красив наш северный край! А какие необычные песни поют здесь! Ну девчонки выходите, может песней удивите?
(подгруппа девочек исполняет песню вместе с ведущей)
Песня «Тэтэль – Вэтэль» («Милый малый») Слова С.Няруя
Дети: Тундра очень хороша в малице осенней,
В тундре солнце, как душа мудрого оленя.
Хозяйка: Да, да, да! Как душа мудрого оленя!
Дети: Уважаемая хозяйка, у северных народов есть сказки?
Хозяйка: Очень много! А сегодня я расскажу вам северную сказку «Морошка», слушайте внимательно.
Театрализованное представление севернкой сказки «Морошка» Е. Сусой.
/участвуют дети театрального кружка/
«Было это в конце лета. Как всегда в нашем стойбище все проснулись рано, когда заря только заиграла. После завтрака взрослые занялись своими повседневными делами, а дети всего стойбища собрались в поход за морошкой. А мальчик Едэйко взял с собой собачку Лаппо.
Едэйко: Лаппо! Лапо! Беги за мной! (дети помогают звать собачку)
Собачка: (бежит, лает)
Под музыку дети гуляют, собирают ягоды, напевая песню «Морошка»
Дети: Морошка, морошка, тоненькая ножка,
Ягодка – фонарик, сладостно подарит,
Солнца луч в окошке, - золотые рожки.
Вышла я из чума – нет нигде морошки.
Дети: Будем песню напевать, да морошку собирать.
Песня «Морошка» автор А. Бердышева /пение с инсценированием 3-5 детей/
Дети: Как в тундре привольно!
Как в тундре просторно!
А в тундре, как в море, - вперёд!
Хозяйка: Ребята набрали ягод, а потом развели костёр и сели вокруг него.
А Едэйко встал позвал Лаппо и пошёл к реке, как вдруг удивительное зрелище: глазами они встретились с гусём – тиник с розовой полоской на клюве.
«Есть легенда о том, что гусь гуменник – тиник, когда-то пролетая через солнечный круг, обжог свой клюв, оттого он у него черный, кроме розовой полоски»
Едэйко- Ребята, смотрите в какую беду попал гусь?
(дети подбегают к гусю)
Дети - Он не испугался нас!
- Он нас считает своими друзьями и спасителями.
Гусь – «Лылык-лык» - вы меня в обиду не дадите,
Только вы можете спасти мою жизнь!
Хозяйка: Тут все заметили, что у гуся было сломано крыло.
Так не собрав полные лукошки морошки ребята взяли гуся и отправились домой. В стойбище все были рады, что спасли очень дорогую птицу. Некоторое время дети и взрослыми лечили гуся и вскоре крыло поправилось у нашего друга.
А когда наступила осень, изредка пролетали снежинки, приближалась холодная пора.
«Танец снежинок»/ музыкальный материал по выбору/
Песня «Осень - непогодушка» музыка Е.В.Горбиной
Птицы стали собираться в стаи. А ребятишки из стойбища вынесли гуся в тундру
и наш гуменник взлетел, описал большой круг над чумами по ходу солнца и потерялся в караване птиц, улетающих в теплые края (голос улетающих птиц)
Долго кричали ребята, прощаясь со своим другом.
Дети – Прилетайте опять!
- Тундра перед вами расстелет широкий «стол» с проталинами, полными пищи и тепла души!»
Звучит музыка «Журавли».
Хозяйка: Я думаю, вам понравилась моя сказка? (ответы детей)
Воспитатель: Спасибо тебе за интересную сказку, за гостеприимство. Наши ребята приготовили тебе подарки – это рисунки о твоей северной земле
Дети: Я рисую тундру нашу, а над ней большое солнце,
В жёлтый цвет его раскрашу, пусть со мной оно смеётся.
Карандаш как луч игривый, что резвится ранним утром,
Мне нужны все краски мира, это я рисую тундру.
Воспитатель: Рисунки – нашей земли частица, их повидала Москва – столица.
И дети Мира из них узнали,
Все дети - Как хорошо на родном Ямале!
Дети дарят свои рисунки хозяйке и поют песню
Песня «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живёшь!» сл. Ю. Энтина муз. Гладкова
Воспитатель: Ну что ж, пора нам возвращаться.
Хозяйка: До скорой встречи, друзья!
Музыкально-литературный материал:
Песни и стихи из сборника «Праздник тундры» С. Няруя;
стихи поэта Ю. Анко;
Песня «Тэтэль – Вэтэль» (Милый малый) слова и музыка С.Няруя,
«Морошка» автор А. Бердышев;
Ненецкая сказка «Морошка» из книги «Хамани»;
Детская песня «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живёшь!» слова Ю. Энтина, музыка Г. Гладкова.
15